NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 23:42 ast
21:42 msk

В Агентстве финансовой полиции проведено заседание Общественного совета по противодействию коррупции и теневой экономике
О.Бектенов: Наибольшее количество преступлений в отношении должностных лиц местных исполнительных органов зарегистрировано в Южно-Казахстанской (140), Восточно-Казахстанской (91), Атырауской (90), Жамбылской (89), Костанайской (86) и Павлодарской (71) областях
20.03.2014 / криминал и коррупция

19 марта текущего года в Агентстве финансовой полиции состоялось заседание Общественного совета по вопросам противодействия коррупции и теневой экономике при Агентстве (далее – Общественный совет).
На заседании Общественного совета по собственному желанию сложил полномочия Председатель Общественного совета Абдыкаримов О.А.
В настоящее время Абдыкаримов О.А. является председателем Общественного объединения "Жаңару".
Членами Общественного совета был избран и утвержден Председателем Агентства финансовой полиции Тусупбековым Р.Т. новый Председатель Общественного совета Сулейменов К.Ш.
На заседании были рассмотрены два вопроса.
Начальник Информационно-аналитического департамента Агентства Бектенов О.А. выступил с докладом на тему: "О результатах реализации Отраслевой программы РК по противодействию коррупции на 2011-2015 годы по итогам 2013 года".
О защите предпринимательства от вмешательства в их законную деятельность, а также вопросах противодействия коррупции в частном секторе, в т.ч. о разработке и принятии Антикоррупционной хартии бизнеса рассказал начальник Следственного департамента Жумагали А.Ж.
В заседании Совета приняли участие члены Общественного совета:Председатель Общественного совета -Председатель Республиканского Общественного совета по борьбе с коррупцией при партии "НурОтан" Сулейменов К.Ш., председатель Общественного объединения "Жаңару"Абдыкаримов О.А., представитель ОФ "Центр экономических исследований, оценки и мониторинга" Айтенова Ш., депутаты Мажилиса Парламента РК Баймаханова Г.А., Соловьева А.С.,исполнительный директор Ассоциации по защите прав предпринимателей г. Астана Тюгина И.В. и другие представители предпринимательства.

-------

Доклад Жумагали А.Ж. на заседание Общественного совета по вопросам противодействия коррупции и теневой экономике при Агентстве по вопросу "Защита предпринимательства от вмешательства в их законную деятельность"

Уважаемый Каирбек Шошанович!
Уважаемые члены Общественного совета!
Обеспечение законных прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, а также экономической безопасности государства определены главной задачей органов финансовой полиции.
В этой связи, Агентством на постоянной основе принимаются меры по защите от незаконного вмешательства в деятельность субъектов малого и среднего бизнеса, исключения фактов воспрепятствования их законной деятельности.
Наша деятельность, прежде всего, основывается на детальном анализе текущей экономической ситуации, динамике преступности в этой сфере и сопоставлении этих показателей с имеющимся оперативным данными.
В рамках данной работы еще в марте и апреле 2012 года Председателем даны указания всем территориальным подразделениям Агентства:
об исключении практики доследственных проверокв отношении субъектов малого и среднего предпринимательства без предварительной оперативной проверки и по анонимным заявлениям;
расширения использования системных средств государственных органов при проведении проверок и строгом соблюдении принципов законности;
о прекращении практики поручения проверок контролирующим государственным органам в отношении субъектов предпринимательства, осуществляющих производственную деятельность, а также занятых в сфере оказания услуг населению.
Кроме того, учитывая результаты изучения следственной и оперативной практики о том, что риск нарушений прав предпринимателей наиболее высок на стадии, так называемых, доследственных проверок, Агентством принят комплекс мер по модернизации формы и порядка организации досудебного производства.
В связи с этим, в первую очередь, наведен порядок в учетно-регистрационной дисциплине.
Использование электронной регистрации заявлений и сообщений благоприятно отразилось не только на формировании объективной статистики о преступности, но позволили повысить эффективность ведомственного контроля.
Теперь любое зарегистрированное сообщение, по которому начата проверка мы видим с центра и можем ее контролировать, обеспечивая законное решение.
Введен институт "дежурного офицера", в функции которого входит первоначальное рассмотрение всех поступающих заявлений и сообщений о преступлениях.
Им обеспечивается своевременная регистрация сообщений в КУЗИ, определяется их характер, то есть криминальные, административные, некриминальные и с учетом этого, заявления и сообщения распределяются по службам.
То есть уже на первоначальной стадии дежурный офицер фильтрует все сообщения, обеспечивая проведение проверок только по криминальным фактам.
В результате, наметилась тенденция по снижению криминализации заявлений. То есть по материалам с признаками гражданско-правовых отношений граждане не вовлекаются в уголовно-правовую сферу.
В работу введены элементы "полицейского" расследования.
Созданы специализированные управления по досудебному производству в составе следователей и оперативных сотрудников. Повышена роль следователя как координатора всего уголовного процесса.
Для сравнения. Раньше заявления и сообщения о преступлениях первоначально поступали в оперативные подразделения, которые сначала решали вопрос о регистрации либо нерегистрации их в КУЗИ, а после этого проводили доследственные проверки.
Потом материал передавался следователю, который возбуждал уголовное дело или возвращал материал на доработку. Тем самым затягивался срок принятия решения.
Теперь же все заявления и сообщения о преступлениях поступают в управление по досудебному производству, где под руководством следователя проводится проверка и принимается процессуальное решение.
Именно повышение роли следователя на стадии доследственной проверки является упреждающим фактором возможных нарушений прав предпринимателей.
Как результат, снизилась волокита при рассмотрении заявлений. Завершение проверки, зачастую, приходилось ожидать месяцами. Сейчас же, благодаря новому подходу, половина заявлений рассматриваются в срок до 3-х суток. При этом, мы исключили практику проведения дополнительных проверок.
Кроме того, минимизировано необоснованное вовлечение лиц в орбиту уголовного преследования, а также незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность.
Число проверок субъектов малого и среднего бизнеса по инициативе органов финансовой полиции за последние три года существенно сократилось.
В работе Агентства особое внимание придается пресечению коррупционных проявлений среди чиновников, препятствующих законной предпринимательской деятельности.
В прошлом году выявлено 214 (307) коррупционных преступлений, связанных с нарушением прав предпринимателей.
Из общего числа выявленных преступлений по фактам неправомерного вмешательства в деятельность МСБ более половины связаны с получением взяток (107), 19% составляют факты мошенничества с использованием служебного положения (39), 11% – злоупотребления должностными полномочиями (24).
Необходимо отметить, что согласно ст.3101 УК РК вмешательство в бизнес сопровождается прямыми действиями по воспрепятствованию законной предпринимательской деятельности.
По данной статье за 2013 год органами финансовой полиции возбуждено лишь 5 уголовных дел (ДБЭКП по г. Алматы – 2, Акмолинской, Северо- и Южно-Казахстанской областей – по 1), которые все переданы в суд для рассмотрения по существу.
Вышеуказанные приоритеты позволили переориентировать нашу деятельность на коррумпированных чиновников и субьектов теневой экономики, от деятельности которых страдают добросовестные предприниматели.
Как следствие, впервые за последние годы мы наблюдаем улучшение криминогенной ситуации, т.к. удалось снизить размер обналиченных средств юридическими лицами на 145 млрд. тенге или на 9% (с 1,68 до 1,53 трлн. тенге за 2013 год).
В совокупности с принимаемыми мерами со стороны уполномоченных государственных органов, это отразилось на росте поступлений налогов в бюджет от малого и среднего бизнеса на 23% (с 1,3 трлн. до 1,6 трлн.тенге за 2013 год).
Налажена работа совместно с другими государственными контролирующими и правоохранительными органами.
Так, во избежание фактов незаконного вмешательства в деятельность МСБ и снижения давления на субъекты частного предпринимательства Агентством и Генеральной прокуратурой подписано совместное указание о координации сил прокуратуры и потенциала финансовой полиции по противодействию нецелевого использования бюджетных средств по программам.
Совместно с Налоговым комитетом Министерства финансов РК подписан совместный Приказ, устанавливающий порядок передачи материалов налоговыми органами в органы финансовой полиции для принятия процессуального решения.
Теперь налоговые органы передают в Агентство материалы налоговых проверок только в тех случаях, когда сумму доначисленных налогов и других обязательных платежей превышает установленный законодательством порог для привлечения к уголовной ответственности.
Подписан Меморандум и План совместных мероприятий о взаимном сотрудничестве между Агентством и Национальной палатой предпринимателей РК, который направлен на защиту и развитие бизнеса.
В основу взаимодействия заложены мероприятия, направленные на выявление системных проблем и барьеров, препятствующих развитию предпринимательства, с последующим их устранением.
Важным аспектом сотрудничества определена совместная работа по недопущению фактов проведения незаконных проверок деятельности предпринимателей органами контроля и надзора.
В январе т.г. Председателем Агентства утвержден план мероприятий по защите малого и среднего бизнеса от неправомерного вмешательства должностных лиц государственных органов.
В рамках работы плана предусмотрен комплекс мер, направленных на улучшение работы органов финансовой полиции по недопущению и пресечению фактов необоснованного вмешательства в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.
Более того, в настоящее время разрабатываются механизмы проведения проверочных мероприятий, исключающие возможность необоснованного вмешательства сотрудников органов финансовой полиции в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, с использованием системных средств Агентства, подключенных к различным базам данных государственных органов.
Применение указанного механизма в соответствии Указу Президента РК от 28 февраля 2014 года об объявлении моратория на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства ориентирует органы финансовой полиции на недопущение вовлечения в орбиту уголовного процесса добросовестных предпринимателей.

-----

Доклад Бектенова О.А. на Общественный совет на тему "О результатах реализации Отраслевой программы по противодействию коррупции на 2011-2015 годы"

Уважаемый Каирбек Шошанович!
Уважаемые члены Общественного совета!
Постановлением Правительства РК от 31 марта 2011 года №308 утверждена отраслевая Программа по противодействию коррупции в Республике Казахстан на 2011- 2015 годы.
В рамках данной программы осуществляется работа по расширению международного сотрудничества и совершенствованию национального законодательства по вопросам противодействия коррупции, повышению эффективности деятельности государственных органов по уменьшению коррупционных рисков, повышению антикоррупционного мировоззрения и снижению уровня теневой экономики.
Реализация Отраслевой программы осуществляется в соответствии с Планом мероприятий.
Разработчиком и координатором реализации Отраслевой программы является Агентство.
В этой связи, позвольте вкратце остановиться на результатах исполнения госорганами мероприятий Отраслевой программы по итогам 2013 года.
Всего по итогам прошлого года государственные органы и акиматы отчитывались по 37 пунктам Плана мероприятий.
В целом анализ представленной информации по реализации Отраслевой программы показал, что госорганами принят комплекс организационных и практических мер по снижению коррупции.
Так, с момента реализации Отраслевой программы достигнут ряд положительных результатов.
Агентством совместно с заинтересованными госорганами прорабатываются вопросы ратификации Конвенций Совета Европы об уголовной ответственности и о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, а также вступления Казахстана в Группу стран по борьбе с коррупцией (ГРЕКО).
Вступление в ГРЕКО позволит улучшить позиции Казахстана в международных антикоррупционных рейтингах.
В результате проведенной работы, в настоящее время Казахстан получил приглашение на вступление в ГРЕКО, которое рассматривается Администрацией Президента.
Задача по полному переходу к 2015 году на электронную форму выдачи лицензии достигнута в 2012 году.
В настоящее время все лицензии формируются исключительно в электронной форме (по информации МТК).
Достигнут целевой индикатор по переводу не менее 50% социально-значимых государственных услуг в электронную форму.
Так, автоматизированы и выведены на портал "электронного правительства" 19 из 31 (61%) социально значимых госуслуг.
В целях повышения антикоррупционного мировоззрения большинством госорганов проводятся широкомасштабные акции, "круглые столы", семинары, выпуск агитационных материалов и др.
Так, в 2013 году территориальными подразделениями ОФП под эгидой НДП "Нур Отан" проведено порядка 600 организационно-практических мероприятий антикоррупционной направленности с привлечением гражданского общества.
К примеру, Агентством совместно с молодежным крылом "Жас Отан" проведена республиканская акция "Кеңес орталығы" (Центр совета), направленная на оказание правовой помощи населению по широкому кругу вопросов, в том числе по противодействию коррупции.
Наряду с этим, руководством Агентства ежеквартально проводятся встречи со студентами.
Руководителями территориальных подразделений также на постоянной основе проводятся встречи с населением.
Выпущенные Агентством видео-аудио ролики транслируются на государственных и местных каналах, выпущенные материалы антикоррупционной направленности (памятки, календари и др.) распространены среди широких масс (предпринимателей, среди госслужащих), баннеры размещены в регионах.
Вместе с тем, наряду с положительными результатами, в ходе анализа выявлены недостатки, допущенные госорганами при ее реализации.
Такие нарушения связаны с некачественным и формальным исполнением отдельных мероприятий. В результате, большинством госорганов предоставляются дежурные отписки о проводимой работе.
К примеру, по пункту 3 Плана Министерству финансов необходимо продолжить максимальное расширение безналичных расчетов и сокращение наличного оборота.
Минфином представлена информация о принятом Законе "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательный акты по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма и обналичивания денег" от 21.06.12 г.
В то же время, предложение об ограничении сумм обналичивания денежных средств инициировано Агентством.
Министерству образования и науки поручалось разработать и реализовать специальные обучающие программы для взрослых, студентов, школьников о коррупционных рисках, способах противодействия коррупции и антикоррупционном поведении (п. 13).
Ни Министерством образования, как основным исполнителем, ни МТК и МКИ (соисполнители) работа по реализации данного пункта не проводилась.
Направленная информация МОН сводится к работе, проведенной Академией финансовой полиции.
Слабо организована работа по исполнению Отраслевой программы в регионах.
Акиматами областей, г.г. Астана и Алматы в целях реализации Отраслевой программы разработаны региональные планы противодействия коррупции.
Анализ указанных планов показал, что при их разработке и утверждении, акиматы, в основном, ограничиваются дублированием мероприятий, указанных в правительственном Плане мероприятий по реализации Отраслевой программы.
При этом не учтены вопросы противодействия коррупционным проявлениям с учетом специфики регионов, в т.ч. в разрезе структурных и подведомственных организаций.
Не проведен анализ по определению наиболее подверженных коррупции сфер и не выработаны конкретные меры по исключению условий, создающих предпосылки для совершения коррупционных правонарушений.
Более того, в отдельных ведомственных планах нашли отражение мероприятия формального характера, которые должны осуществляться в соответствии с действующим законодательством. Например, проведение аттестации госслужащих, обеспечение своевременной сдачи деклараций о доходах и имуществе, прохождение обязательной специальной проверки, своевременное рассмотрение обращений граждан и другое.
Приведу несколько примеров.
В рамках регионального Плана Акмолинской области на период 2011-2015 г.г. предусмотрено исполнение 38 пунктов, из них на сегодняшний день исполнено и снято с контроля 6, находятся на исполнении 4 пункта, остальные пункты являются постоянными (исполняются ежегодно, ежеквартально).
Анализ эффективности реализации регионального плана по борьбе с коррупцией Западно-Казахстанской области показал, что определенная работа проводится, однако имеются недостатки.
Так, План не актуализирован с учетом внесенных изменений в Отраслевую программу согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2012 года №866.
По другим регионам имеются аналогичные замечания.
Наряду с этим, имеет место некачественное исполнение мероприятий.
В частности:
– акиматами г.Алматы, Акмолинской, Алматинской, Атырауской, Мангистауской областей не выпущены агитационные материалы (п.15);
– Акиматами г.Алматы, Алматинской, Атырауской, Мангистауской областей не проведена работа по обеспечению профилактики и выявление нарушений требований Земельного кодекса при закреплении земельных участков, исключение незаконного передела закрепленной земельной собственности;
– Акиматами г.Алматы, Алматинской, Мангистауской, Павлодарской областей не проводилась работа по п. 22, предусматривающему проведение регулярных встреч руководителей госорганов с представителями общественных и неправительственных организаций;
– всеми акиматами не обеспечен общественный контроль за предоставлением жилья из государственного жилищного фонда, а также земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Представлена общая информация о взаимодействии с общественными объединениями, без указания конкретных мер по реализации данного мероприятия.
Такие формальные и малоэффективные региональные планы за годы реализации Отраслевой программы не воздействовали положительно на ситуацию с коррупцией на местах, которая наоборот ухудшилась.
Свидетельством тому является большой удельный вес выявленных коррупционных преступлений в отношении должностных лиц местных исполнительных органов.
Так, в 2013 году в отношении должностных лиц акиматов всех уровней выявлено 660 преступлений или 46% от общего количества зарегистрированных коррупционных преступлений в отношении лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и приравненных к ним (1445).
В разрезе регионов наибольшее количество преступлений в отношении должностных лиц местных исполнительных органов зарегистрировано в Южно-Казахстанской (140), Восточно-Казахстанской (91), Атырауской (90), Жамбылской (89), Костанайской (86) и Павлодарской (71) областях.
По результатам анализа, об имеющихся недостатках и упущениях со стороны госорганов, Агентством направлено письмо в Канцелярию Премьер-Министра.
Как известно, в ходе Послания народу Казахстана текущего года Главой государства поручено продолжить формирование и реализацию новой антикоррупционной стратегии.
Агентством уже разработан проект стратегии и направлен на согласование в госорганы. За основу мы взяли передовой зарубежный опыт.
Концептуальной основой стратегии являются положения Конвенции ООН против коррупции и рекомендации Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией ОЭСР.
В частности, предлагается введение ответственности за "незаконное обогащение", т.е. значительного увеличения активов, которое не может быть рационально обосновано, при этом, превышающее законные доходы чиновника. На наш взгляд, имплементация этой нормы в Казахстане придаст значительный импульс реализации эффективной борьбы с коррупцией, усилив антикоррупционный потенциал отечественного законодательства.
Значимым результатом последовательной и логически выстроенной антикоррупционной работы, на наш взгляд, должно стать введение уголовной ответственности за торговлю (злоупотребление) влиянием в корыстных целях, то есть покровительство за счет использования должностных полномочий.
Важным направлением является противодействие коррупции в частном секторе.
Предпринимательское сообщество должно осознать, что вхождение Казахстана в число 30-ти наиболее развитых стран мира возможно при соблюдении субъектами частного сектора принципов прозрачности и деловой этики.
Коррупционные правонарушения в частном секторе криминализированы в законодательстве передовых стран мира. Одними из первых проблемой коррупции в частном секторе озаботились США, приняв ряд законодательных актов с мерами карательного характера в отношении коррумпированных компаний. Аналогичные меры были приняты в Германии, Великобритании и других европейских странах.
Далее.
Сегодня в Казахстане успешно внедрены принципы прозрачности в добывающих отраслях экономики, что обусловило вступление нашей страны в число последователей Инициативы прозрачности добывающих отраслей (ИПДО) в 2013 году.
Имплементация стандартов ИПДО является важной мерой антикоррупционного характера, влияющей на деловой климат и инвестиционную привлекательность Казахстана.
Следующей отраслью, в которой необходимо внедрить аналогичные принципы, является строительство. В отличие от других отраслей экономики, отечественный строительный сектор активно работает с бюджетными средствами. При этом остается нерешенной проблема отсутствия прозрачности при строительстве социальных и инфраструктурных объектов, обуславливающая неэффективное освоение, а в определенных случаях, хищение бюджетных средств.
В антикоррупционной стратегии предусмотрен ряд мер по присоединению к Инициативе прозрачности строительных отраслей (ИПСО), международной организации, вырабатывающей принципы прозрачности и подотчетности в реализации строительных проектов. Вкупе с разработкой эффективных механизмов общественного контроля это позволит значительно снизить коррупциогенность строительной отрасли Казахстана.
При разработке стратегии нами уделено пристальное внимание к проблеме масштабного использования офшоров отечественными предприятиями. Помимо перманентного вывода капитала за рубеж, весьма угрожающей видится проблема с отсутствием прозрачности в структуре владения стратегических казахстанских компаний. В настоящее время идентификация конечного бенефициара компании представляется невозможной в связи с использованием механизмов по типу "слепых" трастов.
Сложившаяся ситуация осложняется тем, что офшорные юрисдикции позволяют легализовывать незаконно нажитые капиталы, в том числе коррупционного происхождения. Как правило, затем "грязные" деньги возвращаются в Казахстан под видом респектабельных иностранных инвестиций.
В настоящее время поиски решения проблемы вывода капитала в низконалоговые юрисдикции объединила весь мир, о чем свидетельствовала повестка дня прошедшего в 2013 году на территории Северной Ирландии саммита стран Большой восьмерки. Большинство вопросов повестки касалось именно борьбы с офшорами, в связи с чем перед ОЭСР была поставлена задача разработать пошаговый план противодействия офшорам. Разработанный План противодействия уклонению от уплаты налогов и утаиванию прибыли в низконалоговых юрисдикциях является главным инструктивным международным документом по борьбе с офшорами.
Основной идеей Плана является переход от формата двустороннего налогового сотрудничества стран к модели многостороннего информационного взаимодействия. До конца 2015 года будет создана система межстранового "автоматического обмена" налоговой информацией в режиме онлайн. Подобная система уже действует в США и показывает свою эффективность.
В этой связи, крайне необходимо начать процесс интеграции с мировым сообществом по офшорной проблематике, что, в свою очередь, обусловит повышение прозрачности в структуре стратегических отраслей экономики.
Что касается повышения эффективности механизма государственных закупок.
Необходимо перекрыть возможности для вывода значительных государственных денежных средств, осваиваемых путем проведения закупок, обеспечить подотчетность каждого тенге, потраченного государственными органами и субъектами квазигосударственного сектора.
Практика выявления экономических и коррупционных преступлений в сфере закупок доказывает необходимость кардинального изменения процедур закупок, основываясь на принципах предварительной квалификации всех потенциальных поставщиков, определения единым организатором закупок соотношения сложности проводимых закупок требуемому уровню квалификации, автоматизации процессов информирования соответствующих потенциальных поставщиков, подачи ценового предложения, заключения договоров.
Право подрядчика по распоряжению и использованию бюджетных средств по договору должно налагать обязанность по соблюдению полной прозрачности перед государством и обществом.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Значительное количество фактов сбыта наркотиков фактически "высосаны из пальца" 31.03.2014
"По факту необоснованной приемки" 31.03.2014
Прокуроры пресекли распространение незаконных сайтов 31.03.2014
В СКО аким сельского округа обвиняется в злоупотреблении и служебном подлоге 31.03.2014
Контрабандисты не ушли 31.03.2014
Торговля людьми 31.03.2014
Дело экс-акима: Тень на скамье-2 28.03.2014
Возбуждены уголовные дела 28.03.2014
Прокуратурой Алматы на основании решений судов 92 иностранных интернет-сайта рекламирующих алкогольную продукцию, признаны незаконными 28.03.2014
Признаны виновными 28.03.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz