Л. Ковалева, "Южный Казахстан", 16 марта
Пожалуй, лучшего названия, чем "Достык" ("Дружба"), канал не мог носить – его в течение многих лет в едином порыве строили люди разных национальностей. К тому же протекает он по территории Узбекистана и Казахстана, двух братских республик. Но у канала были разные названия, дольше всех – имени Кирова. Его история началась в XIX веке, когда в 1877 году в Ташкент приехал великий князь Николай Константинович Романов. Его интересовало орошение новых земель, выращивание хлопка, который должен был соперничать самериканским, массово закупаемым Российской империей за золото. Строительство князем в Голодной степи канала "Бухара-арык" не увенчалось успехом. В 1895-1896 годах была предпринята еще одна попытка проложить канал "Николай I" от бекабадских порогов Сырдарьи. Первого сентября 1896 года у водоприемника была убрана перемычка, и воды реки хлынули в проложенное русло. Земли севера Голодной степи впервые получили воду. Но из-за технических просчетов – небольшого сечения – ороситель не мог нормально пропускать влагу. Князь, потративший на строительство свыше миллиона своих рублей, решил за благо продать его царскому правительству. Начиная с 1899 года все ирригационные работы сосредоточило в своих руках государство. На территории Узбекистана начались строительные работы на новом канале. Царь Николай II требует форсировать развитие хлопководства в Голодной степи, выделив для этих целей почти пять миллионов рублей. Подряд на строительство канала был отдан предпринимателю новой формации С. Чаеву со сроком завершения работ в 1915 году. Повезло, что руководил стройкой Чаев, в котором удачно сошлись инженер и делец. Он нещадно эксплуатировал рабочих, но построил для них бараки, обеспечил медобслуживанием. Его помощник инженер А. Будаси закупил за границей много техники, в том числе и экскаваторы, сыгравшие огромную роль в прокладке русла канала. Вместе с Чаевым и Будаси работал наш земляк Алексей Никитич Кармозин, внучка которого Татьяна, педагог, живет в Жетысае. Кармозин прошел школу столичных инженеров, о нем заговорили как о крупном ирригаторе и геодезисте. До самой своей смерти в 1958 году (провожать в последний путь его будут тысячи людей) Алексей Никитич будет тянуть канал, остановится на 125 километре (всего протяженность "Достыка" 129 км, по территории Казахстана – 45 километров). Перегораживающие устройства, сооружения, водовыпуски ниже железнодорожного моста через канал на 86-ом километре построены Кармозиным. Вот что написано о нем в книге "Покорение Голодной степи": "Многие молодые инженеры прошли его школу, обучались у него точности, тщательности в выполнении работ. Он любил "выписывать" формы сооружений, "рисовать" четкую геометрию сопряжений. Проезжаешь через перегораживающие устройства на Кировском магистральном канале, через сооружения Джетысайской или Тугайных веток, глядишь на красивые в своей простоте и скромности четкие, аккуратные линии их, на гладь воды – и хочется снять шапку перед памятью этого созидателя". Оставил свой след в строительстве канала и сын Алексея Никитича – Борис. Еще студентом он проходил практику ирригационного дела у своего знаменитого отца, затем работал в Министерстве водного хозяйств КазССР. Канал был сдан в эксплуатацию в 1913 году, но проект потребовал существенной доработки, прокладки магистрали на новых землях. В 1915 году этим делом занялся молодой инженер, выпускник Петербургского института путей сообщений Георгий Константинович Ризенкампф. Существует два проекта Ризенкампфа – 1915 и 1929 годов. Оба видела у известного жетысайского ирригатора Александра Петровича Алехина. Это огромные плотные карты, которые мы расстилали в самой большой комнате на полу, чтобы изучить "линии жизни" – населенные пункты вдоль канала, возведение ряда гидроэлектростанций, совмещенных с плотинами. За счет их энергии намечалось орошение части Голодной степи. В этих проектах отводилось место будущему Жетысаю. Но первому проекту не суждено было полностью воплотиться в жизнь. Во время гражданской войны орошаемые земли в Голодной степи сократились вдвое. В 1919-1921 годах хлопчатник не сеяли вообще. В 1929 году появился второй, улучшенный, проект Ризенкампфа который должен был возродить канал: провести срезку ферм и сделать подсыпку новых дамб, расширить низовую часть канала, протянуть его дальше в степь. Но и этот проект не был реализован до конца, однако инженерная методика Ризенкампфа в строительстве использовалась вплоть до войны. 29 апреля 1940 года СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление "О мероприятиях по дальнейшему развитию сельского хозяйства, и в особенности технических культур, в южной области Казахстана", по которому предполагалось освоить 50 тысяч га новых земель и три тысячи перелогов. Постановлением предусматривалось выполнить в казахстанской части объем земляных работ в 5,3 млн. кубов, в узбекистанской гораздо меньше. Надо было удлинить самотечный канал в земляном русле. Осенью 1940 года на стройку было направлено более 30 тысяч человек со всей области. Из них 600 – коммунистов. Переселялись на стройку целыми колхозами. Жили в землянках. Арысский колхозник Мусай Шамбаев, став землекопом, добился дневной выработки 316 процентов. Его именем было названо движение передовиков – шамбаевское. На подмогу прислали семьи бывших кулаков, среди них были передовые шоферы Григорий Ефремов, Николай Жилин, легендарная Тася Неретина. Было хорошо известно имя рабочей, стахановки Екатерины Шадт и ее сестер. По проекту земляные работы наполовину должны были вестись механизированным способом, но на деле канал прорывали вручную, "кровавыми" от мозолей руками, вывозили грунт на поверхность в тележках. Женщины работали наравне с мужчинами. – Бабушка Есентай рассказывала, как им, молодым девчонкам, приходилось нелегко, но они были патриотично настроенные люди, знали, что, чем дальше проложат канал, тем лучше будет жизнь, – рассказывает Кенес Исмаилов, заместитель главного редактора "Южанки", уроженец Мактааральского района. – Ведь со временем вдоль канала стали возникать новые совхозы, земли которых орошали его воды. В течение 1939-1940 годов канал имени Кирова был расширен и удлинен до 129 км – он заканчивается в районе Шардаринского водохранилища. В 1954 году его реконструировали. Канал имеет три крупные отводящие ветки: Правая 58, Сардобинская 13 и Малекская 12. Столько же – сбросов. Орошает 216 тысяч га, из них 136 тыс. находятся на территории Казахстана (Мактааральский район). Для управления им создано межгосударственное бассейно-водное объединение "Сырдарья", центр – в Ташкенте. С 1992 года забор воды в "Достыке" регулируется межправительственным соглашением между Кыргызстаном, Таджикистаном, Узбекистаном и Казахстаном. Пропускная способность канала – 230 кубометров в секунду, но мактааральские земледельцы даже в самом сладком сне никогда не видели таких попусков – в разгар вегетации он иногда падает до 20 кубов, воду забирают в верховьях Сырдарьи. Построенная не так давно машинная водоподача из Шардаринского водохранилища в концевую часть "Достыка" сглаживает остроту дефицита в вегетационный период, но не решает полностью вопрос водообеспечения. Тем не менее "Достык" – главная водная магистраль юга области, из которой за год забирается на полив и промывку полей до миллиарда кубометров. Роль канала в освоении Голодной степи, ее обводнении велика. Он дал жизнь крайнему югу области, ставшему с годами развитым социально-экономическим регионом. |