Айнур Балакешова, "Литер", 18 июля
Финансовая полиция прекратила расследование по уголовному делу, возбужденному полгода назад в отношении руководства авиационного завода в Караганде. Топ-менеджеров завода "Казавиаспектр" подозревали в хищении 846 миллионов тенге, полученных в виде льготного кредита от АО "Национальный холдинг "КазАгро". А теперь выяснилось, что следователям финпола кража денег "померещилась". Дело прекращено не только за отсутствием состава преступления, но и за отсутствием события преступления. О своих подозрениях департамент финансовой полиции говорил громко, распространив в региональных и республиканских средствах массовой информации сообщение об установленном факте хищения 846 миллионов тенге, выданных кредитным займом национальным холдингом "КазАгро". На допросы вызывали руководство авиазавода и сотрудников управления предпринимательства, курировавших проект стоимостью 2 миллиарда тенге, вошедший в Карту индустриализации по госпрограмме форсированного индустриально-инновационного развития. Но логического финала – завершения следствия и передачи уголовного дела в суд – не произошло. Накануне следователь следственного управления департамента финансовой полиции вынес постановление о прекращении производства по делу за отсутствием в действиях топ-менеджеров завода состава преступления. Выяснилось, что 846 миллионов тенге никто не похищал, а потому отсутствует и событие преступления. Прокуратура Карагандинской области согласилась с этой формулировкой и признала постановление следователя законным. – А по-другому и быть не могло. Завод возведен для того, чтобы работать и выпускать самолеты, а вовсе не для совершения финансовых афер, – прокомментировал корреспонденту "Литера" директор авиазавода Александр Ващенко. – Выходит, хищения вообще не было? Получается, финансовые полицейские увидели преступление там, где его нет? – спросили мы директора авиазавода. – Получается так. То обстоятельство, что завод с 2011 года не выпустил ни одного самолета, не дает повода считать, что этот проект – мыльный пузырь. Это не так. И 1 октября мы это докажем. В этот день планируем презентовать первый самолет нашей сборки. Да, прежде мы не могли выпустить самолеты в обещанные сроки, потому что были объективные причины, препятствовавшие их производству. Завод не уложился в сроки, потому что фирма-партнер не выполнила свои обязательства. Этот проект изначально был зависим от фирмы-партнера. Компания "МВЕН" из Казани не предоставила технические чертежи самолета, поэтому срок сборки самолетов постоянно переносился. Это рабочие процессы. Криминала, хищения денег, мошенничества тут нет, – сказал Александр Ващенко. Первый самолет карагандинской сборки сельскохозяйственного назначения марки "Фермер", как заверил Александр Ващенко, будет выпущен в небо в торжественной обстановке. – Проектная мощность, как и планировалось ранее, будет составлять 36 самолетов в год. Эту планку мы ставим перед собой в 2015 году. То есть в месяц будем выпускать по три единицы летной техники, – сказал Александр Ващенко. – В марте мы подписали контракт с компанией Pipistrel из Словении о сотрудничестве и совместной сборке самолетов марки Sinus, Virus и Trainer. Кроме того, на стадии подписания договор с АО "Нацкомпания "Казахстан Инжиниринг" по сборке беспилотных летательных самолетов. И это не все планы. В дальнейшем на заводе будет создано собственное конструкторское бюро. На совещании 15 июля первый заместитель акима области Асылбек Дуйсембаев заявил, что завод "Казавиа-спектр" реанимировать невозможно, и его нужно переориентировать на другое производство. Это высказывание вызвало среди сотрудников управления предпринимательства и руководства авиазавода шок. – Наш завод функционирует, поэтому слово "реаниминировать", мягко говоря, здесь неуместно, – прокомментировал Александр Ващенко. – Мы сейчас активно собираем самолет, производим фюзеляж, комплекты силовых наборов, чтобы 1 октября его выпустить. Мы обучили людей в Казани по специальностям "формовщик стеклопластиковых изделий" и "сборщик изделий из стеклопластика". Так что задача у нас одна – работать и поднимать малую авиацию. |