NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 10:57 ast
08:57 msk

Дело экс-акима. Приватизация автобусов ДЭУ
На вопросы судьи, прокуроров, адвокатов и их подзащитных отвечали аким города Атырау Серик Айдарбеков, его заместители Амантай Айтбаев и Жумабай Карагаев, начальники и работники отдела ЖКХ, юридического отдела, отдела финансов, гормаслихата и даже партии "Нур Отан"
11.03.2014 / криминал и коррупция

Зульфия БАЙНЕКЕЕВА, "Ак Жайык", 7 марта

Продолжается опрос свидетелей по блоку "Приватизация" из числа работников и руководящего состава городского акимата. В эти дни обсуждаются детали приватизации автопарка из 50 автобусов и водопровода "Гурьев – Макат".

"ПОЗНАКОМИЛИСЬ В ТЮРЬМЕ"
На вопросы судьи, прокуроров, адвокатов и их подзащитных отвечали аким города Атырау Серик АЙДАРБЕКОВ, его заместители Амантай АЙТБАЕВ и Жумабай КАРАГАЕВ, начальники и работники отдела ЖКХ, юридического отдела, отдела финансов, гормаслихата и даже партии "Нур Отан".
Как показали свидетели, 50 автобусов южнокорейского производства марки ДЭУ горбюджет закупил для решения проблем с общественным транспортом за 414 миллионов тенге в 2007 году. Балансодержателем стал отдел ЖКХ. В 2008-м весь автобусный парк был передан в доверительное управление ТОО "БатысТранспорт-СИМ". Спустя 2 года было принято решение на бюджетном имуществе заработать денег: то есть расторгнуть контракт о доверительном управлении и предъявить пользователю парка новое условие – о выплате арендной платы. Однако назвать это доходом можно с натяжкой – ежемесячная арендная плата за 50 больших автобусов для перевозки пассажиров на городских маршрутах составила для перевозчика ТОО "БатысТранспорт-СИМ" 345 тысяч тенге, то есть по 6 900 тенге в месяц за каждый автобус.
Судя по показаниям основного числа свидетелей, "ниточки" этого финансового нонсенса снова привели к тогдашнему начальнику областного управления финансов Бауржану ДЖАНТЕМИРОВУ. Если верить показаниям, лишь благодаря его лобби вышеназванная компания получала от горакимата как контракты, так и льготные условия по ним.
– Я и горфинотдел поднимали вопрос о том, что отдавать автопарк в доверительное управление неправильно, потому что автобусы покупались за счет бюджета. Мы предложили вариант с арендой, чтобы в бюджет поступала плата за пользование. Арендатор (БатысТранспорт-СИМ) был выбран по конкурсу, – сказал замакима Айтбаев.
По его словам, сумма аренды должна была составить порядка полутора миллионов тенге:
– Команда сверху поступила – слишком большая сумма для передачи в аренду. Нерентабельно.
– Что значит "команда"? Значит, сумма была кем-то определена вместо вас?– спросила прокурор.
– От Джантемирова поступила. Нам велели произвести расчет по другим правилам, то есть не как плату за аренду пассажирского транспорта, а как "оказание услуг населению", при этой методике расчета сумма составляет 1% от балансовой стоимости имущества. В таком случае выходило около 300 тысяч тенге в месяц. Я передал поручение в горотдел финансов, и они заключили на 345 тысяч тенге в месяц на период до трех лет, – пояснил Айтбаев.
– Сразу согласились на эту сумму?
– Не сразу, но мне пришлось в любом случае.
– В своих показаниях следствию вы сказали, что эта сумма привела вас в шок и что Джантемиров угрожал, что пожалуется РЫСКАЛИЕВУ.
– В разговоре было такое.
– Вы так же сообщили, что у вас был разговор с директором ТОО "БатысТранспорт-СИМ" Рахметоллой АЛШЕНОВЫМ.
– Да, когда мы вывели расчет на 345 тысяч тенге, заходил Алшенов, говорил, что должны были еще ниже рассчитать. Я сказал "нет". Алшенов сослался на Джантемирова, что была договоренность о еще более низкой стоимости. С Джантемировым потом состоялся разговор, он тоже спрашивал, возможно ли ниже. Сказал, дорого, должна быть символическая стоимость, ссылался на руководство области.
– Кто может подтвердить, что Джантемиров дал вам такие указания, проводилась ли очная ставка? – спросила адвокат ОРЫНБЕКОВА.
– Нет, и никто не может подтвердить.
Слово взял Джантемиров, он сказал, что с Алшеновым знаком не был и впервые увидел его в СИЗО. Алшенов тоже настаивал, что с Джантемировым познакомился только в тюрьме и к Айтбаеву никогда не ходил.
В ответ на эти аргументы Айтбаев сказал:
– Я не утверждал, я просто предположил, что они знакомы, поскольку через некоторое время после того разговора с Алшеновым мне позвонил Джантемиров.

"ЧЛЕНЫ КОМИССИИ ВОЗМУЩАЛИСЬ"
Спустя еще два года в связи с износом (который на тот момент с учетом ежегодной амортизации составил, по расчетам горакимата, 60%) от дорогого в обслуживании коммунального имущества было принято решение избавиться путем приватизации. По предпродажной оценке оценочной компании "Атырау Сити", нанятой путем тендера, на тот момент стоимость всех 50 автобусов составляла 126 млн тенге.
– Приказом городского отдела финансов была назначена тендерная комиссия, я была ее председателем. Были объявлены два аукциона, участников зарегистрировано не было, на третьем заседании сумму снизили до 70 млн, но тендер снова не состоялся за недостатком участников. В четвертый раз сумма была снижена до 30 млн. Два участника объявились: Мунайкурылыс ЛТД и БатысТранспорт-СИМ. Победила, согласно решению комиссии, БатысТраснпорт-СИМ, – сообщила замначальника городского отдела финансов ЖАРЫЛГАПОВА.
– В связи с чем снизилась стоимость имущества?– поинтересовалась прокурор.
– Мой начальник Гульмаржан ТАГАМБАЕВА велела снизить до 30 млн. Я не согласилась, меня вызвал к себе замкима Айтбаев и сказал, что нужно снизить до 30, но сначала до 70. На заседании я назвала 70 млн, потому что все члены комиссии возразили на 30 млн, когда нас, членов комиссии, вызвал к себе Айтбаев. Мы не согласились, эта сумма нереальная. Вынесли протокол, дали объявление, участников снова не было. В последующем метод тендера сменили с английского на голландский, сумму снизили до 30 млн, и ТОО "БатысТраснпорт-СИМ" выкупило автобусы.
Другой свидетель, завсектором госзакупок и делопроизводства отдела жилищно-коммунального хозяйства Кайрат КЕНЖАЛИЕВ, подтвердил, что"члены комиссии возмущались" названной ценой:
– Мы возмущались, потому что при такой цене всего лота стоимость одного автобуса равнялась всего 400 тысяч тенге. Но в ответ нам сказали, что указание было получено из акимата области и что надо реализовать за указанную сумму.
Айтбаев тоже подтвердил, что обсуждал снижение цены с Жарылгаповой, опять же по настоянию руководства.

АЙДАРБЕКОВ "ИМЕЛ ВОЗРАЖЕНИЯ"
4 марта в суд в качестве свидетеля вызывался заместитель акима города Жумабай Карагаев, на момент тех событий работавший начальником городского отдела ЖКХ и пассажирского транспорта. Он пояснил, что основанием письма о необходимости приватизировать автобусы стали нерентабельность их содержания для бюджета и постоянная амортизация и износ, на тот момент составивший 60%. Он ответил на вопросы участников суда, как был рассчитан процент износа транспорта.
– Через четыре года в связи с износом и поломками появилась необходимость в передаче автопарка на инвестиционный тендер. Износ рассчитывается согласно нормам бухгалтерского учета, по которым каждое имущество – движимое или недвижимое – имеет свою норму амортизации. В данном случае была использована формула, когда средняя норма амортизации 15% умножается на срок пользования. На тот момент они были на балансе четыре года, соответственно это было 60%. Позже результаты оценочной компании и наша оценка совпали. Мы также опирались на дефектную ведомость. Мы ввели определенные ограничения на вид тендера – только инвестиционный, поскольку в аукционе могут принимать участие любые лица, автобусы могли быть куплены и вывезены из города. Поэтому мы внесли условия: обслуживать остановки, содержать автотранспорт и использовать его именно на маршрутах города. Было также условие, что перевозчик не может повысить стоимость проезда.
…Несмотря на усилия по снижению цены лота, через несколько месяцев победитель тендера ТОО "БатысТранспорт-СИМ" расторгло договор и вернуло автобусы городу: формально в связи с нерентабельностью содержания. Адвокаты предположили, что решение о возвращении имущества было связано с одним из первых решений в качестве акима города Серика Айдарбекова – о снижении стоимости проезда с 60 до 50 тенге.
Но свидетель Айдарбеков отказался обсуждать это предположение и напомнил, что был вызван в суд давать показания по вопросам приватизации. По приватизации аким города пояснил, что "имел возражения".
– Были возражения в самом начале, что я должен визировать в обязательном порядке эти документы. Звонил ли Джантемиров или нет, не помню, мне словесно передавали через помощника, просили согласовать ускоренно с управлением (финансов). От первого заместителя акима области Болата ДАУКЕНОВА конкретных звонков именно по этим постановлениям не помню. Это мог быть и он, и его зам, и его сотрудник, который бегал с этими листками согласования,– сказал Айдарбеков.
– Свидетель Демегенов показал, что вы не подписывали, и он заходил к своему начальнику Джантемирову, и только после этого вы подписали, – напомнил его показания следствию кто-то из адвокатов.
– Возможно, но точно не помню.
– Лицо, которое ставит подпись на листе согласования, должно владеть информацией?– спросил адвокат Игорь ВРАНЧЕВ.
– С закрытыми глазами, конечно, никто не подписывал, содержание в любом случае читалось, но детали дальнейшие – нет.

ТРУБЫ ДЛЯ ПАКА
Приватизация списанного водопровода "Гурьев – Макат", судя по высказываниям, не вызвала у чиновников негативной реакции, поскольку сдать списанное имущество в металлолом обходилось бюджету дороже, хотя закон и допускал такой вариант. Но по предварительным оценкам демонтаж, распил труб, а затем рекультивация разрытых каналов могли обойтись бюджету в 120-130 млн тенге. На трубопроводе были также зафиксированы факты кражи отдельных его отрезков, поэтому было принято решение об ускоренной его реализации путем продажи. Айтбаев показал, что Джантемиров и в этом случае указал ему, кто должен был победить в тендере на покупку трубы, и за какую цену:
– С ним состоялся разговор перед конкурсом, трубы должно было приобрести предприятие Владимира ПАКА "МунайКурылысСервис ЛТД".
Водопровод был продан при оценочной стоимости в 9 млн тенге на тендере по голландскому методу за 4,6 млн тенге.

СЕКРЕТНЫЕ СВИДЕТЕЛИ
Допросы свидетелей по блоку "Приватизация" продолжаются. Следующее заседание состоится 11 марта. В нем примут участие только судья, прокуроры, адвокаты и так называемые "засекреченные свидетели". Это три человека, которые в ходе предварительного следствия давали показания под псевдонимами, поскольку находятся под программой защиты свидетелей. Допрашиваться в суде они тоже будут с соблюдением мер безопасности, их лиц никто не увидит, они будут находиться в соседней с залом суда комнате.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Значительное количество фактов сбыта наркотиков фактически "высосаны из пальца" 31.03.2014
"По факту необоснованной приемки" 31.03.2014
Прокуроры пресекли распространение незаконных сайтов 31.03.2014
В СКО аким сельского округа обвиняется в злоупотреблении и служебном подлоге 31.03.2014
Контрабандисты не ушли 31.03.2014
Торговля людьми 31.03.2014
Дело экс-акима: Тень на скамье-2 28.03.2014
Возбуждены уголовные дела 28.03.2014
Прокуратурой Алматы на основании решений судов 92 иностранных интернет-сайта рекламирующих алкогольную продукцию, признаны незаконными 28.03.2014
Признаны виновными 28.03.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
73. КОСАНОВ Жумаш
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz