NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2017)
Вы одобряете переход казахского алфавита на латиницу?








Поиск  
Понедельник 23.10.2017 10:25 ast
07:25 msk

Жизнь и борьба Смагула Садуакасулы
…В 2011 году был предан родной земле прах видного общественного и государственного деятеля, известного просветителя, министра просвещения КазССР, истинного патриота казахской земли Смагула Садуакасулы, загадочно умершего в суровые 30-е годы минувшего века в Москве
28.01.2013 / история

Зиябек КАБУЛЬДИНОВ, профессор, директор НИЦ "Евразия" ЕНУ им. Л. Гумилева, "Казахстанская правда", 25 января

…В 2011 году был предан родной земле прах видного общественного и государственного деятеля, известного просветителя, министра просвещения КазССР, истинного патриота казахской земли Смагула Садуакасулы, загадочно умершего в суровые 30-е годы минувшего века в Москве. Как известно, его тело было сожжено, прах был помещен в небольшую погребальную урну на территории Донского кладбища в Москве. В последние годы это практически единственный случай, когда удалось вернуть на родину и достойно перезахоронить останки героев Алашского движения, значительная часть которых покоится за пределами страны.
…Один из самых талантливых и достойных сынов казахской земли Смагул Садуакасулы родился в 1900 году в ауле Жаркын Курганской волости Омского уезда Акмолинской области. Биографические вехи истинного государственника и настоящего патриота страны – это его героический труд во имя процветания Великой степи, его беспредельная любовь к Қазақ Елi, один из самых достойных примеров для подражания современному молодому поколению.
Первоначальное образование Смагул получил у аульного муллы. В 1915 году окончил известное в Омском уезде Полтавское двухклассное русско-казахское училище, которое он завершил с отличными отметками и "прилежным поведением". Известно, что в 1915–1916 годах, несмотря на свою юность, он работал народным учителем в родном ауле, а в 1916–1918 годах прошел обучение в Омском сельскохозяйственном училище и на кооперативном факультете Омского сельскохозяйственного института. В 1931 году тяга к новым знаниям привела его к завершению престижного для того времени Московского института инженеров транспорта по специальности "искусственные сооружения".
В 1917–1918 годах С. Садуакасулы был активным членом казахской молодежной организации "Бірлік" ("Единство") в Омске, став одним из признанных руководителей ее правого крыла, избирался секретарем правления молодежной организации "Жас азамат" ("Молодой гражданин"), придерживавшейся тогда позиции проалашской ориентации. Затем он работал сотрудником казахского отдела при земском управлении на территории Акмолинской области, а также преподавателем учительских курсов. В 1920 году в возрасте 20 лет он активно сотрудничал с казахско-татарской секцией Сибирского бюро РКСМ, избирался членом ЦК Союза молодежи Востока, а также секретарем Казахского обкома РКСМ. Совсем молодым он стал редактором омской областной газеты "Кедей сөзі" ("Голос бедняка"). Его чрезмерная общественная активность привела его и в редколлегию газет "Ұшқын", "Еңбек туы" (Оренбург). А на учредительном съезде Казахской автономии в октяб­ре 1920 года он был избран членом ЦИКа Советов КАССР, политическим секретарем КазЦИКа.
Смагул до последнего своего дыхания отстаивал идею казахской государственности и территориальной целостности республики, настаивал на полном изучении и детализации всех спорных вопросов внешних границ Казахстана, разрешения проблемы чересполосного проживания казахов с переселенческим крестьянством: "Как известно, киргизская территория со времен ее завоевания казаками колонизовалась переселенцами не сплошным массивом, а вкраплено. Занимались все лучшие участки земель, годные для земледелия, по берегам рек, озер и по опушкам лесов… Вопрос поистине серьезный и требует внимательного и вдумчивого отношения мест".
Он жестко и негативно подвергал критике колониальную политику Российской империи: "Киргизия представляла до революции типичную колонию. Царское правительство только и знало, чтобы выкачивать из нее сырье и естественные богатства, оно заселило "излишки" ее земель переселенцами, давило всеми мерами на культурное движение, насаждая миссионеров и прочих просветителей".
С 1921 года он активно участвовал в процессе этнотерриториального размежевания ряда дореволюционных областей Казахстана из подчинения Сибревкома в состав Казахской автономной республики. Со стороны сибирских большевиков это было встречено ожесточенным сопротивлением, когда они пытались сохранить бывшие казахские земли за Западной Сибирью. Более того, Смагул рьяно взялся за отстаивание территории обширной современной Костанайской области в пользу Казахстана. Таких примеров было очень много. За чрезмерный патриотизм и желание вернуть исконно казахские земли в пользу своей исторической родины он даже получил строгое партийное взыскание. Когда встал вопрос о том, как быть с Акмолинской и Семипалатинской областями, он открыто выступил против передачи их в состав Сибревкома, считая такой путь экономически нецелесообразным и исторически неоправданным и неправильным. Особенно активно он отстаивал территорию Петропавловского уезда, категорически выступив против передачи ее в состав формируемой Обской области: "Петропавловск с давних пор является средоточием хозяйственно-культурной жизни Кокчетавского и Атбасарского уездов и отчасти Акмолинского уезда. Все сырье и весь скот, шедший с юга в Россию, проходил через Петропавловск... Город имеет порядочное количество предприятий, обрабатывающих продукты скотоводческого хозяйства... В городе имеется много учебных заведений, различных курсов и прочих, куда стекаются ежегодно сотни киргизских и крестьянских детей… потому считаем, что Петропавловский округ безоговорочно должен остаться в составе Киргизской области".
Смагула Садуакасулы можно по праву назвать и одним из первых специалистов-городоведов, детально исследовавших историю появления и развития городских поселений на территории края. Его беспокоили практически все наиболее животрепещущие проблемы тогдашнего Казахстана, кстати, ничуть не потерявшие своей актуальности и по сей день: вопросы перехода к латинице; повышение статуса казахского языка; определение границ края; межэтническое взаимодействие; воспитание молодежи в патриотическом духе; необходимость открытия новых учебных заведений; земельный вопрос; становление театров; национальная история; необходимость изучения фольклора и так далее.
При этом он оставался истинным патриотом своей земли, безгранично выражая любовь и уважение к своему многострадальному народу, о чем свидетельствуют следующие его слова: "В духовном отношении киргизы (казахи – З. К.) принадлежат к числу богато одаренных народов. Язык их звучен и образен. Народная литература их весьма развита и отличается широтой взгляда и разнообразием. Пословицы и поговорки их отличаются сжатостью и меткостью выражений. Песенные напевы весьма оригинальны и разновидны… Киргиз горд, остроумен, насмешлив и энергичен; речь его изысканная, складная и образная. Он весел, любит общество и беседу, но к созерцательности и отвлеченности не склонен. Таков исторический и современный киргиз. Такова его характеристика".
В 1922–1925 годах он занимал такие важные государственные посты, как полномочный представитель КАССР при Туркестанском ЦИКе, заместитель земельного комиссара Казахской автономии, председатель Плановой комиссии республики. Он, как блестящий и талантливый публицист, занимал и такие важные должности, как редактор газеты "Өртен", становится наркомом просвещения Казахстана, членом Казахского краевого бюро ВКП(б), затем – редактором газеты "Еңбекші қазақ" (нынешняя газета "Егемен Қазақстан"). Много писал на тему необходимости укрепления народного образования. В своей статье "Нужды аула" он высказал глубокие мысли, которые намного опередили время: "Каждый человек, работающий на благо народа… должен крепко и навсегда запомнить, что без образования… все его чаяния в лучшую сторону будут или малопродуктивны, или совсем напрасны. У непросвещенного и невежественного народа нет и крепких убеждений". В 1928 году, выступая на церемонии открытия первого педагогического вуза в республике, он восторженно писал о традиционной тяге казахов к получению новых знаний: "Казахская молодежь буквально стучится в двери, лезет в окна, к сожаленью, не везде исправных помещений отделов народного образования".
Из-под острого и талантливого пера Смагула Садуакасулы вышли такие книги, как "Новый путь молодежи", "О проблемах просвещения в Казахстане" и другие работы. Многие из его тезисов не потеряли своей актуальности и по сей день. К примеру, в 1924 году на страницах журнала "Қызыл Қазақстан" ("Красный Казахстан") он особо останавливается на вопросах централизованного издания учебников для казахских школ и разработки единых терминов на казахском языке.
Смагул категорически выступал против коррупции и иных правонарушений, выступал за развитие здравоохранения в крае, будучи не совсем довольный деятельностью народных лекарей, не имевших специального образования, предлагая наиболее действенные меры по предупреждению различных болезней среди степняков.
Отчаянный патриот открыто выступал и против насильственной коллективизации, инспирированного центром массового голода, унесшего жизнь почти половины коренных жителей края, а также постепенного превращения региона в самый настоящий сырьевой придаток Центра, за что подвергался гонениям и преследованиям, а также политическому остракизму. Сам Смагул и его близкое окружение, прозванные Москвой "садвакасовщиной", были заметной и влия­тельной оппозицией центральной власти в крае в лице И. Голощекина. Ряд ближайших соратников С. Садуакасулы были сняты с руководящих должностей и позднее были физически уничтожены.
Постепенно он оказался отвергнут властями в родном краю. В 1927-м его отправляют ректором Казахского педагогического института в Ташкенте. В своей статье "О нации и представителях нации", опубликованной в журнале "Большевик" (1928, № 1), он смело разоблачал неограниченный диктат большевиков. По его мнению, советская власть практически не решила главного вопроса в Степи – решения давно перезревшего земельного вопроса. Так же, как и его старшие алашские братья, составившие и подписавшиеся в 1905 году под Каркаралинской петицией, в жесткой форме выдвинул такие требования, как прекращение колонизации казахских земель крестьянами-переселенцами из европейской части России, первоочередного землеустройства местного населения. Он был вынужден пойти на эти меры, так как Советы практически продолжили колониальную переселенческую политику Российской империи. Более того, как покажут позднейшие события, даже ее превзошли: если в 1897 году, по результатам Всероссийской переписи населения Российской империи, коренное население составило 80% от всего населения края, то в 1959 году – 29%! Мог ли предполагать молодой Смагул нечто подобное?!
Отдаление Садуакасулы от общественно-политической деятельности привело к тому, что в 1928–1931 годах он стал рядовым научным сотрудником Института востоковедения Академии наук СССР, но он одновременно стал учиться в Московском институте инженеров транспорта, а в 1931–1933 годах работал простым инженером на строительстве железной дороги Донбасс – Москва.
С. Садуакасулы зарекомендовал себя и блестящим писателем: чего стоит только роман "Сарсенбек", а также такие интересные повести и рассказы, как "Күмiс қоңырау", "Күлпаш" и многие другие бесценные творения, заметно обогатившие молодую казахскую литературу, прекрасно запечатлевшие быт и нравы, стремления и мысли, мечты и думы граждан нашей республики в те непростые годы.
В 1933 году он умер при весьма загадочных обстоятельствах. Значительная часть его современников, близких родственников и исследователей его творческого наследия, в том числе и известный исследователь Алашского движения Дихан Камзабекулы, считают, что он был ликвидирован сотрудниками НКВД, так как пользовался огромным авторитетом и влиянием среди своих современников. И с позиции тогдашней советской власти, не терпящей инакомыслия, представлял весьма серьезную опасность для сталинского режима.
Участь "врага народа" постигла его близких и родных. Так, его отец мулла Садуакас Турабайулы (1872–1937 гг.), весьма почитаемый среди степного люда, был незаконно репрессирован и расстрелян в 1937 году за то, что приходился отцом своему выдающемуся сыну. Его мать Мажикен (1879–1938 гг.), не выдержав страшного горя, выпавшего на ее несчастную голову, ушла в мир иной на второй год после смерти ее мужа. Супруга Смагула Елизавета Алиханкызы (1903–1971 гг.), дочь видного лидера Алашского движения Алихана Бокейхана, врач по образованию, ветеран Великой Отечественной войны, долгое время не могла вернуться в Казахстан из-за страха политического преследования. А его сын Искандер геройски погиб в годы Великой Отечественной войны, защищая свою родину, которая преследовала всю его семью. Единственная сестра героя Орынбасар (1916–1990 гг.) прожила всю свою жизнь в обстановке подозрения и гонений, не получая даже пенсии, и умерла, немного не дожив до долгожданной независимости, за которую погибли ее брат и отец.
…Думаю, недалек тот день, когда у памятника Смагулу Садуакасулы в Астане, который обязательно появится в столице, молодые казахстанцы будут клясться в верности Родине, появятся новые улицы и площади, носящие его славное имя. А Министерство образования и нау­ки РК учредит именные стипендии в память о благородном человеке, посвятившем жизнь процветанию и просвещению своего народа.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Общественный деятель, ученый, гражданин 28.01.2013
Слово о Ерболе Шаймерденове 28.01.2013
Жизнь и борьба Смагула Садуакасулы 28.01.2013
В Жамбылской области обнаружено погребение эпохи бронзы 23.01.2013
Образец высокого духа и служения Отчизне 21.01.2013
Личность – нашедшая счастье в труде 21.01.2013
Жизнь, отданная небу 21.01.2013
Брежнев: два года в Казахстане 18.01.2013
…И тверже будет сталь 16.01.2013
Не поступаясь принципами 11.01.2013

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
23.10.17 Понедельник
88. МОЛОДОВ Анатолий
80. САРЖАНОВ Кудайберген
70. МАРТЫНОВ Александр
68. САРТАЕВ Жанбатыр
67. КРАУЗЕ Юрий
66. АБЫЛХОЖИН Жулдузбек
66. БИСЕНГАЛИЕВ Ганимат
62. КАРИМЖАНОВ Бахриден
61. ДЕНЯКИН Александр
61. ЖАКЫПОВ Болат
60. ДЮСЕНОВА Сауле
60. СМАГУЛОВ Сейсехан
59. КУШЕРБАЕВ Жомарт
58. ИБРАЕВ Марат
58. ИБРАЕВА Гафура
...>>>
24.10.17 Вторник
83. ХОЛОДКОВ Александр
80. ЛЕММЛЕ Вальтер
76. УРМУРЗИНА Гульшара
74. ШВЕДЮК Владимир
71. ТУРСУМБАЕВ Балташ
70. ЖУМИН Канатбек
62. МУСИН Алиаскар
60. БИСЕНБАЕВ Асылбек
57. АГИТАЕВ Садуакас
57. БАРПИБАЕВ Тлектес
57. КЕНЖАЛИЕВ Малик
55. БАЛГАРИН Амантай
53. УСКЕНБАЕВ Каирбек
51. КУРБАНОВ Ниязбек
49. САДЕНОВ Ержан
...>>>
25.10.17 Среда
84. АРДАСЕНОВ Сталинбек
78. КОСЕНКО Виктор
77. ЕСКЕНДИРОВ Кайрулла
75. КАЙРУЛЛАЕВ Корганбек
72. БАЙГУТ Мархабат
72. КАЛИЕВ Кудайберген
70. АЛИБАЕВ Айтбай
68. РЫСКАЛИЕВ Амангельды
66. ИЗБАНОВ Мухит
65. ТУЛЕНБАЕВ Мурат
63. МАХАРИНЕЦ Юрий
63. ФАТКУЛЛИН Рашид
60. ЖАСУЗАКОВ Сакен
60. КАРАМАНОВ Серик
60. ХАКИМОВ Шамиль
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050