NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 03:56 ast
01:56 msk

Суфии – танцующие с Богом
Суфизм, или тасаввуф, считается одним из красивейших и романтичнейших течений ислама. Недаром этот мистический путь привлекал и привлекает к себе поэтов, художников, музыкантов, даже далеких от ислама
23.04.2012 / история

Екатерина Гайдай, Правда.Ру

Суфизм, или тасаввуф, считается одним из красивейших и романтичнейших течений ислама. Недаром этот мистический путь привлекал и привлекает к себе поэтов, художников, музыкантов, даже далеких от ислама. Туристы же стремятся стать свидетелями суфийских церемоний, подивиться возможностям человека и ощутить мистическое присутствие божественного.
Приверженцы суфизма иногда описывают суфизм как трехчастный подход к Богу согласно хадису – изречению приписываемому самому основоположнику ислама Мухаммаду: "Шариа (путь) – это мои слова, тарика (тропа) – это мои действия, а хакика (истина) – это мое внутреннее состояние" Суфии считают, что шариа, тарика и хакика взаимозависимы. Тарика – тропа, ответвляющаяся от основного пути ислама, путь странника-мистика.
Мистический опыт тарики не может быть реализован без следования основному пути. Однако тропа тарики значительно уже и сложнее пути шариа. Одну видимость представляет собою закон (шариа и тарика) без истины (хакика), а истина, лишенная закона – всего лишь притворство и пустота. Единство закона и истины сравнивается с соединением духа и тела. При их разделении остаются безжизненное тело и исчезающий на ветру дух. Оба не значат ничего по отдельности, и лишь их объединение дает жизнь.
Суфизм обращается к тонким материям, неподвластным непосредственному наблюдению – таким, как состояние сердца. Поэтому для их описания авторы суфийских трактатов прибегали к иносказаниям. Это превращало тексты в шедевры поэзии – но и компрометировало учение в глазах многих последователей ислама, которые воспринимали их буквально. Например, для описания некоторых состояний использовалось слово "опьянение" – действие, исламом запрещаемое.
О происхождении слова "суфий" до сих пор ведутся споры. Кто-то считает, что оно произошло от арабского "сафа", что значит "чистота". Некоторые утверждают, что суфии стали называться так от слова "суф" – "шерсть". И действительно, плащ из простой шерсти до сих пор является одним из атрибутов приверженца суфизма. Есть также мнение о родственности слова "суфий" греческому термину "софия" (мудрость). Одна из возможных версий происхождения – от "суффа" (скамья): первым поколением суфиев были ахлю суффа – "люди скамьи", аскеты-сподвижники Мухаммада, отказавшиеся от всякого имущества и жившие непосредственно в мечети Пророка в Медине.
Аскетизм остался одной из главных добродетелей суфизма. Ведь отрешение от всего материального на пути к познанию Творца – это то, чего добиваются суфии или дервиши, в том числе и через отречение от собственного "нижнего я". Этого дервиш достигает, вводя себя в состояние транса при помощи особых практик, заключающихся в медитации и контроле дыхания.
Однако следует помнить, что хоть эти практики и привлекают эзотериков, но сами суфии не считают их средством получения знания. Бог не является психологическим состоянием и не постигается при помощи подвластных человеку техник. Практики суфизма являются лишь условием, при котором знание может быть получено (а может и ускользнуть), если следовать всем указаниям мастера пути.
Сами практики, которым следуют суфии, разнятся в разных тарикатах – орденах, объединяющих дервишей. Это объясняется тем, что "болезнь духа" у всякого человека своя, и цель шейха или устаза, мастера пути – назначить каждому правильное лекарство, направить на подходящую именно для этой болезни тропу. Таким образом различные тарикаты не являются противоречащими друг другу сектами. Отличаются лишь используемые ими способы исцеления духа, а ведут все они к одной цели.
Разумеется, человек не может поставить диагноз себе сам, поэтому запрещается следовать практикам суфизма без специального разрешения учителя. Если учитель не принимает человека в мюриды – ученики, тому следует искать дальше. Но даже принятому предстоит пройти множество испытаний и очистительных процедур, прежде чем его душа будет готова ступить на выбранную тропу. Так, кандидат в мюриды может быть послан на несколько месяцев, а то и лет чистить уборные или просить милостыню, и совсем не ради обогащения учителя, а для исцеления от гордыни, самолюбия и прочих мешающих чистоте пороков.
На тропе суфизма же мюриду предстоит пройти несколько этапов самосовершенствования – макамов. Это духовные состояния, сменяющие друг друга – Покаяние, Осмотрительность или Богобоязненность, Воздержанность, Нищета, Терпение, Довольство, Упование.
Одной из важных практик суфиев считается зикр – многократное повторение имени Бога. Члены некоторых тарикатов осуществляют зикр до достижения состояния видения имени Аллаха, написанного на сердце мюрида. Как правило, зикр сопровождается церемониальным действом – семой. Именно эта церемония привлекает внимание романтиков и туристов. И именно ее часто имитируют мошенники, не имеющие никакого отношения к суфизму.
Что и говорить, сема любого тариката красива и будоражит воображение. Эта церемония включает в себя самые разные формы служения – пение, игру на музыкальных инструментах, танцы, известнейшим из которых является кружение суфиев Мевлеви, медитации, воскурение благовоний, в результате которых участники впадают в транс и достигают состояния экстаза.
Существуют и нетрадиционные тарикаты, сформировавшиеся под влиянием религиозных течений и традиций Индии. В таких тарикатах традиционный ислам совмещается с йогой, а некоторые суфии даже признают возможность переселения душ.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Зодчий Шота Валиханов 26.04.2012
Суфии – танцующие с Богом 23.04.2012
Гимназистки кудрявые 23.04.2012
В поисках корней 20.04.2012
Каким был Абилкайыр? 20.04.2012
Выбор определил судьбу 18.04.2012
Памяти учителя и коллеги 11.04.2012
Санкт-Петербургские страницы Жакыпа Акбаева. Часть 3 09.04.2012
Запомните их имена 06.04.2012
Патриарх филологической науки 06.04.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz