NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 01:16 ast
23:16 msk

Зажигавший звезды
В 80-х годах прошлого столетия на казахском телевидении появились передачи с национальным колоритом, которые зрители приняли что называется на ура. С рождением новых программ, кинокартин, ставших культовыми в отечественном кинематографе, неразрывно связано имя Камала Смаилова
24.04.2017 / история

Зарина Нокрабекова, "Казахстанская правда", 21 апреля

В 80-х годах прошлого столетия на казахском телевидении появились передачи с национальным колоритом, которые зрители приняли что называется на ура. С рождением новых программ, кинокартин, ставших культовыми в отечественном кинематографе, неразрывно связано имя Камала Смаилова.
Сатирические зарисовки на злободневные темы в "Тамаше", вековая мудрость и острословие акынов в "Айтысе", понятные каждому образы в программе "Кымызхана" полюбились миллионам. В городах, далеких аулах, на овцеводчес­ких фермах, пунктах заготовки зерна, крошечных разъездах – везде, где вещало ТВ, с нетерпением ждали эти передачи, выходившие преимущественно по выходным. Не успевшие к просмотру старались увидеть повтор в будние дни.
С тех пор минуло немало лет. Но время нисколько не умалило значимость тех программ – на них выросло не одно поколение соотечественников. И каждый, кто имеет отношение к индустрии кино или телевидения, знает о Смаилове.
Кому посчастливилось работать под его началом, понимает, как им повезло с наставником. Он дал путевку в мир эфира и многим журналистам, ставшим впоследствии мэтрами. Один из них – известный журналист, общественный деятель Гадильбек Шалахметов – вспоминает о своем учителе с большой благодарностью.
– Главной чертой личности Камала Сейтжановича была смелость. Он никогда не боялся неизведанного и призывал всех быть открытыми к новому. Воспитал принципиально новое поколение телевизионщиков, – говорит Гадильбек Шалахметов. – Он часто вспоминал режиссера Сергея Эйзенштейна, восхищаясь его умением видеть необычное в вещах обыденных, не уставал учить нас мыслить вне формата.
…Камал Смаилов родился в священном для казахов месте – Улытау. Окончив факультет журналистики Казахского государственного университета им. С. Кирова, работал в редакции газеты "Лениншіл жас", редактором журнала "Білім және еңбек". Затем находился на комсомольс­кой работе, работал в кино – директором киностудии "Казахфильм", председателем Госкомитета по кинематографии, в аппарате ЦК Компартии Казахстана и Совета Министров республики, замес­тителем председателя Гостелерадио Казахской ССР, председателем Совета по документальной прозе и публицистике Союза писателей Казахстана.
В копилке его творческих трудов немало публицистических книг, в числе которых "Твое счастье", "Все профессии хороши", "Размаха шаги саженьи", "Путешествие в XXI век", "Одиннадцатая", "Так рождается фильм" и другие.
Супруга Камала Смаилова Надля Шманова в своей статье "Все остается людям…" вспоминает годы, когда Камал был у руля "Казахфильма", как самые интересные. В 1964 году в организованный комитет по кинематографии Казахской ССР его председатель А. Федулин искал первого заместителя. Однажды на совещании он услышал выступление Смаилова – секретаря ЦК комсомола и увидел в нем разносторонне мыслящую личность, человека эрудированного, увлеченного. Камала отпустили не сразу. А через год ему предложили быть одновременно и директором киностудии "Казахфильм".
В 33 года Камал стал руководить производством, бюджет которого исчислялся сотнями тысяч рублей, и коллективом в 1 500 человек, где были маститые режиссеры, операторы, художники, музыканты, отмеченные званиями, наградами. Несмотря на явную молодость, Камал Смаилов довольно быстро и легко влился в сложный киношный мир, потому что сам был яркой творческой личностью, буквально окунулся в бурную среду кино, проявив организаторские способности и глубинное понимание искусства экрана. Его привлекли синтез, многосложность, масштабность, мобильность, оперативность, современность кинематографа.
Появлению культового фильма "КызЖибек" также способствовал Камал Сейтжанович, еще до прихода на "Казахфильм" мечтавший перенести на экран шедевр казахской культуры. В начале 1967 года, будучи директором "Казахфильма", он повез в Москву для утверждения в Госкино Союза три сценария, один из которых не приняли. Сложилась критическая ситуация: "горит" план киностудии. И Камал вспомнил, что в архиве лежит давнишний сценарий Габита Мусрепова "Гакку". Сценарий немедленно доставляют в Москву, и благодаря настойчивости Камала его уже под названием "Кыз-Жибек" (по предложению Смаилова) утверждают в Госкино СССР.
– У Камала было верное чутье на кинорежиссеров. Постановку "Кыз-Жибек" он сразу же предложил Султану Ходжикову, угадав в нем масштабную личность, способную поставить многослойный народный фильм. Эпопея с "Кыз-Жибек" – от идеи к фильму – начинается с осени 1967-го и продолжается до выхода картины в 1971 году. Фильм был настоящим детищем Камала. Он гордился тем, что стоял у истоков замысла и стал участником его воплощения, – вспоминает Гадильбек Шалахметов.
Есть своя история и у фильма "Конец атамана" – последней картины, поставленной Шакеном Аймановым. 5 февраля 1968 года в газете "Правда" был напечатан очерк "Меня должны расстрелять на рассвете". Камал Смаилов лежал простуженный, с высокой температурой. Прочитав материал, он сразу же понял, что тот может стать сюжетом неординарного фильма. Камал звонит из дома в Москву Андрону Михалкову-Кончаловскому и предлагает ему написать сценарий, ставить фильм без раздумья предлагает Шакену Айманову.
Bo время руководства Камалом Смаи­ловым киностудией и Госкино КазССР вышли известные и любимые фильмы: "Земля отцов", "Крылья песни", "Тревожное утро", "За нами Москва", "Ангел в тюбетейке", "Выстрел на перевале Караш", "Песнь о Маншук", "Конец атамана", "Кыз-Жибек", "Лютый", "Транссибирский экспресс".
В 1967-м к нему обращается художник, режиссер Амен Хайдаров с предложением создавать на "Казахфильме" мультипликационные фильмы. Камал Сейтжанович сразу же поддержал его, пошел на явный финансовый риск, переведя на создание мультфильмов незапланированные деньги. Первый "незаконный" мультфильм "Почему у ласточки хвост рожками?" зрители встретили с большим воодушевлением, он был удостоен второй премии и приза на III Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде и с триумфом вошел в историю казахского кино.
Камал Смаилов заботился и о будущих кадрах. В Москву для обучения во ВГИКе отправлялась талантливая творческая молодежь. Немало из них стали знаменитыми режиссерами, актерами, сценаристами. Будучи человеком передовых взглядов, Камал Смаилов стремился вперед, старался взять у других стран то, что позволит нашему телевидению не быть в отстающих. Так, именно он инициировал приобретение нового американского цифрового оборудования в телестудию.
Дальновидный и прозорливый руководитель, он обладал удивительным чутьем настоящего мастера. Умело предугадывал возможное развитие событий, давал наставления своим последователям и ученикам. Одним из таких публичных наставлений является письмо Камала Смаилова к Гадильбеку Шалахметову.
Обращаясь к своему ученику, он, в частности, пишет: "Если в наше шумное время человек, уставший от проблем, хочет, придя домой, забыться, отрешиться от всего, уйти в свои чувства и переживания и таким образом обрести покой, то способствовать этому настроению будут книга и голубой экран. Учитывая это, можем сказать, что потребности эти могут удовлетворить программы о литературе, театре, кино, музыке. Поэтому необходимы передачи, согревающие душу человека, взывающие к его чувствам, будоражащие разум. Конечно, создание таких передач сопряжено с трудностями и обходится в копеечку, но именно они останутся в духовном наследии народа. Каждая минута эфира – это бешеные деньги, энергия. Если в этот поток вольются с экрана потоки чувств, новых сведений, знаний, мыслей – было бы чудесно.
Стремление к этому – вот сама цель! Перестройка расширила творческие возможности, дала свободу. Было бы хорошо, если на экране на смену тем, кто без запинки может прочитать подготовленную на бумаге информацию, чаще выходили бы те, кто выражает собственное мнение… Народ отдает предпочтение не тем передачам, в которых бурлят страс­ти политических собраний, а тем, что несут знания, заставляют размышлять. Хотелось бы, чтобы такие передачи, как "Қарыз бен парыз", "Ақиқат", стали острее, глубже".
…Каждый из нас оставляет после себя наследие. Будет ли это тяжкий груз или кладезь мудрости, выбирает сам человек. Можно продолжать жить и после ухода – в своих делах, учениках, детях. Именно таким человеком, зажигающим свет творчества, дарящим знания, был Камал Смаилов. Перефразируя Маяковского, можно сказать: "Если звезды зажигаются, значит, им повезло встретить настоящего мастера своего дела".

----

Делать так, как требовало время
Торегельды Шарманов, "Казахстанская правда", 21 апреля

Писать о Камале Смаилове привлекательно и сложно, потому что он полвека трудился в огромном и разнообразном диапазоне общественной и государственной деятельности, находился в гуще событий отечественной истории второй половины ХХ столетия.
Камал прошел путь от собкора республиканской газеты, главного редактора трех различных журналов до секретаря ЦК комсомола, от министра двух разных ведомств до завотделом ЦК партии, от председателя Союза журналистов до депутата Верховного Совета, от рядового преподавателя до профессора Академии искусств, от конкретной практики до научного анализа с теоретическими обобщениями.
Мы с Камалом родом из аула, который находится у подножия горы Улытау. Стали друзьями с первого класса школы. За разные шалости учителя нас вместе наказывали. Вместе поступали в вузы, и вся наша работа в последующем была настолько на виду, что мы никогда не теряли друг друга.
Его отец был сельским учителем, пережил репрессии и умер, когда Камалу было всего 11 лет. Мальчик воспитывался у деда. Учеба в школе пришлась на суровое время военных и послевоен­ных лет, ощущалась нехватка одежды, питания, школьных принадлежностей. Однако это время было исключительно важным, так как формировало основу духовного развития. Вопросы, связанные с судьбой страны и народа, интересовали Камала еще в школьные годы. Его первые статьи увидели свет в районных, областных и республиканских газетах.
В советское время о происхож­дении говорить было небезопас­но. Но Камал радовался, когда он узнал, что Бабыр, его знаменитый прапрадед, волостной правитель, захоронен в Туркестане, у стен мавзолея Ясави. Он всегда гордился и восхищался своим дядей Баубеком Булкышевым – военным репортером в годы Великой Отечественной войны, писателем. Не последнюю роль в формировании его взглядов сыграл Ануарбек Шманов, родной брат Надли, жены Камала.
Вся жизнь Смаилова пронизана цепью знаковых событий, в которых сложились его мировоззрение и красивая творческая биография. Он, стремясь стать нужным обществу, достойно ответить на вызовы времени, беспощадно "эксплуатировал" свою богатую творческую энергию, помогающую преодолеть всевозможные сложности, а их было немало.
После окончания с отличием КазГУ начал трудовую деятельность собкором "Лениншіл жас" ("Жас Алаш"), показал себя блестящим публицистом. Первый редактор первого научно-популярного журнала "Білім және еңбек" не только привлек печататься, но и пригласил в качестве членов редколлегии самих Сатпаева и Маргулана. На посту секретаря ЦК комсомола был долгие годы ближайшим соратником Узбекали Жанибекова, активным сподвижником во всех его неординарных начинаниях.
В бытность директором киностудии, заместителем председателя Госкино объединил под крышей "Казахфильма" Ш. Айманова, Г. Мусрепова, К. Мухамеджанова, А. Маргулана, А. Алимжанова, А. Нурпеисова, О. Сулейменова, А. Тарази, С. Муратбекова, когорту звезд отечественной культуры Р. Багланову, Б. Толегенову, Е. Серкебаева, А. Мамбетова, А. Ашимова. Способствовал выходу таких шедевров, как "Транссибирский экспресс", "Ангел в тюбетейке", "Кыз-Жибек", "Тревожное утро", "Конец атамана", "Шоқ и Шер", "Вкус хлеба". В 1975-м по его инициативе в Алма-Ате проведен международный кинофестиваль.
Только благодаря ему удалось отозвать из "Киргизфильма" сценарий фильма "Шоқ и Шер", впоследствии удостоенного меж­дународной кинопремии. А как сложно было добиться экранизации "Конец атамана"! В каких драматических ситуациях родился фильм "Тревожное утро"!..
Камал Смаилов легко осваивал новые профессии и успешно руководил как киноиндустрией, так и телевидением, представляя их как синтетическое искусство. Когда он пришел председателем Гостелерадио, телевидение переживало романтический период развития, что требовало подвижничества. Известный журналист, за плечами которого солидный партийно-государственный опыт, бывший председатель Госкино, на новом месте не казался пришельцем из другого мира – решал, указывал, руководил уверенно. Скучные передачи Казахского телевидения, существовавшего как бедный родственник Центрального московского, с приходом Смаилова заметно оживились, стали разнообразными и привлекательными.
Он всегда считал, что в Казахстане как в интернациональном обществе искусство также должно быть интернациональным. Пытался создать диалог между различными культурами. Смело выходил за рамки национальных программ "Айтыс" и "Терме", появлению которых сам дал толчок, выступал инициатором и организатором программ "Звезды Медео", "Алма-Ата встречает гостей", ставшими впоследствии основой знаменитого международного фестиваля "Азия дауысы", и вечно молодой программы "Тамаша".
Он удивительным образом умел дать возможность собеседнику почувствовать себя талантливым. Так, он помог раскрыться и дал путевку в большое телевидение таким ярким творческим личнос­тям, как Гадильбек Шалахметов, Ерлан Бекхожин, Мурат Ергалиев, Александр Пономарев, которые считают Смаилова своим учителем. Словом, Камал Смаилов был душой почти всех творческих процессов тогдашнего кино, телевидения и журналистики и смело вникал во все начинания, как инициатор, организатор.
В 1986–1988 годах работал зав­отделом ЦК партии по культуре, что было в преддверии перемен, перевернувших страну, ту, которую он строил и созидал по-своему, насколько это позволяло ему место интеллигента, деятеля культуры, журналиста-публициста, писателя-летописца конца ХХ столетия. Он не был слепым орудием партии, и, как все нас­тоящие деятели культуры той поры, принимая установленные правила игры, не мирился с теми, кто пытался использовать эти красивые гуманные идеи только в корыстных целях.
Запомнились лучезарная, обезо­руживающая недоброжелателей улыбка и обаяние Камала, его простота в общении с людьми любого ранга. Он притягивал людей. Его кабинет имел странное свойство: сколько бы посетителей ни приходило к нему, ощущения тесноты никогда не возникало – пространство раздвигалось как бы само собой. Вокруг него собирались самобытные личности, представители разноликих культур, идеологических и эстетических установок.
Многие противоречия и споры, которые возникали в сфере его разносторонней деятельности, он, будучи системно мыслящим и порядочным человеком, убедительно преодолевал силой своего природного интеллекта. Из-под его пера вышло более 230 проблемных очерков, статей и 15 книг. Среди них – "Сверяясь с жизнью", "Путешествие в двадцать первый век", "На гребне веков", "Разбуженные мысли", "Двадцать семь неотправленных писем", "Семь граней и одна суть".
Он постоянно стремился, и, кстати, ему это удавалось, первым узнавать о проблемах, с которыми сталкивалось общество, и все, что писал, попадало в эпицентр запросов современников. Своими статьями и книгами давал читателям чувство причастности к истории, побуждал размышлять о будущем Казахстана. Например, с тревогой высказывался о проблемах ядерного полигона, космодрома Байконур, ракетодрома Сарышаган…
Кстати, Камал Смаилов был не только журналистом, но и исследователем, защитившим в 1975 году в Москве кандидатс­кую диссертацию. Только по проб­лемам кино он написал более 50 аналитических статей.
Наступившее новое время требовало колоссального переосмыс­ления взглядов. В своих статьях он размышлял о стране, ценностных ориентирах, о нашем общем настоящем. Прекрасно понимал, что настала эпоха больших перемен. О пуб­ликации "Раздумья о независимости в 1996 г.", где он писал о преодолении трудностей и о переломном периоде, одобрительно отозвался Президент страны.
Камал Смаилов всегда соизмерял свои действия с интересами общества, у него была высокая степень ответственности. Хотя не все происходящее ему нравилось, он заставлял себя принимать это новое и надеялся, что сущест­вующий кризис в культуре и обществе вскоре должен себя исчерпать. Например, его огорчало, что в эфире недостаточно просветительских интеллектуальных программ, зато много негативного.
Удивляло и восхищало, что он был абсолютно автономен и писал обо всем, и никому не удавалось скоординировать его труды с направлениями какого-либо одного издания. Свобода Смаилова заключалась и в том, что, к его чести, он находился в стороне от финансовых интересов группировок, не принимал участия в информационных войнах, не позволял себе втягиваться в разрушение чьей-либо репутации.
Смаилов всегда шагал в ногу со временем, даже опережал его, удивлял нас своими искрящими мыслями в отчеканенных строках статей. Камал будто понимал, что времени оставалось немного, и никогда не прерывал публицистическую деятельность. Кажется, никогда не погрешил ни одной запятой против совести и всегда оправдывал ожидания читателей.
Уверен, что редко кто так знал и понимал человека, как Камал. Ошибался ли он в людях? Наверняка да, как мы все, но, как правило, в лучшую сторону. Поэ­тому, когда он работал либо уходил с высоких постов, за его спиной никто не говорил плохого. Многие люди благодарны ему за реальную помощь в житейс­ких ситуациях. По-видимому, у него оставался нерастраченным педагогический потенциал. Он оказался еще и преподавателем по складу своего характера, его любимой аудиторией были молодые люди. Он спешил делиться знаниями.
Каков был Камал в личной жизни? Был счастлив в супружестве. Надля, которая стала надежной помощницей, подарила ему троих замечательных детей. По природе умная и проницательная, Надля состоялась как талантливый педагог, профессор Университета им. Абая. Сын Салим и дочь Зайра, окончив вузы с отличием, успешно трудятся в бизнесе. Однако невзгоды не обошли стороной семью, Камал и супруга пережили тяжелую утрату сына Нурлана.
Камал внимательно следил за внуками: его радовали Назико и Нариман – дети Нурлана, нас­тоящие вундеркинды. Асия, дочь Зайры, будучи маленькой, нередко ставила окружающих в тупик находчивостью и остро­язычием. Для детей было неважно, насколько он знаменит, для них Камал – просто любящий, добрый дедушка.
Удивительный феномен: сама жизнь Камала Смаилова и то, что он делал, были одинаково достойными. Наступили иные времена – и взошли новые имена. Но есть люди, которые остаются в памяти народа, вызывают самые добрые воспоминания.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Первая нефтяная монополия 25.04.2017
Дорога к обелиску 24.04.2017
Зажигавший звезды 24.04.2017
Александр Затаевич: Мог ли я пройти мимо тех сокровищ?.. 24.04.2017
Путь генерала 14.04.2017
Яркие представители своего поколения 12.04.2017
Рассвет торговли 11.04.2017
Геологи Мангистау отметили 60-летие трудовой деятельности 04.04.2017
Семь интересных фактов о ярмарках в дореволюционном Казахстане 31.03.2017
Казахские женщины при иностранных дворах 31.03.2017

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz