NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (март 2017)
Кто человек №2 в Казахстане (февраль 2017)








Поиск  
Среда 26.04.2017 02:21 ast
23:21 msk

Ключи от вечности
О книге Имангали Тасмагамбетова "Кулпытас"
31.01.2005 / культура и спорт

Ауэзхан Кодар, "Central Asia Monitor", 28 января

Это очень интересная проблема. Каждая цивилизация решала ее по-разному. Например, для христиан важно личное спасение, бессмертие души. Мусульмане в этом тоже очень схожи с христианами. Заметно отличаются буддисты, для них главное - прекратить колесо рождения, уйти в нирвану, небытие. Все в этом мире страдание, и цель их - прекратить его. Для даосов и вовсе нет посмертного существования, для них есть только здесь-бытие, или бытие-присутствие в духе Хайдеггера. Даосы искали эликсир бессмертия, стремились к реальному продлению человеческой жизни. Честно говоря, именно даосы создатели концепта современности, которым так кичится западная цивилизация. Конфуцианство занимало более консервативную позицию и стояло за культ предков. И в этом плане предки казахов тоже конфуцианцы, но не теоретики, а язычники, порождение родо-племенного сознания. Однако дело в том, что мы совсем не знаем, кто такие язычники. Европоцентристская установка, заранее предполагающая превосходство религий священного писания закрывает нам доступ в иные пласты религиозности. А надо признать, что и они имеют право на существование.

И одна из интереснейших религий в этом плане - это поклонение небесному богу Тенгри, которое исповедовали тюрки-кочевники. Она строится на удивительной гармонии макро- и микрокосма, выражающемся в их вечном взаимоперетекании. Так, например, прежде человека рождается его "кут", или благо, счастье, божественная поддержка. И только когда эта благодать входит в лоно благодаря матери-Умай, земной супруге небесного Тенгри, происходит зачатие. Иными словами, каждое зачатие - это космический акт, и каждая семейная пара - это боги в миниатюре, сиюминутная встреча небесного и земного. Человек - результат этой встречи, но когда он умирает, дух его возносится на небо, а бренные останки предаются земле. В древнетюркских надписях так и пишется "ушты" - отлетел, улетел. Но самое потрясающее - то, что дух, улетев на небо, сам становится богом, который теперь призван охранять своих потомков. Если вспомнить, что религия - это то, что связывает, то могильники в степной традиции - это пункт восхождения к божественному и в этом ракурсе, действительно, место сакральной коммуникации. Это самое дорогое, что есть у номада. Вспомним гордый ответ скифского царя Иданфирса, когда Дарий вопрошает его, почему скифы избегают сражения. "У нас ведь нет ни городов, ни обработанной земли. Мы не боимся их разорения или опустошения и поэтому не вступили в бой с вами немедленно. Если же вы желаете во что бы то ни стало сражаться с нами, то вот у нас есть отеческие могилы. Найдите их и попробуйте разрушить, и тогда узнаете, станем ли мы сражаться за эти могилы или нет". (Геродот. История в девяти томах. Перевод и примечания Г. А. Стратановского. Научно-издательский центр "ЛАДОМИР", "АСТ", Москва, 1999, т. 4, С. 276).

Получается странная инверсия: скифы не дорожат ничем, кроме могил своих предков. Эти усыпальницы для них так дороги, что их прячут от постороннего глаза. В других цивилизациях все делается для блага жизни, или комфортного существования в этом мире, а у кочевников все лучшее уготовано лишь для посмертного бытия. А в земной жизни номад довольствуется малым и ориентирован не на умножение комфорта, а на борьбу с трудностями. Ибо в этих постоянных битвах он закаляет себя, свой характер и подобно Рустаму из "Шах-наме" борется и с людьми, и с царями, и с демонами. Видимо, для героического сознания важна его собственная вненаходимость. А что это такое? Это внутренняя оппозиция ко всему не своему и неродному, ко всему, что не имеет героического импульса. Как известно, у оседлых народов религия - это богобоязненность. Она особенно сильна в исламе. Само слово мусульманин происходит от лексемы "муслим" - покорный. Ибо голова мусульманина - мяч в руках Аллаха. В казахском традиционном сознании все это имеет обратный вектор. Тенгрианец обязан быть не покорным, а бесстрашным, ибо Тенгри поддержит его в трудную минуту.

Степная традиция хорошо понимает хрупкость и бренность земного существования, но она делает из этого иные выводы, чем, например, буддизм. В земном она любит земное, но полагает также, что есть неземной мир, который тем совершеннее, чем преданнее ему служишь в границах собственной жизни. Таким образом, у тюрков смертное и бессмертное, потустороннее и посюстороннее крепко связаны между собой. Смерть не вполне смерть, а жизнь не вполне жизнь, а некое взаимное восполнение или перетекание. Тюркское бессмертие - это продолжение в потомстве. В этом своеобразие Тенгри как генотеистического бога, который не творит, а порождает и является гарантом благополучия порожденного.

Таким образом, в казахском погребальном комплексе мы видим связь с тюркской погребальной атрибутикой, существующей в синкретическом единстве с мусульманскими представлениями. Видимо, все это сохранилось на Мангыстау из-за ее периферийного положения по отношению к центрам мусульманизации Казахстана.

Мы должны согласиться с автором, что слишком долго этот огромный пласт национальной культуры был известен лишь узкому кругу специалистов. Большое количество иллюстраций, приведенных в книге, дает возможность познакомиться с казахскими погребальными сооружениями с сакской эпохи до ХХ века, поражая изумительным стилистическим разнообразием, где и культ оружия, столь характерный для номадов, и элементы скифского звериного стиля, и растительные узоры, характерные для земледельцев, и суфийские мотивы о бренности мира (кстати, суфийский пласт здесь весьма значительный), и арабографичная эпиграфика, и ханские знаки.

Заслуга автора книги в том, что он не только собрал этот уникальный материал, но и попытался его осмыслить в единстве и разнообразии истоков казахской мемориальной традиции. Это бесценная книга для всех тех, кто хочет изучать казахскую семиотику или символический мир номада-тенгрианца, который принял ислам, но в своем, степном инварианте. Особенно интересно, что автор начинает книгу с воспоминания о собственном деде, который ходил на кладбище почтить молитвой своих родственников и брал с собой внука. В этом нам видится живое свидетельство связи поколений и непрерывности традиции. Это, наверное, и есть ключ от вечности, который каждый волен найти и в самом себе, и в окружающих. Тюрки называли книгу "bitig", т.е. то, что сотворилось. Книга И. Тасмагамбетова стала своеобразной энциклопедией архитектурно-поминального творчества предков. Идея преемственности, одухотворяющая ее, - залог того, что и она в свою очередь найдет своих достойных исследователей.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Ключи от вечности 31.01.2005
"Отряд Америка" десантируется с Гоблином 31.01.2005
Вячеслав Колосков ушел в отставку с поста президента РФС 28.01.2005
Стоянов разыгрался 21.01.2005
Кинокритики США назвали лучшие фильмы 2004 года 10.01.2005
Захир значит мудрец 10.01.2005
Сосна из деревушки Сен-Мартен 06.01.2005
Лучшим фильмом 2004 года признан "Властелин колец: Возвращение короля" 24.12.2004
В Казахстане начались съемки фильма "Ночной дозор-2" 21.12.2004
Чем депутатов по мандату бьют 10.12.2004

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
26.04.17 Среда
85. ВАЛИХАНОВ Шота
76. САРСЕКЕНОВ Тулен
74. АГИБАЕВА Мая
71. БАЕШОВ Абдуали
69. ОМАРОВ Кадыр
67. МАНКЕЕВА Жамал
66. ТАТАЕВ Бахыт
65. АТШАБАР Бакыт
63. АК-КУОВА Галия
61. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
59. АБДЫГУЛОВА Найля
59. СЕРИКБАЕВ Ержан
59. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
59. ХАЙРУШЕВ Серик
57. САКТАГАНОВ Максат
...>>>
27.04.17 Четверг
80. РОГОВ Евгений
70. ИСИН Нурлан
65. ЖАПАРОВ Жаксылык
64. ВЕРБНЯК Александр
64. КОЗЛОВ Александр
62. ОМАРОВ Жанай
61. ДОЛГИХ Сергей
60. КОШКИМБАЕВ Сапар
58. МАКСИМОНЬКО Василий
58. УРИНБАСАРОВ Тулеп
58. ХАМИТОВ Азат
56. ГУМАРОВА Майра
55. ДЕРЕВЯНКО Аида
55. ДУСИПОВ Еркин
54. КЛЕБАНОВ Александр
...>>>
28.04.17 Пятница
82. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
69. КУДАМАНОВ Бакытжан
68. ЕСЕНБАЕВ Мажит
62. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
62. КИРТАЕВ Бахытжан
60. МИРЧЕВ Александр
58. ИДРИСОВ Ерлан
54. КАПЕНОВ Бауржан
53. ЖАКАНОВ Болат
52. КОЧУБЕЙ Александр
44. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
43. КРУЗ Пенелопа
43. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
42. ИГЕМБАЕВ Толеген
41. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050