Екатерина Гайдай, Правда.Ру
Суфизм, или тасаввуф, считается одним из красивейших и романтичнейших течений ислама. Недаром этот мистический путь привлекал и привлекает к себе поэтов, художников, музыкантов, даже далеких от ислама. Туристы же стремятся стать свидетелями суфийских церемоний, подивиться возможностям человека и ощутить мистическое присутствие божественного. Приверженцы суфизма иногда описывают суфизм как трехчастный подход к Богу согласно хадису – изречению приписываемому самому основоположнику ислама Мухаммаду: "Шариа (путь) – это мои слова, тарика (тропа) – это мои действия, а хакика (истина) – это мое внутреннее состояние" Суфии считают, что шариа, тарика и хакика взаимозависимы. Тарика – тропа, ответвляющаяся от основного пути ислама, путь странника-мистика. Мистический опыт тарики не может быть реализован без следования основному пути. Однако тропа тарики значительно уже и сложнее пути шариа. Одну видимость представляет собою закон (шариа и тарика) без истины (хакика), а истина, лишенная закона – всего лишь притворство и пустота. Единство закона и истины сравнивается с соединением духа и тела. При их разделении остаются безжизненное тело и исчезающий на ветру дух. Оба не значат ничего по отдельности, и лишь их объединение дает жизнь. Суфизм обращается к тонким материям, неподвластным непосредственному наблюдению – таким, как состояние сердца. Поэтому для их описания авторы суфийских трактатов прибегали к иносказаниям. Это превращало тексты в шедевры поэзии – но и компрометировало учение в глазах многих последователей ислама, которые воспринимали их буквально. Например, для описания некоторых состояний использовалось слово "опьянение" – действие, исламом запрещаемое. О происхождении слова "суфий" до сих пор ведутся споры. Кто-то считает, что оно произошло от арабского "сафа", что значит "чистота". Некоторые утверждают, что суфии стали называться так от слова "суф" – "шерсть". И действительно, плащ из простой шерсти до сих пор является одним из атрибутов приверженца суфизма. Есть также мнение о родственности слова "суфий" греческому термину "софия" (мудрость). Одна из возможных версий происхождения – от "суффа" (скамья): первым поколением суфиев были ахлю суффа – "люди скамьи", аскеты-сподвижники Мухаммада, отказавшиеся от всякого имущества и жившие непосредственно в мечети Пророка в Медине. Аскетизм остался одной из главных добродетелей суфизма. Ведь отрешение от всего материального на пути к познанию Творца – это то, чего добиваются суфии или дервиши, в том числе и через отречение от собственного "нижнего я". Этого дервиш достигает, вводя себя в состояние транса при помощи особых практик, заключающихся в медитации и контроле дыхания. Однако следует помнить, что хоть эти практики и привлекают эзотериков, но сами суфии не считают их средством получения знания. Бог не является психологическим состоянием и не постигается при помощи подвластных человеку техник. Практики суфизма являются лишь условием, при котором знание может быть получено (а может и ускользнуть), если следовать всем указаниям мастера пути. Сами практики, которым следуют суфии, разнятся в разных тарикатах – орденах, объединяющих дервишей. Это объясняется тем, что "болезнь духа" у всякого человека своя, и цель шейха или устаза, мастера пути – назначить каждому правильное лекарство, направить на подходящую именно для этой болезни тропу. Таким образом различные тарикаты не являются противоречащими друг другу сектами. Отличаются лишь используемые ими способы исцеления духа, а ведут все они к одной цели. Разумеется, человек не может поставить диагноз себе сам, поэтому запрещается следовать практикам суфизма без специального разрешения учителя. Если учитель не принимает человека в мюриды – ученики, тому следует искать дальше. Но даже принятому предстоит пройти множество испытаний и очистительных процедур, прежде чем его душа будет готова ступить на выбранную тропу. Так, кандидат в мюриды может быть послан на несколько месяцев, а то и лет чистить уборные или просить милостыню, и совсем не ради обогащения учителя, а для исцеления от гордыни, самолюбия и прочих мешающих чистоте пороков. На тропе суфизма же мюриду предстоит пройти несколько этапов самосовершенствования – макамов. Это духовные состояния, сменяющие друг друга – Покаяние, Осмотрительность или Богобоязненность, Воздержанность, Нищета, Терпение, Довольство, Упование. Одной из важных практик суфиев считается зикр – многократное повторение имени Бога. Члены некоторых тарикатов осуществляют зикр до достижения состояния видения имени Аллаха, написанного на сердце мюрида. Как правило, зикр сопровождается церемониальным действом – семой. Именно эта церемония привлекает внимание романтиков и туристов. И именно ее часто имитируют мошенники, не имеющие никакого отношения к суфизму. Что и говорить, сема любого тариката красива и будоражит воображение. Эта церемония включает в себя самые разные формы служения – пение, игру на музыкальных инструментах, танцы, известнейшим из которых является кружение суфиев Мевлеви, медитации, воскурение благовоний, в результате которых участники впадают в транс и достигают состояния экстаза. Существуют и нетрадиционные тарикаты, сформировавшиеся под влиянием религиозных течений и традиций Индии. В таких тарикатах традиционный ислам совмещается с йогой, а некоторые суфии даже признают возможность переселения душ. |