Сергей БОЙКО, "Око", 25 июля
Чиновники Министерства транспорта и коммуникаций фактически самоустранились от контроля за деятельностью национального перевозчика АО "НК "КТЖ". Нанимаемые национальной компанией подрядчики, безнаказанно допускают грубейшие нарушения в ходе ремонта путей, угрожающие жизни людей и безопасности грузов. Во избежание возможных крушений прокуроры ограничили скорость движения поездов на наиболее опасных участках и продолжают выявлять укрытые от учета железнодорожные инциденты.
Многочисленные нарушения выявлены Генеральной прокуратурой в ходе проведения проверки соблюдения законодательства, регулирующего вопросы обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте. Выяснилось, что Комитет транспортного контроля Минтранскома в 2007-2008 годах ни раз не проверил деятельность АО "Национальная компания "Казахстан темир жолы" по вопросам обеспечения безопасного содержания и эксплуатации магистральной сети. В то время как состояние отдельных участков железной дороги вызывает серьезные опасения. Более того, Комитетом не обеспечен надлежащий учет нарушений безопасности железнодорожного движения. По данным КТК в 2007 году в республике зарегистрировано 638 случаев нарушений безопасности на сети железных дорог. Однако органы прокуратуры выявили еще 38 случаев неучтенного брака, из которых 1 брак - особого учета. За 4 месяца 2008 года прокуроры обнаружили еще 18 случаев неучтенного брака, в том числе 1 аварию и 2 особых случая брака в работе. Более того, уполномоченными структурами допускается сокрытие от учета явных нарушений безопасности движения. Так, 12 января 2008 года при следовании поезда № 2908 на 3821 км перегона Чокпар - Ала - Айгир произошел сход состава с рельсов. При этом 21 вагон был поврежден, 7 из них не подлежали восстановлению. Сумма ущерба превысила 11,5 миллионов тенге. Несмотря на то, что приказом президента КТЖ указанный сход был классифицирован как крушение, Комитетом данный факт необоснованно учтен как авария. И такие факты не единичны.
Как показала проверка, структурными подразделениями АО "НК "КТЖ" также не обеспечивается надлежащее содержание пути в исправном состоянии, что создает реальную угрозу безопасности движения. Например, в ходе проверки на скоростном участке "Астана - Анар" на протяжении 35 километров прокурорами были выявлены "просадки" путей, "перекосы", "рихтовки", квалифицирующиеся по 4 степени опасности. Мерами прокурорского реагирования на 8 скоростных участках, по которым осуществляется движение поезда № 1-2 "Тулпар", скорость движения ограничена до 60 км/ч. Аналогично в Юго-Восточном транспортном регионе в апреле-мае 2008 года из-за ненадлежащего содержания железнодорожного полотна была ограничена скорость движения поездов на протяжении 214 километров. Многочисленные отступления от норм содержания магистральных железнодорожных путей также выявлены на участках, расположенных в границах Костанайской, Уральской, Кандыагашской, Бершогырской, Мангыстауской, Шуйской, Туркестанской, Шокпарской, Алматинской, Шымкентской дистанций пути.
Отдельные нарекания вызывает качество ремонта, проводимого подрядчиками нацкомпании. Так, проведенному в декабре 2007 года капитальному ремонту путей на перегоне Сары - Оба - Еркеншилик уже в марте дана оценка "удовлетворительно". При попустительстве должностных лиц КТЖ подрядчиками допущены грубейшие нарушения норм и правил при осуществлении капитального ремонта пути. Примером безответственного отношения к проведению ремонта служит и факт схода 2 вагонов в грузовом поезде № 3132 на пикете 7 перегона "Защита - Усть-Каменогорск" в августе 2007 года. Этот состав первым проследовал по данному участку после капитального ремонта. А также невыполнения договорных обязательств при проведении среднего ремонта в Уральской дистанции пути. Подрядчик ТОО "Уркен LTD" на участке "Жилаево - Уральск" на протяжении 500 метров вместо положенных 460 новых деревянных шпал фактически уложил в путь лишь 284 шпалы. При этом работы по замене балластной основы (щебня) вообще не были проведены. Щебень был высыпан вдоль пути для того, чтобы создать видимость его укладки. Аналогичные нарушения допущены подрядчиком ТОО "Компания Жолжондеуши" при проведении среднего ремонта на участке "Ростошский-Кардон".
По результатам проверки Генпрокуратура направила представление Премьер-министру Республики об устранении нарушений законности, причин и условий, способствующих им. |