NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 23:49 ast
21:49 msk

Чокан Валиханов об исламе
"Мусульманство пока не въелось в нашу плоть и кровь. Оно грозит нам разъединением народа в будущем. Между киргизами еще много таких, которые и не знают и имени Магомета, и наши шаманы во многих местах еще не утратили своего значения"
06.10.2010 / история

Негина ИСМАИЛОВА, www.spik.kz, 5 октября

Не так давно в Институте востоковедения им. Р. Сулейменова Комитета науки МОН Казахстана прошел круглый стол по вопросам изучения истории культуры нашей республики зарубежными учеными.
Историей и культурой Казахстана интересуются многие ученые мира. Об этом говорит состав участников круглого стола. Здесь и профессор из Индианы (США), и сотрудник национального музея этнологии Японии, и т.д. Интерес к изучению нашей культуры и истории у каждого зарубежного специалиста возник по-разному. Аллен Франк, к примеру, заинтересовался историей казахского народа после работы с татарскими источниками в Казани. Мнение американского профессора о роли татарских мул в исламизации казахских степей на круглом столе было подвернуто сомнению профессором Гульнарой Мендикуловой. Вот цитата: "Говорить, что казахи уже были мусульманами, не совсем точно. Хотя сейчас очень модно об этом говорить. А где тогда шаманизм, где наша вера в предков? Возьмите того же Чокана Валиханова - он никогда и нигде не говорил, что казахи были мусульманами. И нужно при этом еще учитывать регионы Казахстана: на юге население было более исламизировано в силу близости к среднеазиатским ханствам. На севере - категорически нет. В центре - нет" (источник - республиканская газета "Панорама").
Утверждение казахстанского ученого не могут не вызвать недоумение, поскольку Чокан Валиханов как раз писал в своих записках о мусульманстве в степи. Кроме того, заявление о том, что в центре и на севере казахских степей народ не был исламизирован, более чем сомнительно в связи с тем, что в исторических документах как раз указывается на засилье татарских мулл в Петропавловске и Баянауле. Иными словами, при всем уважении к профессору Г. Мендикуловой - маститому ученому, подобные выражения нельзя допускать. Мало того, что они вводят в заблуждение читателей, так они говорят о том, что казахстанские востоковеды плохо знакомы с работами Чокана Валиханова. К счастью, этот относится далеко не ко всем. Так, профессор Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова Гайнижамал Абдильдина с ходу не только назвала работы Чокана Валиханова, посвященные этой тематике, но и в каком томе собраний сочинений, выпущенного Академией наук в 1985 году, надо искать эти работы.
Упоминания о "татарских муллах и среднеазиатских ишанах" содержатся во множестве работ великого казахского ученого, однако детально эти вопросы освещены в трех трудах. Это "Следы шаманства у киргизов", "О мусульманстве в степи" и "Записка о судебной реформе". Все они опубликованы в 4-м томе собрания сочинений Чокана Валиханова в 5 томах, изданного академией наук в 1985 году.
Говоря об этих произведениях, следует иметь в виду, что Чокан Валиханов был не просто выходцем из ханских кругов, но и офицером, состоявшим на службе у царского правительства. Отсюда его скепсис по отношению к татарским муллам, которые, по его мнению, вводили в заблуждение "невежественный и полудикий" народ. Именно поэтому Чокан Валиханов с неодобрением принял "Устав о сибирских казаках", изданный генерал-губернатором Михаилом Сперанским. Согласно этому указу, в казахских степях стали укрепляться школы и исламские духовные институты, где ведущую роль играли муллы из казанских татар. Чокан Валиханов счел своим долгом предупредить царское правительство о том, что усиление татарских мулл неблагоприятно для Санкт-Петербурга. Вот что он писал в своей работе "Записка о судебной реформе": "В наше время самым важным и близким для народа считаются реформы экономические и социальные, прямо касающиеся насущных нужд народа, а реформы политические допускаются как средства для проведения нужных экономических форм, ибо каждый человек отдельно и все человечество коллективно стремится в развитии своем к одной конечной цели – к улучшению своего материального благосостояния, и в этом заключается так называемый прогресс. С этой точки зрения полезны только те реформы, которые способствуют улучшению быта человека, и вредны те, которые почему-либо мешают достижению этой цели. Всякая реформа, имеющая целью общественное благосостояние, только тогда может достигнуть предположенной цели, не подвергаясь разным случайностям, когда известны общественные нужды и средства". И продолжает: "Вместе с приказами, заседаниями, журналами исходящими и входящими навязали нам татарских мулл и татарское просвещение. Реформы подобного рода, собственно, мы и считаем бедственными для народа и вредными для прогресса". В этих словах - ключ к пониманию Валихановым роли и места татарских мулл в просвещении казахов.
В работе "Следы шаманства у киргизов" великий казахский ученый пишет: "Мусульманство среди народа неграмотного без мулл не могло укорениться, но оставалось звуком, фразой, под которыми скрывались прежние шаманские понятия. Оттого изменению подверглись имя, слово, а не мысль".
В работе "Мусульманство в степи" читаем: "Мусульманство пока не въелось в нашу плоть и кровь. Оно грозит нам разъединением народа в будущем. Между киргизами еще много таких, которые и не знают и имени Магомета, и наши шаманы во многих местах еще не утратили своего значения. У нас в степи теперь период двоеверия, как было на Руси во время преподобного Нестора. Наши книжники также энергически, как книжники древней Руси, преследуют свою народную старину. Наши предания, эпосы, юридические и судебные обычаи они заклеймили позорным именем войлочной книги, а наши языческие обряды, игры и торжества они называют не иначе, как бесовскими. Под влиянием татарских мулл, среднеазиатских ишанов и своих прозелитов нового учения народность на все более и более принимает общемусульманский тип". Там же следующее утверждение Чокана Валиханова: "Нет никакого сомнения, что причиною отчуждения татар от русских и причиною всех плачевных явлений был магометанский пуританизм, другой причины не могло быть".
Чокан Валиханов категорически против гонения на служителей культа: "Гонение придает преследуемой вере, как замечено было не раз, еще больше энергии и жизненности. Русский раскол представляет в этом отношении поучительный пример. Но мы просим и требуем, чтобы правительство не покровительствовало религии, враждебной всякому знанию, и не вводило бы насильственно в степь теологических законов, основанных на страхе и побоях". О браке – малолетних дочерей… Предложения – 2. Утвердить в звании мулл только коренных киргиз или киргизских ходжей, если будут настоятельные просьбы о том со стороны народа.
4. Не дозволять ишанам и ходжам, приезжающим из Средней Азии к татарским семинаристам, жить в кочевьях киргиз без определенных занятий и иметь строгое наблюдение, дабы они не образовали между киргизами дервишских и мистических обществ подобно тем, которые существуют теперь в Баян-Аульском и Каркаралинском округах.
Но против такого зала, как ислам, недостаточно одних паллиативных мер. Отнятие судейских прав не лиши мулл того влияния, которое они будет иметь как священники. Кроме мулл, у нас много и других вредных шарлатанов".
Как видим, у Чокана Валиханова много работ, посвященных исламу. Другое дело, что казахский путешественник и просветитель, очень рано ушедший из жизни, не совсем одобрительно относился к деятельности татарских мулл, с помощью которых ислам все прочнее входил в жизнь казахов. Однако это не говорит, что Чокан был против ислама, первые упоминания о котором среди тюрков встречаются в 8-м веке. Речь идет о том, татарские муллы препятствуют развитию школ в степи, образованию и просвещению казахов. Воззрения Чокана Валиханова во многом поддерживаются высказываниями и других ученых, изучающих историю казахского народа. Тот же Аллен Франк отмечал, что по мере укрепления царской России в казахских степях татарских мулл начинают вытеснять из аулов. Большинство исследователей соглашаются с тем, что у казахов, несмотря на проникновение ислама во все слои кочевого народа, сохраняются элементы язычества. Многие авторы отмечают, что ислам среди казахов не является "чистым", а несет в себе отзвуки "местных языческих религий". При этом религиозные традиции переплетаются с народными обычаями. Иными словами, исследователи подтверждают выводы, сделанные ранее Чоканом Валихановым. Исходя из вышеперечисленного, следует указать на то, что ошибочным будет утверждение о том, что великий казахский просветитель Чокан Валиханов не упоминал об исламе в своих работах. Хотелось бы, чтобы отечественные востоковеды обратили на это внимание и не делали громких заявлений относительно работ нашего знаменитого земляка.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Минувшего неугасимый свет 26.10.2010
Фатима Габитова: Жизнь – легенда 26.10.2010
Загадочные встречи 26.10.2010
Нежное сердце великого Шамши 26.10.2010
Слово о настоящем человеке 19.10.2010
Юбилей выдающегося казахского поэта-импровизатора Исы Байзакова 19.10.2010
О праздничных мероприятиях, посвященных 140-летию восстания под предводительством Исы Тленбаева и Досана Тажиева 18.10.2010
Памяти великим сынам казахского народа 18.10.2010
Воин, поэт, журналист 18.10.2010
Кому мстила Мата Хари? 18.10.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz