NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 03:29 ast
01:29 msk

Исекешев руководит Астаной не как политик, а как менеджер-хозяйственник - Ашимбаев
Столичный акимат, несмотря на опыт и вес нового градоначальника, остается "под контролем" предыдущего акима
18.05.2017 / интервью

Александра Алехова, 365info.kz, 18 мая

Биография Асета Исекешева - одна из самых интересных среди других политических тяжеловесов страны. В отличие от многих своих коллег по госаппарату, нынешний аким Астаны не имеет "болашаковского" образования, а карьерный путь начал с должности слесаря-сборщика радиоаппаратуры уральского завода "Омега". Как он оказался представителем политической элиты страны и что позволяет ему в ней оставаться? На эти и другие вопросы в третьем цикле статей об акимах Казахстана рассказал политолог Данияр Ашимбаев.

Выходец из первой президентской кузницы кадров
– Судя по послужному списку, Асет Орентаевич - из тех чиновников, кто вовремя оказался в нужное время в нужном месте?
– Как мы уже говорили в ранних статьях, в Казахстане периодически были попытки формирования новой элиты путем набора молодежи и ее обкатки на различных постах с дальнейшим продвижением. В аппарате президента, например, кадры подбирали через Высший экономический совет и Агентство по стратегическому планированию. Среди них встречались и "болашаковцы", но в основном это были молодые сотрудники различных госорганов, бизнеса и институтов. Долго таким подбором занимался Ержан Утембаев, считавшийся с середины 90-х главным экономическим стратегом.
В свое время большинство из таких "обкатанных" молодых представителей новой элиты пошло в рост. В частности, одним из представителей этой плеяды и является Асет Исекешев
– Но он не болашаковец.
– Да. В конце 90-х стажировка в крупных структурах приравнивалась обучению за рубежом. Исекешев успел поработать юристом в органах прокуратуры, потом учился в Высшей школе госуправления при президенте. Тогда это была своеобразная кузница кадров. Понятно, что курсы - это не столько высшее образование, сколько повышение квалификации. Асет Орентаевич его прошел. Из выпускников НВШГУ можно вспомнить Кайрата Келимбетова, Азата Перуашева, Дархана Калетаева, Биржана Канешева, Марата Кусаинова, Арыстанбека Мухамедиулы и других. А что касается Агентства по стратегическому планированию, затем Агентства по стратегическому планированию и реформам, то большинство людей через ВЭС и "аспирин" хорошо проросли. Кто-то - в министры и вице-министры, другие - в крупных менеджеров квазигосударственного сектора. После Утембаева агентство возглавлял, кстати, Кайрат Келимбетов.
А Исекешев вскоре ушел в минюст, где почти сразу занял пост директора департамента. Затем он руководил одной из минюстовских "дочек" - АО "Национальное юридическое агентство", после чего был его первый уход в бизнес.
– Вспомним, что первое образование Исекешева - слесарь-сборщик, изначально он не был белым воротничком. И даже какое-то время успел поработать в этой должности на уральском заводе. Кроме президента и Исекешева вообще есть такие примеры?
– Работа была - да, рядовая. Но в целом инженерных кадров у нас было немало. В основном, конечно, среди регионального корпуса. А из центральных органов можно вспомнить Нуртая Абыкаева, который работал на АЗТМ. Да, у Исекешева есть опыт работы на производстве, редкий ныне. Он не очень большой по продолжительности, но в какой-то степени "оправдывал" его пребывание в дальнейшем на посту министра индустрии.
В общем, после минюста Асет Орентаевич ушел в корпорацию "Ордабасы" – структуру, которая, как считается, входит в сферу влияния племянника президента Кайрата Сатыбалды. В те годы он был перспективным политиком, но потом ушел в тень и ныне больше сконцентрировался на бизнесе
Сам владелец "Ордабасы" и ее глава Динмухаммед Идрисов – известный олигарх. Исекешев проработал там недолго, около года, но успел занять 4 должности - от вице-президента дочерней компании до первого вице-президента корпорации.

Стратегия индустриализации и команда Келимбетова
– В ноябре 2002 года Исекешев вернулся на госслужбу. Начав работать советником министра экономики и бюджетного планирования Кайрата Келимбетова, он дальше двигался в его команде.
После запуска первой стратегии индустриально-инновационного развития, принятой в 2003 году, Исекешев был назначен заместителем министра индустрии и торговли. В этом ведомстве он проработал 3 года замом у Джаксыбекова и Мынбаева.
– Мы уже говорили о том, что об этой стратегии все благополучно забыли, приняв программу форсированного-индустриально-инновационного развития.
– Стратегия какое-то время трепыхалась. Под нее были выделены средства, судьбу которых сейчас в некоторых кругах вспоминать никак не принято – ни хорошо, ни плохо. Мало кто "сел" по тем делам. А выбивание средств с должников, получивших госсредства, ведется до сих пор. Многие институты развития тех времен работают и сейчас, хотя уже не в том режиме, который изначально планировался.
Исекешев был тогда одним из идеологов проекта, много выступал в прессе с разъяснениями, комментировал. Был замечен
Дальше, в 2006 году, после создания фонда "Казына" двинулся опять в заместители Кайрата Келимбетова. Напомню, что фонд "Казына" - забытый ныне прообраз теперешнего холдинга "Байтерек", куда Келимбетов собрал со всех министерств почти все фининституты, считавшиеся институтами развития. Кстати, именно тогда Келимбетов показал себя как сильный аппаратчик, умеющий выстраивать иерархию и подбирать кадры. С ним всегда работала большая команда. С другой стороны, не всегда выстроенная им иерархия оказывалась эффективной. Хотя какое это имеет значение, если касается сейчас очень многих наших проектов и структур.
В 2007 году Исекешев ушел в представительство банка Credit Swiss по Казахстану.
– Эта структура имела отношение к госструктурам Казахстана?
– Насколько можно судить, это частная компания, принадлежащая швейцарскому банку Credit Swiss. Но о нем вне контекста биографии Исекешева нигде особых упоминаний никогда не было.
В 2008 году, с приходом Кайрата Келимбетова на пост руководителя администрации президента, Исекешев стал помощником президента, то есть фактически выполнял функции заместителя руководителя АП по экономике.
Возник парадокс: поскольку Келимбетов в администрации экономические вопросы фактически курировал сам, то по некоторым оценкам, Исекешев оказался рядом, чтобы на это место пришел человек со стороны

Борьба с кризисом по-казахстански
– Из серии "поставить своего юриста, чем придет какой-нибудь более умный и прыткий экономист"?
– Исекешев к тому времени уже показал, что он более широкий специалист, чем просто юрист. В администрации он проработал чуть больше года. Отмечу, это было время кризисное, тогда полетели первые головы за многие нерешенные финансовые проблемы. Асет Орентаевич в эти дебри сильно не влезал. И не зря.
Как раз на те годы пришлась национализация ряда коммерческих банков, а также докапитализация государством крупнейших БВУ. Многими это было воспринято очень своеобразно, поскольку в экономику ушли 10 млрд долларов, за которые все очень благодарили президента. Однако о судьбе этих денег уже никто старается не вспоминать.
Возможно, какая-то их часть вместе с Аблязовым "ушла" за границу, но большая все-таки осела внутри страны в банковско-строительном секторе, а оттуда - на далеких счетах. Глава государства вспоминал о возвратности этих 10 млрд долларов единственный раз
Его быстренько заверили, что все работает и когда-нибудь вернется.
В 2008 году был создан фонд "Самрук-Казына", что показало весьма специфичный набор антикризисных мер по-казахстански. К тому времени опять вспомнили про индустриализацию. Тогда же прозвучали разговоры о том, что кризис не системный, а циклический. И этому циклу было решено противопоставить контрциклическую экономическую политику. С тезисом "цикличности кризиса", конечно, усиленно спорили эксперты, ставя под сомнение влияние на экономику конъюнктуры рынка.
– Это связывали и с мыльным пузырем, раздутым на рынке недвижимости, и с "жирными" годами, и так далее.
– Ну да, мыльный пузырь возник из-за высоких цен на нефть. Они, в свою очередь, возникли из-за того, что спекулятивный капитал ринулся в нефть после обвала ценных бумаг энергетических и IT-компаний. И далее можно рассуждать бесконечно. Короче говоря, причин оказалась масса.
– Но это была не цикличность, а системность.
– Да. Тогда у нас, кстати, обвалилось все.
Пузырь лопнул, а поскольку банковско-строительное лобби было весьма близко к правящим верхам, и не только в Казахстане, понятно, что целью государства было спасение интересов крупного бизнеса
А по некоторым оценкам, и компенсация утерянных им сверхприбылей за госсчет. Пузырь был слегка поднадут обратно, в таком состоянии экономика живет и сейчас. Впрочем, о системности кризиса уже забыли. Зато вспомнили о необходимости перехода от монетарных методов управления к кейнсианским. А также о том, что необходимо, воспользовавшись кризисом, развивать промышленность и ее модернизировать.

"Золотые" рабочие места и госкапитал для частного бизнеса
– И тогда под эти разговоры Исекешев был переброшен на пост министра индустрии и торговли, которое и стало разработчиком новой госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития. Эта программа, принятая в 2010 году, была достаточно хорошо проработанной. Документ включал в себя не только промышленность, но и достаточно большой другой спектр вопросов - и строительный блок, и инновационный, и туризм, и энергетика, и законодательство, и критерии оценки работы.
– Прошлые ошибки в программе были учтены?
– Это был целый комплекс задач, под которые создали Министерство индустрии и новых технологий, а Исекешев помимо поста министра получил еще и вице-премьерство. Он собрал неплохую управленческую команду, куда перешли многие из команды Келимбетова, к тому времени отошедшего в сторону.
МИНТ со скрипом подчинило себе институты развития, которые после ликвидации "Казыны" оказались ни к селу, ни к городу – в "Самрук-Казыне"
Возникла очень неплохая схема - пост министра был повышен до вице-премьерского, были собраны "в кулак" все рычаги управления. А программа включала в себя не только экономическую часть, но и правовую - наличие контроля показателей, чего у нас обычно не делалось. Была собрана сильная команда замов – Альберт Рау, Нурлан Сауранбаев, Бакытжан Джаксалиев.
И в следующие годы министерство неплохо отпахало по реализации первой пятилетки. Много чего было сделано. Учитывая, что Казахстан уже в ту пору начал активную работу по вступлению в Евразийское экономическое сообщество и выходил на комплексную экономическую интеграцию, развитие промышленности и энергетики было очень важным фактором.
Однако стоимость каждого созданного рабочего места достигала сотен тысяч долларов. Эта цена оказалась более чем высока, а многое инвестирование получило оценки чрезмерного и непродуманного
– То есть было понятно, что вложенные средства не оправдают ожидания?
– Зачастую не была проработана конъюнктура. Многие предприятия оказались неконкурентоспособными в силу того, что их себестоимость превышали рыночные цены. Кроме того, стало понятно, что частный бизнес активно воспользовался госкапиталом для решения проблем, не привлекая собственных средств. Да и инновационный блок оказался слабым звеном. Впору вспомнить о давней дискуссии, как и кем должна управляться наука. Периодически шла речь то о слиянии научно-исследовательских институтов с вузами, то подчинение их крупным корпорациям. Апробировались разные модели, причем некоторые до сих пор действуют одновременно и по сей день, но ни одна из них не доказала своей эффективности. Получилось так, что институты развития, отвечавшие за инновационную политику, оказались в ведении министерства Исекешева, а НИИ остались под управлением минобразования. И какого-то особого межведомственного взаимодействия за прошедшие годы мы особенно не увидели.

Лидеры по сомнительной отчетности
– Кроме того, по завершении первой пятилетки новой госпрограммы индустриализации страна столкнулась с очередным кризисом. Он привел к ухудшению конъюнктуры, сделав многие предприятия фактически нерентабельными.
Остался непроработанным вопрос мониторинга эффективности инвестиций. У нас есть один из любимых показателей, что Казахстан - лидер региона по привлечению прямых иностранных инвестиций. Сумма, конечно, красивая, и звучит очень стильно.
Но забывается, что в нее входит и покупка наших компаний иностранными инвесторами (а это не столько инвестирование, сколько смена собственника). Не помнят уже и многочисленные кредитные линии, в том числе знаменитые кредиты под госгарантии 90-х годов. Об их судьбе некоторое время не забывали прокуратура и финконтроль, но в конце концов все равно особо ничего не нашли, хотя часть средств и вернули.
В центре Алматы стоит отель "Рахат Палас", давно сменивший название. Он - единственный памятник об эпохе первоначального накопления капитала в стране. И деньги, потраченные на все эти вещи, входят в нашу статистику
Вот почему ее давно принято считать вещью весьма и весьма лукавой.
Многие показатели так называемой индустриализации вообще сложно оценивать. Допустим, статистика несырьевого экспорта зачастую не детализирована, а это должен быть важнейший показатель экономических реформ в стране. То есть таможня дает статистике только общие цифры, не давая детализации, поскольку это считается коммерческой тайной. Получается, что
Казахстан является крупнейшим экспортером сотовых телефонов, которые он не производит. В статистику несырьевого экспорта также входит вывоз какой-то техники на ремонт – самолетов, кораблей и так далее, которые мы опять-таки не производим
Поэтому оценить реальный эффект программы индустриализации очень сложно. Безусловно, большое количество предприятий было запущено. Но объективно, большинство из них - не крупные новые производства, а модернизированные существующие мощности. Тем более, можно поставить под вопрос, а являются ли итогом индустриализации колбасные цеха и молокозаводы?
– Слишком мелкие объекты для включения их в число прорывных крупных проектов?
– Да. Во многом, мы видим, что была масса проблем, часть которых была успешно решена, а часть была заморожена в связи с неудачной экономической конъюнктурой. Но тем не менее сам факт того, что государство при желании может построить управленческую схему и худо-бедно реализовать поставленные задачи, само по себе достаточно важно. Опять-таки, если не заморачиваться вопросами полноценной эффективности этого дела.

Пятилетки индустриализации - понять и простить
– Но хотя бы какая-то статистика немного спасает ситуацию, правда же?
– Как посмотреть. Комитет по статистике вел мониторинг реализации госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития так, что какой-то показатель подразумевал рост в два раза по сравнению с 2010 годом. И посчитать его никак не могли, потому что в 2010 году мониторинг по этому показателю не проводился вообще. Поэтому всегда было забавно смотреть за годом сравнения.
При необходимости показатели сравниваются то с 1990-м годом, то с 1945-м, то с 1913-м и так далее. То есть в зависимости от того, какой показатель дает лучше результат, с тем обычно и сравнивают. Причем иногда это происходит даже в рамках одного выступления или отчета
Несмотря на все крутые пике реализуемой программы индустриализации, Исекешев показал себя неплохим оратором, научившимся на любых площадках эффективно защищать свои детища и дававшим им хороший пиар. Если мы вспомним первую стратегию, то у нее было несколько отцов - Кайрат Келимбетов, Сауат Мынбаев, Адильбек Джаксыбеков, Даниал Ахметов. Понять, чего они все хотели от стратегии, было очень сложно.
А Исекешев с задачей вполне справился. Первая пятилетка новой госпрограммы была более-менее реализована. И сам факт использования советского термина "пятилетка" позволял надеяться, что прежние традиции индустриализации могут быть в дальнейшем закреплены конкретными проектами.
Но тут неожиданно началась вторая пятилетка. А про них, как это принято в Казахстане, вспоминать уже не принято. Кроме того, Исекешев стал терять позиции
Во втором правительстве Карима Масимова он потерял пост вице-премьера.
– Оставшись просто министром.
– Да. Кроме того, был создан холдинг "Байтерек", который должен был объединить институты развития, находившиеся в ведении исекешевского министерства. Так и случилось, но с уходом институтов холдинг "забил" на профильное министерство.
– Стал самостоятельно решать свои задачи?
– Да. Как решал свои задачи "Байтерек", мы прекрасно видим по тем обвинениям, которые выдвигаются по делу Куандыка Бишимбаева и его команды.
Кроме того, многих покоробило, что Исекешев сдал практически все кадры, работавшие в институтах развития, которые проводили большую работу. Бишимбаев, встав у руля "Байтерека", сменил менеджмент практически на всех предприятиях. Видно было, что большинство ушло без боя. Асет Орентаевич не предпринял попыток отстоять позиции. Многие тогда вернулись к Келимбетову в Нацбанк. Было видно, что министр слегка потерял интерес к работе в министерстве, которое было преобразовано в Министерство по инвестициям и развитию и распрощалось с рядом сфер.

Аким-хозяйственник, без права на кадровую политику
– Вообще, удивительно, как не очень усидчивому на одном месте Асету Исекешеву удалось проработать в "индустриальном" министерстве почти 7 лет. К тому же, конъюнктура уже стала подвергать сомнению результаты всей ранее проделанной работы. Министерство теряло позиции, слияние министерств привело к концентрации большого количества бывших министров на постах замов и росту конфликтности в аппаратах. Заместителями Асета Орентаевича стали и бывший глава минтранскома Женис Касымбек и бывший председатель Агентства по информатизации и связи Аскар Жумагалиев. Талгат Мусабаев с "космосом" также оказался сложным в отношениях.
Тогда стал рассматриваться вопрос перевода Исекешева на пост акима одной из западных областей. Но в итоге президент неожиданно перевел его на Астану
Пост оказался не совсем подходящий ему по профилю, но повышающий его по иерархии – аким Астаны близок к президенту и географически, и политически. Кроме того, было заметно, что вместе с переводом Исекешева в акимы прежняя команда Джаксыбекова массово уходить вслед за Адильбеком Рыскельдиновичем в администрацию не стала.
– Почти все заместители акима остались теми же.
– Да, и помощники, и советники. С Джаксыбековым ушел только пресс-секретарь. Это означало, что карт-бланша на ротацию в акимате у Асета Орентаевича нет. Считается, что минобороны, миноборонкосмос и акимат Астаны по-прежнему остаются под контролем Джаксыбекова.
А Исекешев находится у руля акимата не как политический руководитель, а как менеджер по управлению городским хозяйством без команды
В акимате работу он пытается модернизировать, периодически выступает с различными инициативами. С другой стороны, понятно, что на акимате висит еще проведение ЭКСПО. И как бывший министр, который владеет языком и умеет разговаривать с иностранцами, нахождение его на посту акима в таком контексте вполне адекватно.

Карьерные перспективы Исекешева - предмет дискуссий
– Асет Орентаевич - один из первых чиновников, который вышел в социальные сети и ведет персональную страничку. Это делает ему честь в плане коммуникативной связи с общественностью. Поговаривают, за это астанчане и любят своего акима, а алматинцы им завидуют.
– Что касается зависти – если аким будет сидеть в социальных сетях и всем отвечать лично, возникнет вопрос - а когда он будет заниматься своей непосредственной работой? С другой стороны, личное пребывание в соцсетях по мере возможности является плюсом. Лично прокомментировать или ответить на вопросы - хорошо, если это не вредит основной работе и дает возможность снятия обратной связи. Конечно, всем бы хотелось, чтобы все госслужащие сидели в фейсбуке и были в друзьях у известных "блогеров". Но здесь возникает известная проблема - появление прикормленных "блогеров", которые как бы формируют мнение общественности. А министры, зачастую оплачивая это мнение, глядят на себя как бы в зеркало и перестают понимать, что это мнение ими же и заказано. С этой темой уже ничего не сделаешь – пиар в соцсети пришел раньше, чем соцсети пришли в пиар. Тут вопрос еще поколенческий. Исекешев - человек из цифрового поколения, когда планшет и фейсбук являются положенными атрибутами.
– ЭКСПО пройдет. Какова вероятность, что его потом переведут на другой пост?
– На все воля президентская. Понятно, что оценивать работу акимата однозначно сложно. Уже немало критики высказывалось в адрес практически любого акима, и Астана не исключение.
Город находится в подчинении множества структур, которые периодически плевать хотели на мнение самого акимата
Сейчас видно, что Исекешев озвучивает хорошие долговременные идеи. Но в силу многих причин акимат Астаны, как и другие акиматы, связан по рукам и ногам. А сам Асет Орентаевич еще только входит в курс дела. Коммунальное хозяйство и энергетика - сфера для него новая. К тому же, акима ограничивают финансово-правовые проблемы. Видно, что он старается, после последнего года в министерстве у него появился интерес к работе.
С другой стороны, его политические перспективы являются дискуссионными. Сам Исекешев, насколько известно, хотел бы продолжить учебу и уйти в бизнес. Может быть, даже по "Болашаку", чего ему не удалось сделать в свое время.
С учетом огромного количества организаций и предприятий, где он проработал, сфер для применения его талантов и навыков немало. Но посмотрим, как пройдет ЭКСПО. Это прояснит ситуацию и в отношении других чиновников Астаны. Все равно на осень 2017-го ожидаются большие изменения в политическом раскладе. Кого и куда понесет кадровый ручеек, пока сказать сложно.

Продолжение следует.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Акима Алматинской области сильно подставили журналисты – Ашимбаев 31.05.2017
"Тренинг для тренеров" 26.05.2017
Первый "блин" акима Мурзалина пока не комом – Ашимбаев 25.05.2017
Капризным алматинцам аким либо нравится, либо нет – Ашимбаев 19.05.2017
Исекешев руководит Астаной не как политик, а как менеджер-хозяйственник - Ашимбаев 18.05.2017
Сергей Глазьев об экономике Крыма, текущем курсе рубля и политике Трампа 11.05.2017
Доктор Комаровский: У нас на каждом углу аптеки, где вместо лекарств продается дерьмо. Но эту тему страшно поднимать – грохнут. Речь идет о миллиардах долларов 05.05.2017
Махмуд Касымбеков - сверхближайший соратник президента - Ашимбаев 19.04.2017
"Перераспределение полномочий по избранию Омбудсмена отнюдь не ослабляет роль Главы государства" 18.04.2017
Тажин вернулся, чтобы перезагрузить идеологический блок Акорды - Ашимбаев 17.04.2017

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz