Пресс-служба прокуратуры Алматинской области, 1 апреля
Под председательством прокурора Алматинской области Миразова Г.Т. состоялось заседание коллегии областной прокуратуры, на котором обсуждены результаты проверки соблюдения законодательства направленного на охрану окружающей среды, водных ресурсов, животного и растительного мира за 2013 год. Заседание прошло с участием представителей местных исполнительных органов, Департамента экологии области, Управления природных ресурсов и регулирования природопользования, территориальной инспекции лесного и охотничьего хозяйства, Балхаш-Алакольской межобластной бассейновой инспекции рыбного хозяйства, Балхаш-Алакольской бассейновой инспекции по регулированию использования и охране водных ресурсов, Южно-Казахстанского межрегионального Департамента геологии и недропользования, АО НК СПК "Жетысу", "РГКП Охотзоопром". Отмечая актуальность обсуждаемой темы, прокурор Алматинской области подчеркнул, что в процессе общественного производства человек кардинальным образом влияет на окружающую его среду, в результате она неизбежно терпит негативные изменения, тем самым создаются реальные угрозы экологической катастрофы для будущего поколения. Анализ состояния законности в сфере охраны животного и растительного мира выявил серьезные недостатки в деятельности уполномоченных органов. Лишь после вмешательства прокуратуры пресечена многолетняя практика незаконной вырубки "Саксаульника Илийского", "Торангыл терек", "солодки" и т.д. (находятся под угрозой исчезновения). Только одной проверкой сотрудниками прокуратуры выявлено свыше 25 административных правонарушений (незаконная охота), возбуждено 7 уголовных дел (отстрел джейрана, косули и дикого кабана), изъято 5 незарегистрированных ружей и др. Тогда как 609 егерями охотхозяйств выявлено всего 14 фактов незаконной охоты, т.е. на 44 егеря приходится один факт в год. В связи с чем, обращено внимание на низкую эффективность работы охотничьих и рыбных хозяйств, а также созданных при них егерских служб, призванных не только с пользой использовать весь потенциал угодий в туристических и иных целях, но и бороться с браконьерством. В вопросах охраны рыбных запасов критике подвергнута работа Балхаш-Алакольской межобластной бассейновой инспекции рыбного хозяйства и подконтрольных ей егерских служб. В рыбных хозяйствах выявлены факты выдачи путевок на ловлю рыб во время нереста. В ходе прокурорских рейдов выявлены факты рыболовства с использованием китайских сетей и электрических удочек, применение которых запрещено законодательством. В ходе очистки водоемов сняты более 13 тыс. метров сетей. Даже в местах действия круглогодичного запрета на ловлю рыбы, выявлено 5 браконьерских станов. При проверке ТОО "Рыбпром" выявлены готовые к реализации 45 упаковок варенных раков, относящихся к "Туркистанскому" подвиду, занесенному в Красную книгу. Системные нарушения выявлены и в сфере недропользования. В результате отсутствия должного контроля уполномоченных органов допускаются факты незаконной добычи общеизвестных полезных ископаемых, при этом только по фактам, выявленным органами прокуратуры ущерб государству составил свыше 800 млн.тенге. Прокурорским проверками установлены факты неисполнения 51 недропользователем контрактных обязательств на 17 млн.тенге. Учитывая текущее положение дел внимание уполномоченных органов обращено не только на низкую эффективность работы, но и на отсутствие должного взаимодействия в вопросах достижения совместных задач. В связи с ограниченностью источников питьевой воды, уполномоченным органам указано о незамедлительном рассмотрении вопроса консервации либо использовании по назначению самоизливающихся и бесхозных артезианских скважин, что одновременно способствовало бы экономии значительных денежных средств, ежегодно выделяемых на программу "Ак Булак". На коллегии также затронуты нерешенные проблемные вопросы экологии, имеющиеся в Алматинской области, к которым относятся отходы деятельности предприятий горнорудной и перерабатывающей промышленности, а также объекты с радиоактивными отходами, хвостохранилища, накопители сточных вод и вопросы утилизации твердых бытовых отходов. Местные исполнительные и уполномоченные органы ориентированы на оперативное решение проблем, связанных с несоответствием имеющихся полигонов и свалок ТБО нормативным требованиям, отсутствием средств для обустройства полигонов и свалок в соответствии с санитарными, экологическими, строительными нормами и требованиями, а также наличием значительного числа несанкционированных свалок. Горрайспецпрокурорам поручено усилить надзор за законностью деятельности уполномоченных органов и учреждений в сфере охраны окружающей среды, водных ресурсов, животного и растительного мира. |