Станислав НАМ, Сауле Кусаинова, Надежда Михеева, "Око", 25 февраля
Седьмой год строится база лыжного спорта с трамплинами в Щучинске. Семь миллиардов тенге уже потрачено, а надо еще восемь. Но это полбеды. Главное - возможны ли вообще тренировки и соревнования на трамплинах, тем более международные, в двацатиградусные морозы и при сильных ветрах и метелях? Как сообщило на запрос "ОКО" Министерство туризма и спорта, в структуру базы войдут лыжно-биатлонная трасса, комбинированные трамплины и помещения для вспомогательных служб и спортсменов. По планам министерства, база будет работать как для профессиональных спортсменов, так и для всех желающих. Впрочем, несмотря на заверения чиновников, профессиональные спортсмены, особенно зарубежные, в Щучинск могут не приехать еще из-за плохих погодных условий. Возьмем Кубок мира по прыжкам с трамплина. Его этапы проходят с ноября по март. Насколько известно "ОКО", они проводятся при средней температуре -5 градусов. А в Щучинске, по данным метеонаблюдений, температура колеблется зимой в районе -20-25 градусов. Также рекомендуемая скорость бокового ветра при прыжках с трамплина составляет не более 2 м/с. В Щучинске, по данным тех же метеосайтов, ветер дует со средней скоростью 3,5-4,5 м/с. На высоте полета прыгуна - еще больше. С 2005 года республиканский бюджет выделял в среднем по 10% необходимых средств на финансирование строительства. Но в 2010 году объект в Щучинске вообще не получил ничего. Как сообщила "ОКО" начальник управления департамента инвестпроектов и госзакупок Министерства туризма и спорта Тана Абилькаева, это случилось из-за того, что потребовались дополнительные средства, в частности - из-за удорожания расходов на строительство. Заявка на выделение финансовой добавки, отправленная в бюджетный комитет, была отклонена. В таких случаях, согласно постановлению Правительства, должен быть соблюден ряд требований. В их числе - финансовая проверка эффективности уже использованных средств, а она так и не была проведена. Без экспертизы деньги бюджет вообще не выделил. По некоторым данным, стоимость строительства первоначально составляла порядка 9 млрд тенге. Но тут началось подорожание всего и вся. Если в 2011 году денег опять не дадут, то кто знает, сколько в 2012 году бюджетных тенге попросят строители на завершение стройки. И вот еще детский вопрос. В 2005-2009 годы на строительство выделялось ежегодно по 10% от требуемой стоимости. А в 2011 выделяют оставшиеся 50%. Успеют ли зодчие помпезного сооружения достроить его? Трамплины, к примеру, отстроены только на 40%. Создать лыжную базу такого масштаба предложил знаменитый лыжник Владимир Смирнов. Уникальность природы курортного края сама подсказала сюжет. К тому же здесь в свое время было много лыжников. При СССР на 50 000 населения Щучинска приходилось свыше 40 тренеров по лыжам и биатлону, все школы были оснащены инвентарем. Времена изменились, мастера-преподаватели разъехались, и будущими звездами практически некому заниматься. То же самое творится и по области, всего несколько точек на карте. Привлечь тренеров можно зарплатой и жильем, но это только мечты. "Наверху" осознали, что идея с базой хорошая, выделили деньги и стали строить. Но как! Первая фирма, которая в 2005 году приступила к работе, напортачила на славу - в ход шел бэушный стройматериал. К счастью, компанию быстро заменили. Новые строители лыжной базы - албанская фирма - вначале до основания разрушили то, что сделали предшественники. На территории базы есть уже гостиница на 200 мест, спортзал с бассейном, ресторан, пресс-центр, стрельбище для биатлона (впрочем, оно было здесь и раньше), лыжная трасса. Не завершена главная ценность базы - комбинированный трамплин на 125 и 90 метров и стадион. Трамплин находится на горе, на самом высоком месте. Пока же объект в Щучинске заморожен, строители сами несут охрану, основная часть уехала. Кстати, в Щучинске немало тех, кто трудился на этом объекте, но не получил до сих пор зарплату. По словам заместителя начальника областного управления туризма и спорта Владимира Светличного, главное предназначение этой базы - соревнования мирового уровня - этапы Кубка мира и т. д. Но они проводятся не каждый день. А вот элементарных тренировочных баз - по пальцам перечесть. Их готовят в стране на востоке и в Алматы. Новая база создала бы комфортные условия для подготовки новых чемпионов. В этом на 100% уверены главный специалист областного управления туризма и спорта Манарбек Жунусов и старший тренер по биатлону Геннадий Макаров. Своя лыжная база под боком - это как выигрышный билет. К тому же и встречать гостей мы можем до апреля, холода и снег позволяют. Жунусов и Макаров убеждены, что если деньги поступят вовремя, то в этом году все будет достроено. Хотя при виде глубокого котлована и незавершенной вышки в это сложно верится. - Такой трамплин обычно строят на склоне горы, но здесь на самой высокой точке ветра нет, - говорят они почти хором. - Чтобы ветер не мешал летунам, поставят сетку, - продолжает Макаров. - Летом, к слову, эту чашу можно будет использовать для проведения массовых зрелищных мероприятий. В эти выходные на трассе будут проводиться первые молодежные игры. Ожидается приезд свыше 100 спортсменов. Соревнования первые, и даже строители по собственной инициативе завозят снег на лыжную трассу, где его мало. Но есть в этом празднике ожидания одна ложка дегтя. Прямо под самой базой, на склоне горы, расположилась трехэтажная туберкулезная больница. Пока она здесь, вряд ли у нас появятся флаги других государств. Отделение прыгунов с трамплина открыто в республиканской школе-интернате для одаренных детей в спорте, что находится в гористых окрестностях Риддера. По словам заместителя директора школы Дмитрия Шлемова, в настоящий момент прыжками занимаются 8 человек. Еще недавно их было 16. - Нет нормальных условий для занятий, и перспективные ребята уходят, - объясняет Дмитрий Шлемов. На различных соревнованиях риддерские прыгуны с трамплина постоянно входят в тройку лидеров. На последней зимней Азиаде они в командном зачете заняли второе место. С трудом верится, что постигать азы и накапливать спортивный опыт ребятам приходится на самодельном трамплине. В Восточно-Казахстанской области, которая традиционно сильна в зимних видах спорта, нет профессионального оборудования. Руководство школы-интерната не раз безуспешно обращалось с этим вопросом в акимат города и в областное управление туризма и спорта. Для специальной прыжковой подготовки риддерским прыгунам с трамплина нужно ехать в Алматы, где находится своременный международный трамплинный комплекс. К идее построить собственный трамплин в области относятся без энтузиазма, возможно, потому, что школа имеет статус республиканской. Безусловно, вопрос цены тоже имеет значение. - Но нам вполне хватило бы трамплина класса К-30 или К-50, они предназначены для первоначальной подготовки спортсменов, их стоимость не такая высокая, - говорит Дмитрий Геннадьевич. К сожалению, о своих прыгунах с трамплитна в области вспоминают редко. В основном, когда воспитанникам школы-интерната надо выступить за ВКО на школьных спартакиадах или других соревнованиях республиканского уровня. Подведем итоги. Удивительно, что за шесть лет строительства базы в Щучинске эффективность расходования средств никто толком не проверял. Во всяком случае, ни в финконтроле, ни в прокуратуре, ни в Министерстве туризма и спорта таких данных нам дать не смогли. На наш взгляд, это необходимо сделать, и за бэушные стройматериалы кто-то должен ответить. Во-вторых, надо провести экспертизу целесообразности строительства трамплина с привлечением зарубежных специалистов. Во всем мире трамплины строят на горнолыжных курортах с мягкой зимой, на склонах ущелий, которые надежно защищают прыгунов от ветра. Какой серьезный спортсмен поедет в Шучинск прыгать с трамплина в 20-градусный мороз и при сильном ветре? |