NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 10:55 ast
08:55 msk

Театр ей был и жизнью, и судьбой
К 90-летию народной артистки СССР Шолпан Джандарбековой
30.01.2012 / история

Галия ШИМЫРБАЕВА, "Казахстанская правда", 27 января

В Казахском государственном академическом театре драмы им. М. Ауэзова она проработала более полувека – до сентября 2005 года. Придя сюда после окончания Алматинского театрально-художественного училища в 1942 году, играла сначала юных лирических героинь, потом ярких зрелых женщин, а под конец жизни – добрых старушек.
В театр ее, как и многих других казахских актеров-самородков, привело чутье, – ее семья не имела к искусству никакого отношения. Родилась она в Каркаралинском районе Карагандинской области, откуда вышли такие мастера, как Калибек Куанышбаев, Куляш Байсеитова и Жусупбек Елибеков. Ее детство, какой бы дружной и сплоченной ни была семья, трудно назвать счастливым. Самое яркое воспоминание тех лет – смерть отца Исабека. Произошло это в лютую зиму. Земля была настолько мерзлой, что у людей не было сил долбить ее, и тело до самой весны пролежало за окном землянки, где жила семья. Что удивительно, дети и внуки через 70 лет после смерти смогли найти могилу благодаря степному узун-кулаку.
Мать Нуржамал, простая неграмотная женщина, к счастью, обладавшая боевым характером, сумела спасти в голодные 30-е всех своих шестерых детей. Но что примечательно, словно нутром чувствуя, что Шолпан самая даровитая, она отправила 11-летнюю девочку с толпой аулчан, которые, спасаясь от голода, подались в город. По дороге, ослабев, она упала без чувств у края дороги, где ее нашли добрые люди и привели в детдом.
Попав в 16 лет в Алма-Ату, куда уже перебрался ее старший брат, Шолпан поступила в театрально-художественное училище. Выбор был осознанный: участвуя в школьной самодеятельности, она без памяти влюбилась в сцену. Аскар Токпанов, первый казахский профессиональный театральный режиссер, разглядел в толковой, все схватывающей на лету девочке актрису большого диапазона. Он ее, образно говоря, за руку привел в Казахский академический театр драмы. Юная Шолпан могла выступать в любом амплуа, но все же лирические роли были ей ближе всего. Главный режиссер театра Моисей Исакович Гольдблат представлял ее только в роли Актокты в ставившемся тогда спектакле "Ахан-серэ и Актокты". Затем пошли Кортка из "Кобланды-батыра" Мухтара Ауэзова, Баян из "Баян-Сулу и Козы-Корпеш" Габита Мусрепова…
Ее актерское обаяние, привлекательная внешность, звонкий голос, четкая дикция (будучи мастером художественного слова, доносила до зрителей каждую букву) придавали особую красоту ее игре, и без того всегда отличавшейся жизненностью и простотой. В последнем ей помогало то, что она глубоко вникала и в суть, в психологию своих героинь. Очень четко представляя, какого масштаба личность ей предстоит играть, она педантично и последовательно прослеживала даже не биографию, а перспективу создаваемого образа. И это очень хорошо отразилось на ее собственной творческой судьбе: от рядовой актрисы вполне закономерно и заслуженно она доросла до народной артистки СССР.
– Такие, как Шолпан Джандарбекова, стали эпохальным явлением в истории казахского театра, – считает театровед Аширбек Сыгай. – Она партнерствовала с выдающимися артистами – Калибеком Куанышбаевым, Шакеном Аймановым, Камалом Кармысовым, Капаном Бадыровым, Сабирой Майкановой, Рахией Койшибаевой, Хадишой Букеевой…
Кстати, дебютная роль стала для нее не просто звездной – благодаря Актокты она связала свою жизнь с Курманбеком Джандарбековым. Его имя в те годы гремело, он был поистине трубадуром и рыцарем искусства: активно снимался в кино, был директором и художественным руководителем Государственного театра оперы и балета им. Абая и одновременно пел здесь заглавные партии. Особенно хорош был Курманбек в роли Бекежана в первой казахской опере "Кыз-Жибек".
Когда Куляш и Канабек Байсеитовы показали ему юную дебютантку, он, едва увидев ее в роли Актокты, сказал: "Я женюсь на ней". А ее и уговаривать не надо было. Есть легенда, что, когда Курманбек, тогда еще женатый на танцовщице Шаре Жиенкуловой, шел с женой по улице, студентка театрального училища Шолпан крадучись отправлялась следом, чтобы издали полюбоваться на эту красивую пару. Она была так влюблена в Курманбека, что другие мужчины для нее просто не существовали. И остаться бы ей в старых девах, если бы Курманбек и Шара не развелись. Он, опытный ухажер и тонкий чувствительный человек, не мог не заметить пламенных взглядов, которые бросала юная актриса. И, несмотря на разницу в возрасте, они буквально упали в объятья друг к другу.
В браке, где эти двое – прямолинейная решительная Шолпан и мягкий, впечатлительный Курманбек – идеально нашли друг друга, родились дочери – Актокты и Бота и сын Аккозы.
– Причем с моим рождением связана почти детективная история, – рассказывает Бота Джандарбекова. – Папа был на гастролях в Москве, когда позвонил в роддом узнать, кто у него родился. Ему там сказали, что сын. Он кинулся праздновать, уже спустил с друзьями все деньги, когда в гостиницу позвонили из Алма-Аты. "Извините, – сказали на том конце провода. – Но мы ошиблись, у вас дочь".
Ответа не последовало – Курманбек упал в обморок. Вернувшись домой, разочарованный тенор послал вместо себя в роддом забирать жену и дочь своего друга – Искандера Тынышбаева.
Если не считать этого случая, то Шолпан всю жизнь считала, что ей повезло с замужеством. Этому не мешало даже то, что предыдущая жена Курманбека – Шара – жила с ними в одном доме. Женщины мирно общались, забегали иногда друг к другу на чашку чая. После удачной премьеры Шара заходила обычно к Шолпан, чтобы поздравить ее, а когда у бывшего мужа был очередной юбилей, Шара надела старинный перстень с драгоценным камнем на палец его нынешней жены.
В том, что мать почти со всеми жила в мире, как считают дети, был "виноват" ее характер. Могла быть вспыльчивой, резкой и даже капризной (срывая раздражение и усталость, могла, например, бесконечно придираться по пустякам), но быстро отходила от гнева. При этом не уставала повторять своим детям: "Никогда не помни зла. Делай только добро".
– Однажды я пришла домой и обнаружила, что исчезло мое зимнее пальто, – вспоминает Бота. – Мама сказала, что отдала его Шолпан, моей двоюродной сестре, потому что та мерзла.
"А я что, не буду мерзнуть?" – "Ну для тебя мы что-нибудь придумаем", – был ответ. Папа был такой же бессребреник. Ушел как-то на работу в только что купленном дорогом пальто, а вернулся в старом куцем плащике. Оказывается, встретил на улице съежившегося от холода старика.
Самозабвенно отдаваясь работе (Шолпан – драматическому театру, Курманбек – оперному), супруги редко бывали дома. А Шолпан еще была занята в радиопостановках, на дубляже в киностудии, преподавала в театральном институте – надо было кормить семью. При этом взаимных упреков по поводу быта не было. Этим занимались многочисленные родственники, которые в их хлебосольном гостеприимном доме не переводились никогда. Правда, это не означает, что Шолпан была плохой хозяйкой. Она умела все! Могла запросто замесить ногами глину и оштукатурить осыпавшуюся стену на даче. Будучи редкой рукодельницей, мастерила своими руками шляпы, шила платья и пальто. Когда шла по улице, с нее не сводили восхищенных взглядов. А стоило семье Джандарбековых приехать с детьми в санаторий на летний отдых, как вокруг Шолпан собиралась толпа женщин – жены высоких чинов. Тут же находилась швейная машинка, и народная артистка, не умея отказывать, целыми днями просиживала за ней.
Еще один ее дар – умение изумительно сервировать стол.
– Иногда на нее находило, – вспоминает дочь Бота. – Мама с утра торжественно объявляла: "Сегодня обед буду готовить я". То, как она накрывала стол в гостиной, походило на священнодействие: доставались парадные столовые приборы, в вазах стояли цветы… И никто не смел в этот день выходить к столу в затрапезном виде.
Зная эти ее способности, главный режиссер Ауэзовского театра Азербайжан Мамбетов поручал принимать приехавших в Алма-Ату на гастроли московских артистов только Шолпан.
– В нашем доме перебывали многие великие – Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, Руфина Нифонтова, Елена Гоголева, Никита Подгорный, – вспоминает Бота Джандарбекова. – Только Элина Быстрицкая не побывала у нас в гостях: когда я пришла за ней в гостиницу, сказочно красивая женщина в алом брючном костюме сказала: "Извинись, пожалуйста, перед мамой, но я не могу, у меня встреча!" На самом деле встречи не было, просто они с Руфиной Нифонтовой старались не пересекаться. Вообще, жизнь в нашем доме кипела с раннего утра до поздней ночи, входная дверь не закрывалась никогда. Родственники, соседи, студенты… И никто от нас не уходил голодным. Накормить каждого, кто переступил порог, мама считала своим долгом.
Бескорыстно опекая молодых актеров (так в те годы делала не только она, это было доброй традицией многих казахстанских театров), делясь с ними опытом, выбивая им квартиры и звания (она была председателем профкома), воспитанием собственных детей Шолпан занималась от случая к случаю. В школу на собрания ходил обычно Курманбек, который покорно выслушивал все нарекания в адрес детей. Шолпан старались не привлекать к этому не только из-за ее вечной занятости. Однажды она заявила учительнице, вызвавшей ее в школу: "Женщина, у вас с головой все в порядке?! Подумаешь, ребенок учебник без разрешения открыл". Но иногда на народную артистку находил воспитательский зуд.
– Однажды вечером мама громко объявила, что отныне своих детей будет воспитывать сама, – продолжает Бота Джандарбекова. – Она подняла нас ни свет ни заря и еще затемно отправила в школу. Спорить с ней в такие моменты было бесполезно. Когда мы подошли к школьной двери, она была заперта. На наш стук вышел сторож: "А чего это вы в воскресенье пришли?" – удивился он. Но то, что она редко готовила обеды или совсем не проверяла дневники, не означает, что она не интересовалась нашими делами. В чем-то большем мама всегда была с нами. На нее всегда можно было рассчитывать в трудную минуту. Ей не очень нравился мой избранник. Когда я собралась замуж, она лишь сказала, что раз его люблю я, то и она его тоже полюбит. Наши друзья становились ее друзьями. Однажды мне позвонила подруга. "Ты представляешь, сыну не хватило полбалла в институт, и теперь его забирают в армию", – рыдала она в трубку.
"Что случилось?" – спросила мама, увидев мое расстроенное лицо. Услышав, в чем дело, она заявила, что я плохая подруга, молча собралась и ушла куда-то. Вернувшись, торжественно сообщила: "Я договорилась! Ее сына берут на другой факультет, туда он проходит по баллам".
Когда актриса вошла, что называется, в возраст, то не просто щедро отдавала свои роли молодым актерам – замечательный театральный педагог, она готовила их вместе с ними. Народный артист республики Тлектес Мейрамов, заслуженный артист Бауыржан Ибрагимов, заслуженный деятель Данагуль Темирбулатова... Но самая большая ее гордость – не отдельный артист, а курс, положивший основу целому театру: первыми артистами открывшегося в 1975 году Талды-Курганского областного драматического театра были ее ученики – Алмахан Кенжебекова, покойный Тлек Абжалиев, Жанат Шайкина, Азат Базаргельдиев, Омирсерик Калиев...
Вот такой была жена трубадура искусства – Шолпан Джандарбекова, подруга неистового, яркого, темпераментного Бекежана – Курманбека Джандарбекова. Их любовь была настолько искренней, всепоглощающей и в то же время негромкой, что там не было места творческой зависти – извечной подруге таких союзов.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Театр ей был и жизнью, и судьбой 30.01.2012
Вместе с родной республикой 30.01.2012
Восточные легионы или смерть 30.01.2012
Грани таланта 26.01.2012
Их последний рубеж 23.01.2012
Кто, если не мы 23.01.2012
Нарком из Каркаралы 23.01.2012
А город подумал: ученья идут 18.01.2012
Горжусь своим наставником 17.01.2012
Казахстан неделим, 17.01.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz