NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 19:07 ast
17:07 msk

Никольский собор
Местные краеведы прозевали дату: 16 ноября 2014 года был вековой юбилей последнего из сохранившихся (увы, не в первозданности) культовых сооружений Шымкента – Никольского собора, расположенного в этнопарке "Кен баба". Сейчас в этом здании находится театр кукол
13.11.2015 / история

Л. Ковалева, "Южный Казахстан", 6 ноября

Местные краеведы прозевали дату: 16 ноября 2014 года был вековой юбилей последнего из сохранившихся (увы, не в первозданности) культовых сооружений Шымкента – Никольского собора, расположенного в этнопарке "Кен баба". Сейчас в этом здании находится театр кукол.
О Никольском соборе журналистской братией писано-переписано. Не утруждая себя особо поисками авторов этого великолепного образца церковного зодчества, коллеги неизвестно откуда вытащили фамилию Мацевич, "гуляющую" в различных изданиях как фамилия архитектора собора. Хотя надо было просто заглянуть в свод памятников архитектуры, чтобы в числе авторов обнаружить совсем другую – Маркевич. По звучанию близко с Мацевичем, но совсем не то. Иван Антонович Маркевич достоин того, чтобы остаться в истории архитектуры под своим именем.
Никольский собор – это одна из первых его работ в качестве архитектора в Туркестанском крае, выполненная при участии инженеров Н. Ботвинкина и Р. Качора.
Но откуда взялся И. Маркевич?
Он из семьи бессарабских крестьян, родился в 1878 году. Образование получил сначала в Кишиневском реальном училище, затем – в Институте гражданских инженеров в Петербурге, откуда вышли знаменитые архитекторы-градостроители. Это было одно из престижных, как сказали бы сейчас, учебных заведений, существующих с 1830 года. В этом институте учился и Александр фон Гоген, у которого Иван Антонович после окончания учебного заведения будет работать помощником и набираться опыта. Александр Иванович был архитектором Высочайшего Двора, известный тем, что в своих проектах умело сочетал мотивы неоренессанса с элементами русского стиля и модерна. Словом, эклектик в архитектуре. В числе знаменитых зданий, построенных по его проекту, – Гостиный двор в столице Российской империи.
Набравшись опыта у академика архитектуры, И. Маркевич уезжает младшим инженером в Ташкент, столицу Туркестанского края, где видит для себя огромные перспективы для творчества. В числе известных проектов Ивана Антоновича – здание Русско-Азиатского банка, где в советское время находилась диетическая столовая, куда студенты, в том числе и автор этих строк, любили захаживать. Занимается И. Маркевич проектированием и строительством зданий в других городах Туркестанского края.
В 1915 году он назначается городским архитектором Ташкента. В этой должности он проработает три года.
Но еще будучи младшим инженером, И. Маркевич получает письмо из Сыр-Дарьинского областного правления, в котором военный губернатор поручает ему "в месячный срок со дня получения сего составить... проект и смету на постройку церкви в Чимкенте на 600 человек..."
В 1908 году И. Маркевич разрабатывает архитектурно-художественную часть проекта, укладываясь в предложенные сроки. Его проект не повторил ни один из уже построенных в Туркестанском крае храмов. Выпускником Академии художеств А.Бенуа в русском стиле был разработан проект церквушки в с. Белые Воды. Он был оригинален, выполнен по индивидуальному плану, но не представлял такого архитектурно-искусствоведческого интереса, как Никольский собор. Строили в Туркестане церкви в основном по типовым проектам. В областном архиве сохранились графические материалы таких храмов в селах Высокое и Тамерлановка. Сохранилась и переписка священника Николаевской церкви Туркестана А. Тихомирова с военным губернатором Сыр-Дарьинской области по поводу строительства в городе храма на 250 человек, есть и его графическое изображение. Видно, что оно далеко по своему художественному вкусу от предложенного Иваном Антоновичем.
Но вернемся к Никольскому собору. Проект архитектора И. Маркевича отослали в Петербург, в Инженерный комитет Главного штаба на утверждение. В столице посчитали, что для удешевления проекта и повышения сейсмостойкости здания надо использовать железобетонные конструкции. В 1910 году проект вернули И. Маркевичу на доработку.
Тут следует привести строки из рапорта военного губернатора Сыр-Дарьинской области Туркестанскому генерал-губернатору, чтобы понять, как дальше складывалась ситуация с постройкой Никольского храма:
"...сообщаю, что технический проект и смета на постройку Чимкентской церкви по получении из канцелярии были немедленно переданы для исполнения инженеру Маркевичу, но, несмотря на... выговоры ему от военного губернатора области, инженер Маркевич документов этих так и не исправил, ввиду чего, а также впоследствии ухода инженера из строительного отделения, поручение это было передано для исполнения инженеру Ботвинкину".
Н. Ботвинкину принадлежит проект храмов в Тоболино и Антоновке, так что занятие церковным зодчеством было для Николая Николаевича делом не новым.
В 1912 году при строительстве в Ташкенте цирка-театра в основу конструктивного решения здания был положен монолитный железобетонный каркас, который заполнялся кирпичом. Расчет конструкции делал Р. Качор. Это первый и единственный на то время пример в архитектуре дореволюционного Туркестана. И этот опыт использовался при постройке Никольского собора.
Н. Ботвинкину предстояло разработать конструкции фундаментов, перекрытий, барабана купола из железобетона. Николай Николаевич лишь немного изменил проект И. Маркевича, убрав часовню и галерею, которая соединяла часовню, колокольню и собор. Но это не ухудшило общей выразительности собора.
В книге А.Н. Добросмыслова "Города Сыр-Дарьинской области" говорится, что "в конце 1911 года произведена закладка собора, на постройку которого назначено по земской смете 60000 рублей". Еще одна запись по поводу общественных садов в Чимкенте и даты закладки собора. Читайте внимательно, чтобы разобраться по Добросмыслову, когда на самом деле произошла закладка Никольского храма, прямо-таки задачка по арифметике: "Первый сад возник в начале семидесятых годов прошлого столетия на месте стоянки генерала М.Г. Черняева. Посажен уездным начальником А.А. Логиновым. Городской сад возник при уездном начальнике Н.Е. Благовидове, а последний – Соборный – десять лет тому назад". Заморочил голову Добросмыслов! Непонятно, от какой даты исходить, если уездным начальником полковник Логинов был с 1872 по 1883 год, а Благовидов – с 1883 по 1900. На какую дату ссылается Добросмыслов, когда пишет, что "соборный сад возник десять лет назад" (считать от Логинова или Благовидова, или же от даты написания книги автором в 1912 году?). Далее: "Название Соборный получен потому, что на этой плошадке, где находился сад, предполагалась постройка собора".
А предполагалось, как известно, в 1908 году только разработать проект. Но не буду дальше морочить голову читателю, предлагаю не робеть перед такими авторами, как Добросмыслов, и анализировать даты. Парк возник в 1901-1902 годах. Закладка храма состоялась 16 августа 1912 года, что подтверждается публикацией в "Туркестанских ведомостях".
Но приходится гадать, почему Иван Антонович отказывался от рекомендаций Инженерного комитета Главного штаба?
Историк Ю. Елгин, издавший работу о культовых сооружениях Южного Казахстана, высказывает мысль, что "Маркевич выступил здесь как архитектор-художник, прекрасно сочинивший и начертивший ("нарисовавший") все фасады и разрезы Чимкентского собора. Но, не обладая инженерно-техническим мышлением, он встал в тупик перед, надо признать, совершенно новой технической задачей (впрочем, Ботвинкин тоже ушел немногим дальше)".
На примере сооружения Никольского собора наяву виден начавшийся в начале XX века процесс разделения труда зодчего на профессии архитектора-проектировщика и инженера-исполнителя. И. Маркевич выступил именно в первой ипостаси – в качестве архитектора-художника. Но признать авторами Никольского собора справедливости ради стоит не только Маркевича, но и Ботвинкина.
Какая церковная утварь находилась внутри храма? Куда она подевалась после революции? Документов о содержимом и об изъятии пока найти не удалось.
Музейный отдел Наркомата просвещения РСФСР в 1934 году вернулся к тому, что было недоделано с культовыми учреждениями, сразу же после революции. "В случае наличия в них (храмах) музейных имуществ (художественная резьба, живопись, шитье и пр.), таковые изымаются в местный или центральные музеи на основе параграфа 40 постановления ВЦИК и СНК "О религиозных объединениях", говорится в циркуляре, разосланном по областям. Но к этому времени в Никольском соборе от культового сооружения ничего не осталось. За все годы существования его несколько раз переделывали. К счастью, еще не догадались обшить алюкобондом, придав ему "современный" вид.
А Соборный сад с дубовыми аллеями в целом сохранился. Как и история строительства Соборного храма в центре Чимкента, который замечательные архитекторы и инженеры старались сделать красивым. Сделали.
Но, к сожалению, мы не сохранили эту величественную архитектурную гармонию в первозданном виде.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Буду помнить всегда 27.11.2015
О чем поведали архивы 27.11.2015
30 лет назад на шымкентском НПЗ получили первую порцию бензина 27.11.2015
О Семиреченской транспортной прокуратуре 26.11.2015
Памяти первостроителя Рубена Григоряна 26.11.2015
Мы помним и чтим 26.11.2015
О Мангистауской транспортной прокуратуре 26.11.2015
Британский Марко Поло 26.11.2015
Летчик, моряк, пехотинец 25.11.2015
В Кызылорде отметили 95-летие ветерана Борибая Кулманова 24.11.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz