"Лада", 22 мая
Танба
Тавро, метка. "Танба" - служила для определения жуза, рода. "Танба" отражалась на надгробных памятниках, на флагах ру, батыров (иногда и на доспехах), на камнях. Эз Тэуке хан в "Жетi Жаргы" издал закон, что каждый род должен иметь свою различительную метку, тавро. Соответственно этому закону каждый род создал свою метку.
Улы жуз (Старший жуз): Канлы – метка кочерга, уздечка. Шанышкылы – метка роспись, Жалайыр – расческа, Шакшам – стрела, Шапырашты – луна, тумар, Албан, Дулат, Суан – метка, круг, Ысты – кочерга, уздечка.
Орта жуз (Средний жуз): Аргын – метка глаз, Кыпшак - метка, первая буква арабского алфавита (кос элiп), Найман – шест, черпак, Конырат – порог, Уак – шест, Керей – двугорбая метка.
Кiшi жуз (Младший жуз): Шеркеш, Алаша – шест, Тама – кочерга, первая буква арабского алфавита, таз-камшы, Адай – лук со стрелой, Есентемiр – шест, Толеу – молоток, уздечка. Рамадан – черпак, Тама – кочерга, расческа, Керейiт – уздечка, сабля, Табын – расческа, кочерга, черпак, Жагал-байлы – молоток.
Тэбэрик
Подарок. У получившего, выигравшего на "бэйге" приз или у свата, возвратившегося с презентом (кэде), могут просить "тэбэрiк". Удачник делится своим призом, презентом. По обычаю, он не должен отказывать в такой просьбе. Нарушение традиции считалось нерадивостью, за что могли наказать или высмеять, осудить.
Мушел
Учет возраста. Возраст человека высчитывается с каждого "мушел". Один мушел составляет 13 лет, и через каждые 12 лет прибавляется 1 мушел: 25 лет – 2 мушел, 37 - 3 мушел, 49 лет – 4 мушел и т.д. Такой способ удобен для вычисления как возраста человека, так и минувших лет. В старину люди говорили о своем возрасте: "Мой возраст миновал 5 мушел и 2 года (63 года)", 7 мушел – 85 лет. Исчисление "мушел" через каждые 12 лет совпадает со значительными изменениями физически, анатомически: 1 мушел (13 лет) – детство, 2 мушел (25 лет) – молодость, 3 мушел (37 лет) – зрелость, 4-5 мушел (49, 61) – мудрость и далее наступает старческий возраст. В народном понятии каждый мушел (через каждые 12 лет на 13-ый) считается опасным периодом. Человек должен в этом возрасте подарить, следуя примете, свою новую одежду, у Всевышнего просить здравия, приглашать на "кудайы". Также он должен быть осторожным, он не должен выезжать в дальние опасные поездки. И эти предосторожности не случайны. Ведь в организме человека через каждые 12 лет происходят большие изменения. Это было доказано древними учеными Востока.
Мушелтой
Юбилейный той. Иногда называют "мерейтой", то есть юбилей. Юбилеи заслуженных деятелей культуры и искусства, общественно-политических деятелей, знаменитых писателей отмечаются на государственном уровне. Они имеют огромное социально-политическое, воспитательное, культурное значение. У казахского народа не было обычая праздновать дни рождения, "мушел". Только в начале ХХ века стали отмечаться юбилеи 50, 60, 70-летия заслуженных деятелей. Из представителей казахского народа первый 50-летний юбилей праздновался в честь Ахмета Байтурсынова - видного деятеля своего народа, просветителя, ученого, одного из основоположников Алаш Орды (в 1923 году).
Тойбастар
"Тойбастар" – дословно: начало свадьбы. Той всегда начинается с песни, которую исполняет акын. Его песня называется "тойбастар" и открывает свадьбу. А.Байтурсынов говорил: "Той начинается с песни, которая называется тойбастар. Хозяин праздника обязательно должен поблагодарить акына, исполнившего первую песню, преподнести ему подарок. Свадьбу султана Баймаганбета с красавицей Акылканыкей открыл прекрасной песней великий акын Шернияз. В нашей литературе есть замечательные образцы "тойбастар".
Тойтаркар
Послесвадебное угощение. Той у казахов начинается с "тойбастар" и оканчивается "той таркар". По завершении веселой свадьбы хозяева приглашают весь обслуживающий персонал для специального угощения. За дастарханом выражают свою благодарность. На "тойтаркар" приглашаются и стар и млад, кто принимал участие в подготовке к тою. Без подмоги родственников, соседей на тоях, на больших мероприятиях не обойтись. Здесь испытываются организованность, сплоченность, умение и сноровка.
Токымкагар
Еще один обряд. Когда молодой человек идет в дальнюю дорогу, он выполняет определенный обряд. Обряд заключается в том, что нужно принести жертвоприношение – зарезать барана, приготовить еду и накрыть большой и широкий дастархан, во время которого поются песни и обязательно говорится пожелание в адрес отъезжающего.
Топырак шашу
Злобных негодяев, преступников, предателей, проклятых, а также обвинявших народ в своих злодеяниях и уходящих "ат куйрыгын кесiп" люди осуждали, бросая им вслед придорожный песок. Это и наказание, и проклятие – "сгинь с глаз долой!" Народ в дальнейшем не упоминал таких людей.
Торкiндеу
"Торкiндеу" – от слова "торкiн" (родственники невесты). После того, как девушка выйдет замуж, она через определенное время отправится в гости к своим родичам. Это и называется "торкiндеу". Родственники невесты принимают ее как почетную гостью, готовят праздничное угощение, дарят ей подарки. "Торкiндеу" – неотъемлемое право жены посещать своих родственников после замужества, но только через год после свадьбы. По традиции казахского народа, замужняя женщина – "торкiндейдi" (идет к своим родственникам), зять – "кайындап" (к родственникам жены), "жиен" (дети дочерей) – "нагашылап барады" (к родственникам со стороны матери).
Хотя та же казахская пословица гласит: "Самая высокая гора – порог, самый плохой враг – родственник". Лучше любить его издалека и приезжать к нему изредка, как сказано в обычае "торкiндеу". А мы, со своей стороны, очень хотели бы приехать в гости к вам, дорогой читатель, и увидеть настоящий обряд того народа, которому вы принадлежите. |