NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 16.04.2024 21:18 ast
19:18 msk

Мушель жас
В опасный год - мушель жас - любой поступок имеет особую значимость и силу, потому что своим действием мы буквально врываемся в собственное будущее, таким образом влияя на него в лучшую или худшую сторону
05.01.2003 / культура и спорт

Адам Капанов, "Сезон ДМ", 2002 г., № 6

Все-таки, что ни говорите, а жизнь усложняется. Хоть и стараемся жить по гороскопам, учитываем группу крови и магнитные бури на Солнце, все равно "подстелить соломку" удается не всегда. И если не так давно все мы опасались високосных годов, то сегодня все больше говорим о критическом возрасте - мушель жас.

Немного истории

Строго говоря, само слово "мушель" дословно обозначает календарь, причем календарь особенный. Это сегодня в моде: всевозможные восточные календари, где год рождения связан с каким-либо животным, которых всего двенадцать. Но и по сей день для нас это лишь занимательная экзотика и не более. А ведь именно по такому "животному" календарю жили наши предки-казахи.

Вспомните, какое удивление вызывало незнание дабы своего рождения некоторыми из стариков. Удивление это еще мягко сказано. "Какая дикость - жить вне времени и паспортных столов", - проносилось в мыслях, то ли дело мы - цивилизация! На самом же деле наши деды и прадеды просто жили по иному летоисчислению, как раз по тому самому восточному календарю, который совсем недавно "дошел" до европейцев, а оттуда уже и до нас. Оглянувшись, мы обнаружили, что окружающий нас мир не всегда живет по нашим представлениям: кроме григорианского солнечного календаря мусульмане используют свой лунный календарь, а буддисты - животный. Как раз тот, который наши предки называли "мушель".

Итак, "мушель" - так по-казахски называется 12-летний цикл жизни. Вообще же само слово, по-видимому, происходит от "муше", что в переводе означает "часть", "доля". Так, магическое число "двенадцать" присутствует во многих важных ритуалами. Например, считалось, что в теле человека и животных присутствует 12 главных составляющих, на 12 частей делят и жертвенного барашка, в году, соответственно, 12 месяцев, а календарный цикл состоит из 12 животных. Вот эта замечательная когорта: мышь, корова, барс, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, кабан.

Наш казахский "тенгрианский" мушель начинается, с года мыши, а у монголов - с года барса. Само начало года у кочевников отмечалось в день весеннего равноденствия 22 марта (Наурыз), а у китайцев - в середине февраля. Здесь же уместно сказать: раньше и названия месяцев у степняков соответствовали названиям 12 животных. И у каждого кочевника есть свой личный мушель, начинающийся с момента рождения.

Собственно о мушель жас

Главное отличие нашего тенгрианского календаря от григорианского - его цикличность. То есть если у европейцев время линейное и имеет точки отсчета, как, например, рождение Иисуса Христа, то тенгрианское время не имеет ни начала ни конца, а лишь постоянное повторение. Эта периодичность не случайна, она тесно связана с законами природы, космоса, жизнью человека, в конце концов. Двенадцатилетние мушели, подобно кольцам, составляют цепочку человеческой жизни. А в каком месте цепь наиболее уязвима? В местах соединения. Вот таким особенным звеном и является первый год после завершения мушеля - мушель жас. Если мы условно разделим нашу жизнь на 12-летние отрезки, то увидим, что они довольно точно делят ее на важные этапы.

Первые 12 лет - детство, с 13 до 24 - молодость, с 25 до 36 - взрослый период, с 37 до 48 - зрелость, ну и, наконец, с 49 до 60 - начинается возраст почтения, а с 61 года и дальше к человеку приходит старость. Таким образом, самыми сложными и критическими для человека являются следующие даты - 13, 25, 37, 49, 61. Именно в эти годы мы переходим из одного возрастного и социального статуса в следующий, подводя итоги прожитых лет и с надеждой вглядываясь в будущее. Физики сравнили бы такое состояние с переходом электрона на новую орбиту, и именно в это время структура - наиболее неустойчива. Биологи сказали бы, что такое состояние сопоставимо с линькой: мы вырастаем из старой кожи, а новая еще только образуется, следовательно, в этот период мы наиболее уязвимы. А биоэнергетик подвел бы итог таким образом - в это время осуществляется передача энергии, опыта, накопленных знаний из одного возрастного состояния в другое, где все это будет оценено, трансформировано, переработано. При этом сам момент передачи наиболее ответственен, возможна утечка энергии, если не потеря ее.

Сегодня мы подводим под эти явления некую околонаучную базу, а наши предки все это постигали на личном опыте, учитывая жизненные истории тысяч соплеменников. Любое зло и добро возвращается к людям вместе со временем. В отличие от линейного времени, где дурной поступок, как эхо, слабеет с каждым годом, в циклическом летоисчислении зло возвращается уже на другом уровне, вызывая новые последствия. Отсюда вывод - нужно быть предельно осторожным в своих действиях вообще, а в год мушель жас особенно, ведь в нем, как в магическом кристалле, пересекаются лучи добрых и злых дел, прожитого 12-летнего цикла и, преломляясь, переходят в новый мушель.

В быту о мушель жас говорят в таком контексте: наступил "особо опасный кризисный год", требующий пристального внимания и предельной осмотрительности. В мушель жас нужно быть особенно внимательным к окружающим людям и собственным поступкам. Следует избегать рискованных авантюр, связанных с интересами многих людей. Меньше агрессии, напора, желания добиться своего любой ценой. Больше понимания, сострадания, бескорыстной помощи. Приветствуются добровольные пожертвования, нужно помогать бедным, раздавать вещи со своего плеча непрямым родственникам. И по выходе из критического возраста обычно закатывается славный той. Все это верно, но это лишь верхушка айсберга, поскольку "беречь себя" - дословно означает "не совершать дурных дел", а не разгоняться на капчагайской трассе до 200 км в час. И не поможет дорогой пуловер с барского плеча, если его владелец верит, что от мушель жас можно откупиться, как от надоедливого нищего. Поэтому помогать слабым нужно охотно, равных не обижать, перед сильными не унижаться.

Для наших предков-кочевников, которые могли погибнуть в любой момент в жестоком бою или все потерять по воле случая, мушель жас становился не только годом подведения итогов, но и поводом изменить свое отношение к людям и миру, отблагодарить благодетеля и даже простить обидчика... Здесь очень важно отметить, что отношение к злу у кочевников другое, чем у христиан и горцев. Если у христиан зло устраняется по формуле "ударили по правой щеке - подставь левую", у горцев наоборот - кровной местью, то кочевники поступали весьма своеобразно, меняя зло на добро: ударившего тебя - накорми (таспен урганда, аспен ур). Уникальный вариант поведения в жестоком мире!

Вообще добро и зло, по мнению наших предков, напрямую зависят от поступков конкретных людей, а великое небо Тенгри к этому отношения не имеет. Оно беспристрастно и могущественно, и в сфере его влияния все сущее, и человек - маленькая частица последнего. А вот человеческие деяния, явления природы освобождают некую злую опасную энергию - КИЕ, которая не замедлит вернуться к обидчику. Неуважение к окружающему миру или людям наказывалось неукоснительно, а нарушителю грозили болезни, несчастные случаи. Так наказывало людей освобожденное зло, или кедр.

Как же не стать жертвой кедр, как уберечься от неправедных поступков и совершить наименьшее количество ошибок? Конечно же, соблюдая уважение к народным обрядам, природе, людям, предметам труда. Исполнение традиций, законов, общечеловеческих норм поведения приводит к благополучию, называемому казахами кут, то есть к счастью, соединенному с богатством.

И получается, что в опасный год - мушель жас - любой поступок имеет особую значимость и силу, потому что своим действием мы буквально врываемся в собственное будущее, таким образом влияя на него в лучшую или худшую сторону. Словно камень, брошенный в воду, дурной поступок порождает круги, разбегающиеся в разные стороны. Вывод прост и ясен - твори только благие дела: и самому станет жить легче, и другие будут только рады, любое же зло бумерангом вернется к тебе, добро - лучшая твоя защита.

Сегодня с трудом верится, что Наурыз мы отпраздновали официально только в 1988 году, ведь сейчас каждый знает символ своего года рождения по восточному календарю. И редко кто не задумается накануне кризисного мушель жаса (обычно это 37 и 49 лет) о том, как жить дальше. Хотя аксакалы утверждают, что мушель жас справедлив только для мужчин и только для казахов. Может, это и так, но сама идея преумножения добрых дел под любым предлогом хороша сама по себе. Так что совершать благочестивые поступки, как сказали бы наши предки, важно и нужно в любом возрасте и при любом разрезе глаз.

По тенгрианским представлениям, время движется циклами, соединяясь с 12-летними кольцами, образуя большой 60-летний круг (средняя продолжительность активной жизни). Сами того не ведая, мы окружены временем, а также помыслами и поступками. В самом круге, по мнению казахов, уже заключена магическая сила. Не случайно самым теплым выражением любви является слово "айналайын", что дословно означает "обхожу тебя" - беру на себя все трудности, болезни любимого человека... Может быть, стоит буквально окружить всех любовью и заботой, для того чтобы умилостивить беспощадное время, и тогда все станет на круги своя.

Существует мнение, что рекомендации по поведению в мушель жас можно получить в мечети. Что мы и попытались сделать. Как и предполагалось, священнослужители заметили, что ислам к языческому мушелю никакого отношения не имеет и не очень его приветствует, но поскольку как народное поверие мушель жас существует, к нему нужно относиться уважительно.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рахат Лукум II: сладкое запрещено 31.01.2003
Владимир Путин: "Мы жуем сопли" 30.01.2003
Девять минут, которые потрясли Канны 29.01.2003
Проститату 28.01.2003
Дразнящее и манящее раздевание 24.01.2003
"Две крепости" сносят башню 23.01.2003
Рахат Алиев, Нуртай Абыкаев и Виктор Храпунов получили ордена 21.01.2003
Казахстанский гроссмейстер победил в матче Садвакасов-Корчной со счетом 5:3 21.01.2003
В окне каждый видит свое... 19.01.2003
Сказка: Евгений Шварц. Обыкновенное чудо. 18.01.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
16.04.24 Вторник
82. БАЙМУХАНОВ Амангельды
75. АБУОВ Кадырбек
74. АСАНБАЕВА Роза
74. КИСТ Виктор
73. СИЙРБАЕВ Ерсерик
72. ЛЕНИВЦЕВ Виктор
71. ШАЛАХМЕТОВА Тамара
70. МЫРХАЛЫКОВ Жумахан
69. БАРКИН Эллен
69. ПЫХТИН Владимир
69. ШЕКАЛИН Юрий
68. АРТЮХОВ Николай
66. КАСЫМОВА Карлыгаш
64. АБДИМОЛДАЕВА Найля
64. КАМАЛХАНУЛЫ Бадельхан
...>>>
17.04.24 Среда
74. ТЛЕМИСОВ Нурлан
73. КУДАЙБЕРГЕНОВ Амангали
72. БАЙМАХАНОВА Галина
71. СУЛТАНГАЛИ Серик
70. ЕСЕНБАЕВ Марат
70. САТТАРОВ Исрапул
69. АСЫЛБЕКОВА Гулюм
69. ЖАКЫПОВ Мирбулат
68. БУРИБАЕВ Аскар
68. САГЫНГАЛИ Алма
68. ТЛЕУМУРАТ Шабден
67. БОРИСЕНКО Александр
67. КАИРГЕЛЬДИНОВ Оразгельды
67. КАЛИЕВ Еркин
66. ПОСМАКОВ Петр
...>>>
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz