Дмитрий Джангиров, worldcrisis.ru, 22 августа
В скандале с якобы участием украинского "Южмаша" (то ли через поставку самих двигателей, то ли неких "технологий") в северокорейской ракетной программе, о чем написала The New York Times 14 августа, на сегодня больше вопросов, чем ответов. Тем более, что "показания" специалиста по ракетным вопросам в Международном институте стратегических исследований Майкла Эллемана (Michael Elleman), на которого ссылалась газета, о роли Украины менялись три дня подряд… И абсолютно неудивительно, что задаваясь вопросом "Cui prodest?", сегодня многие проводят параллели между нынешним скандалом с ракетными двигателями для Северной Кореи и скандалом с "Кольчугами" (комплекс ПВО) для Ирака. Пикантная подробность, связывающая оба случая: 15 лет назад первым публичным обвинителем Киева со стороны официального Вашингтона была тогдашний (2001-2003 гг.) заместитель посла США … Мари Йованович. Более того, именно она утверждала, что кроме "пленок майора Мельниченко" (офицера охраны, располагавшего записями разговоров в кабинете президента Украины) у США имеются и другие убедительные доказательства. Кстати, помните продолжение? Украина создала в 2002 году специальную государственную комиссию во главе с тогдашним главой АП Виктором Медведчуком, которая "поштучно" доказала присутствие всех "Кольчуг" в местах их дислокации. Причем, выводы комиссии были обнародованы не только в Украине, – г-н Медведчук докладывал о результатах расследования в Совете Безопасности ООН. Окончательно все подозрения были развеяны после вторжения США в Ирак… В качестве авторского отступления, можно указать, что именно с того момента у Виктора Медведчука "не заладились" отношения с американскими дипломатами и чиновниками, курирующими Украину – "крыть" доказательства госкомиссии было нечем, а, следовательно, "загнать" Президента Леонида Кучму в международную изоляцию не получилось. И проект "внешнего управления" пришлось переносить на несколько лет – вплоть до победы на президентских выборах Виктора Ющенко. Последовали ли после этого публичные извинения или, хотя бы, опровержения со стороны Вашингтона и его "фронтменов" в этой истории? – Вопрос риторический… Более того, сама личность и персональная украинская история нового посла была четким сигналом украинской верхушке, что "пряники Нуланд" закончились, наступает время "кнута Йованович". Продолжением параллелей со скандалом с "Кольчугами" стало настоятельное "пожелание" бывшего помощника заместителя главы Пентагона по вопросам Украины и Евразии в администрации Барака Обамы Майкла Карпертера "пригласить американских экспертов – как минимум – чтобы те помогли исследовать эту ситуацию в пределах более длительного дополнительного расследования". Дополнительного – по отношению с назначенным президентом Украины Петром Порошенко 3-дневным расследованием по поводу информации о поступлении в КНДР ракетных технологий из Украины. При этом г-н Карпентер вполне прозрачно намекнул, что скандал произошел накануне визита в Киев министра обороны США Джима Маттиса, т.е., предложение об участии американских экспертов нужно принимать как можно скорее… Фактически, втягивание (даже на уровне подозрений) украинской власти в международный "санкционный" скандал, – уже отработанный в 2002 году прием внешнего управления. Тем более, что в данный момент у Администрации Трампа имеется свой политический интерес показать Украину в негативном свете, т.к. один из важнейших аргументов сторонников санкций в отношении РФ (и, одновременно, оппонентов действующего президента), – "защита демократической прозападной Украины от посягательств диктаторской России". Возвращаясь к теме "внешнего управления", можно предположить, что посольство США в ближайшее время жестко вступится за "прессуемых" властью "антикоррупционеров" "еврооптимистов", а полностью подконтрольные своим американским кураторам НАБУ и САП откроют еще ряд резонансных дел против украинской верхушки. Такой, что называется, "персональный" подход дает Вашингтону инструмент влияния на любые внешнеэкономические проекты Киева. Например, на совместные с Ираном "углеводородные" проекты, включающие разработку маршрута транзита иранской нефти в Европу. Действительно, в отечественных СМИ эта тема не особо освещается, но зайдите на сайт IRNA (Новостное агентство Исламской республики Иран) и там Вы найдете множество сообщений на тему украино-иранского экономического сотрудничества, особенно в сфере углеводородов и транзита. Так, украинский официоз ограничился сухой информацией о том, что в инаугурации переизбранного президента Ирана Хасана Рухани 5 августа с.г. принял участие первый вице-премьер Степан Кубив. А вот IRNA в своей русскоязычной версии дает следующее изложение одного из тезисов интервью Степана Кубива агентству: "Подчеркнув необходимость расширения связей с Тегераном, первый вице-премьер Украины сказал, что Украина может способствовать Ирану в области продовольственной безопасности, а Иран – в сфере энергетической безопасности Украине". Вряд ли подобные контакты (а, тем более, – проекты) могут нравиться Штатам, причем, сразу по двум причинам: 1) как связанные с враждебным Вашингтону Ираном; 2) как связанные с поставкой дополнительных углеводородов в Европу, которую Вашингтон (и отдельно – администрация Трампа) рассматривает в качестве потенциального рынка для американского сжиженного газа… Так что, тема "двигателей для северокорейских ракет", несомненно, будет использована для давления на Киев с целью отказа от подобного рода экономически выгодных проектов. При попытке проявить излишнюю самостоятельность, всплывут новые "коррупционные подробности". А также – подозрения в участии украинских ученых в иранской ракетной и ядерной программах. С обязательной публикацией этих подозрений в The New York Times… Впрочем, как мы уже упоминали выше, у Украины имеется и позитивный опыт опровержения подобного рода обвинений. |