Л. Ковалева, "Южный Казахстан", 6 ноября
Местные краеведы прозевали дату: 16 ноября 2014 года был вековой юбилей последнего из сохранившихся (увы, не в первозданности) культовых сооружений Шымкента – Никольского собора, расположенного в этнопарке "Кен баба". Сейчас в этом здании находится театр кукол. О Никольском соборе журналистской братией писано-переписано. Не утруждая себя особо поисками авторов этого великолепного образца церковного зодчества, коллеги неизвестно откуда вытащили фамилию Мацевич, "гуляющую" в различных изданиях как фамилия архитектора собора. Хотя надо было просто заглянуть в свод памятников архитектуры, чтобы в числе авторов обнаружить совсем другую – Маркевич. По звучанию близко с Мацевичем, но совсем не то. Иван Антонович Маркевич достоин того, чтобы остаться в истории архитектуры под своим именем. Никольский собор – это одна из первых его работ в качестве архитектора в Туркестанском крае, выполненная при участии инженеров Н. Ботвинкина и Р. Качора. Но откуда взялся И. Маркевич? Он из семьи бессарабских крестьян, родился в 1878 году. Образование получил сначала в Кишиневском реальном училище, затем – в Институте гражданских инженеров в Петербурге, откуда вышли знаменитые архитекторы-градостроители. Это было одно из престижных, как сказали бы сейчас, учебных заведений, существующих с 1830 года. В этом институте учился и Александр фон Гоген, у которого Иван Антонович после окончания учебного заведения будет работать помощником и набираться опыта. Александр Иванович был архитектором Высочайшего Двора, известный тем, что в своих проектах умело сочетал мотивы неоренессанса с элементами русского стиля и модерна. Словом, эклектик в архитектуре. В числе знаменитых зданий, построенных по его проекту, – Гостиный двор в столице Российской империи. Набравшись опыта у академика архитектуры, И. Маркевич уезжает младшим инженером в Ташкент, столицу Туркестанского края, где видит для себя огромные перспективы для творчества. В числе известных проектов Ивана Антоновича – здание Русско-Азиатского банка, где в советское время находилась диетическая столовая, куда студенты, в том числе и автор этих строк, любили захаживать. Занимается И. Маркевич проектированием и строительством зданий в других городах Туркестанского края. В 1915 году он назначается городским архитектором Ташкента. В этой должности он проработает три года. Но еще будучи младшим инженером, И. Маркевич получает письмо из Сыр-Дарьинского областного правления, в котором военный губернатор поручает ему "в месячный срок со дня получения сего составить... проект и смету на постройку церкви в Чимкенте на 600 человек..." В 1908 году И. Маркевич разрабатывает архитектурно-художественную часть проекта, укладываясь в предложенные сроки. Его проект не повторил ни один из уже построенных в Туркестанском крае храмов. Выпускником Академии художеств А.Бенуа в русском стиле был разработан проект церквушки в с. Белые Воды. Он был оригинален, выполнен по индивидуальному плану, но не представлял такого архитектурно-искусствоведческого интереса, как Никольский собор. Строили в Туркестане церкви в основном по типовым проектам. В областном архиве сохранились графические материалы таких храмов в селах Высокое и Тамерлановка. Сохранилась и переписка священника Николаевской церкви Туркестана А. Тихомирова с военным губернатором Сыр-Дарьинской области по поводу строительства в городе храма на 250 человек, есть и его графическое изображение. Видно, что оно далеко по своему художественному вкусу от предложенного Иваном Антоновичем. Но вернемся к Никольскому собору. Проект архитектора И. Маркевича отослали в Петербург, в Инженерный комитет Главного штаба на утверждение. В столице посчитали, что для удешевления проекта и повышения сейсмостойкости здания надо использовать железобетонные конструкции. В 1910 году проект вернули И. Маркевичу на доработку. Тут следует привести строки из рапорта военного губернатора Сыр-Дарьинской области Туркестанскому генерал-губернатору, чтобы понять, как дальше складывалась ситуация с постройкой Никольского храма: "...сообщаю, что технический проект и смета на постройку Чимкентской церкви по получении из канцелярии были немедленно переданы для исполнения инженеру Маркевичу, но, несмотря на... выговоры ему от военного губернатора области, инженер Маркевич документов этих так и не исправил, ввиду чего, а также впоследствии ухода инженера из строительного отделения, поручение это было передано для исполнения инженеру Ботвинкину". Н. Ботвинкину принадлежит проект храмов в Тоболино и Антоновке, так что занятие церковным зодчеством было для Николая Николаевича делом не новым. В 1912 году при строительстве в Ташкенте цирка-театра в основу конструктивного решения здания был положен монолитный железобетонный каркас, который заполнялся кирпичом. Расчет конструкции делал Р. Качор. Это первый и единственный на то время пример в архитектуре дореволюционного Туркестана. И этот опыт использовался при постройке Никольского собора. Н. Ботвинкину предстояло разработать конструкции фундаментов, перекрытий, барабана купола из железобетона. Николай Николаевич лишь немного изменил проект И. Маркевича, убрав часовню и галерею, которая соединяла часовню, колокольню и собор. Но это не ухудшило общей выразительности собора. В книге А.Н. Добросмыслова "Города Сыр-Дарьинской области" говорится, что "в конце 1911 года произведена закладка собора, на постройку которого назначено по земской смете 60000 рублей". Еще одна запись по поводу общественных садов в Чимкенте и даты закладки собора. Читайте внимательно, чтобы разобраться по Добросмыслову, когда на самом деле произошла закладка Никольского храма, прямо-таки задачка по арифметике: "Первый сад возник в начале семидесятых годов прошлого столетия на месте стоянки генерала М.Г. Черняева. Посажен уездным начальником А.А. Логиновым. Городской сад возник при уездном начальнике Н.Е. Благовидове, а последний – Соборный – десять лет тому назад". Заморочил голову Добросмыслов! Непонятно, от какой даты исходить, если уездным начальником полковник Логинов был с 1872 по 1883 год, а Благовидов – с 1883 по 1900. На какую дату ссылается Добросмыслов, когда пишет, что "соборный сад возник десять лет назад" (считать от Логинова или Благовидова, или же от даты написания книги автором в 1912 году?). Далее: "Название Соборный получен потому, что на этой плошадке, где находился сад, предполагалась постройка собора". А предполагалось, как известно, в 1908 году только разработать проект. Но не буду дальше морочить голову читателю, предлагаю не робеть перед такими авторами, как Добросмыслов, и анализировать даты. Парк возник в 1901-1902 годах. Закладка храма состоялась 16 августа 1912 года, что подтверждается публикацией в "Туркестанских ведомостях". Но приходится гадать, почему Иван Антонович отказывался от рекомендаций Инженерного комитета Главного штаба? Историк Ю. Елгин, издавший работу о культовых сооружениях Южного Казахстана, высказывает мысль, что "Маркевич выступил здесь как архитектор-художник, прекрасно сочинивший и начертивший ("нарисовавший") все фасады и разрезы Чимкентского собора. Но, не обладая инженерно-техническим мышлением, он встал в тупик перед, надо признать, совершенно новой технической задачей (впрочем, Ботвинкин тоже ушел немногим дальше)". На примере сооружения Никольского собора наяву виден начавшийся в начале XX века процесс разделения труда зодчего на профессии архитектора-проектировщика и инженера-исполнителя. И. Маркевич выступил именно в первой ипостаси – в качестве архитектора-художника. Но признать авторами Никольского собора справедливости ради стоит не только Маркевича, но и Ботвинкина. Какая церковная утварь находилась внутри храма? Куда она подевалась после революции? Документов о содержимом и об изъятии пока найти не удалось. Музейный отдел Наркомата просвещения РСФСР в 1934 году вернулся к тому, что было недоделано с культовыми учреждениями, сразу же после революции. "В случае наличия в них (храмах) музейных имуществ (художественная резьба, живопись, шитье и пр.), таковые изымаются в местный или центральные музеи на основе параграфа 40 постановления ВЦИК и СНК "О религиозных объединениях", говорится в циркуляре, разосланном по областям. Но к этому времени в Никольском соборе от культового сооружения ничего не осталось. За все годы существования его несколько раз переделывали. К счастью, еще не догадались обшить алюкобондом, придав ему "современный" вид. А Соборный сад с дубовыми аллеями в целом сохранился. Как и история строительства Соборного храма в центре Чимкента, который замечательные архитекторы и инженеры старались сделать красивым. Сделали. Но, к сожалению, мы не сохранили эту величественную архитектурную гармонию в первозданном виде. |