Назгуль АБЖЕКЕНОВА, "Мегаполис", 1 сентября
С кадрами, которые решают все, в Казахстане напряженка. Особенно с кадрами, прибывающими после окончания вузов. Оторванность знаний вчерашних студентов от реалий дня, большие ожидания новоиспеченных специалистов и большие разочарования работодателей… О том, как решить эти проблемы, наш разговор с президентом Ассоциации вузов РК, доктором экономических наук, профессором, академиком Рахманом АЛШАНОВЫМ. – Рахман Алшанович, какие наиболее острые проблемы в системе высшего образования вы бы выделили? – Главный вопрос – потребности экономики в выпускаемых вузами специалистах. На недавней республиканской комиссии, когда определяли госзаказ на востребованные специальности, графы "потребность в кадрах", которые должны заполнять работодатели, практически пустовали! Работодатели упрекают вузы в том, что они готовят не тех и не так, но при этом сами даже не озвучивают свои потребности! Поэтому, прежде чем предъявлять претензии к качеству подготовки выпускников вузов, пусть придут в университеты и скажут, кто именно им нужен, пусть проанализируют учебные планы и внесут свои корректировки. А пока как одно из следствий этой ситуации в стране имеет место "слепое" распределение грантов. Подготовка кадров ведется по принципу дырявого ведра: акцент делается на количественном подходе, а подготовленные кадры на местах не закрепляются из-за отсутствия условий. Думаю, Министерство труда и соцзащиты (ныне – Министерство здравоохранения и социального развития. – Прим. авт.) должно быть координатором мониторинга подготовки специалистов в вузах и их последующего трудоустройства. И вместе с Минобразования в начале каждого учебного года должно направлять в вузы заявки по кадрам. В этом случае можно было заранее отправлять информацию и в школы – для профориентации детей. А вообще в идеале желательно делать заявки на несколько лет вперед – насколько это возможно. – Как эту проблему решают в мире? – Во всем мире существуют институты прогнозирования кадровой потребности. Никто точно не скажет, сколько именно нужно будет специалистов, даже отраслевые министерства, но должен быть прогноз. В советское время было проще прогнозировать: плановая система, рассчитанная на 20–30 лет, позволяла точно рассчитать потребности в кадрах. В нынешних же рыночных условиях надо по-новому подходить к этому вопросу. Должна быть серьезная аналитическая работа. Для этой цели можно создать совместный межведомственный институт, центр прогнозирования потребностей кадров. Его решения, пусть и не будут обязательны к исполнению, но будут давать направление в плане подготовки кадров. Другой проблемный момент – подготовка специалистов осуществляется по принципу дырявого ведра: акцент делается на количественном подходе, а подготовленные кадры на местах не закрепляются из-за отсутствия условий. ЗАБУДЬТЕ, ЧТО УЧИЛИ НА ПЕРВОМ КУРСЕ – Большинство работодателей в Казахстане не удовлетворены уровнем подготовки вузовских выпускников. Сетуют, что дипломированные специалисты оторваны от реалий дня. – А другого в наших условиях и ждать не стоит! Как решение вопроса в республике пытаются внедрить дуальное обучение, при котором теория совмещается с практикой. Но как внедряют? Отечественная система образования взяла западную кальку, а компании-то не взяли! Хотя идея отличная. Пока студент обучается, специальные знания быстро устаревают. Вообще, если зреть в корень вопроса, то началось все с перехода вузов на американскую систему образования, которая не подразумевает подготовку узких специалистов на бакалавриате. Пока студент обучается, особенно в странах с динамично развивающейся экономикой, специальные знания быстро устаревают. Как говорят зарубежным студентам-старшекурсникам: забудьте, что вы учили на первом курсе – эти знания уже неактуальны… Поэтому здесь готовят бакалавров широкого профиля, а уже после, в магистратуре, студенты уходят в специализацию и получают дополнительную квалификацию либо после четырех лет обучения идут на производство. Что такое дуальное обучение в Германии? На старших курсах часть семестра вы обучаетесь в университете, а после находитесь на производстве. При этом компании, которые обучают специалистов, имеют налоговые льготы. Или Америка: здесь работают около 5 тыс. вузов и почти столько же различных институтов и центров при компаниях. Например, у компании "Кока-Кола" есть учебный центр, который занимается спецподготовкой узких специалистов. Вчерашний студент проходит обучение в этом центре, получает сертификат и после остается на производстве. – Почему, по-вашему, в Казахстане этот формат пока так и не заработал? – Как мне кажется, педагоги зачастую не хотят отдавать свои часы производственникам, а для многих наших работодателей – это лишние хлопоты. Между тем компании должны быть главными заказчиками кадров, а не вузы или абитуриенты. Отмечу и другой момент. У нас в бакалаврских дипломах пишут о присвоении квалификации такой-то, хотя во многих странах мира эти полномочия – присваивать квалификацию – есть только у работодателей.
ВЧЕРА – СТУДЕНТ, СЕГОДНЯ – РАБОТОДАТЕЛЬ – Как же нам перестроиться? – Начнем с того, что система образования делится на три основных блока. Первый – это актуальные направления подготовки кадров для реального сектора экономики: учителя, аграрии и другие. Второй блок – так называемое социальное образование для тех, кому экономика еще не может предъявить заказ. Например, количество выпускников школ и вузов не совпадает с реальным спросом на рынке труда. Так нефтяники прямо говорят, что на каждую скважину у них очередь из потенциальных работников на 20 лет вперед расписана. Поэтому многие из этой категории обучаются на массовых специальностях – экономисты, юристы. Третье направление – то, на что делают упор западные вузы, – перспективные специальности для инновационных отраслей экономики. Когда мы были в Америке, то пора-зились принципу обучения тамошних студентов. С первого курса в головы молодежи вкладывают мысль о том, что по выходе из вуза важно не просто иметь работу, но и самому стать работодателем. Так в Массачусетском технологическом институте выпускники создали десятки тысяч рабочих мест. Доход от 24 тыс. производств, созданных руками вчерашних студентов, превышает 260 млрд долларов. Это сравнимо с объемами экономики Казахстана! Здесь отлажена практика развития проектов студентов, успешно работают венчурные, инновационные, инвестиционные фонды. В бакалаврских дипломах пишут о присвоении квалификации, хотя эти полномочия – присваивать квалификацию – есть только у работодателей. Или взять пример Германии, где студенты выпускают собственные ценные бумаги на внутреннем рынке, которые позже выходят из рамок вузовских. Один здешний студент разработал проект кошелька, светящегося в темноте. Для реализации проекта требовалось 3 тыс. евро. 500 евро автор проекта занял у отца, остальную сумму покрыл выпуск студенческих акций. В итоге, когда проект увидел свет, одна из немецких компаний по производству кошельков выкупила эту идею за сумму, превышающую первоначальную стоимость проекта в 10 раз! У нас же, когда говорят об инновациях, подразумевают проекты не меньше, чем создание спутников. Кстати, через наш "Байконур" было запущено с десяток спутников, изготовленных студентами Дрезденского технического вуза. В то время как мы говорим всего лишь о трех отечественных спутниках! Да, наши студенты разрабатывают хорошие старт-апы, но у нас не отработан механизм доведения их до практического применения. Зато у нас любят ссылаться на какие-то рейтинги, статьи в научных журналах. Когда я спросил у немецких коллег про их рейтинги, они ответили: "У нас есть студенты, работодатели и деньги, у нас есть реальная связь с "Сименсом", "Мерседесом", они наши заказчики и они же внедряют наши идеи". А какие-то вузовские и прочие рейтинги у немцев на заднем плане. |