Анна ГОНЧАРОВА, "Экспресс К", 12 января
Воздушные рейсы станут недоступными для большей части населения Казахстана, если Комитет гражданской авиации продолжит лоббировать интересы международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА). Об этом на пресс-конференции в Алматы заявил председатель совета директоров авиакомпании "Бек Эйр" Нурлан Жумасултанов. Как известно, с 1 января этого года вступила в силу норма правил допуска авиакомпаний к выполнению регулярных внутренних коммерческих перевозок, в соответствии с которой авиакомпании должны иметь сертификат аудита IOSA. Однако, по мнению Жумасултанова, данная норма не соответствует закону Казахстана "Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации", а также ряду других нормативно-правовых актов. Он уверен, что требования КГА о наличии такого сертификата неправомерны без внедрения стандартов IOSA в национальном законодательстве и подлежат отмене. – ИАТА – это коммерческое НПО, объединяющее авиаперевозчиков, аэропорты и агентства по продаже перевозок, – говорит он. – Республика Казахстан, как субъект международного права, туда входить не может. Перед ИАТА у Казахстана нет обязательств по применению ее стандартов, в том числе IOSA, на территории страны. В Казахстане деятельность авиакомпаний осуществляется на основании национального законодательства путем сертификации и инспекционных проверок на соответствие национальным стандартам, которые должен проводить КГА самостоятельно и без посредников. Жумасултанов выразил мнение, что КГА явно лоббирует интересы ИАТА. А это приведет к дефициту провозных емкостей воздушных судов и, как следствие, к росту тарифов. Следовательно, авиатранспорт станет недоступным для большинства казахстанцев. В то же время юрист "Бек Эйр" Альберт Джазыбаев отметил, что авиакомпания не боится прохождения аудита IOSA. Просто она не видит смысла платить за это деньги. В прошлом году стоимость прохождения составляла 67 тысяч долларов. И неизвестно, сколько запросят в будущем. – Даже если аудит будет стоить три тенге, авиакомпания платить не будет, – заявил он. – Это принципиальная позиция. Ветеран гражданской авиации, бывший заместитель начальника Казахского управления гражданской авиации Серик Боранбаев высказал свое мнение относительно происходящего: – У меня три версии. Основная – это желание убрать серьезного конкурента с рынка. С 2013 года объем перевозок "Бек Эйр" возрос в пять раз, безопасность составляет 99,9%. В 2015 году авиакомпания перевезла 754 тысячи пассажиров. Это говорит о популярности в народе. Средняя загрузка самолетов – 85–90%. Убрать такую компанию – это удар по населению. Вторая версия – это возможная неспособность администрации КГА самой заниматься вопросами контроля и надзора над безопасностью полетов. И третья версия связана с коррупционными моментами. Напомним, авиакомпания "Бек Эйр" обратилась в суд с требованием признать незаконной норму об обязательном прохождении аудита IOSA. |