Кенже ТАТИЛЯ, camonitor.kz, 6 октября
"Ура! Физра!". Наверное, этот клич - самый любимый для учеников во все времена, а спортзал – самое притягательное место в школе. Но как-то так сложилось, что эта учебная дисциплина выпала из поля зрения общественности. А ведь, как ни верти, от уровня ее преподавания во многом зависит здоровье всей нации. Наш собеседник – учитель физкультуры одной из алматинских общеобразовательных школ, правда, пожелавший остаться неизвестным.
Уроки физкультуры: вчера и сегодня - Попробуйте сравнить с уроками физкультуры в советской школе: что потеряли, а что приобрели? - Если сравнивать систему физического воспитания в советской школе с обновленной программой, то можно сказать, что мы практически ничего не потеряли, но во многом "перемудрили". С чем мы столкнулись? Прежде всего с тем, что учителям потребовалось пройти курсы переподготовки по обновленному содержанию – фактически заново переучиваться. А это длительный процесс. На практике же курсы проходили в течение недели, после чего выдавали сертификат. Но возможно ли за столь короткий срок освоить обновленную программу? Ответ очевиден. В этой программе не предусмотрено четкого распределения нагрузки по видам спорта, нет регламента, как должны сочетаться оба компонента обучения – базовый и вариативный. Если раньше мы планировали работу с учащимися, держа в уме спартакиады школьников (в определенное время года учителя готовили их к соревнованиям по тем или видам иным спорта, входящим в программы спартакиад), то сейчас такого нет. В обновленной программе не учтены материально-технические возможности школ. Например, она предлагает использовать информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). А где они есть? Только в "Назарбаев-интеллектуальных школах" (НИШ). Или, скажем, нам рекомендуют применять на уроках физкультуры ноутбуки и интерактивные доски. Возможно, это представляет определенный интерес, тем более что дети должны знать какие-то теоретические основы выполнения тех или иных упражнений. Но физкультура – это, прежде всего, движение. Школьники и без того подолгу сидят на уроках. Поэтому, на мой взгляд, теорию ребенок должен осваивать самостоятельно, дома. Есть еще одна серьезная проблема, связанная с оценками. Как было раньше? Учащимся давались определенные задания (допустим, научиться выполнять какое-то гимнастическое упражнение или игровой прием), у них были нормативы: время преодоления беговой дистанции, количество подтягиваний на турнике и т.д. И в зависимости от того, насколько успешно все это выполнялось, школьникам ставились оценки. А сейчас этого нет. Нам рекомендовано ставить "зачет". Фактически учащийся может его получить только за то, что он посещал уроки. Исчезла мотивация, исчез элемент состязательности, которые в физкультуре и спорте чрезвычайно важны. - Много ли сейчас детей, освобожденных от уроков физкультуры? Кто-то с ними занимается? - Таких учеников много, и с ними никто не работает: они приходят на урок и просто присутствуют. Почему? А потому, что в школах нет ставок инструктора ЛФК. Хотя, если разобраться, преподаватели физической культуры почти поголовно имеют удостоверения инструкторов по ЛФК. Иначе говоря, специалисты есть, но финансирование работы с такими детьми не предусмотрено.
Без снаряда нет заряда - Есть ли в школах спортзалы, спортплощадки? Как они обеспечиваются спортинвентарем и спортивными снарядами? - Спортзалы есть во всех общеобразовательных учреждениях, но далеко не все они соответствуют стандартам. В некоторых школах есть по два зала, а в некоторых – один, да и то такой маленький, что невозможно провести полноценный урок физкультуры. Одно время вроде бы начали восстанавливать спортивные площадки, но и тут возникли проблемы: качество покрытия такое, что оно быстро выходит из строя, ограждение оставляет желать лучшего. А в некоторых школах, где были большие футбольные поля, их изъяли под строительство других социальных объектов - например, детских садов. Не хватает спортивного инвентаря, а качество имеющегося вызывает нарекания. Если на уроке физической культуры учитель запланировал индивидуальное обучение школьников азам какого-нибудь вида спорта (волейбол, футбол, баскетбол, настольный теннис и т.д.), то необходимо, чтобы был инвентарь на каждого ученика. Но это, увы, не всегда получается. 10 мячей на школу - это обычно максимум. Например, нашей школе в прошлом году на обновление спортивного инвентаря и снарядов выделили 70000 тенге. А что мы можем купить на эти деньги? Разве что дешевый китайский ширпотреб на барахолке, да и то в очень ограниченном количестве. Возьмем уроки гимнастики. Раньше, в советское время, у нас были почти все снаряды для выполнения упражнений – перекладина, разновысокие и параллельные брусья, гимнастический конь и т.д. Сейчас всего этого нет. Тот инвентарь, что сохранился еще с тех времен, приходит в негодность. Заниматься на сломанных снарядах нельзя – существуют определенные требования по технике безопасности. Возникает вопрос: "А как нам развивать физические качества детей без инвентаря?". А если бы школы были полностью им обеспечены, то и учитель работал бы на все сто процентов, и ученикам стало бы гораздо интереснее на уроках физкультуры. - А как организованы внешкольные занятия учащихся? Есть ли спортивные кружки, секции, какие-то факультативы? - Внеурочная деятельность организована, но не повсеместно. Кружковой и факультативной работой охвачены только гимназии и лицеи, поскольку в этих учебных заведениях есть гимназический компонент, за счет которого и выделены часы на такие занятия. В общеобразовательных школах предусмотрена внеклассная работа, но часов выделяется очень мало, и их просто не хватает на то, чтобы организовать секции. Если учителю выделяют 0,25 от основной ставки в 18 часов, то это меньше пяти часов в неделю. Ну, в лучшем случае можно набрать две группы по одному виду спорта. А ведь в каждой школе насчитываются сотни учащихся, и видов спорта очень много. Есть еще платные секции. Приходит какой-то тренер с письмом от управления образования и просит дать ему время для проведения занятий в спортивном зале. Директор школы не может отказать, поскольку письмо поступило из вышестоящего органа. И в такие секции - в основном по каратэ, таэквондо и другим видам восточных единоборств – ходят не только учащиеся данной школы, но и дети со стороны. Может, это и хорошо, но все-таки, думается, акцент надо делать на бесплатные занятия – ведь не все родители могут позволить себе дополнительные расходы. - На какие виды спорта делается основной упор во время уроков физкультуры? Какие из них вы бы убрали, а какие, наоборот, ввели? - Мы стараемся как можно больше времени отводить под игровые виды - футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис. Плюс под различные виды гимнастики: художественную – для девочек, силовую – для мальчиков, а также ритмическую гимнастику. Также детям очень нравятся казахские национальные игры. Не хочется убирать из учебной программы ни один вид спорта – они все интересные и полезные.
ГТО уже не то... - В советские годы все школьники сдавали нормы ГТО и в зависимости от показанных результатов получали значки разных степеней. Есть ли сегодня какой-то аналог? - Сейчас в школьной программе осталась только сдача учащимися 4-х, 7-х, 9-х и 11-х классов так называемых президентских тестов. Это, конечно, не совсем то, что было во времена ГТО. К тому же, как я уже говорила выше, обновленная учебная программа не предусматривает выполнение тех или иных нормативов. - Проводятся ли какие-то соревнования между классами, школами? - Конечно. Как правило, мы проводим их своими силами. В каждой школе учителя составляют годовой план спортивно-массовых мероприятий во внеурочное время. Соревнования организуются большей частью по тем видам спорта, которыми дети занимаются на уроках. Например, в сентябре – по легкой атлетике и футболу, в ноябре – по настольному теннису и шахматам, в декабре – по баскетболу, в январе – по национальной игре тоғызқұмалақ и шашкам, в феврале – по волейболу, в апреле – по выполнению президентских тестов и легкой атлетике. Победители затем участвуют в районных, городских соревнованиях. - Как бы вы оценили профессиональный уровень учителей физкультуры? И как стимулируется их труд? - Можно сказать, что сегодня школьная физкультура держится только на преподавателях советской эпохи, которые окончили КазИФК (сейчас Казахская академия спорта и туризма - КАСТ). Да, приходят молодые специалисты, но их профессиональная подготовка с точки зрения знания теории и методики преподавания физической культуры оставляет желать лучшего. О чем можно говорить, если выпускник КАСТ практически не знает специфику преподавания урока, не владеет специальной терминологией? Были случаи, когда приходившие на практику студенты 4-го курса даже не знали, как правильно распределить учебную нагрузку, не имели представления о типовой учебной программе. Конечно, мы стараемся воспитывать молодых учителей, корректируем их подготовку к урокам. Но ведь этим должны заниматься вузы. Есть учителя, которых мы за глаза называем великовозрастными учениками. Это те, кто когда-то окончил КазИФК, но не по специальности "преподаватель физической культуры", занимался тренерской деятельностью. Они тоже не владеют методикой преподавания. Почему? Потому что "преподаватель физической культуры" и "тренер по спорту" - хоть и близкие специальности, но имеют разный профиль и предполагают разные знания и навыки. Что касается стимулирования труда учителей, то его, можно сказать, практически нет. В нашем понимании стимулировать - это значит создавать условия для продуктивной и успешной работы. Но возьмите, например, зарплату. Далеко не у всех учителей она на должном уровне. Особенно у молодых специалистов, которые приходят только после института и работают без категории. Хочется надеяться, что в обозримом будущем ситуация изменится. Раз мы перешли к обновленному содержанию учебной программы, раз мы собираемся опираться на опыт западных стран, то необходимо перенимать и их практику в плане оплаты учительского труда. |