NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 13:21 ast
11:21 msk

Умелые руки всегда в цене
Задача повышения конкурентоспособности выпускаемых кадров и рост экспортного потенциала образовательного сектора обозначены в числе основных в Плане нации "100 конкретных шагов" по реализации пяти институциональных реформ Главы государства
14.07.2015 / интервью

Рысты АЛИБЕКОВА, "Казахстанская правда", 14 июля

Задача повышения конкурентоспособности выпускаемых кадров и рост экспортного потенциала образовательного сектора обозначены в числе основных в Плане нации "100 конкретных шагов" по реализации пяти институциональных реформ Главы государства.
И это не случайно. Рабочие и технические профессии крайне востребованы на рынке труда. Но динамика современной жизни диктует, что сегодня важно быть не заурядным специалистом, а профессионалом своего дела с высочайшей квалификацией. Требования мирового уровня предъявляются и к участникам конкурсов профессионального мастерства, проводимых международной ассоциацией Worldskills International (WSI). Казахстан вступил в эту организацию в прошлом году, а недавно из Парижа, где встречались представители WSI из 45 стран, вернулся ректор Международной профессиональной академии "Туран-Профи", профессор, председатель Ассоциации колледжей РК Манен ОМАРОВ. Мы попросили его поделиться впечатлениями от поездки.
– Манен Ембергенович, в начале хотелось бы узнать, как появилось движение Worldskills International, и почему многие страны стремятся в него войти?
– В послевоенное время, в 1946 году, когда Европа лежала в руинах, нужно было восстанавливать экономику, а рабочих рук не хватало. В Испании решили убедить молодежь, родителей, преподавателей и потенциальных работодателей в том, что их будущее зависит от эффективной профессиональной подготовки. А поскольку молодые люди любят соревноваться, то им была дана возможность посостязаться и сравнить рабочие навыки. Была такая задумка: если проводятся спортивные Олимпийские игры, то почему бы не организовать олимпийские игры по рабочим профессиям?! Так состоялся первый конкурс рабочих профессий в Испании. Позже к международным соревнованиям присоединились Португалия, Германия, Италия, Марокко, Швейцария, Велико­британия, Франция. На сегодня ассоциация объединяет участников из 72 государств и ставит целью популяризацию рабочих и технических профессий посредством проведения конкурсов профессионального мастерства среди стран-участниц. Штаб-квартира секретариата WSI находится в Амстердаме (Нидерланды).
Национальная сборная каждой страны – это молодежь в возрасте от 18 до 22 лет. Это могут быть студенты колледжей, вузов или молодые работники предприятий. На конкурсе оценивается уровень профессиональной подготовленности участников по 55 техническим компетенциям шести направлений, таким как сварочное, токарное дело, кладка кирпича и другим.
Без преувеличения можно сказать, что результаты международного конкурса – это визитная карточка каждой страны и ее системы подготовки технических кадров.
– Насколько изменились в наше время требования к представителям рабочих профессий?
– Разница между задачами, которые специалисты решали в недавнем прошлом и сейчас, – как небо и земля. Сегодня многие вспоминают, что в советское время были высококлассные рабочие. Да, они были хороши, но – для своего времени. Мир сегодня меняется, становится более специализированным, глобальным. Поэтому рабочий должен обладать фундаментальными знаниями, уметь работать на станках, так называемых 3Д, с программным управлением, знать все тонкости своего дела, безукоризненно, искусно и быстро выполнять работу.
Пока у нас, к сожалению, уровень компетенций рабочих не соответствует мировому, а материальная база предприятий меняется не столь высокими темпами, как на Западе или в том же Китае, где за 20 с лишним лет ушли далеко вперед, отказавшись от старых заводов и построив новые. Поэтому в Казахстане и была принята Государственная программа индустриально-инновационного развития, нацеленная в том числе на перевооружение предприятий машиностроительной, горнодобывающей и других отраслей, доведение сырья до высоких переделов.
В Плане нации "100 конкретных шагов" по реализации пяти институциональных реформ задачи повышения конкурентоспособности выпускаемых кадров и роста экспортного потенциала образовательного сектора обозначены в числе приоритетных. Стоит отметить, что Экспертный совет при рабочей группе "Нация единого будущего" во главе с заместителем руководителя Администрации Президента РК Багланом Майлыбаевым проводит активную работу по обсуждению четвертого направления "Идентичность и единство" Плана нации "100 конкретных шагов". В ходе заседаний мы, эксперты совета, вносим свои предложения по исполнению поручений Лидера нации по модернизации казахстанского общества, продвижению идеи Общества Всеобщего Труда с учетом реализации программы инфраструктурного развития "Нұрлы жол", второй пятилетки индустриализации. В этом контексте одной из задач мы видим повышение престижности и популярности в обществе рабочих и профессионально-технических специальностей, отвечающих потребностям государственной политики индустриализации и реализации Стратегии "Казах­стан-2050".
И программа Worldskills International является хорошим подспорьем для движения профессиональных колледжей по пути обновления. Когда Кадырбек Козыбаевич Борибеков, будучи директором департамента технического и профессионального образования МОНа, человеком, стоявшим у истоков этого движения в нашей стране, предсказывал, что Казахстан присоединится к этому движению в 2014 году, то мне это казалось несбыточной мечтой. К слову, Россия присоединилась к ассоциации три года назад. В нашей стране официальным делегатом Национального штаба организаторов Worldskills Kazakhstan является председатель правления холдинга "Кәсіпқор" Эльдана Садвакасова, вторым официальным делегатом – заместитель председателя правления холдинга "Кәсіпқор" Кадырбек Борибеков. Я руковожу Экспертным советом штаба. Убежден, что участие нашей страны в движении WSI логично.
– Что нового вы почерпнули для себя из поездки во Францию?
– В Париже собрались официальные делегации из 45 стран, в том числе из США, Германии, Великобритании, Норвегии, Латвии, Беларуси и так далее. Власти Пятой республики показали возможности этой страны по проведению в 2019 году чемпионата мира Worldskills International в Париже. На эту же позицию претендуют Россия и Бельгия.
Я благодарен Национальному комитету Франции, подготовившему очень насыщенную программу. Встречи проходили на самом высоком уровне. В первый же день нас принял президент республики Франсуа Олланд, который на брифинге в форме вопросов и ответов разъяснил, что Франция не хочет отставать в индустриальном развитии от мира, и подготовка рабочих – одна из важнейших проблем для страны. Руководство Франции понимает, что необходимо готовить первоклассных мастеров, специалистов для промышленности с тем, чтобы достойно участвовать в сегодняшней конкурентной борьбе.
Следующая встреча у нас была с руководителем сената Парламента, также подтвердившим готовность оказывать всяческую поддержку на уровне своих земель и регионов в проведении всемирных игр по профессиям.
А мэр Парижа на приеме рассказала нам о значении города как одного из центров выставок и образования, продемонстрировала Международный университет города Парижа, который предоставит свои здания, общежития участникам соревнований 2019 года. Нас также приняли министр образования и министр экономики, индустрии и новых технологий. В ходе беседы они заверили, что приложат максимум усилий для того, чтобы эти игры состоялись, и что не будет возникать проблем с финансированием и оборудованием. Мы также посетили выставочный комплекс "Версаль".
Интерес к проведению WSI на уровне высшего руководства нас, конечно, больше всего покорил. В этом году мировой чемпионат будет проходить в Сан-Паулу, следующий – в Абу-Даби, а потом в Париже или, возможно, в России или Бельгии, пока окончательное решение не принято.
– Наша страна пока не претендует на проведение мирового первенства, но впервые в Казахстане состоялись соревнования национального уровня. Какие плюсы и минусы они выявили?
– В этом году мы провели национальный чемпионат, победители которого участвовали в чемпионате России, где состязались с другими странами СНГ и заняли почетное третье место. А семеро лучших в своей профессии казахстанцев в составе национальной сборной страны в августе текущего года отправятся на мировой чемпионат в Бразилию.
В республике были организованы соревнования регионального уровня, пока районные не проводились. В них, к сожалению, участвовали только колледжи профессионального образования, вузы еще не примкнули к движению. Досадно и то, что было очень мало молодых рабочих. Только по одному из семи направлений участвовали молодые работники предприятий. Хотя это движение, на мой взгляд, должно быть всеобщим. Инженеров может быть много, но рабочих рук всегда не будет хватать.
На национальном чемпионате Worldskills Russia мы были свидетелями того, что наши соотечественники незначительно уступают своим соперникам по качеству работы, но соревноваться в скорости не могут. Вот еще некоторые детали. Ряд заданий для сборной команды был непривычным, они выполняли их первый раз в жизни. Раньше мы не уделяли должного внимания обеспечению индивидуальными рабочими местами. А участники из других стран привозили с собой специально организованные рабочие места и приспособления, помогающие экономить время. Порой у мастеров были инструменты, придуманные и изготовленные по специальным заказам, что позволяло им выполнять свою работу качественнее и быстрее.
Соревнования показали нам, в каких аспектах мы проигрываем, где мы теряем в качестве, где теряем время. Собственно, именно с целью поучиться, понять, как сегодня организован труд рабочих, какие профессиональные требования являются в мире стандартом, наша команда и принимала в них участие.
– Какие преимущества предоставляет Казахстану участие в движении WSI?
– Готовясь к участию в таких соревнованиях, мы знакомимся с мировыми тенденциями развития отраслей и рынка труда. Казахстанские специалисты получают доступ к международной базе данных в области профессиональных стандартов. Это и возможность внедрения лучших мировых практик в систему образования Казахстана, и модернизация национальных профессиональных стандартов, образовательных стандартов и программ в соответствии с международными требованиями. Участие Казахстана в движении WSI способствует также стимулированию инновационных процессов и внедрению новых технологий обучения в системе образования, а также повышению статуса и престижа рабочих и технических профессий. Тем более что гуманитарные профессии выходят на первый план, и родители, к сожалению, зачастую не хотят, чтобы их дети занимались технической работой. И, конечно, очень важно улучшать профориентационную работу. На прошедших в апреле этого года первых соревнованиях мы были свидетелями того, как спорилось дело в руках виртуозов – плотников, официантов, программистов и так далее, как ладно и любо выходило все из-под их рук, это была увлекательная и впечатляющая картина, а все собравшиеся лишний раз убедились, что превосходные работники ценятся во все времена.
В целом Worldskills – это требование времени. Это инструмент, позволяющий стране подняться на принципиально новый индустриальный, технический и технологический уровень развития.
Наш Президент постоянно говорит о необходимости создания Общества Всеобщего Труда. Молодое поколение должно понимать, что без труда немыслимо существование человечества. Труд я вижу в одной связке с трудолюбием и творчеством: мы должны учить детей работать, творить.
Тем более сейчас у нас во всех сферах профессионализм является самым актуальным вопросом. То тут, то там мы встречаем непрофессиональный, нетворческий подход к делу, что, конечно, в корне неправильно.
– Как главу Ассоциации колледжей Казахстана, какие проблемы профессионально-технического образования вас больше всего волнуют?
– Нужно сказать, что в советское время система профессионально-технического образования была стройной, логически выверенной. Существовал госзаказ на рабочую силу для фабрик и заводов даже союзного масштаба. Благо, в Казахстане действовало много горнодобывающих, энергетических и других предприятий, заточенных на большую страну – СССР. И, конечно, эта система очень хорошо поддерживалась со стороны предприятий, проблема практики не вставала, разрыва между теорией и практикой не существовало. Все колледжи и училища были тогда практико-ориентированными и, соответственно, востребованными.
Но наступили 90-е годы, когда предприятия закрывались и потребность в рабочих кадрах падала. Профессиональные колледжи и училища стали входить в кризис. Он заключался в том, что учащимся негде было проходить практику. А как готовить профессионального специалиста, если он не получает практических навыков?! Мы об этом по сей день бьем во все колокола. В своих выступлениях Президент, особенно в последние годы, неоднократно говорил о необходимости развития дуального, то есть практико-ориентированного, образования.
Вопрос заключается и в том, что система профтехобразования начала модернизироваться, а частные предприятия зачастую подходят по старинке: они привыкли к тому, что приходит бесплатно обученная молодежь, из которой они выбирают себе работников. Тем более за проходной хорошего завода всегда толпится масса народу разного возраста и квалификации. Молодежь без опыта работодатели не спешат принимать.
Бывает и так, что работодатели принимают на предприятие всех подряд. Те же строительные фирмы набирают людей, – лишь бы те могли что-то делать. И потом мы, потребители, вселяясь в возведенные ими дома, понимаем, что заплатили за хорошее качество, а получили такое, которое смог предоставить необученный рабочий. И такие "ножницы" встречаются на каждом шагу.
Для того чтобы колледжи действительно стали кузницей кадров, работодатели должны идти им навстречу, оказывать содействие.
В то же время частные предприятия не заинтересованы в том, чтобы вкладывать средства в обучение специалистов. Только для крупных предприятий, таких флагманов, как "Казахмыс", "КазТрансОйл", компаний холдинга "Самрук-Казына", не так тяжело, как для небольших компаний, содержать обучающие учреждения. И этот разрыв откинул колледжи назад. Материально-техническая база средних специальных заведений слабая, не соответствует велению времени.
Проблемы связаны и с невысокой заработной платой преподавателей колледжей, у которых она даже ниже, чем в школе, поскольку отсутствуют категории. С другой стороны, в колледжи приходят в основном дети из социально малозащищенных семей. Есть среди них и те, кто отстает в учебе, и с кем в школе поспешили попрощаться, чтобы не снижались показатели по итогам ЕНТ. Обучить детей с провалами знаний по многим предметам какой-либо профессии за 3–4 года – тоже непросто. По окончании колледжа он сдает комплексное тестирование или другие экзамены, что усложняет ему возможность продолжить обучение в вузе.
"Хромает" на обе ноги профориентационная работа. Почему бы, скажем, не повести детей на локомотивный завод, чтобы они увидели это чудо: как люди работают в современных непыльных цехах, своими руками создают эти громадные машины? Главное – открыть ребенку двери этого предприятия, чтобы он не думал, что, если он не стал экономистом, – это смерть. А он может пойти в рабочий класс и иметь эту "удочку" – профессию на всю жизнь, которая даст ему возможность работать.
Считаю, что колледжи должны пойти в школы и открывать там академии по профессиям. Вначале дети могут получать в стенах школ теоретические знания, затем в колледжах – возможность работать на имитаторах, тренажерах, чтобы они почувствовали себя нужными в той или иной профессии. Это затратная работа, и, к сожалению, у нас она еще не ведется.
Стоит заметить, что в последние годы государство значительно, в разы увеличило финансирование, ряд колледжей при участии Всемирного банка и государства начали модернизироваться. Да и ГПИИР диктует необходимость подготовки нового поколения рабочих.
– Молодой человек с дипломом юриста или экономиста не может устроиться на работу, в то же время газоэлектросварщик без особых усилий находит вакансию с хорошей зарплатой, но почему-то перспектива второго мало кого привлекает...
– Даже само название профессии газоэлектросварщика режет слух ребенку, зачастую он не понимает сути этой специальности, не может реально оценить ее особенности. Вот почему так важна профориентационная работа, которую нужно начинать даже не в школе, а в детском саду, проводить ее не формально, а с выездом на предприятия. Показывать больше фильмов о рабочих. Помните, какой романтикой была овеяна раньше профессия высотников-монтажников?!
С сожалением приходится констатировать, что родители не хотят отдавать детей в колледжи. Возможно, сказывается менталитет, вероятно, влияет и то, что высшее образование у нас всегда было в чести. Убеждать в перспективах рабочих профессий надо начинать с родителей, которые в большинстве случаев в наше время и определяют, куда пойти учиться детям – в вуз, где готовят специалистов широкого профиля и без практического опыта, "белых воротничков", которым трудно найти работу, или в колледж для получения рабочей специальности, на которую спрос всегда превышает предложение.
Заодно нужно готовить ребенка к карьерному росту. Раньше слову "карьеризм" придавался негативный оттенок. Но мы должны объяснить молодому человеку: сегодня ты – сантехник, завтра – бригадир сантехников, послезавтра – младший инженер, потом инженер, управляющий и т. д. И не стесняться объяснять ему, сколько он будет зарабатывать на первом уровне, на втором… Возьмите для примера солдата, обучающегося военному делу. Он четко знает: чтобы стать генералом, он должен вначале дослужиться до лейтенанта, майора, полковника.
И участие в движении Worldskills International может стать для подрастающего поколения своего рода ступенью в карьерном росте, отличным стартом. Скажем, победитель областного масштаба представляет колледж, в котором лучше всех преподают его специальность, – это уже реклама колледжу, его преподавателям, наставникам. Если он победит на национальном уровне, значит, он лучший специалист в Казахстане. Помните, как Серик Конакбаев был для нас лучшим боксером, и им гордилась вся страна?!
Но путь к этой победе, конечно, очень трудный и долгий. Я думаю, что для колледжей Казахстана неформальное движение Worldskills International открывает большие возможности. Когда наши ребята начнут занимать призовые места на мировых первенствах, мы будем знать, что наша высшая школа, средняя специальная школа готовят высококлассных специалистов для производства.
– В декабре наша страна готовится вступить в ВТО, в связи с чем ожидается приток иностранной рабочей силы. Конкуренция на рынке труда обострится…
– Само собой. Мы активно включились в движение Worldskills International прежде всего потому, что оно предоставляет международные стандарты, требования к тем профессиональным качествам, которыми должны обладать специалисты. Как спортсмен знает, какой европейский или мировой рекорд установлен в его виде спорта, так и токарь, сварщик или парикмахер должен четко представлять, до какой планки глобального уровня он должен подняться.
Немаловажно знание английского языка для участия в этих соревнованиях. И не только молодой рабочий, но и его наставник должен владеть английским, чтобы разъяснить конкурсной комиссии суть своей работы.
Когда мы говорим о движении рабочей силы, то оно у нас уже идет и в скрытой, и в открытой форме. И вступление во Всемирную торговую организацию является еще одним стимулом к тому, чтобы готовить новые кадры, менять подходы к системе образования. Сейчас мы стоим на марше. Государство тратит огромные ресурсы на то, чтобы перестроить профессионально-техническое образование.
А если перемены происходят медленно, то только потому, что мы не имеем права спешить. Ребенок учится в школе 11 лет, затем 3 с лишним года в колледже и 4 года в системе высшего образования. Проходит почти два десятка лет, прежде чем будет получен результат. Поэтому невозможно беспрестанно модернизировать учебники, программы. Следует не рубить по живому, а вживлять изменения, перестраивать свою работу не сразу и повсеместно, а шаг за шагом, тщательно выверяя свои действия.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Литература под прессом 20.07.2015
Азат Перуашев: выговоры против миллиардных соблазнов 17.07.2015
Айкын Конуров: Риск закрытия наших товаропроизводителей в ВТО очень высок 17.07.2015
"Казахстан никогда не запретит своим гражданам ездить в Крым" 16.07.2015
На территории ЭКСПО впору строить комплекс "СИЗО-плаза" 16.07.2015
Умелые руки всегда в цене 14.07.2015
Кооперация вместо конкуренции 29.06.2015
Переносить ситуацию на Украине в Казахстан не стоит 26.06.2015
Юлия Якушева: План нации – самый проработанный документ последнего времени 26.06.2015
Считалка про войну 26.06.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz