Алиса ИСАЕВА, "Central Asia Monitor", 25 ноября
10 ноября газета "Время" поведала об одном эпизоде в работе авиакомпании "Эйр Астана". По версии издания, эпизод, надо заметить, скандальный: 16 сентября вице-президент авиакомпании по организации полетов Патрик Ротсарт, пилотируя пассажирский борт по маршруту Алматы - Астана, не долетел до посадочных знаков триста метров. Мы решили узнать версию компании и попросили прокомментировать описанный случай вице-президента АО "Эйр Астана" Азата Бектурова.
- Азат Габбасович, действительно ли, что 16 сентября на взлетно-посадочной полосе аэропорта Астаны шли ремонтные работы, и порог взлетно-посадочной полосы был перенесен в сторону контрольной точки аэродрома на тысячу метров?
- С 31 июля этого года в аэропорту города Астаны на взлетно-посадочной полосе проводятся работы по дооборудованию светосигнальной системы. В связи с этим в установленном порядке были введены ограничения для взлета и посадки воздушных судов на взлетно-посадочной полосе аэропорта Астаны. 16 сентября действовали ограничения, согласно которым порог взлетно-посадочной полосы был перенесен на тысячу метров в сторону контрольной точки аэродрома. В этот день работы на взлетно-посадочной полосе были закончены за два часа до посадки воздушного судна "Боинг-737", рейс № 935. К моменту посадки этого судна работы на полосе не производились. Покрытия на всю длину взлетно-посадочной полосы были чистыми, свободны от техники, людей и посторонних предметов. В тысяче метрах от начала взлетно-посадочной полосы на ее поверхности была размечена тонкая линия шириной в 50 сантиметров, которая не соответствовала правилам маркировки взлетно-посадочной полосы, четко прописанным в приложении четырнадцати авиационных стандартов ИКАО.
- Правда ли, что в тот день рейс № 953, летевший из Алматы в Астану, приземлился с нарушениями предполетного инструктажа, а именно с недолетом до посадочных знаков в 300 метров?
- Мы были уведомлены, что, возможно, самолет "Боинг-737" приземлится на рабочую часть взлетно-посадочной полосы с недолетом около 250-300 метров до перенесенных посадочных знаков, что является допустимым отклонением. Воздушное судно совершило посадку в соответствии с международными правилами маркировки взлетно-посадочных полос на абсолютно чистую полосу в хороших летных условиях. Заход на посадку производился визуально, с соблюдением требований по обеспечению безопасности полетов.
- Каким был состав экипажа, кто пилотировал борт? И находился ли в момент посадки за штурвалом вице-президент авиакомпании г-н Ротсарт?
- Экипаж рейса № 953 состоял из командира ВС Патрика Ротсарта и второго пилота Сергея Киреева. Да, естественно, вице-президент АО "Эйр Астана" по организации полетов Патрик Ротсарт был за штурвалом на посадке. Это нормальная мировая практика, что вице-президент по организации полетов является действующим пилотом авиакомпании, а в некоторых странах это требуется. Патрик Ротсарт имеет европейскую (JAR), американскую (FAR) и другие действующие лицензии пилота. В разное время он работал пилотским инструктором, экзаменатором и инспектором международных организаций и авиакомпаний, имеет 27-летний стаж работы на указанных позициях.
- Но была ли подвергнута опасности жизнь ста пятидесяти пассажиров рейса?
- Не может быть никаких сомнений в том, что для наших пилотов безопасность пассажиров является приоритетом, и на рейсе 953 не были подвергнуты риску жизни ни одного из пассажиров, ни воздушное судно компании. Судно произвело посадку на рабочую часть взлетно-посадочной полосы аэродрома.
- Проводилось ли расследование этого случая авиакомпанией и Комитетом гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций РК? Чем закончилось разбирательство?
- По этому случаю 22 сентября в Комитете гражданской авиации был проведен разбор, на который были приглашены Патрик Ротсарт, руководители служб АО "Международный аэропорт "Астана"", астанинский филиал РГП "Казаэронавигация". Были выяснены и обсуждены причины и обстоятельства данного случая.
- Является ли этот случай исключением или речь идет о принятой практике в компании "Эйр Астана"?
- Принятой практикой в авиакомпании "Эйр Астана" является строгое соблюдение всех норм и правил, а также стремление обеспечить наивысший уровень безопасности для наших пассажиров. Мы также верим, что средства массовой информации представляют собой мощный инструмент, воздействующий на общественное мнение и, следовательно, должны быть ответственными перед обществом, убеждаться в правоте распространяемой ими информации, прежде чем публиковать ее для широкой публики, соблюдать журналистскую этику. Публикация, в связи с которой вы попросили дать пояснения, вышла без запроса в адрес авиакомпании, репутация которой, да и отрасли гражданской авиации в целом, пострадала. |