Асель ТУЛЕГЕНОВА, "Экспресс-К", 30 ноября
Скандинавская компания Skype создала одноименную программу для интернет-телефонии, которая позволит звонить в любую точку мира бесплатно. От предыдущих открытий в этой области программа отличается тем, что не нуждается в центральном сервере, исключительно проста в обращении и гарантирует высокое качество звука. Прогнозируется, что широкое применение Skype едва ли не разорит компании - провайдеры традиционной телефонной связи.
Сам принцип использования Интернета для передачи голоса не нов, но все имеющиеся на сегодня сервисы страдают сложностью настройки и низким качеством связи. Создатели Skype, зная об этих подводнях камнях, специально консультировались со специалистами по акустике, чтобы сделать искажения голоса менее заметными. Их усилия оказались успешными: хотя вопреки заявлениям создателей качество иногда и уступает аналоговой передаче, по сравнению с другими интернет-программами достигнутый прогресс очевиден. Бета-версия программы уже завоевала популярность - меньше чем за неделю ее скачали с сервера компании более 3 млн человек.
Вышедшая недавно бета-версия программы имеет одно серьезное ограничение: соединение можно установить только между двумя компьютерами, на которых установлена Skype. Но создатели уверяют, что в скором времени программа будет доработана и тогда появится возможность организовать связь с обычными телефонами - как стационарными, так и мобильными.
Эксперты считают, что Skype может отбить клиентов у крупных компаний, предлагающих аналоговую телефонную связь. Если сейчас они являются практически монополистами в области голосовой связи, то в будущем под давлением новых видов коммуникаций им придется снизить расценки на свои услуги, а значит - убытки неизбежны.
Для казахстанского провайдера связи - ОАО "Казахтелеком" создание программы Skype пока не рассматривается как серьезная проблема.
- Миру, и казахстанцам в частности, давно знакома интернет-телефония. В 2000 году даже прогнозировали, что в скором времени 50 процентов трафика междугородной и международной связи будет приходиться именно на Интернет. Этого, как мы видим, до сих пор не произошло, интернет-телефония еще не нашла столь широкого применения, - говорит руководитель пресс-службы ОАО "Казахтелеком" Андрей Вовнянко. - Нет причин думать, что это случится после внедрения данной программы. Во-первых, конечно, сыграет роль качество связи: как бы интернет-телефония ни совершенствовалась, с аналоговой ее пока не сравнить. И потом, чтобы установить голосовой контакт, нужны, как минимум, компьютер, модем и микрофон. Этими устройствами в сравнении с обычными телефонными абонентами, согласитесь, обладает гораздо меньшее количество людей.
Комментарий заместителя председателя агентства связи и информатизации Дулата Оразалинова
- Сегодня IP-телефония в республике незаконна. Есть постановление правительства, которым определены виды лицензионной деятельности, этих услуг в данном списке нет. Но в свое время комитет по связи и информатизации все же выдал несколько десятков лицензий на IP-телефонию. Сейчас мы отзываем и приостанавливаем их в судебном порядке, поскольку эксклюзивное право на предоставление услуг международной и междугородной связи есть только у национального оператора - ОАО "Казахтелеком". Согласитесь, в данном случае операторы традиционной связи и интернет-телефонии находятся далеко не в равных условиях. Потому как первые затратили большие средства на создание и обслуживание соответствующей инфраструктуры, используя которую эти самые операторы IP-телефонии теперь и пропускают своей трафик. Да, это новые технологии и, наверное, будущее связи, но тем не менее сегодня интернет-телефония является незаконной. После демонополизации телекоммуникационного рынка операторы IP-телефонии войдут в правовое поле и будут работать вполне законно. Кто выживет, а кто нет - отрегулирует рынок. Ведь не умерли же традиционные операторы Скандинавии оттого, что Skype за неделю скачали три миллиона человек! Кстати, потребители обращают все большее внимание на качество связи. Уже сейчас в нашей республике есть категория клиентов, которые на первое место ставят качество связи, а не цену на нее. |