Ержан АШИМ, "Экспресс К", 2 июня
В то время, когда в вузах и колледжах Алматы заканчивается учебная пора, а для многих студентов начинается экзаменационная сессия, ученики преподавателя и композитора Бактияара Аманжола решили устроить авторский концерт. Для некоторых студентов музыкальных учебных заведений Алматы на всю жизнь запомнится афиша, информирующая о первых опытах публичного исполнения их произведений: Программа авторского концерта 1. Ибрагимов Руслан пьеса для ансамбля "Reposal" (Спокойствие). Исполнили: голос – Асель Омарова, кыл-кобыз – Тогжан Каратай, сыбызгы – Бахтияр Аманжол, фортепиано – Анна Матухова. 2. Мусабай Ергали, пьеса для фортепиано "Звезды", исполняет Автор. 3. Гульдана Абдрахман, пьеса для фортепиано, исполняет автор, "Поэма" для кобыза-примы и фортепиано, исполняет Тогжан Оскенбай (кобыз-прима) и автор (фортепиано). 4. Ахмет Нургазин, пьеса для фортепиано, исполняет автор. 5. Айша Байбагисова, пьеса для альта и фортепиано "Сирень в сумерках", исполняет Саид Мамиев (альт) и автор, импровизационная пьеса для фортепиано. 6. Бейбарыс Капас, пьеса для фортепиано "Событие в марте", исполняет автор. 7. Никита Малюхов, пьеса для фортепиано "Басня зеленого кота", пьеса на старинную тему. Исполняет автор. 8. Тогжан Каратай, кюй для кыл-кобыза и виолончели "Арнау", исполнили Дуисенова Мадина (виолончель) и автор. 9. Гульдана Абдрахман исполняет на фортепиано собственную пьесау "Воздух весны". 10. Асель Омарова исполняет песню собственного сочинения "Ат қайда, жайлау қайда". 11. Рушангуль Абдрашитова, "Бахар" – пьеса для ансамбля уйгурских народных инструментов. 12. Бахытжан Макажанов, "Реминисценция" – пьеса для струнного квартета, исполняет Ирина Пискунова (1-ая скрипка), Даяна Исакова (2-ая скрипка), Наталья Малагина (альт), Мадина Дуисенова (виолончель). 13. Тогжан Оскенбай, пьеса для фотрепиано "Тайказан", исполнил Никита Малюхов.
Достойные мировых сцен Концерт молодых композиторов, прошедший в зале музыкального колледжа имени Петра Ильича Чайковского оставил неизгладимое впечатление и радость от того, что – да! – есть на нашей земле достойная смена отечественным и мировым классикам и участникам недавно прошедшего в Алматы Международного фестиваля современной музыки. Даже возникла мысль о том, что едва ли не все студенты, игравшие на сцене колледжа, уже обладают таким уровнем мастерства, что их участие в мировых композиторских форумах представляется как само собой разумеющееся явление. У самого Бахтияр Аманжола такая идея вызвала легкую иронию, хотя, конечно, ему было приятно, ведь хвала композиторских способностей его учеников подразумевала признание его преподавательского таланта. – Студенты каких учебных заведений выступили на этом концерте? – был задан вопрос маэстро Бахтияру. – Асель Омарова, Руслан Ибрагимов закончили консерваторию в разные годы. Каратай Тогжан учится сейчас на третьем курсе. Бейбарыс Капас будет поступать в этом году, он сейчас заканчивает математическую школу. Остальные учатся в колледже: Айша Байбагисова – на эстрадном отделении, Гульдана Абдрахман, Никита Малюхов, Бахытжан Макажанов – пианисты, Тогжан Оскенбай – играет на кобызе-прима, Ергали Мусабай и Ахмет Нургазин на гитаре, Рушангуль Абдрашитова – на уйгурской флейте. Произвело большое впечатление то, что произведение Рушангуль было исполнено чуть ли не целым оркестром народных уйгурских инструментов, на которых очень душевно сыграли пришедшие поддержать ее молодые коллеги. В целом концерт выглядел как парад заявок юных композиторских дарований на большое будущее.
Скромное обаяние педагога – Бахтияр, скажите, пожалуйста, сколько композиторов вы подготовили в общей сложности? – За все время преподавания композиции учеников, думаю, порядка 20–30 было. Кажется, что немного, но композиторов вообще всегда мало, это единичное понятие. Из 100 желающих 10 будут продолжающими. Из 40 продолжающих лишь 10 станут настоящими профессионалами. Но учить творчеству все равно нужно. Не обязательно быть профессиональным композитором, важнее быть творчески открытым и счастливым человеком. Стараюсь в первую очередь этому учить. – Есть ли из ваших учеников те, кто стал более-менее известными композиторами? – Из моих учеников известными профессионалами, для которых сочинение не только профессия, но и способ жить, призвание, стали Жамиля Жазылбекова, известный композитор в Европе, живет в Бремене (ФРГ), Ангелина Ершова, которую тоже уже узнают в Европе, живет в Риме. У нас в Казахстане: Сатжан Шаменова, Руслан Ибрагимов, Рахат-би Абдысагин.
Парад знаменитых и благодарных учеников Бахтияр Аманжол явно скромничает. Ведь достаточно привести выборочную информацию хотя бы о взятых наугад учеников, перечисленных им, станет сразу ясно, что их успехи выглядят просто как гимн его преподавательскому мастерству. Если промониторить имя Жамили Жазылбековой в Интернете, то на каком-нибудь солидном музыкальном диджитал-форуме всплывает информация о том, что она, оказывается, входит в десятку самых выдающихся композиторов современности. Ее музыку играют на самых представительных международных фестивалях и мероприятиях одни из лучших музыкальных коллективов мира. "Я очень рада и горда тем, что среди наших талантливых музыкантов, которые способны достойно представлять страну на лучших сценах мира, появилась группа Satzhan project во главе с молодым, талантливым и перспективным композитором и аранжировщиком Сатжаном Шаменовым", – так наша прославленная скрипачка с мировым именем Аида Аюпова отзывается об одном из участников списка успешных учеников Бахтияра Аманжола. "Он для меня большой авторитет как музыкант, и как преподаватель. Бахтияр Аманжол многое для меня открыл, и благодаря его таланту преподавателя и харизме творческого человека, я стал композитором", – так отзывается о своем педагоге Сатжан Шаменов. Если привести в пример Ангелину Ершову, то достаточно привести тот факт, что она удостоилась чести быть приглашенной для выступления на концерте во Дворце Республики в честь празднования 70-летия Казахской национальной консерватории имени Курмангазы в 2015 году. Ее произведение NOMAD исполнил оркестр этнической музыки, а приезд из Италии был оплачен министерством культуры Республики Казахстан. – Ангелина, расскажите, пожалуйста, о своем пути композитора, – был задан вопрос нашей землячке (к слову, совмещающей деятельность музыканта с карьерой фотомодели) после того, как удалось связаться с ней по Интернету. – После окончания Алматинской консерватории, я поступила в Римскую консерваторию на отделение электронной музыки и окончила ее в 2009-м. На сегодняшний день работаю по специальности композитор: пишу музыку для радио и телевидения, выступаю с концертами, гастролирую, выпускаю диски, являюсь автором мультимедийного проекта Аstroconcert, а так же основателем лэйбла современной электронной музыки Twin Paradox Records. В этом году выпустила персональный альбом электронной музыки "Piano's Abyss", который презентовала в Норвегии (Тро́нхейм), в рамках интернационального фестиваля современного искусства и новейших технологий "Meta.Morf", где провела так же успешно мастер-класс по композиции и электронной импровизации "Composing while improvising – Soun and Space". – Получается, что вы совмещаете форматы классической и электронной музыки? – И не только… Результатом этого года является так же выпуск оркестрового альбома известной итальянской рок-нюар-группы "Belladonna". В этом проекте я была не только руководителем-дирижером, но так же занималась аранжировкой и оркестровкой альбома. Mикс и мастеринг был осуществлен в тесном сотрудничестве с лидером группы Дани Mакки. "The Orchestral Album" получил очень высокую оценку не только у самой простой публики, но так же у музыкальных критиков и известных рок-артистов. Выходят все новые публикации с очень позитивными комментариями к этой работе, честно говоря, я не ожидала такую бурную реакцию. – Ангелина, что вы можете сказать о Бахтияре Аманжоле – как о педагоге и человеке? – Mой Учитель композитор Бахтияр Аманжол – невероятной глубины человек. Меня всегда восхищал его творческий подход в преподавании и его нестандартное видение процесса обучения. Он посвящал огромное внимание не только аналитическим аспектам в формировании личности композитора, но так же развитию творческих способностей ученика и в особенности углублению знания культурно-духовных пластов. На его занятиях никогда не было скучно, он умел разбудить любопытство и жажду познания. Процесс обучения был непростым, но очень интересным и увлекательным. Часто его уроки композиции развивались в "спонтанной" форме: казалось, что никто нас ничему не учит, а мы просто сами учимся, и именно это для меня является высшим пилотажем в процессе преподавания. Я горжусь тем, что училась у такой яркой и незаурядной личности, как Бахтияр Аманжол. |