Зульфия БАЙНЕКЕЕВА, "Ак Жайык", 7 марта
Продолжается опрос свидетелей по блоку "Приватизация" из числа работников и руководящего состава городского акимата. В эти дни обсуждаются детали приватизации автопарка из 50 автобусов и водопровода "Гурьев – Макат".
"ПОЗНАКОМИЛИСЬ В ТЮРЬМЕ" На вопросы судьи, прокуроров, адвокатов и их подзащитных отвечали аким города Атырау Серик АЙДАРБЕКОВ, его заместители Амантай АЙТБАЕВ и Жумабай КАРАГАЕВ, начальники и работники отдела ЖКХ, юридического отдела, отдела финансов, гормаслихата и даже партии "Нур Отан". Как показали свидетели, 50 автобусов южнокорейского производства марки ДЭУ горбюджет закупил для решения проблем с общественным транспортом за 414 миллионов тенге в 2007 году. Балансодержателем стал отдел ЖКХ. В 2008-м весь автобусный парк был передан в доверительное управление ТОО "БатысТранспорт-СИМ". Спустя 2 года было принято решение на бюджетном имуществе заработать денег: то есть расторгнуть контракт о доверительном управлении и предъявить пользователю парка новое условие – о выплате арендной платы. Однако назвать это доходом можно с натяжкой – ежемесячная арендная плата за 50 больших автобусов для перевозки пассажиров на городских маршрутах составила для перевозчика ТОО "БатысТранспорт-СИМ" 345 тысяч тенге, то есть по 6 900 тенге в месяц за каждый автобус. Судя по показаниям основного числа свидетелей, "ниточки" этого финансового нонсенса снова привели к тогдашнему начальнику областного управления финансов Бауржану ДЖАНТЕМИРОВУ. Если верить показаниям, лишь благодаря его лобби вышеназванная компания получала от горакимата как контракты, так и льготные условия по ним. – Я и горфинотдел поднимали вопрос о том, что отдавать автопарк в доверительное управление неправильно, потому что автобусы покупались за счет бюджета. Мы предложили вариант с арендой, чтобы в бюджет поступала плата за пользование. Арендатор (БатысТранспорт-СИМ) был выбран по конкурсу, – сказал замакима Айтбаев. По его словам, сумма аренды должна была составить порядка полутора миллионов тенге: – Команда сверху поступила – слишком большая сумма для передачи в аренду. Нерентабельно. – Что значит "команда"? Значит, сумма была кем-то определена вместо вас?– спросила прокурор. – От Джантемирова поступила. Нам велели произвести расчет по другим правилам, то есть не как плату за аренду пассажирского транспорта, а как "оказание услуг населению", при этой методике расчета сумма составляет 1% от балансовой стоимости имущества. В таком случае выходило около 300 тысяч тенге в месяц. Я передал поручение в горотдел финансов, и они заключили на 345 тысяч тенге в месяц на период до трех лет, – пояснил Айтбаев. – Сразу согласились на эту сумму? – Не сразу, но мне пришлось в любом случае. – В своих показаниях следствию вы сказали, что эта сумма привела вас в шок и что Джантемиров угрожал, что пожалуется РЫСКАЛИЕВУ. – В разговоре было такое. – Вы так же сообщили, что у вас был разговор с директором ТОО "БатысТранспорт-СИМ" Рахметоллой АЛШЕНОВЫМ. – Да, когда мы вывели расчет на 345 тысяч тенге, заходил Алшенов, говорил, что должны были еще ниже рассчитать. Я сказал "нет". Алшенов сослался на Джантемирова, что была договоренность о еще более низкой стоимости. С Джантемировым потом состоялся разговор, он тоже спрашивал, возможно ли ниже. Сказал, дорого, должна быть символическая стоимость, ссылался на руководство области. – Кто может подтвердить, что Джантемиров дал вам такие указания, проводилась ли очная ставка? – спросила адвокат ОРЫНБЕКОВА. – Нет, и никто не может подтвердить. Слово взял Джантемиров, он сказал, что с Алшеновым знаком не был и впервые увидел его в СИЗО. Алшенов тоже настаивал, что с Джантемировым познакомился только в тюрьме и к Айтбаеву никогда не ходил. В ответ на эти аргументы Айтбаев сказал: – Я не утверждал, я просто предположил, что они знакомы, поскольку через некоторое время после того разговора с Алшеновым мне позвонил Джантемиров.
"ЧЛЕНЫ КОМИССИИ ВОЗМУЩАЛИСЬ" Спустя еще два года в связи с износом (который на тот момент с учетом ежегодной амортизации составил, по расчетам горакимата, 60%) от дорогого в обслуживании коммунального имущества было принято решение избавиться путем приватизации. По предпродажной оценке оценочной компании "Атырау Сити", нанятой путем тендера, на тот момент стоимость всех 50 автобусов составляла 126 млн тенге. – Приказом городского отдела финансов была назначена тендерная комиссия, я была ее председателем. Были объявлены два аукциона, участников зарегистрировано не было, на третьем заседании сумму снизили до 70 млн, но тендер снова не состоялся за недостатком участников. В четвертый раз сумма была снижена до 30 млн. Два участника объявились: Мунайкурылыс ЛТД и БатысТранспорт-СИМ. Победила, согласно решению комиссии, БатысТраснпорт-СИМ, – сообщила замначальника городского отдела финансов ЖАРЫЛГАПОВА. – В связи с чем снизилась стоимость имущества?– поинтересовалась прокурор. – Мой начальник Гульмаржан ТАГАМБАЕВА велела снизить до 30 млн. Я не согласилась, меня вызвал к себе замкима Айтбаев и сказал, что нужно снизить до 30, но сначала до 70. На заседании я назвала 70 млн, потому что все члены комиссии возразили на 30 млн, когда нас, членов комиссии, вызвал к себе Айтбаев. Мы не согласились, эта сумма нереальная. Вынесли протокол, дали объявление, участников снова не было. В последующем метод тендера сменили с английского на голландский, сумму снизили до 30 млн, и ТОО "БатысТраснпорт-СИМ" выкупило автобусы. Другой свидетель, завсектором госзакупок и делопроизводства отдела жилищно-коммунального хозяйства Кайрат КЕНЖАЛИЕВ, подтвердил, что"члены комиссии возмущались" названной ценой: – Мы возмущались, потому что при такой цене всего лота стоимость одного автобуса равнялась всего 400 тысяч тенге. Но в ответ нам сказали, что указание было получено из акимата области и что надо реализовать за указанную сумму. Айтбаев тоже подтвердил, что обсуждал снижение цены с Жарылгаповой, опять же по настоянию руководства.
АЙДАРБЕКОВ "ИМЕЛ ВОЗРАЖЕНИЯ" 4 марта в суд в качестве свидетеля вызывался заместитель акима города Жумабай Карагаев, на момент тех событий работавший начальником городского отдела ЖКХ и пассажирского транспорта. Он пояснил, что основанием письма о необходимости приватизировать автобусы стали нерентабельность их содержания для бюджета и постоянная амортизация и износ, на тот момент составивший 60%. Он ответил на вопросы участников суда, как был рассчитан процент износа транспорта. – Через четыре года в связи с износом и поломками появилась необходимость в передаче автопарка на инвестиционный тендер. Износ рассчитывается согласно нормам бухгалтерского учета, по которым каждое имущество – движимое или недвижимое – имеет свою норму амортизации. В данном случае была использована формула, когда средняя норма амортизации 15% умножается на срок пользования. На тот момент они были на балансе четыре года, соответственно это было 60%. Позже результаты оценочной компании и наша оценка совпали. Мы также опирались на дефектную ведомость. Мы ввели определенные ограничения на вид тендера – только инвестиционный, поскольку в аукционе могут принимать участие любые лица, автобусы могли быть куплены и вывезены из города. Поэтому мы внесли условия: обслуживать остановки, содержать автотранспорт и использовать его именно на маршрутах города. Было также условие, что перевозчик не может повысить стоимость проезда. …Несмотря на усилия по снижению цены лота, через несколько месяцев победитель тендера ТОО "БатысТранспорт-СИМ" расторгло договор и вернуло автобусы городу: формально в связи с нерентабельностью содержания. Адвокаты предположили, что решение о возвращении имущества было связано с одним из первых решений в качестве акима города Серика Айдарбекова – о снижении стоимости проезда с 60 до 50 тенге. Но свидетель Айдарбеков отказался обсуждать это предположение и напомнил, что был вызван в суд давать показания по вопросам приватизации. По приватизации аким города пояснил, что "имел возражения". – Были возражения в самом начале, что я должен визировать в обязательном порядке эти документы. Звонил ли Джантемиров или нет, не помню, мне словесно передавали через помощника, просили согласовать ускоренно с управлением (финансов). От первого заместителя акима области Болата ДАУКЕНОВА конкретных звонков именно по этим постановлениям не помню. Это мог быть и он, и его зам, и его сотрудник, который бегал с этими листками согласования,– сказал Айдарбеков. – Свидетель Демегенов показал, что вы не подписывали, и он заходил к своему начальнику Джантемирову, и только после этого вы подписали, – напомнил его показания следствию кто-то из адвокатов. – Возможно, но точно не помню. – Лицо, которое ставит подпись на листе согласования, должно владеть информацией?– спросил адвокат Игорь ВРАНЧЕВ. – С закрытыми глазами, конечно, никто не подписывал, содержание в любом случае читалось, но детали дальнейшие – нет.
ТРУБЫ ДЛЯ ПАКА Приватизация списанного водопровода "Гурьев – Макат", судя по высказываниям, не вызвала у чиновников негативной реакции, поскольку сдать списанное имущество в металлолом обходилось бюджету дороже, хотя закон и допускал такой вариант. Но по предварительным оценкам демонтаж, распил труб, а затем рекультивация разрытых каналов могли обойтись бюджету в 120-130 млн тенге. На трубопроводе были также зафиксированы факты кражи отдельных его отрезков, поэтому было принято решение об ускоренной его реализации путем продажи. Айтбаев показал, что Джантемиров и в этом случае указал ему, кто должен был победить в тендере на покупку трубы, и за какую цену: – С ним состоялся разговор перед конкурсом, трубы должно было приобрести предприятие Владимира ПАКА "МунайКурылысСервис ЛТД". Водопровод был продан при оценочной стоимости в 9 млн тенге на тендере по голландскому методу за 4,6 млн тенге.
СЕКРЕТНЫЕ СВИДЕТЕЛИ Допросы свидетелей по блоку "Приватизация" продолжаются. Следующее заседание состоится 11 марта. В нем примут участие только судья, прокуроры, адвокаты и так называемые "засекреченные свидетели". Это три человека, которые в ходе предварительного следствия давали показания под псевдонимами, поскольку находятся под программой защиты свидетелей. Допрашиваться в суде они тоже будут с соблюдением мер безопасности, их лиц никто не увидит, они будут находиться в соседней с залом суда комнате. |