NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 02:14 ast
00:14 msk

История: Что помнит Иртыш
О главной реке Казахстана и о ее роли в непростой истории нашего города
17.04.2015 / история

Юрий ПОМИНОВ, "Звезда Прииртышья", 16 апреля

Как все начиналось
По большому счету, Павлодар обязан своим рождением и развитием двум основополагающим факторам: большой судоходной реке и уникальным запасам пищевой соли в окрестных озерах.
По Иртышу пришел в Павлодар, выполняя предписание Петра Первого, отряд Ивана Дмитриевича Бухгольца с заданием "построить город у Ямышева озера и идти далее…". Надо полагать, это был путь, полный лишений, если 59 речных судов, дощаников и больших двенадцативесельных лодок, отправившихся с людьми из Тобольска в июле 1715 года (часть драгун при этом ехала вдоль реки верхом на лошадях), высадились на берег в районе соленого Ямышевского озера только первого октября.
Поход, можно сказать, не удался. Основанную Бухгольцем наскоро Ямышевскую крепость атаковали джунгары, которых было втрое больше (примерно десять тысяч против трех с небольшим тысяч), взяли ее в осаду и по сути уморили голодом и болезнями большую часть бухгольцева отряда…
Тем не менее позднее на Иртыше были созданы восстановленная Ямышевская, а также Железинская, Семипалатинская, Усть-Каменогорская крепости и ряд форпостов, в том числе и Коряковский, с которого ведет отсчет своей истории наш город. Со временем форпост стал станицей с одноименным названием (1838 год), затем заштатным городом Павлодаром (1861 год). По случайному совпадению именно этот год стал годом отмены крепостного права в Российской Империи.

Пошли пароходы
В словаре Российского географического общества говорится о том, что речное судоходство в Павлодаре действовало уже в 1804 году (хотя наверняка оно в самых простых формах осуществлялось и до того). Соль из Павлодара отправлялась вниз по Иртышу на барках, а потом – на колесных судах.
Первый же "настоящий" пароход с символическим названием "Ура!" мощностью паровой машины в десять лошадиных сил пришел в Павлодар за все той же солью в 1861 году и произвел даже не фурор, а потрясение среди местного населения. Ведь никаким городом Павлодар не был, а по сути оставался небольшой деревней – в нем стояло 103 двора с 554 жителями обоего пола. И почти все они, никогда не видавшие подобного самодвижущегося чудища с дымящей трубой, были, скорее, до смерти испуганы, чем обрадованы…
А уже с 1880 года было налажено пассажирское сообщение на пароходах между Тобольском, Тюменью и Семипалатинском через Омск и Павлодар, где была обустроена пассажирская пристань. Некоторые суда поднимались вверх по Иртышу до Усть-Каменогорска и даже до озера Зайсан.
В 1899 году в Павлодаре были основаны кустарные мастерские с несколькими станками и примитивной литейкой, в которых постоянно работали лишь десять человек. Но когда пароходы становились в затоне на зимовку, число работников за счет судовых команд увеличивалось до 70 человек.
Есть сведения о том, что уже в эти годы в Обь-Иртышском бассейне ходило более 130 судов – пассажирских, товарно-пассажирских, буксиров, товарно-специальных, служебных, в командах которых насчитывалось около 2850 человек. За буксирами и пароходами ходили непаровые суда – баржи, баркасы, гусинки, лодки.
В начале 20 века Павлодар был известен одной из самых крупных и важных пароходных пристаней на Иртыше. Здесь с одной стороны шла перевалка на речные суда, идущие вниз по течению, сырья – соли и сала, кож, овчины и шерсти, хлеба, а со встречного направления доставлялись по реке мануфактура и бакалея. До первой мировой войны только хлеба вывозилось через Павлодар по Иртышу до семи миллионов пудов плюс масса других грузов.
Судоремонтные мастерские в начале 20 века стали самым крупным предприятием города.
Голубая дорога с интенсивным движением
Несколько десятилетий – с середины шестидесятых и до конца восьмидесятых годов прошлого века – отмечены небывалым взлетом грузового и пассажирского движения на Иртыше. Уже в начале этого поистине золотого периода грузооборот Павлодарского речного порта составлял примерно семь миллионов тонн. Вверх по течению от нас шли песок, щебень, другие строительные грузы, а также арбузы, а оттуда к нам – лес, нефтепродукты, металлопрокат.
На полную мощность работал судоремонтно-судостроительный завод, где только ремонтировалось в год до 150 судов разных типов. А кроме того, они и строились – баржи и другие суда.
Сегодня уже мало кто помнит ходившие по Иртышу к нам и от нас ветераны-теплоходы "8-е февраля", "Роза Люксембург", "Ленинград", "Калинин", "Казахстан", на смену которым стали приходить пассажирские суда нового типа – "Заря", "Беларусь". Уже в 1962 году появились первые "Ракеты" на подводных крыльях – настоящее чудо инженерной техники. Они курсировали по Иртышу от Омска до Семипалатинска. А в пределах нашей области на них можно было добраться до Качир, Железинки, Белогорья (куда я, кстати, в пору моей журналистской молодости однажды приплыл именно на "Ракете").
Но самое удивительное, что и в семидесятые, и в восьмидесятые годы вместе с этими пассажирскими судами можно было увидеть на Иртыше еще действующие колесные суда, неторопливо идущие вверх и вниз…
На рейдовом буксирном теплоходе (РБТ) резал веснами лед в Затоне и выводил из него суда ветеран "Звезды Прииртышья", известный поэт Виктор Семерьянов – речник со стажем. Позднее уже капитаном пассажирского теплохода Т-5, именуемого в народе "речным трамваем", Виктор Гаврилович доставлял по Иртышу пассажиров из Качир в Краснокутск и обратно.
Кстати сказать, в конце 70-х годов прошлого века речные суда по числу перевезенных пассажиров (до 450 тысяч в год) опережали ставшую сверхпопулярной авиацию. А в конце 80-х таких пассажиров было уже два миллиона плюс семь миллионов тонн грузов.

После кризиса
После развала СССР грузовые и пассажирские перевозки по Иртышу начали стремительно падать из-за общего экономического спада, разрыва экономических связей, дороговизны горючего, которого те же "Ракеты" потребляли в огромных количествах. Все это больно ударило и по судоремзаводу. Вначале он еще держался, а затем, лишившись постоянных заказов, стал хиреть: скукоживалось производство, нарастали трудности, закрывались участки и цеха. Заводчане не сидели сложа руки – искали подряды на стороне, выполняли заказы для предприятий энергетики, брались за любую работу.
Проблема была еще и в том, что вслед за пассажирским практически остановилось и грузовое движение по Иртышу. Печальная участь ждала оставшиеся не у дел суда и их экипажи. Первые ржавели у причалов и либо уходили за бесценок в другие страны, либо отправлялись на металлолом. Так Павлодар остался почти без грузовых и пассажирских судов (не считая нескольких прогулочных).
Обеспокоенность практически полностью остановившимся судоходством на Иртыше не раз высказывали на совместных встречах руководители Павлодарской и Омской областей. И казахстанская, и российская стороны заинтересованы в том, чтобы возобновить движение грузов по Иртышу в обоих направлениях. И оно начинает понемногу возрождаться, как и работа Павлодарского судоремзавода с участием российских инвесторов. В прошлом году здесь отремонтировали путейский теплоход, доставили сюда плавучую платформу из Обской губы весом в три тысячи тонн, чтобы подготовить баржу для работы в Карском море. Готовят также речные суда для России и Казахстана. Это, конечно, далеко не то, что было, но все же обнадеживает…
* * *
А для всех нас, бывших и будущих павлодарцев, Иртыш был и навсегда останется всеобщим любимцем.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Путь, достойный подражания 30.04.2015
Талант лидерства и человечность 30.04.2015
Девушки – Герои Советского Союза из Казахстана: на постаменте они стоят вдвоем 29.04.2015
Времен связующая нить 28.04.2015
Национальный музей РК представит в Москве выставку "В борьбе с нацизмом мы были вместе" 28.04.2015
Всегда помнить подвиг отцов 27.04.2015
Танки "Комсомол Казахстана" брали Берлин 23.04.2015
Родные по духу 23.04.2015
День Победы… приближали, как могли 23.04.2015
От курсанта-джигита до генерала 23.04.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz