NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 11:23 ast
09:23 msk

"Мустафа Чокай" уезжает за границу
На киностудии Казахфильм закончена казахстанская часть фильма "Мустафа Чокай". В начале марта съемочная группа собирается продолжить съемки за границей
27.02.2006 / культура и спорт

Галия ШИМЫРБАЕВА, "Казахстанская правда", 24 февраля

На киностудии Казахфильм закончена казахстанская часть фильма "Мустафа Чокай". В начале марта съемочная группа собирается продолжить съемки за границей.

Картина условно поделена на две части - "Мустафа-Восток" и "Мустафа-Запад". В первой описываются события, которые происходили на территории Казахстана, а во второй рассказывается о жизни главного героя во время его многолетнего пребывания на чужбине.

Что касается последнего, то для Казахфильма зарубежные съемки дороговаты, но в этот раз киностудия решила рискнуть.

- Основная, наиболее ответственная часть будет сниматься там, где Мустафа Чокай жил и работал в эмиграции - в Германии, Франции, Турции, Грузии, Польше и Чехии, - рассказывает режиссер-постановщик картины Сатыбалды Нарымбетов. - В Чехии он, правда, не был. Эта страна оказалась в перечисленном ряду из финансовых соображений. Такие страны, как Франция и Германия, очень затратные, поэтому мы там будем снимать только Триумфальную арку, Эйфелеву башню и еще ряд знаковых мест, а остальную европейскую часть отснимем на чешских улицах.

Режиссер заверил, что это никак не должно сказаться на творческой и художественной ценности фильма, поскольку такой подход, по его словам, в общем-то является мировой практикой. А в случае с "Мустафой-Западом" тем более, так как переулки и мостовые в Берлине, Франции и Праге практически идентичны.

"Мустафа-Восток", несмотря на наличие сложных сцен с большим количеством массовки, присутствием паровозов, взрывами, расстрелами и так далее, был снят меньше чем за два месяца. Съемки происходили в районе Капчагая.

- В фильме очень много сложных объектов. Чтобы, например, построить на дне озера целый жилой поселок, нам пришлось водоем осушить, - продолжает Сатыбалды. - А когда потребовалось показать сцену наводнения, мы затопили его. В техническом и организационном плане это было очень и очень сложно, но, посмотрев отснятый материал, я понял: все абсолютно оправданно, и в который раз восхитился мастерством наших сценаристов - Акима Тарази, Сергея Бодрова и Ермека Турсунова. Думаю, эти кадры станут украшением картины.

Изучению материалов, касающихся жизни Мустафы Чокая, режиссер и сценаристы посвятили почти три с лишним года. К сожалению, не все из редчайших фактов биографии первого казахского диссидента войдут в двухсерийный фильм, общая продолжительность которого составит чуть более двух часов.

- Если бы это был многосерийный фильм, я бы рассказал о жизни Мустафы от сих и до сих, - с сожалением говорит Сатыбалды. - Уже сейчас предвижу недовольство некоторых "критиков" в кавычках и зрителей, что мы не полностью охватили окружение главного героя. Мы вытащили только два самых ярких штриха - историю любви Мустафы и его жены Марии Гориной и отчасти политическую деятельность, все остальное идет фоном.

Кстати, на роль Марии претендовали семь восходящих звезд российского кино, среди них - суперпопулярная ныне Чулпан Хаматова. Но, по словам режиссера, он не смог "вписаться" в их жесткий график - они очень востребованы в театре и кино.

- Чулпан, к примеру, согласилась, - говорит Сатыбалды, - но когда разложила передо мной план на ближайшие полгода, я ужаснулся! Представь, она могла выделить мне в месяц всего три-четыре дня. В общем, я был загнан в угол, но тут, как всегда помог Бог. Ему было угодно, чтобы я однажды включил телевизор и увидел Ее. Она давала интервью. В какой-то момент оператор показал крупным планом сначала лицо, а потом - глаза. Я обомлел: в них было то, что я искал для образа Марии - ум и сердце! Тут же пригласил Карину Абдуллину - а это была она - на фото, а потом - видеопробы. В группе все обалдели: Нарымбетов "дошел"! На такую сложную роль пригласил певичку, попрыгунью-стрекозу!

Она и сама то и дело спрашивала меня: "Сакен-ага, а вы уверены, что я справлюсь?" "Не Боги горшки обжигают, - успокаивал ее.

При ближайшем рассмотрении, а главное, при виде того, как девушка работает перед камерой - она не играла, а жила - Карина поразила всех своей естественностью, гибкостью, пластичностью, чувством партнера. Перед нами была настоящая лицедейка, в первоначальном смысле этого слова, только с ней надо было работать. Думаю, после "Мустафы Чокая" она станет востребованной не только как певица.

Все эти события происходили как раз накануне Нового года. Карина честно предупредила меня, что певцы не столь богаты, как о них думают, а сейчас для нее самое "урожайное" время. И нам пришлось подстраиваться под ее график. Мало того, нужно было попасть под жесткий график исполнителя роли Мустафы Чокая - Азиза Бейшеналиева, сына того самого Болота - великого актера советского кино. Так что, отказавшись от Чулпан, я попал из огня да в полымя. Азиз, на кандидатуре которого мы остановились почти сразу, довольно долго ждал начала съемок, но однажды сказал: "Сакен-ага, меня приглашает московская группа. Дать им согласие? Все-таки у меня семья и дети". И я, не подумав, чем это может обернуться, позволил ему подписать контракт с москвичами раньше, чем с "Мустафой Чокаем".

В итоге мы оказались в зависимости от них. Нас спасло только то, что были эпизоды второго плана, в которых можно было обойтись без участия двух главных героев. Не знаю, как мы умудрились, но со съемками "Мустафы-Востока" уложились в график. Впереди нас опять ждут нелегкие времена. Актер Дмитрий Скирта, который играет соратника Мустафы - Чайкина, уезжает на пять месяцев в Америку по каким-то своим делам. Но самое главное - Азиз. С московской группой, вроде, закончил съемки, но через несколько месяцев, точнее с мая, его забирают на полгода японцы. Поэтому мы должны до этого успеть снять заграничную часть фильма. Планируем выехать в марте, а к лету полностью закончить картину. И если Богу будет угодно, к концу года зритель увидит фильм.

На вопрос, каков бюджет "Мустафы Чокая", режиссер ответил уклончиво:

- У казахов есть поговорка: потянешь в одну сторону - арба сломается, в другую - бык со скалы сорвется. В принципе, выделенных государством средств, скажем прямо, маловато, но мы ведем постоянный поиск спонсоров и стараемся экономить. Например, на съемки за границей съемочная группа поедет в очень и очень ужатом составе. Всю технику, чтобы избежать лишних затрат на растаможку и перегруз, будем арендовать там же - так дешевле. В общем голь, как говорится, на выдумки хитра, но при этом мы понимаем всю меру ответственности перед историей и зрителем. Поэтому делаем все, чтобы наш фильм не был похож на дешевый телеспектакль. Сегодня я, пользуясь случаем, хотел бы высказать свою благодарность руководству АО "НК "Казахстан темир жолы", которое с пониманием отнеслось к нашей просьбе, а главное - с уважением к памяти Мустафы Чокая, и абсолютно бескорыстно предоставило нам из своих запасников раритеты - паровоз и железнодорожные вагоны времен гражданской войны.

Говоря о том, какую сложную картину ему приходится снимать, режиссер очередной раз посетовал на шаблонность общественного мышления, когда речь идет о таких личностях, как Мустафа Чокай:

- Сейчас модно заниматься правдоискательством, но когда шевельнешь эту правду, народ отскакивает от нее. Правду, оказывается, переварить очень тяжело - здесь надо думать и размышлять, а не просто бездумно поглощать информацию. Что касается Мустафы, то память народа заблокирована ложной информацией о нем. Хотя сейчас, как режиссер, практически знаю о нем все, но как человек, он для меня все еще загадка, необъятный космос, куда я лечу без страховки. А у обывателя его имя непременно связывается с Туркестанским легионом, воевавшим на стороне фашистов в годы Великой Отечественной войны. Но теперь мы можем открыто сказать - это все происки КГБ. А еще немалую роль в этом сыграл несколько раз переизданный документальный роман "Падение Большого Туркестана" Серика Шакебаева. В нем Мустафа Чокай был показан как лидер Туркестанского легиона. А ведь эта организация была создана только весной 1942 года под руководством узбека Вали Каюма. Мустафа же умер 27 декабря 1941 года, но чтобы добить умершего лидера мусульманского мира, КГБ нужно было кинуть камень ему вслед.

А вообще Мустафа, как явствует из документов, был пацифистом. Он говорил про своих попавших в первые дни войны в плен соотечественников: "Это пушечное мясо, негодное к войне". В письме на имя Риббентропа он написал об этом и тем самым подписал себе смертный приговор. Фашистская Германия поняла, что он отказывается с ними сотрудничать.

Рассказывая о будущем фильме, с которого спрос, по словам режиссера, наверняка будет не меньший, чем с нашумевшего "Кочевника", Сатыбалды выглядел усталым и похудевшим.

- А я всегда такой во время съемочного процесса, - ответил он на сочувственный вопрос о здоровье. - В такие дни я снимаю не только наяву, но и во сне, часто просыпаюсь ночами от своих же криков "на съемочной площадке". Особенно меня заставляет нервничать такое проклятое наследие советского прошлого, как нормированная затрата пленки. В день нужно снять 50 полезных, то есть таких, которые обязательно войдут в окончательный вариант картины, метров. Но ведь творчество очень тяжело подогнать под график. А что, если погода испортится, если актер не в духе, если режиссер не в ударе, если оператор, извините, с похмелья? Нет, если обстоятельства благоприятствуют, мы можем снять и 250, и даже 500 полезных метров, но иногда не бывает снято и метра, и тогда между мной и продюсером начинаются ссоры. Этот маразм будет продолжаться до тех пор, пока, наконец, не появится закон "О кино".

Как найти брешь в стене

То, что съемки "Мустафы Чокая" все же шли, как по маслу, и план съемок был выдержан до последнего дня, как отметил Сатыбалды Нарымбетов, большая заслуга Александра Вовнянко и Каната Торебая, которые на данный момент являются самыми востребованными исполнительными продюсерами на киностудии.

Комфортно работать с ними было не только ему, но и Тимуру Бекмамбетову. Ему эти двое оказали очень существенную помощь при съемках казахстанской части картины "Дневной дозор", а до этого они помогали Асанали Ашимову снимать "Дом у Соленого озера", принимали участие в съемках индийского фильма с участием Зинат Аман и арабского телесериала "Султан Бейбарс".

Сейчас они заняты на съемках еще одного крупного проекта - фильма "Час волка", снимаемого Рымбеком Альпиевым по мотивам ранних произведений Мухтара Ауэзова. Сценарий картины написан маститым московским писателем Анатолием Кимом.

Основные кадры "Часа волка" были отсняты в 2005 году. На данный момент на фоне изумительного природного ландшафта в Кордайском районе Жамбылской области завершаются досъемки зимней натуры.

- "Час волка" является сложно-постановочной картиной, - сказал при встрече с нашим корреспондентом режиссер. - В ней задействовано большое количество живого реквизита - волков, соколов, беркутов, оленей и лошадей. А волки, как вы знаете, не поддаются дрессировке. Но наши "артисты", к счастью, оказались "сознательными". Они, мне иногда кажется, прониклись той же ответственностью, которая не дает мне спать ночами (пока мы с ним беседовали, волки, кстати, обедали - им привезли свежую баранину. - Авт.). Особых хлопот с ними не было. Некоторые сцены - тьфу-тьфу, чтобы не сглазить, с животными мы снимали с первого дубля.

Но вернемся к исполнительным продюсерам. Поскольку эта профессия появилась у нас недавно, мы решили поинтересоваться тонкостями ремесла у Александра Вовнянко, за которым, а заодно и за его другом и коллегой Канатом Торебаем, охотятся ныне многие казахстанские режиссеры.

- Голливуд не за горами, - заявил Александр при встрече.

- Что это значит? - спросила, естественно, я.

- Так как я постоянно мотаюсь по командировкам и киноэкспедициям, дома меня видят редко. В ответ на упреки домашних, в частности жены Наташи, которую очень люблю, я всегда говорю: "Разве ты не хочешь пожить когда-нибудь в Голливуде? Если хорошо работать, то, может, и пригласят когда-нибудь". А если серьезно, то свою профессию я считаю самой интересной и одновременно самой сумасшедшей. Некоторые думают, что исполнительный продюсер - это то же самое, что и директор картины в советское время. Это не совсем так. На дворе появились новые правила, новые деловые отношения. Исполнительный продюсер имеет больше прав, чем директор картины. Последний больше занят техническими моментами, а продюсер может вмешиваться в создание картины на каждом этапе, влиять на многие вопросы, в том числе и творческие.

Он более циничен и сдержан, чем режиссер, поскольку ему приходится иметь дело с деньгами, и он стеснен рамками сметы. Режиссер же в своем творческом полете не стеснен ничем, и продюсеру порой приходится прилагать немало усилий, чтобы найти компромисс между бюджетом и творчеством, но при этом не рассориться. Продюсеру приходится работать нисколько не меньше, чем режиссеру. Если, к примеру, группа трудоголика Тимура Бекмамбетова работала 18 часов в сутки, то его продюсеры с казахстанской стороны - 23 часа, оставшийся час отводился на водные процедуры и принятие пищи. Так было все шесть дней, пока шли съемки "Дневного дозора" в Казахстане.

Так как работа продюсера связана с финансами, ходатайствами, слезными письмами, то часто приходится идти не просто на неординарные, а на такие поступки, когда нужно выкручиваться из тупиковых ситуаций. Иначе это грозит простоем, а один день простоя съемочной группы, в составе которой работают сотни людей и всех их нужно накормить, размесить в гостинице, выливается в немалые, а главное, не предусмотренные сметой расходы.

- Нам нужно было вести съемки в одном (не буду говорить в каком) здании, - вспоминает Александр. - Учреждение, которому оно принадлежало, запросило большие деньги. Так как у нас было две камеры, одну из них мы отправили к руководителю этого ведомства. Якобы мы решили сделать передачу про него. Но перед тем попросили у него разрешения снимать второй камерой внутри нужного нам помещения. Он его легко дал. И пока начальник разлагольствовал с умным видом целых два часа перед камерой, которая крутила "американку", то есть работала без пленки, мы отсняли все, что нам было нужно. Тяжелее всего пришлось группе, снимавшей "интервью". Им было трудно сохранять серьезный вид, глядя на этого агашку.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Мустафа Чокай" уезжает за границу 27.02.2006
Новой девушкой Джеймса Бонда стала французская актриса Ева Грин 20.02.2006
Опасные игры Тарантино 17.02.2006
Наши люди в Голливуде 17.02.2006
Восход рыжей звезды 09.02.2006
Елена Дементьева выиграла теннисный турнир в Токио 06.02.2006
"Девятая рота" (рецензия от Гоблина) 17.01.2006
Китайцы изобрели гольф тысячу лет назад 13.01.2006
Второе пришествие Мастера 11.01.2006
Ляпы в "Дневном Дозоре" 11.01.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz