Владимир ВОРОБЬЕВ, "Кызылординские вести", 21 июля
Рассматривая в музее предметы быта, оружие и украшения, найденные археологами в Приаралье, мы невольно задаем себе вопрос: "Какими же были наши предки, как они жили, как выглядели, кому когда-то принадлежало все это"? Хорошую возможность узнать о прадедах, живших в сырдарьинских степях в XVIII веке, дают этнографические этюды русских исследователей-путешественников А. Левшина и Е.Мейндорфа (Астана, "Алтын кiтап", Библиотека казахской этнографии), имеющиеся в фонде отдела редких книг научной библиотеки Кызылординского государственного университета имени Коркыта-ата. Читая эти этюды, необходимо понимать, что для русских того времени кочевая жизнь казахов (в книге употребляется термин "киргизы", как это было принято в то время) была малознакомой и в ряде случаев непонятной. Поэтому ученые и путешественники, в том числе А.Левшин и Е. Мейндорф, старательно записывали все, что видели, с чем знакомились, избегая давать свою оценку. В начале своих записок А.Левшин подробно знакомит с разделением казахов на роды и поколения, а затем рассказывает о быте народа. "Образ жизни казахов есть живая картина времен патриархальных. Вид целого народа, живущего почти исключительно для своих стад; селения (аулы), мгновенно исчезающие и на других местах опять вновь появляющиеся; простота и близость сего состояния к природе имеют много занимательного и пленительного для глаз романиста и поэта… Жилище казаха есть кибитка, или юрта, то есть со всех сторон округленная палатка, состоящая из деревянных решеток, покрытых войлоками и имеющая вверху большое круглое отверстие: через него проникает свет и выходит дым, когда разводят в кибитке огонь… Снимая и вновь разбирая таковую кибитку в полчаса времени, казах перевозит ее на верблюде туда, где находит для скота своего достаточный корм и воду. Беспрерывные переходы и перекочевки с места на место нисколько не кажутся ему тяжелыми, напротив, он находит в этом одно из первых удовольствий и почитает себя счастливым, что не привязан к земле… Всякий казах, отправляясь в путь, привязывает к седлу своему мешок, наполненный куртом, который делают наподобие наших сырников, из кислого коровьего или овечьего молока. Там, где это нужно, курт разводится в воде, что помогает утолить и голод, и жажду. Терпя много от морозов и зимних метелей, казахи всегда с восхищением встречают весну. Большую часть летних дней отдыхают, пьют кумыс, почти не употребляют мяса, а по ночам собираются вместе, рассказывают друг другу различные истории или играют на кобызе и домбре. Самым лучшим временем года почитается у них осень. Тут совершают они далекие путешествия и проводят праздники… Близкий к природе образ жизни, простота пищи, беспечность, невредный климат и свежий воздух, которым дышат казахи, делают их здоровыми, долговечными, сильными и крепкими к перенесению стужи, голода и жажды. Зрение их достойно удивления: стоя на ровном месте, они видят небольшие предметы верст за десять и более; где европеец с острыми глазами усматривает только неясные точки, там они различают очертания предметов и цвет… Говоря вообще, казахи часто достигают глубокой старости: восьмидесятилетние между ними нередки, встречаются и столетние… Искусство ездить верхом, с самого младенчества приобретаемые казахами, составляет первое гимнастическое их достоинство. Они, так сказать, родятся на лошадях и с самыми дикими из них обращаются необыкновенно смело и ловко. Женщины не только не уступают в сем случае мужчинам, но иногда и превосходят их. Казахи сражаются копьями, саблями, стрелами, ружьями и чаканами, а для защиты себя от неприятельских ударов надевают панцири и шлемы. Важное значение казахи придают знаменам. Каждый род имеет свое большое знамя и каждое отделение – свой значок, которые тщательно сохраняются в мирное время. Система управления народом у казахов была несколько иной, чем в России и поэтому русские путешественники приглядывались к ней с большим интересом. Вот что по этому поводу пишет Е.Мейндорф: "Казахи управляются старейшинами, главами семей, биями, батырами, султанами и ханами. Титул бия обычно переходит по наследству; однако тот, кто не имеет заслуг или достоинств, быстро лишается его. В то же время съезд может пожаловать титул тому, кто сумел внушить к себе уважение, и его уже до присвоения этого почетного звания называют султаном. Старейшиной выбирают одного из аксакалов, советам которого привыкли следовать. Он должен иметь состояние и многочисленную семью, ибо эти два условия в сочетании с незаурядным умом обязательны, чтобы повелевать племенами. Батырами называют людей храбрых, справедливых и предприимчивых. Султаны – родственники хана; они всегда пользуются некоторым влиянием на народ. Этот титул способствует большому вниманию к ним. Но если у них нет заслуг, они не найдут никакого повиновения у казахов, главенствовать над коими можно только не жалея себя. Хан фактически распоряжается жизнью и смертью всех своих людей. Но в случае деспотизма хана казахский народ может перестать признавать несправедливого хана и избрать другого. Хан обязан придерживаться установленных обычаев и законоположения Корана. Он должен так же, когда понадобится, проявить мужество отвагу и деловитость". Исследователь Е.Мейндорф со своими спутниками на собственном опыте убедились в эффективности управления своими людьми одним из казахских султанов. Группа русских путешественников совместно с караваном бухарских купцов двигались от Аральского моря вдоль Сырдарьи. Купцы предупредили генерала Эссена, руководителя русской группы о том, что на них могут напасть хивинцы. "Мы очень опасались этих разбойников, так как в караване купцов было семьсот верблюдов и наш немногочисленный отряд вряд ли смог бы их прикрыть, – пишет исследователь. – Генерал Эссен с удовольствием принял предложение влиятельного казахского султана Арунгазы Абдуллгази о сопровождении и обещание прислать несколько сот воинов. Мы устроили совещание с казахами, чтобы обсудить маршрут и ознакомиться с предстоящими трудностями. Нам выделили пятерых опытных проводников, а весь караван разделили на несколько групп, каждую из них охранял отряд из шестидесяти казахских воинов". Далее автор записок рассказывает, что, несмотря на трудности и набеги хивинцев, караван благополучно достиг цели. Султан и его воины с честью выдержали все испытания, дав разбойникам достойный отпор. Отрывки из книг дают некоторое представление о жизни казахов в XVIII веке, но чтобы получить более глубокое и подробное знание о наших предках, лучше прочитать эти записки полностью. |