Сергей БОЙКО, "Око", 11 января
Не успели отгреметь "дела" о незаконной застройке в водоохранных зонах Алматы, как на горизонте замаячил очередной скандал, способный обернуться новым витком перераспределения имущества и кадровыми перестановками. На этот раз контроль над ситуацией упустили столичные власти, по примеру алматинских коллег не уделившие в свое время должного внимания охране единственной водной артерии Астаны - реке Есиль.
Недавняя проверка соблюдения требований экологического законодательства, предъявляемых к установлению и режиму водоохранных зон и полос, дала в столице неожиданные результаты. Выяснилось, что они зачастую просто игнорируются. В итоге развернувшееся интенсивное строительство уже сегодня наносит невосполнимый ущерб единственной водной артерии столицы реке "Есиль" (Ишим) с двумя небольшими притоками "Ак-Булак" и "Сары-Булак". Более того, как показала проверка, основная масса выделенных на побережье земельных участков предоставлялась застройщикам вопреки требованиям действующего законодательства. А ведомства, за которыми закреплены контрольно-надзорные функции, сегодня даже не могут сказать, сколько СТО, жилых домов, офисов и гостиниц облюбовали особоохраняемые территории у них под носом.
Этому во многом способствовало полное отсутствие до недавнего времени правил установления водоохранных зон и полос в населенных пунктах. Ведь принятый в 2003 году Водный кодекс, которому мы и обязаны появлением терминов "водоохранная полоса" и "водоохранная зона", достаточно размыто определил ответственных за использование береговых территорий. Однако в ч. 2 ст. 116 Водного кодекса РК все же есть норма, согласно которой "водоохранные зоны, полосы и режим их хозяйственного использования устанавливаются местными исполнительными органами по согласованию с уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда на основании утвержденной проектной документации, согласованной с уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды, центральным уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами". Аналогичная формулировка заложена и в п. 5 Правил установления водоохранных зон и полос, утвержденных Постановлением Правительства от 16.01.2004 года № 42. Но, как говорится, у семи нянек дитя без глазу.
Сначала акимат Астаны издал постановление об установлении водоохранных зон и полос на реках в административных границах города, так и не утвердив проектную документацию. После чиновники и вовсе забыли о соблюдении собственноручно принятых норм, предписывающих производить отвод земель и строительство новых объектов в водоохранной зоне только по согласованию с заинтересованными государственными организациями (п. 2 Постановления акимата). Отлаженное взаимодействие, так витиевато расписанное в документе, так и осталось на бумаге. И, как показала прокурорская проверка, сегодня акимат Астаны даже точными сведениями о предоставленных земельных участках в водоохранных зонах не располагает. Тогда как Ишимское бассейновое водохозяйственное управление (уполномоченный орган в области использования и охраны водного фонда) только в 2006 году умудрилось выдать 21 согласование на предоставление таких земельных участков. Отметим, что, дав "добро" на застройку, это управление не посчитало нужным оповестить о своем решении коллег. Во всяком случае, городское территориальное управление охраны окружающей среды и столичный департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора за последние два года вообще не выдали ни одного согласования о предоставлении земельных участков в водоохранных зонах.
Неразбериха и сложившийся правовой вакуум стали причиной вполне логичных в такой ситуации действий предприимчивых людей, которые поспешили оформить разрешение на застройку береговых территорий. Учитывая остроту земельного вопроса в главном городе страны, это спорное строительство приобрело масштабный характер. Часть земельных участков была выделена на основании одного-двух согласований, вместо положенных четырех. И их новоиспеченные собственники, ясное дело, не торопились получить "добро" оставшихся инстанций. Часть незаконно присвоенных территорий не прошли и такого утверждения. Ведь обмен информацией между самими уполномоченными госорганами отсутствует как таковой.
- Основные правила "игры" установлены нормами Водного кодекса и постановлениями Правительства и акимата. Но зачастую застройщик, придя в акимат или водохозяйственное управление и получив разрешение, не согласует его с остальными госорганами, начиная застройку. А речь идет об экологической безопасности. Тем более что это единственная река в городе, и она, как показали проведенные анализы, загрязнена, - пояснил "ОКО" прокурор управления по надзору за законностью в деятельности госорганов прокуратуры г. Астаны Мирхан Шалабаев.
По данным Ишимского бассейнового водохозяйственного управления, вопреки требованиям ст. 125 Водного кодекса в Астане выявлены факты строительства на водоохранных зонах без соответствующего согласования. К примеру, ТОО "Альянс-СтройИнвест" осуществляло строительные работы по расширению русла реки Ишим, филиал АО "Корпорация Куат" - строительство многоквартирного жилого дома по адресу ул. Желтоксан, 2а на водоохранной зоне реки Есиль, а ТОО "ТаразЖолКурылыс" - строительство переезда через реку Ишим. И подобные факты далеко не единичны.
В ходе вояжа вдоль берега реки "Сарыбулак" прокурорские работники установили, что по пр. Тлендиева благополучно эксплуатируется автосалон ТОО "Вираж", подпадающий под водоохранную зону. Там же, в границах водоохранных зон по пр. Тлендиева, осуществляется строительство офисных помещений ТОО "Омис-Строй", эксплуатируется насосная станция ГКП "Астана-Су-Арнасы". По ул. Акжаик работают гостиничный комплекс и магазин "Керамир", а напротив торгового центра "Бахус" действует СТО "777". Не прошел должного согласования и участок, предоставленный АО "Корпорация Строй-Контракт". При изучении земельно-кадастрового дела этого АО было установлено, что акт выбора и согласования земельного участка в нарушение требований ст. 125 Водного кодекса не согласован с уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда. Несмотря на то, что он находится в границах водоохранной зоны реки Есиль, в районе п. Караоткель-3.
О том, что подобное беззаконие творится в столице не первый день, говорит и то, что некоторые земельные участки в водоохранной зоне были переданы в частную собственность еще в 2004 году. Так, постановлением акимата г. Астаны от 12.07.2004 года № 3-1-1466п гр. Токумову А. А. был предоставлен земельный участок для строительства зоны отдыха в п. Тельмана, находящийся в водоохранной зоне. В настоящее время эта земля уже поменяла владельца, на основании договора дарения, но акт выбора участка до сих пор не согласован с уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда. Серьезную обеспокоенность сегодня вызывает и строительство индивидуальных жилых домов на берегу рек "Есиль" и "Сарыбулак" (п. Караоткель, п. Тельмана), осуществляемое без учета требований водного законодательства.
Развернувшаяся на берегах реки бурная хозяйственная деятельность, не контролируемая ни санитарными врачами, ни экологами, не могла не отразиться на экологическом благополучии столичного водоема. Санитарно-эпидемиологические требования не соблюдаются сплошь и рядом. Захламленность берегов и самого ручья "Сары-булак" мусором, вкупе с выпуском неочищенных дождевых и талых вод ливневой канализации, привело к тому, что при впадании ручья в реку "Есиль" качество ее воды ухудшается со 2-го класса (чистая) до 3-го класса (умеренно загрязненная). Проведенные анализы доказывают, что загрязнение поверхностного стока реки происходит именно в черте города. Под окнами многочисленных структур, уполномоченных отвечать за экологическое благополучие и здоровье горожан.
Нелицеприятные итоги проверки в виде представления об устранении нарушений законности уже легли на стол акима города. В числе выдвинутых акимату требований городская прокуратура настоятельно рекомендовала провести мониторинг и выявить все предоставленные в водоохранной зоне земельные участки, приведя правоотношения с их собственниками в соответствие с действующим законодательством. Кроме того, акимату столицы предстоит, наконец, наладить межведомственное взаимодействие и, по традиции, решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности. Более радикальные меры борьбы с незаконным строительством в водоохранных зонах по так называемому "алматинскому сценарию" как чиновники, так и ревизоры пока предпочитают не обсуждать. Мотивируя это тем, что масштабная проверка соблюдения законности в этой сфере продолжается.
Кроме того, не исключено, что некоторые собственники незаконно выданной земли и не подозревали, что преступают закон. Ведь его досконального соблюдения от них никто и не требовал. Да и сами чиновники нарушали установленную процедуру. С другой стороны, незнание закона не освобождает от ответственности. Скорее всего, эта правовая коллизия будет разрешена "малой кровью". Все объекты, находящиеся в непосредственной близости к водоемам, обяжут в срочном порядке досогласовать со всеми надлежащими инстанциями. Не исключено, что спохватятся и экологи, начав кампанию по возмещению нанесенного вреда экологии в судебном порядке. Но станет ли от этого чище вода в главной водной артерии Астаны? Тем более что о введении моратория на выделение земельных участков в водоохранных зонах Астаны до разработки адекватного механизма согласования их передачи пока никто не обмолвился и словом. |