NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2017)
Вы одобряете переход казахского алфавита на латиницу?








Поиск  
Воскресенье 22.10.2017 17:59 ast
14:59 msk

Как все начиналось...
Постановлением Президиума ЦИК Казахской ССР от 4 февраля 1938 г. центром Павлодарской области утвержден город Павлодар. На основании этого же постановления в состав Павлодарской области вошли десять районов
17.01.2008 / история

В. БОЛТИНА, начальник управления архивов и документации области, "Звезда Прииртышья", 15 января

Днем рождения нашей области считается 15 января 1938 г. В этот день на первой сессии Верховного Совета СССР первого созыва был принят Закон СССР "Об изменении и дополнении ст. ст. 22, 23, 26, 28, 29, 49, 77, 70, 78 и 83 (Конституции (Основного Закона) СССР" и утвержден проект постановления ЦК ВКП(б) "О разделении Западно-Казахстанской области на Западно-Казахстанскую и Гурьевскую, Южно-Казахстанской - на Южно-Казахстанскую и Кзыл-Ординскую и Восточно-Казахстанской - на Восточно-Казахстанскую и Павлодарскую области Казахской ССР".

Постановлением Президиума ЦИК Казахской ССР от 4 февраля 1938 г. центром Павлодарской области утвержден город Павлодар. На основании этого же постановления в состав Павлодарской области вошли десять районов: девять, выделенных из состава Восточно-Казахстанской области, - Бескарагайский, Иртышский, Кагановический, Куйбышевский, Лозовский, Максимо-Горьковский, Павлодарский, Урлютюбский и Цюрупинский, и Баянаульский район, выделенный из Карагандинской области.

Для окончательного оформления новой области и руководства ею до проведения выборов в областной Совет депутатов трудящихся и создания областной партийной организации были утверждены Оргкомитет ЦИК Казахской ССР по Павлодарской области и Оргбюро ЦК КП(б) Казахстана по Павлодарской области.

С проведением 24 июня 1938 г. первых выборов в Верховный Совет Казахской ССР Оргкомитет ЦИК Казахской ССР по Павлодарской области был преобразован в Оргкомитет Президиума Верховного Совета Казахской ССР по Павлодарской области.

1-7 июня 1938 г. состоялась первая областная партийная конференция, избравшая Павлодарский областной комитет КП(б) Казахстана.

24 декабря 1939 г. прошли первые выборы в Павлодарский областной Совет депутатов трудящихся. 8-9 января 1940 г. состоялась первая сессия областного Совета депутатов трудящихся первого созыва, избравшая исполнительный и распорядительный орган Павлодарского областного Совета депутатов трудящихся - исполнительный комитет.

Областной Совет депутатов трудящихся призван был обеспечить руководство всей хозяйственно-политической жизнью области. Учитывая разнообразный характер работы облсовета, его первая сессия образовала постоянные комиссии облсовета: бюджетную, по торговле, местной промышленности, по школам, здравоохранению, коммунально-дорожному строительству, сельскому хозяйству, оборонно-физкультурным делам.

Первая сессия Павлодарского областного Совета депутатов трудящихся постановила образовать отделы исполнительного комитета областного Совета депутатов трудящихся: земельный, финансовый, торговый, здравоохранения, народного образования, местной промышленности, коммунального хозяйства, социального обеспечения, дорожный, общий, пищевой промышленности, автомобильного транспорта, а также управление по делам искусств, плановую комиссию и сектор кадров.

Местным Советам депутатов трудящихся Павлодарской области и их исполнительным комитетам предстояло решать сложные задачи. В 1939 году область не выполнила намеченные плановые задания в сельском хозяйстве: урожай собрали ниже, чем в 1938 году, был допущен массовый падеж молодняка в животноводстве. На первом плане стояли ремонт тракторов, засыпка и очистка семян, подготовка к посевной 1940 года, вопросы организации труда. В 1939 году 15% трудоспособных колхозников области не выработали установленный минимум трудодней. Нужно было развивать местную промышленность, налаживать работу школ, клубов, улучшить деятельность всех культурно-просветительных учреждений. К 20-й годовщине Казахской ССР - 26 августа 1940 г. намечалось полностью ликвидировать неграмотность и малограмотность среди взрослого населения в селах и аулах.

Архивные документы показывают, что в 1938 году в области действовали крупные предприятия союзного и республиканского подчинения: комбинат "Майкаинзолото", Джамантузский и Мойский рудники, трест "Павлодарсоль", Бескарагайский лесозавод, мясокомбинат, рыбозавод, пивзавод, кирпичный завод, мельницы № 13 и № 14. В основном же промышленность области была представлена кустарными производствами. Вырабатывались такие виды продукции, как мука, крупа, хлеб, соль, мясо, рыба, масло, обувь, металлические изделия, известь, алебастр, кирпич жженый.

Известно, что 18-й съезд ВКП(б), состоявшийся 10-21 марта 1939 г., утвердил третий пятилетний план развития народного хозяйства Союза ССР (1938-1942). Вопросы третьей пятилетки разрабатывались и нашей, только что созданной области. Обратимся к этим документам. "По разнообразию, сочетанию и размерам природных ресурсов Павлодарская область является одним из крупных промышленных районов будущего. На территории области мы имеем несколько месторождений угля, залежи медных руд вместе с серебросвинцовыми, много соляных озер, массивы известняка, обжигаемого на известь, залежи гипса, обжигаемого на алебастр, богатые своими лечебными грязями озера, золотоносные грунты, начатые разработки строительного камня".

Экибастузское каменноугольное месторождение неоднократно привлекало внимание еще до первой мировой войны как русского, так и иностранного капитала. "Учитывая прохождение в нескольких километрах от Экибастуза намечавшегося тогда строительства Южсиба, англичане намечали развернуть в дальнейшем Экибастузское предприятие на базе золотосодержащих майкаинских руд и значительных месторождений порфира, отводы которых были приобретены ими с Экибастузом. Нахождение вблизи Экибастуза, в Бозшаколе, огромных залежей медных руд должно в настоящее время послужить предпосылкой для создания в этом районе энерго-металлургического комплекса, а нахождение в 45 км от Экибастуза Майкаинского рудника - химио-полиметаллического. Запасы медной руды Бозшакольского бассейна начали развертываться в 1928 г. геологическим трестом Восточно-Казахстанской области. Результаты бурения по итогам 1934 года превзошли всякие ожидания. Это месторождение по своим запасам не уступает балхашским залежам".

Основная установка в плане области на третью пятилетку была взята на "восстановление Экибастуза и формирование эксплуатации джамантузских углей, которые в прошлые годы разрабатывались "карьерами". В горном деле - это самый дешевый вид разработок, не требующий особого оборудования и больших капиталовложений".

В марте 1940 г. была организована Экибастузская геолого-разведочная партия, задачей которой являлось проведение детальной разведки одного шахтного поля на Экибастузском угольном месторождении с запасами угля в 4,5 млн.т для закладки новой шахты в конце октября 1940 г. с годовой производительностью 100 тыс.т угля в год.

"Вопрос обеспечения местным топливом нашей области гораздо легче может быть разрешен с развитием угольного рудника Экибастуз, - отмечается в письме секретаря Павлодарского обкома КП(б) Казахстана Колмогорова Г.И. секретарю ЦК КП(б) Казахстана Скворцову Н.А. от 15 мая 1940 г. "О состоянии Джамантузского угольного рудника Наркомместпрома". - Этот рудник от Павлодара находится в 120 км и в 35 км от комбината "Майкаинзолото". Все время бывают грузы, перебрасываемые автопарком, а обратно машины не загружаются. Горючее затрачивается непроизводительно. Следовательно, этот автопарк вполне можно использовать, и это будет гораздо выгоднее на доставке экибастузского угля в Павлодар. Причем от пристани Ермак до Экибастуза сохранилась железнодорожная насыпь, которая при минимальных затратах с успехом может быть использована как улучшенная дорога для круглогодового движения автопарка. Областной центр будет иметь возможность в любое время получить уголь, стоимость которого будет ниже джамантузского, и рудник будет работать рентабельно. Оборудование, транспорт и аппарат Джамантузского угольного рудника целиком перебросить в Экибастуз".

Дело в том что созданный в конце 1938 г. Наркомместпромом Казахской ССР и начавший функционировать 15 февраля 1939 г. Джамантузский угольный рудник переживал серьезные затруднения с транспортировкой добытого угля, а из-за его нереализации и финансовые. На ближайшую пристань Белогорье уголь доставлялся своим транспортом, рудник имел всего 6 автомашин. Из-за нехватки транспорта и отсутствия фондов на горючее добытый уголь лежал на руднике в штабелях и портился. Добыча угля из-за отсутствия механизации ограничивалась карьерными разработками в зоне выветренных углей, содержащих большой процент зольности. Ручной способ добычи и отвала из забоев определял себестоимость угля - 32 руб. 96 коп. за тонну. До этого времени на Джамантузском руднике детальные геолого-разведочные работы, исследование качества угля, определение шахтного поля не были произведены. Добыча угля производилась вслепую, производились излишние вскрышные работы, что приводило к повышению стоимости угля. При отгрузке до пристани на автомашинах и дальнейшая транспортировка водным путем, с учетом расходов на погрузку и выгрузку, стоимость угля достигала в Павлодаре 135 руб., в Семипалатинске - 160 руб. за тонну, а они являлись основными потребителями. Транспортировка угля от рудника до Павлодара на автомашинах стоимость угля повышала еще в несколько раз. Низкое качество и высокие цены на уголь вызывали справедливые протесты потребителей, которые от него отказывались.

10 октября 1940 г. Экономсовет при СНК СССР принял Постановление "О развитии местных видов топлива в Казахской ССР в ближайшие годы", которым обязал СНК и Наркомместпром КазССР заложить и ввести в эксплуатацию в 1941 году три угольные шахты на Джамантузском месторождении Павлодарской области общей мощностью 150 тыс.т в год.

Создание собственной топливно-энергетической базы в области было сопряжено с проблемой транспортных связей. Затруднения с топливом, которые испытывала Омская железная дорога, острая нехватка топлива в Павлодаре, успешность осуществления строительства энерго-металлургического комплекса Экибастуз-Бозшаколь ставили перед областью задачу ускорения строительства намеченной решением 18-го съезда ВКП(б) железной дороги Акмолинск-Павлодар Сталинско-Магнитогорской магистрали.

На решение важнейшей и сложнейшей проблемы транспортных связей потребовались годы. В связи с завершением изысканий и выбора трассы 5 ноября 1940 г. Павлодарский облисполком принял решение "О разрешении производства строительных работ по сооружению железной дороги Акмолинск-Павлодар, проходящей по территории колхозов и совхозов Павлодарской области", которым разрешил производство железнодорожного строительства и обязал Управление строительства железнодорожной линии Акмолинск-Павлодар приступить к оформлению материалов для изъятия земель от колхозов и совхозов в соответствии с указанием Наркомзема СССР от 25 марта 1940 г. № 320/323. "В декабре месяце 1940 года приступлено к организации строительства железнодорожной линии Акмолинск-Павлодар протяжением 440 километров, второй составной части Сталинско-Магнитогорской магистрали. К концу 1941 года по этой линии должно быть открыто сквозное движение поездов от Акмолинска до Павлодара, - сообщалось в письме народного комиссара путей сообщения СССР Кагановича Л.М. секретарю Павлодарского обкома КП(б)К Мойсееву А.Ф. и председателю Павлодарского облисполкома Темирханову Х. от 11 января 1941 г. - Для выполнения этого задания требуется уложить 440 километров пути, произвести 9 миллионов кубометров земляных работ, построить мост через реку Иртыш длиной около 700 метров, а также средние и малые мосты и трубы объемом 44 тыс.кбм и ряд других технических заданий и гражданских сооружений. На строительстве этой линии в 1941 г. предусматривается 14 тысяч рабочих". В письме содержится просьба оказать строительству всемерную помощь в выделении рабочей силы и тягла. Следует пояснить, что строительство железной дороги Акмолинск-Павлодар началось весной 1941 г. В связи с войной строительство дороги на 1 апреля 1943 г. было законсервировано. Во исполнение Закона СССР от 18 марта 1946 г. "О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1945-1950 гг." прерванные войной работы на строительстве железнодорожной магистрали Павлодар-Акмолинск, имевшей огромное значение для развития экономики Павлодарской области, возобновились в мае 1946 г.

Вопросы этого строительства обсуждались на совместном заседании облисполкома и бюро обкома КП(б) Казахстана 22 мая 1946 г., 11 июня 1949 г. был сдан в эксплуатацию железнодорожный мост через р. Иртыш. 19 июня 1949 г. железнодорожное полотно строившейся железной дороги Акмолинск-Павлодар было доведено до Экибастуза, а 16 февраля 1952 г. на станции Бозшаколь встретились две путеукладочные колонны - павлодарская и акмолинская, стальные пути линии сомкнулись. С этого времени на железной дороге началось рабочее движение грузовых поездов. 20 декабря 1953 г. железнодорожная линия Акмолинск-Павлодар была сдана в эксплуатацию.

Вернемся к третьему пятилетнему плану области на 1938-1942 гг. К 1938 г. в Бескарагайском районе скопилось более миллиона кубометров леса: деловой древесины, дров и отходов. Лесопродукция эта находилась более чем в 100 км от Иртыша и в 150 км от ближайшей железнодорожной станции. Для ее реализации необходимо было лесничество соединить железнодорожной веткой со станцией Кулунда. Дальнейшее оставление этого леса на месте грозило его гибелью. Строительство даже временной железной дороги дало бы возможность полностью обеспечить потребность Павлодара в строительном лесе, ликвидировать встречные перевозки и снабдить лесом и дровами примыкающие к железной дороге районы Алтайского края, Семипалатинской и Восточно-Казахстанской областей.

Существовавший в области кирпичный завод не мог в полной мере удовлетворить потребности в кирпиче, вызванные крупным ростом Павлодара как областного центра, а также намечаемым промышленным строительством. В связи с этим в третьей пятилетке планировалось построить новый кирпичный завод в Павлодаре мощностью 15 млн. штук кирпича в год. Для строительства и благоустройства города имелась возможность производить огнеупорный кирпич, метлахские облицовочные плиты, гончарные трубы и др. Огнеупорные глины имелись в достаточном количестве на Мойском руднике, на левом берегу р. Иртыш. Разработка глин производилась вручную. Второй кирпичный завод, пропускной способностью 1,5 млн.штук кирпича в год, планировалось построить в с. Семиярка Бескарагайского района, одного из богатейших по ископаемым и лесным массивам. Строительство кирпичного завода в с. Семиярка обуславливалось постановлением СНК КазССР о разработке Джамантузских угольных копей, а также потребностью в ряде стройматериалов.

Планировалось строительство стекольного завода. Сырья для развития стекольной промышленности в области имелось достаточно. В качестве энергетической базы предполагался Джамантузский угольный бассейн, в качестве базы водных ресурсов - р.Иртыш. Архивные документы свидетельствуют, что лишь 26 июля 1943 г. СНК КазССР и ЦК КП(б)К приняли постановление "О строительстве в Павлодарской области стекольного завода", согласно которому в рабочем поселке Экибастузуголь началось сооружение предприятия по выпуску оконного, лампового и бутылочного стекла. Область остро нуждалась в стекле и стекольных изделиях. Облисполкомом решение о строительстве завода было принято 17 апреля 1943 г. В эксплуатацию завод был пущен в октябре 1945 г. Выпускались графины, стаканы, пивные кружки. Мощность завода составляла 3,6 т стекольной массы в сутки.

В связи с тем, что завоз мебели в область был запрещен, а необходимость в мебели испытывалась большая, требовалось строительство мебельной фабрики в г. Павлодаре. Сырьевой базой могла служить древесина из Чалдайского лесничества, топливом - местный джамантузский уголь.

Существовавшие в г. Павлодаре мельницы № 16 и № 17 пришли в изношенность на 80%, восстанавливать их было нецелесообразно, поэтому встала необходимость построить мельничный комбинат со всеми вспомогательными сооружениями, сырьевая и энергетическая базы обеспечивались. В план третьей пятилетки областью было включено строительство мельниц в поселке Майкаинзолото, где мельницы не было, самая близкая находилась в г. Павлодаре, на расстоянии 160 км, а также в Баян-Ауле и Ермаке. Старые мельницы в Баян-Ауле и Ермаке пришли в полную изношенность.

На 1938 год как в г. Павлодаре, так и в районах не было ни одной артели по изготовлению предметов хозяйственного обихода - саней, дуг, оглобель, хомутов и т.д. Спрос на эти изделия был колоссальный. В третьей пятилетке планировалось создать артели по выпуску названных изделий в Павлодаре, Щербактах, Качирах, Семиярке.

Предусматривалось проектирование спирто-водочного завода в г. Павлодаре пропускной способностью 100 гектолитров в сутки, 36000 - в год. Омский спирто-водочный завод не обеспечивал потребности Павлодарской области: в 1938 году недодал 80% продукции, предусмотренной договором. В качестве сырья для нового завода в документах названы просо и картофель, топливной базы - местный Джамантузский угольный бассейн.

В архивных документах содержатся сведения о наличии в области местных стройматериалов, способных обеспечить намечавшееся строительство. Для любого вида строительства имелся в неограниченном количестве бутовый камень, который разрабатывался в карьерах на левобережье Иртыша в Долони Бескарагайского района. Камень транспортировался баржами по Иртышу. Известь получали путем обжига высококачественного известняка в поселке Известковый на левом берегу Иртыша. Место обжига было обеспечено жильем, складами и подъездными путями. Требовалось дооборудовать известковый завод. При полной загрузке завода сбыт излишков продукции мог осуществляться в Омск и Семипалатинск. Залежи гипса (в третичных глинах) по берегам Иртыша в Белогорье и Подпускном давали качественный алебастр. Кустарный обжиг гипса производился артелями Промсоюза. Еще до революции было организовано производство охры и затем в советское время продолжалось Восточно-Казахстанским облместпромом, к 1938 году производство законсервировали, но сохранились постройки и некоторое оборудование. Здесь же производился помол огнеупорной глины для выделки материала, заменяющего мел. В архивных документах отмечается необходимость восстановления и расширения этого завода.

Имевшаяся в г. Павлодаре электростанция не обеспечивала потребностей в электроэнергии, в районах вообще электростанций не было, поэтому в третьей пятилетке в области намечалось проектирование электростанций как в городе, так и в каждом районе.

Осуществлению больших планов на будущее, предусмотренных третьим пятилетним планом, намеченных первыми сессиями областного Совета депутатов трудящихся первого созыва, помешала война. Проходившая 10-11 декабря 1941 г. пятая сессия областного Совета рассматривала вопрос о ходе перестройки работы советских органов на военный лад...


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Из истории алматинских "пионеров". Часть 4. 25.01.2008
Мэтр отечественной цивилистики 22.01.2008
Из истории алматинских "пионеров". Часть 3. 18.01.2008
Как все начиналось... 17.01.2008
День рождения Павлодарской области 15.01.2008
Ровно 64 года назад герой Советского Союза Алия Молдагулова совершила свой бессмертный подвиг 15.01.2008
Реальная заработная плата в ноябре 2007г. увеличилась на 8,1% 14.01.2008
Казахстанский след Максима Аммосова 14.01.2008
Из истории алматинских "пионеров". Часть 2. 11.01.2008
Во Франции установлена мемориальная доска казахстанскому общественному деятелю Мустафе Шокаю 10.01.2008

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
22.10.17 Воскресенье
93. НУРПЕИСОВ Абдижамил
76. ПРЕЗЕНТ Григорий
75. МУКАШЕВ Болат
74. ЖОТАБАЕВ Женис
71. САЛИМОВ Бекпулат
70. КУРМАНГАЛИЕВ Айтмуханбет
65. МАТЮХИН Анатолий
63. ИСМАИЛОВ Серик
62. АХАТОВ Амангельды
61. АЛТЫНСАКА Нуржами
61. УМБЕТАЛИЕВ Амангельды
59. УСЕМБАЕВА Жибек
57. НУРБАЕВА Шолпан
56. МАДИНОВ Ромин
55. КЕРТЕШЕВ Талгат
...>>>
23.10.17 Понедельник
88. МОЛОДОВ Анатолий
80. САРЖАНОВ Кудайберген
70. МАРТЫНОВ Александр
68. САРТАЕВ Жанбатыр
67. КРАУЗЕ Юрий
66. АБЫЛХОЖИН Жулдузбек
66. БИСЕНГАЛИЕВ Ганимат
62. КАРИМЖАНОВ Бахриден
61. ДЕНЯКИН Александр
61. ЖАКЫПОВ Болат
60. ДЮСЕНОВА Сауле
60. СМАГУЛОВ Сейсехан
59. КУШЕРБАЕВ Жомарт
58. ИБРАЕВ Марат
58. ИБРАЕВА Гафура
...>>>
24.10.17 Вторник
83. ХОЛОДКОВ Александр
80. ЛЕММЛЕ Вальтер
76. УРМУРЗИНА Гульшара
74. ШВЕДЮК Владимир
71. ТУРСУМБАЕВ Балташ
70. ЖУМИН Канатбек
62. МУСИН Алиаскар
60. БИСЕНБАЕВ Асылбек
57. АГИТАЕВ Садуакас
57. БАРПИБАЕВ Тлектес
57. КЕНЖАЛИЕВ Малик
55. БАЛГАРИН Амантай
53. УСКЕНБАЕВ Каирбек
51. КУРБАНОВ Ниязбек
49. САДЕНОВ Ержан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050