NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 23.04.2024 21:19 ast
19:19 msk

Интеллектуальное средневековье
Перевод рукописи средневекового автора Хибатуллы ат-Тарази позволил ввести в научный оборот ранее не известный письменный памятник.
11.02.2013 / наука и техника

Аширбек МУМИНОВ, главный научный сотрудник Института востоковедения им. Р. Сулейменова, доктор исторических наук, "Казахстанская правда", 8 февраля

Перевод рукописи средневекового автора Хибатуллы ат-Тарази позволил ввести в научный оборот ранее не известный письменный памятник.
Перевод с арабского на русский язык рукописи средневекового ученого-богослова Хибатуллы ат-Тарази, который осуществил ученый-теолог шейх Абсаттар хаджи Дербисали, имеет важное научное и общественно-политическое значение. Во-первых, книга представляет собой академическое издание доселе не известного памятника, оформленное в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным публикациям: она содержит научно-исследовательскую часть, факсимильный текст оригинала средневекового сочинения, комментированный перевод текста с арабского языка и подробные указатели. И, во-вторых, книга вызвала широкий резонанс в научной среде, поскольку ее издание означает начало многообещающего процесса исследования трактатов средневековых теоретиков традиционного ислама.
Хибатулла ат-Тарази (полное имя – Шуджа ад-дин Хибатулла ибн Ахмад ат-Тарази ат-Туркистани ал-Ханафи) – один из ярких представителей традиционного ислама в Казахстане – вошел в историю как блестящий ученый-богослов и педагог. Он родился в 1272 (73) году в Таразе и прошел хорошую школу в родном городе. Учитывая высокий уровень его богословских трудов, можно сделать заключение, что инфраструктура конфессионального образования средневекового Тараза имела высокий потенциал. Хибатулла ат-Тарази в поисках знаний много путешествовал по научным центрам Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока. Его, признанного ученого, часто приглашали преподавать в ведущие учебные и научные центры того времени. Свой жизненный путь Хибатулла ат-Тарази закончил в Каире (Египет) при кипчакских мамлюках в стенах медресе Султана Бейбарса в десятый день месяца зу-л-када 733 года по лунному календарю, что соответствует 23 июля 1333 года.
Хибатулла достиг совершенства в познаниях, и это позволило ему создать ряд произведений в таких сложных областях исламской науки, как юриспруденция (фикх) и теология (илм ал-калам или илм ал-акаид). Биобиблиографическая наука сообщает о шести его произведениях. Два из них ("Шарх ал-Джами ал-кабир ли-ш-Шайбани" и "Китаб ал-гурар") посвящены исламской юриспруденции, остальные ("Шарх акидат ат-Тахави", "Табсират ал-асрар фи шарх ал-Манар", "Китаб ал-иршад" и "Китаб ал-мисал") излагают основы исламского богословия.
Сквозь века до нас дошли лишь два произведения. В первом из них – "Табсират ал-асрар фи шарх ал-Манар" – автор аргументированно, опираясь на первоисточники, пишет о базовых вопросах мусульманской теологии. Он рассуждает о путях достижения знания, происхождении мира, понятиях вечности, природе и Боге, излагает учение о свободе воли, пророчествах, чудотворении, учении о конце света, судьбе человечества, о воздаянии за добрые поступки и грехи, имамате и многом другом.
Однако венцом творчества Хибатуллы ат-Тарази по праву считается его сочинение "Шарх акидат ат-Тахави". Оно составлено в виде комментариев (шарх) к трактату раннего египетского ханафитского богослова Абу Джафара Ахмада ибн Мухаммада ат-Тахави (853–933 годы). Прокомментировать "Акидат ат-Тахави" пытались и до сих пор пробуют многие маститые ученые-богословы. Однако большинство из них потерпели неудачу. Дело в том, что ханафитский богослов, написавший "Акидат ат-Тахави", ранее состоял в шафиитском мазхабе (религиозной школе). Как известно, при обосновании тех или иных богословских положений шафииты-традиционалисты формально стараются как можно ближе придерживаться сакральных текстов. Это приводит к тому, что каждое богословское положение формулируется буквально через тексты Корана и хадисы без пояснений. По этой причине каждый последующий комментатор текстов Корана и хадисов вставал перед выбором путей их интерпретации, поскольку комментатор неизменно исходил из ранее разработанных позиций своей школы. Это, в свою очередь, приводило к противоречивым и многоликим интерпретациям единого текста сочинения.
Хибатулла ат-Тарази успешно разрешил эти методологические проблемы. Во-первых, ему помогли его фундаментальные знания и врожденный талант. Во-вторых, главную роль сыграло его принципиальное следование традициям ханафитской школы. При составлении "Шарх акидат ат-Тахави" Хибатулла опирался в основном на научные подходы и методы авторитетов своего мазхаба. В итоге его сочинение стало эталоном средневекового времени в понимании краеугольных положений мусульманского богословия и в обучении их основам последующих поколений.
Неоценимое значение рецензируемого издания, на мой взгляд, состоит в том, что оно сделало доступными для широкой аудитории воззрения одного из воспитанников традиционного мусульманского общества XIV века – Хибатуллы ат-Тарази. Переведя древнюю рукопись, шейх Абсаттар хаджи Дербисали предметно показал достойный вклад представителя традиционного мусульманского общества Казахстана в развитие исламской цивилизации. Благодаря новой публикации трудов ученого-теолога А. Дербисали мы сегодня можем утверждать, что уровень развитии теологических наук в средневековом обществе на территории современного Казахстана был очень высоким.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Перечитывая и переосмысливая 25.02.2013
Дорогие мои земляки 12.02.2013
Научный подход к борьбе со "ржавчиной общества" 11.02.2013
Интеллектуальное средневековье 11.02.2013
Об утвержденных докторах философии (PhD) 06.02.2013
Из истории развития информатики в Казахстане 30.01.2013
Об утвержденных докторах философии (PhD) 17.01.2013
По пути динамичного прогресса 29.12.2012
Республиканская конкурсная комиссия подвела итоги ежегодного конкурса на присуждение именных премий в области науки за 2012 год 24.12.2012
Эволюция результативности 12.12.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.04.24 Вторник
88. БАЙМУХАМЕТОВ Сергазы
66. БАЛЖАНОВ Аскар
65. ИРСАЛИЕВ Серик
64. УМУРЗАКОВ Берик
63. АЛИАСКАРОВ Турысбек
63. НУРМАГАНБЕТОВ Дулат
62. СМАГУЛОВ Мейрам
61. БАБАЕВ Ислам
60. АРИПБАЕВ Нурлан
58. КЕСЕБАЕВА Балаим
58. СУЛТАНКУЛОВ Ерик
53. КАРИМБАЕВ Даулет
52. БЕГИМБЕТОВ Ергали
41. МАХАЕВ Дастан
40. САДЫКОВ Рамазан
...>>>
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz