NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 16.04.2024 15:20 ast
13:20 msk

Достижения прошлого – залог будущего
Саламат Мукашев скончался 18 июня 2004 года в Алматы, однако прах его был перевезен в Кульсары, на "малую родину". Именно с западными регионами нашей страны связана плодотворнейшая страница жизни Саламата Мукашевича, строителя и созидателя
15.06.2015 / история

Азамат Ибраев

Земле Мангистау десятилетиями исключительно везло с первыми руководителями, в историю края вписано немало славных имен. Один из таких лидеров – Саламат Мукашевич Мукашев, государственный деятель, нефтяник-подвижник, своими руками и волей обеспечивший богатство и процветание полуострова.
Саламат Мукашев скончался 18 июня 2004 года в Алматы, однако прах его был перевезен в Кульсары, на "малую родину". Именно с западными регионами нашей страны связана плодотворнейшая страница жизни Саламата Мукашевича, строителя и созидателя. Свой рабочий путь Саламат Мукашев начал в 1942 году оператором по подземному ремонту нефтяных скважин, в суровейшее военное время, когда ударное тыловое производство обеспечивало победы страны на фронтах. Примечательно, что совсем еще молодой человек совмещал тяжелейший труд на промыслах с учебой в Гурьевском нефтяном техникуме. В дальнейшем его карьера складывалась по-хорошему типично для высших руководителей Казахстана тех лет: прошедший все этапы производства нефтяник знал отрасль и региональную специфику "от и до".
В 1950 году Саламат Мукашевич вступил в КПСС, в 1949-1952 годах работал инструктором Республиканского комитета профсоюза рабочих нефтяной промышленности. Последовательно занимал посты первого секретаря Жилокосинского райкома партии (Гурьевская область), секретаря Эмбинского промышленно-производственного парткома Западно-Казахстанского края, первого секретаря Эмбинского райкома КП Казахстана. В последующие годы был назначен на должность секретаря Гурьевского обкома КП Казахстана, и далее председателя Гурьевского областного совета профсоюзов.
В 1970-1977 годах Саламат Мукашевич являлся первым секретарем Гурьевского обкома КП Казахстана. В 1977-1980 годах – председателем Казахского Республиканского совета профсоюзов. С 1980 по 1985 год возглавлял Мангышлакский обком КП Казахстана в должности первого секретаря. В 1985-1988 годах занял высокий пост председателя президиума Верховного Совета Казахской ССР. Также Саламат Мукашевич был кандидатом в члены ЦК КПСС (1986-1989), депутатом Верховного Совета СССР нескольких созывов от Мангышлакской области.
О многогранной деятельности Саламата Мукашевича написано множество книг и статей, воспоминания о нем постоянно пополняются. В частности, вот что пишет известный нефтяник, лауреат государственной премии, первооткрыватель Тенгиза – Орынгазы Есказиев в своей книге "Ступени жизни". "В то время Советский Союз остро нуждался в нефти, а доля Казахстана в нефтедобыче составляла всего лишь 1-2%. В результате поистине нечеловеческих усилий буровиков и геологов в августе 1960 года был получен мощнейший фонтан нефти и газа на скважине №1 на новой площади – Прорва. Так, в труднейших условиях, в безводной глуши Прорвы было заложено начало большой нефти… Теперь, по прошествии множества лет, сам удивляешься, сколько трудностей, испытаний насылала тяжеленная работа в разведке. В марте 1963 года в Прорве было сформировано укрупненное управление, были назначены первые руководители. Управление возглавил опытный нефтяной инженер Сагидолла Нуржанов, главным инженером стал Кумар Балжанов, а главным геологом – автор этих строк. Мы, вновь назначенные, были приглашены на прием к тогдашнему первому секретарю Эмбинского райкома партии Саламату Мукашеву. Не терпящий многословия, очень сдержанный, С. Мукашев выразил нам свое доверие: "Ваше нефтяное управление имеет колоссальное значение для всего Союза. Неоценимо важно оно и для республики. Поэтому партия и правительство возлагают на вас огромные надежды и доверие. Вы все – молодые специалисты, вы созидаете будущее". Такими лозунговыми словами того времени он воспламенил наши сердца. И, воодушевленные, мы вернулись к себе на производство и с молодой энергией, удвоенным энтузиазмом приступили к работе. Саламат Мукашевич, действительно, был не из тех, кого называют "душа нараспашку", не балагур, не допускал панибратства. С другой стороны, и начальственных окриков, грубости никогда не допускал, в любой ситуации всегда был корректен, выдержан. Ничего не упускал из поля зрения, вникал в мелочи. Потому и удавалось решать самые сложные задачи и проблемы.
О людях-энтузиастах, добившихся того, что Прорва стала крупнейшим месторождением Казахстана, Саламат Мукашевич рассказал потом в своей книге "Өнегелі өмір".
А вот это уже рассказ первого командира Мангышлакского авиапредприятия Анатолия Тимофеевича Баландин, посвятившего свою жизнь авиации, опубликованный в областном СМИ. "С самого начала строительства аэропорта в городе Шевченко возникло ряд трудностей. К примеру, проектом не была предусмотрена подъездная дорога к аэропорту. Конструкция взлетно-посадочной полосы была спроектирована так, что верхний слой должен был быть выполнен из армированного бетона, а это большое количество стальной проволоки и высокой марки бетона. Данные материалы были фондированными, и если их поставка не предусматривалась планами, то получить их с заводов было практически не возможно. На предприятиях, изготавливающих данные материалы, находились военпреды. Вся выпускаемая продукция в первую очередь уходила для нужд военно-промышленного комплекса. И хотя город строился под бдительным оком министерства среднего машиностроения, а записи аэропорта в плане строительства города не было, то и цемента, и металла для строительства взлетно-посадочной полосы тоже не было.
По данному вопросу проводились неоднократно совещания, в основном они проходили в стенах областного комитета партии. Областной комитет КПСС Мангышлакской области активно контролировал строительство аэропорта. Мне хотелось бы особо отметить роль первого секретаря обкома партии Саламата Мукашевича Мукашева, с приходом которого в 1980 году строительство активизировалось. Было принято решение строить взлетно-посадочную полосу из асфальта-бетона. Основание осталось прежним – это уплотненный грунт, песчано-гравийная смесь, щебень. Все эти работы были выполнены Прикаспийским управлением строительства очень качественно, что позволило в конечном итоге получить полосу с очень высоким ПЦН (коэффициентом прочности), что дало возможность принимать такие самолеты как "Руслан" и даже "Мрию".
Вот что вспоминает почетный гражданин области Мадина Габдусалимова, тесно общавшаяся с Саламатом Мукашевым.
"Поскольку в то время я была на идеологической работе – вторым секретарем горкома партии, мне приходилось часто встречаться с Саламатом Мукашевичем. И, честно признаюсь, поначалу мне было трудно понять, согласен он с моими мыслями и предложениями или нет – настолько непроницаемым было его лицо. Мы же, воспитанные комсомольским общением, привыкли сразу и возражать, и репликами обмениваться, не дождавшись конца выступления. Но в этом и воспитательный момент был – он нас учил сдержанности, корректности, уважать мысли и мнение товарища, дать ему высказаться до конца. И заключение свое выражал Саламат Мукашевич очень лаконично, но четко. А уж если сказал, значит, так и будет, он всегда держал слово. В то время в партийном аппарате было много женщин – Саламат Мукашевич выполнял поставленную партией задачу о выдвижении женщин. И что хочу отметить, у него был какой-то очень верный взгляд, интуиция – все, кого он рекомендовал, потом оказывались перспективными работниками, порядочными людьми. И сам был очень порядочный, никогда не выставлял свою эрудицию, не давил властью. Только потом, читая его книги, я увидела, насколько у него глубокий и аналитический ум, как он умел подать факты и обобщить действия. Саламат Мукашевич был очень трудолюбивый и работоспособный человек. Уйдя на пенсию, не давал себе отдыха, издал несколько книг, в которых объективно показал становление партийных организаций, коллективов, проблемы и успехи".
Добрая память осталась и у Амангельды Сельбаева, долгие годы возглавлявшего железнодорожную отрасль региона. "Государственный человек – так бы я охарактеризовал Саламата Мукашевича. Всем хорошо известны далеко не простые времена. Особенно сложно было в период освоения Мангышлакского региона, где основная нагрузка транспортного обеспечения падала на железную дорогу. И нередко руководители предприятий требовали вагонов, не озаботившись своевременной выгрузкой прибывших в их адрес, превращая их в склады на колесах. Иногда до 700 и больше вагонов загруженных стояло, а они требовали порожняк, они "давили", пользуясь стратегической важностью отправляемых ими грузов. Действительно, мангышлакская руда была необходима для оборонной промышленности, и предыдущие руководители регионов всегда вставали на сторону Прикаспийского горнометаллургического комбината, по сути, главного предприятия региона. Саламат Мукашевич же никогда не решал вопросы с наскока. Разобравшись, что и как, он очень вежливо и корректно (как всегда), но вместе с тем и настойчиво указал представителям, что при всей важности их предприятия и другие хозяйственники должны работать ритмично. И нельзя лишать их вагонов, которые еще придется порожняком гнать на такие расстояния, ведь железная дорога тоже в нашем государстве, почему же она должна нести убытки. Почему ПГМК при его масштабах и возможностях не соорудил тепляки, чтобы там грузы могли прийти в должное состояние, и вагоны своевременно были бы освобождены и использованы для отгрузки. Также объективно подошел он и к претензиям генерального застройщика – Прикаспийского управления строительства, выяснив, что строители, не озаботившись соорудить подъездные пути, используют для маневров приемоотправочные пути железнодорожников, затрудняя их работу. Не подумайте, что во мне говорят ведомственные интересы. Отнюдь. Саламат Мукашевич как раз и противостоял узковедомственным подходам. Он никак не умалял заслуги и достижения этих коллективов. Но оставлял за собой право быть объективным и поставить на место руководителя, при любых его рангах и званиях, если он не прав. А в итоге выигрывали все. И свои возможности как депутата, руководителя региона он использовал для решения вопросов полуострова. Сколько хорошего было создано за то время на Мангышлаке. Как инфраструктура укрепилась. Меня еще поражало, как верно он видел людей. Предугадывал, кто и на что способен. Воспитал очень много перспективных руководителей и организаторов производства. Думаю, что они сохраняют благодарность к нему за то, что вывел их на широкую дорогу в жизни. Что касается меня лично, то так случилось, что, уже оказавшись на заслуженном отдыхе, мы сблизились, подружились. И я убедился в уникальности этого человека. В нем все время шла внутренняя работа. За все годы я никогда не услышал ни одного худого слова ни об одном человеке. Он живо интересовался жизнью, успехами своих протеже. И вообще болел душой за все. Когда-то услышал от Жванецкого, что он считает себя дежурным по стране. Вот и Саламат Мукашевич не мог быть спокойным, равнодушным. Широкой души, глубоко порядочный, добрейший человек. Не могу и по сегодняшний день смириться с тем, что его нет. Кажется, что он все время где-то рядом".
Подобных рассказов и свидетельств, в которых Саламат Мукашевич предстает истинным подвижником, государственником не по статусу, а по сути профессионального, беззаветного преданного делу человека, десятки, если не сотни. Совершенно не случайно и в Западно-Казахстанской, и в Мангистауской областях и сегодня чтят память одного из создателей нефтяного края – Саламат Мукашевич является почетным гражданином Актау и Атырау. Уходит в прошлое эпоха, но и сейчас с нами трудовые подвиги, выстроившие настоящее, заложившие фундамент будущего. Остается лишь добавить, что Саламат Мукашев за работу на благо республики был награжден четырьмя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами "Знак Почета", а на его примере сегодня воспитывают подрастающее поколение.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Большая энергетика: как это было 30.06.2015
Комиссар Сактаган Баишев 29.06.2015
Политик, соразмерный стране 29.06.2015
Пусть каждый исполнит свой долг 29.06.2015
Насибкали Марабаев: нефть и судьба 29.06.2015
У истоков проекта века 29.06.2015
Уголь для победы 26.06.2015
Слово о сыщике 25.06.2015
Его величие – в простоте 25.06.2015
Гражданин, патриот, прокурор 22.06.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
16.04.24 Вторник
82. БАЙМУХАНОВ Амангельды
75. АБУОВ Кадырбек
74. АСАНБАЕВА Роза
74. КИСТ Виктор
73. СИЙРБАЕВ Ерсерик
72. ЛЕНИВЦЕВ Виктор
71. ШАЛАХМЕТОВА Тамара
70. МЫРХАЛЫКОВ Жумахан
69. БАРКИН Эллен
69. ПЫХТИН Владимир
69. ШЕКАЛИН Юрий
68. АРТЮХОВ Николай
66. КАСЫМОВА Карлыгаш
64. АБДИМОЛДАЕВА Найля
64. КАМАЛХАНУЛЫ Бадельхан
...>>>
17.04.24 Среда
74. ТЛЕМИСОВ Нурлан
73. КУДАЙБЕРГЕНОВ Амангали
72. БАЙМАХАНОВА Галина
71. СУЛТАНГАЛИ Серик
70. ЕСЕНБАЕВ Марат
70. САТТАРОВ Исрапул
69. АСЫЛБЕКОВА Гулюм
69. ЖАКЫПОВ Мирбулат
68. БУРИБАЕВ Аскар
68. САГЫНГАЛИ Алма
68. ТЛЕУМУРАТ Шабден
67. БОРИСЕНКО Александр
67. КАИРГЕЛЬДИНОВ Оразгельды
67. КАЛИЕВ Еркин
66. ПОСМАКОВ Петр
...>>>
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz