Юрий КАШТЕЛЮК, "Вечерний Алматы", 18 апреля
Будучи молодым композитором, Брусиловский отправился в Казахстан в двухгодичную командировку и прожил в Алма-Ате 37 лет, став одним из основоположников классического музыкального искусства республики. Вместе с нотами и другими музыкальными принадлежностями в чемодане откомандированного в Казахстан Брусиловского лежали и личные дневники, написанные хорошим литературным слогом, которые он начал вести с детства. "Учиться музыке я начал с 9 лет, – вспоминал композитор, – импровизировать – лет с 7–8. Мать считала, что мои импровизации мешают серьезным занятиям, категорически запрещала фантазировать на рояле. Такое однобокое "технологическое" воспитание привело к тому, что к 15 годам у меня довольно быстро бегали пальцы, но что такое музыка, я все же не понимал. И удовольствие мне доставляли только тайные непрекращающиеся опыты импровизации". Наряду с матерью активным воспитанием Евгения занимался и отец, прививая ему любовь к литературе. Брусиловский отмечал в мемуарах, как под руководством отца нередко писал рефераты по произведениям классиков литературы и пробовал себя в жанре беллетристики.
Тапер Свою лепту в воспитание юного музыканта внесла Лидия Черниховская, старшая дочь дяди Брусиловского, к которому он переехал вместе с двумя сестрами после смерти родителей в 1920 году. Именно она сумела разобраться в его характере и укрепить в нем желание посвятить жизнь музыке. После окончания учебы Брусиловский поступает в Московскую консерваторию, из-за болезни бросает ее, а затем готовится к поступлению в Ленинградскую консерваторию. Чтобы дожить до экзаменов и не умереть с голоду, бедствующий композитор находит себе работу. Он устраивается в синематограф тапером. В те годы среди музыкальной богемы это была очень престижная работа. Достаточно вспомнить, что таким образом зарабатывал на жизнь и Дмитрий Шостакович, блестяще импровизируя и выбивая у зрителя слезу своим искусством.
Счастливая пятилетка Однако близко познакомиться с Шостаковичем Брусиловскому удалось не в синематографе, а в консерватории, куда он отправился сдавать вступительные экзамены, прихватив с собой произведение собственного сочинения – сонату-поэму для фортепиано. Присутствовавший на экзамене Шостакович проникся симпатией к молодому композитору и своему коллеге-таперу. Он посоветовал ему проситься в класс к профессору Штейнбергу, который слыл мастером по раскрытию композиторских талантов. Шостакович указал Брусиловскому верную дорогу. Свое обучение в консерватории Брусиловский впоследствии назвал счастливой пятилеткой. Его сочинения начинают активно исполнять. Несмотря на молодость, он становится известным в музыкальных кругах города. Но неожиданно композитор собирает чемоданы.
В порядке шефской помощи Брусиловский собрался в путь по приглашению Ахмета Жубанова, посланного Наркомпросом Казахской ССР в командировку в Ленинград, с тем чтобы пригласить в Алма-Ату композитора в порядке шефской помощи для подъема классического музыкального искусства Казахстана. Предложение показалось Брусиловскому заманчивым. Страсть к неизведанному заставила 28-летнего композитора отправиться в Алма-Ату. Друзьям и родственникам, сомневающимся в целесообразности поездки, он отвечал: "Может быть, скорее годы можно потерять в Ленинграде, в кино и на эстраде, чем в Алма-Ате". В наш город Брусиловский приехал в 1933 году. Он начинает изучать казахскую народную музыку и убеждается, что она является кладезью для создания классических казахских музыкальных произведений. "Казахская народная песня – это прежде всего царство мелодий", – пишет композитор в своих воспоминаниях. Брусиловский знакомится с кюями Курмангазы, слушает народные песни в исполнении Амре Кашаубаева. Вскоре появляется и первая опера "Кыз-Жибек", ее Брусиловский пишет по заказу Казахского музыкального театра (в котором выступали такие мастера сцены, как Куляш и Канабек Байсеитовы, Амре Кашаубаев, Курманбек Джандарбеков). Именно с "Кыз-Жибек" начинается отсчет пути развития казахской оперы.
Курьез в Кремле Мелодичную оперу "Кыз-Жибек" партийное руководство Казахстана решило показать на первой Декаде казахского искусства в Москве, которая намечалась в мае 1936 года. После ежедневных многочасовых репетиций, проходивших под надзором партийного руководства республики, Брусиловский вместе с другими звездами казахстанского искусства поехал в Москву. Кроме оперы он вез множество других произведений, в частности классические обработки народных песен. Декада прошла с успехом. В канун отъезда артистов из Москвы Иосиф Сталин пригласил их в Кремль на прием. Вместе с казахстанцами была приглашена московская творческая элита, которой запали в душу казахские народные песни, услышанные в ходе декады. После продолжительных здравниц в честь казахстанцев участница приема Антонина Нежданова попросила Куляш Байсеитову, ставшую звездой декады, исполнить песню "Гакку". За рояль сел Брусиловский. Но как только была объявлена песня, волнуясь и испытывая на себе пристальный взгляд Сталина, Брусиловский заиграл совсем другую песню – "Майра". У всех дрогнули сердца, но Куляш Байсеитова вовремя сориентировалась и исполнила "Майру". Затем без всякого объявления Брусиловский заиграл "Гакку", исполнение которой прошло на бис.
Вместо фронта – гимн Когда по радио прозвучала весть о начале войны, Брусиловский решил пойти добровольцем на фронт. Проходить медкомиссию он отправился с писателем Дмитрием Снегиным, который вспоминал: "По дороге мы говорили о совместно сотворенной для МузОГИЗа кантате "Советский Казахстан", а уже через три-четыре часа Брусиловского по состоянию здоровья комиссовали…". Судьба уберегла Евгения Брусиловского для весьма почетной миссии. В 1944 году вместе со своим учеником Муканом Тулебаевым и композитором Латифом Хамиди он написал Гимн Казахской ССР. В нем нашли отражение трагедия войны, дух приближающейся победы, дружба народов, трудовой энтузиазм, характерный людям той исторической поры. В послевоенные годы Евгений Брусиловский воспитал несколько поколений учеников. Он написал множество классических музыкальных произведений, вошедших в золотой фонд казахстанского музыкального искусства. Не стало народного артиста Казахстана композитора Евгения Григорьевича Брусиловского в 1981 году. |