NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 21:41 ast
19:41 msk

Куаныш Султанов: Права человека – основа правового государства
Комиссии по правам человека при Президенте РК в нынешнем году исполняется 20 лет
20.02.2014 / интервью

Юлия МАГЕР, "Казахстанская правда", 19 февраля

Комиссии по правам человека при Президенте РК в нынешнем году исполняется 20 лет. О том, какая масштабная работа, направленная на защиту прав и свобод казахстанцев, была проделана этой организацией, мы поговорили с председателем комиссии Куанышем Султановым.
– Куаныш Султанович, для начала можете пояснить, что есть права человека, и какое значение они имеют для общества?
– Права человека – мощный пласт общечеловеческой культуры, они являются одним из главных приоритетов в деятельности ООН, ОБСЕ, ОИС и других международных организаций, членом которых является Казахстан. Они имеют всеобщее значение как универсальная ценность. Все государства мира признают, что права человека и основные свободы, уважение которых является существенным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимы для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между государствами и народами. Всеобщее их соблюдение является важной задачей, стоящей перед мировым сообществом, и одним из основополагающих принципов международного права.
Одним из величайших завоеваний человечества в ХХ веке является создание кодекса международно-правовых документов о правах и свободах человека и международных институтов и организаций, призванных обеспечить реализацию их положений. Начиная с принятия в декабре 1948 года Всеобщей декларации прав человека, происходит непрерывный процесс их кодификации как на международном, так и на национальном уровнях, совершенствование институтов и процедур защиты. Более чем полувековой опыт движения человечества по этому пути доказал, что без обеспечения прав и свобод человека невозможны демократия, правовое государство и социально-экономическое процветание.
Напомню, что до начала сороковых годов прошлого века, вопросы регулирования прав человека относились исключительно к внутренней компетенции государств. Положение принципиальным образом изменилось после принятия Устава ООН, пактов о правах человека и других соглашений, ибо они не только налагают на государства-члены юридические обязательства в этой области, но и предусматривают создание системы международных механизмов контроля за их соблюдением.
Правам и свободам человека и гражданина посвящены 30 статей Конституции РК, которые определяют и защищают гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права. В действующем законодательстве страны также имплементированы нормы международных актов по правам человека, ратифицированных нашей республикой.
– Какова роль Комиссии по правам человека в практической реализации конституционного принципа, провозглашающего человека, его жизнь, права и свободы высшей ценностью в нашей стране?
– Комиссия по правам человека была создана в феврале 1994 года как консультативно-совещательный орган при Президенте РК и ее главной задачей является оказание содействия реализации Главой государства своих полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина.
Все понимают, что от декларации до практической реализации принципа, означающего признание государством прав и свобод каждого отдельно взятого человека высшей ценностью, дистанция огромного расстояния. И для его преодоления требуется не только глубокое реформирование законодательства и государственных институтов, но и кардинальный перелом в общественном сознании.
По моему глубокому убеждению, демократический и гуманистический потенциал нашей Конституции не реализуется в полной мере не только по причине некоего несовершенства законов, но, прежде всего, из-за незнания многими рядовыми гражданами своих прав и свобод, способов их реализации и защиты. Важной субъективной причиной пробуксовки многих правовых норм на практике является существующее в общественном сознании неверие в силу закона, порождающее правовой нигилизм. Что же касается сознательного игнорирования закона, пренебрежения к нему со стороны представителей государственной власти, должностных лиц, то оно наносит обществу вред гораздо больший, чем несовершенство закона.
– Что сделано за прошедшие годы для повышения эффективности работы механизмов обеспечения и защиты прав и свобод казахстанцев?
– Комиссия регулярно информирует Президента о ситуации с правами человека в стране, ходе правовых реформ и недостатках в деятельности государственных органов, об актуальных проблемах, требующих решения. Наши заключения и рекомендации, выработанные на основе изучения международного опыта с привлечением широкого круга независимых экспертов, учитываются при определении приоритетных направлений правовой политики государства, способствуют совершенствованию законодательства и правоприменительной практики государственных органов и, в конечном счете, более полной реализации гражданами своих прав и свобод. Не всегда те или иные рекомендации воспринимались однозначно и положительно, так что важнейшей заслугой комиссии я считаю ту кропотливую и системную работу, которая велась для убеждения в целесообразности предлагаемых новшеств.
При нашем непосредственном участии был подготовлен первый Национальный план действий в области прав человека в РК.
Серьезным достижением также стала организация широкого обсуждения злободневных вопросов, касающихся сферы прав человека. Уникальный статус комиссии позволяет наладить конструктивный диалог между государственными органами, НПО, международными организациями. При комиссии действует Экспертный совет, объединяющий известных ученых-юристов, видных правозащитников и подготавливающий экспертные заключения по законодательству и законопроектам по правам человека.
Важнейшее направление деятельности комиссии – это повышение уровня правовой культуры населения. Человек должен знать свои права и свободы, желать и уметь их отстаивать, без этого нет смысла говорить об эффективности правозащитных механизмов.
Ежегодно комиссия готовит и издает доклады по актуальным вопросам защиты прав человека на государственном, русском и английском языках и распространяет их среди населения.
– Как реагирует комиссия на факты нарушения прав и свобод граждан?
– В 2013 году комиссией было рассмотрено более 1 000 письменных и устных обращений физических и юридических лиц по поводу нарушения прав и свобод человека и гражданина. Анализ этих жалоб показал, что есть факты нарушения социально-экономических, культурных и гражданских прав граждан. Среди них: злоупотребление должностными полномочиями, необоснованность арестов, задержаний и привлечения к уголовной ответственности, применение пыток, нарушение режима содержания в местах лишения свободы, фальсификация доказательств по уголовным делам, незаконность увольнения с работы, нарушение жилищных, пенсионных прав и прав на получение медицинской помощи и так далее.
Поступившие обращения с соответствующими рекомендациями либо заключениями комиссии направлялись для рассмотрения по существу в прокуратуру, суд, центральные и местные исполнительные органы. И есть немало примеров, когда при содействии комиссии нарушенные права граждан были восстановлены.
– Вы назвали вопросы правового просвещения одним из приоритетов работы, что делается в этом направлении?
– Действительно, эффективность государственных правозащитных механизмов находится в прямой зависимости от уровня общественного правосознания и правовой культуры населения страны.
Правовой механизм защиты и гарантирования конституционных прав и свобод должен, во-первых, базироваться на комплексной системе принципов и стандартов, зафиксированных в основополагающих документах и нормах. Во-вторых, объективно отражать развитие казахстанского и международного законодательства, систему взглядов ученых на формирование универсальной межгосударственной концепции прав человека, учитывать тенденции и закономерности практики ее применения во всех сферах общественных отношений. В-третьих, взаимоотношения всех субъектов защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина должны строиться на более высокой и ответственной правовой культуре.
Так вот, первые два элемента у нас развиты достаточно хорошо, а вот с третьим – проблема. В условиях общей низкой правовой культуры сохраняется благоприятная среда для совершения коррупционных правонарушений и преступлений. Незнанием норм права часто страдают работники госорганов, которые по долгу службы обязаны соблюдать законы страны и права человека.
Решение проблем с соблюдением прав человека – это комплексная, трудоемкая задача, результат которой зависит от усилий каждого. Но приходится признать, что работа государственных институтов и неправительственных правозащитных организаций в этой сфере не всегда отличается системностью. И среди основных причин – инерция общественного сознания, проявляющаяся в традициях патернализма и правовом нигилизме, есть пробелы в законодательстве и механизмах правоприменения, мешающие гражданам реализовать свои права и свободы в полном объеме.
Важно сформировать общество свободных людей, которые не только осознают свои законные интересы, но и способны потребовать твердых политико-правовых гарантий их реализации. Только в этом случае можно добиться устойчивой восприимчивости правозащитной системы страны к общественным потребностям, оперативности и рационализма в деятельности всех ее звеньев.
Важной формой реализации правовой политики в сфере прав человека является организация подготовки юристов, кадров новой формации. Это перспективное направление, поскольку именно оно выходит на личностный потенциал правовой политики в аспекте его формирования и согласуется с установками Главы государства по модернизации деятельности правоохранительных органов.
– Вы говорили об уникальном статусе Комиссии, чем он отличается от статуса других госорганов, омбудсмена, НПО, которые работают в сфере прав человека?
– Комиссия является консультативно-совещательным органом при Главе государства, выполняет функцию "связующего звена" между Президентом и институтами гражданского общества в сфере прав человека. Она образована и работает на общественных началах.
Состав комиссии был подобран в соответствии с Парижскими принципами ООН, и здесь на паритетных началах представлены руководители госорганов, депутаты Парламента, руководители известных правозащитных НПО и религиозных объединений, адвокаты и ученые-правоведы. Это позволяет выработать согласованные и выверенные предложения по совершенствованию государственной политики в сфере защиты прав человека.
Изучая общественное мнение, текущее законодательство и правоприменительную практику, комиссия информирует Главу государства о ситуации в сфере прав человека, потребностях гражданского общества. Не подменяя собой госорганы и НПО, активно участвует в формировании и совершенствовании госполитики в области прав человека, способствует укреплению международного сотрудничества в данной сфере, оперативному выявлению болевых точек и развитию диалога.
Кроме того, это комиссия при Президенте, что говорит о значимости ее статуса, поэтому у нее достаточно большая свобода действий. Тем более в ее состав вошли граждане, часто весьма жестко оппонирующие власти, но при этом готовые конструктивно взаимодействовать, влиятельные государственные и общественные деятели.
А институт омбудсмена создан для защиты отдельных лиц, по своему статусу, уполномоченный является своего рода государственным адвокатом, защищающим нарушенные права конкретного человека. А в целом комиссия и омбудсмен, органично дополняя друг друга на правовом поле Казахстана, вносят свой вклад в сфере защиты прав человека.
– Что дает взаимодействие комиссии с международными и национальными организациями по правам человека других государств?
– Приведу лишь пару примеров пользы такого сотрудничества. При содействии Программы Развития ООН и Кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы была успешно запущена цифровая библиотека комиссии – www.hrc.nabrk.kz. Она не имеет аналогов в странах СНГ и Балтии и бесплатно предоставляет населению всю информацию в сфере защиты прав человека. В сотрудничестве с Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев был подготовлен специальный аналитический доклад "О ситуации с правами оралманов, лиц без гражданства и беженцев в РК".
Тесно взаимодействуем и со многими другими международными организациями, в частности с Представительствами УВК ООН по правам человека, Международной организации по миграции, Центром ОБСЕ в Алматы, Европейской комиссией, Детским фондом ООН. Регулярно проводим совместные международные конференции, семинары, "круглые столы", тренинги для сотрудников государственных органов и НПО, иных организаций.
Комиссия сотрудничает с национальными учреждениями по правам человека России, Украины, Литвы, Молдовы, Грузии, Азербайджана, Армении, Узбекистана. Сейчас устанавливаем более тесные контакты с аналогичными учреждениями США, Канады стран Евросоюза, Юго-Восточной Азии. Развиваем сотрудничество с дипломатическими миссиями, аккредитованными в Казахстане.
– Как оценивают вашу деятельность международные эксперты?
– Деятельность комиссии и динамика развития национальных правозащитных механизмов в нашей республике получают положительную оценку, но вместе с тем эксперты отмечают и отсутствие должной координации и системности в работе некоторых госорганов и правозащитных организаций. Так что сейчас комиссия занимается актуальными вопросами реализации ратифицированных международных договоров, совершенствованием механизмов взаимодействия с партнерами, способствованию формирования позитивного имиджа государства в правозащитной деятельности.
Хочу также отметить, что по данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и МОМ, наши проекты по защите прав лиц без гражданства и беженцев, трудящихся-мигрантов не имеют аналогов в мире и могут быть предложены другим государствам – членам ООН и ОБСЕ в качестве модельных.
– Какие направления работы намечены у комиссии на перспективу?
– Комиссия намерена и впредь решать возложенные на нее задачи по информированию Президента страны о ситуации с правами человека, оказанию содействия процессам совершенствования механизма обеспечения и защиты прав человека.
В сотрудничестве с ПРООН, МОМ, Центром ОБСЕ в Астане, представительством Евросоюза в РК и НПО планируем провести ряд специальных исследований по проблемам имплементации в национальное законодательство и практику норм ратифицированных международных договоров в области прав человека, мониторинга их соблюдения и подготовки национальных отчетов в соответствующие комитеты ООН.
На отдельных заседаниях комиссии будет рассмотрено положение дел в сфере соблюдения прав детей на получение образования и охрану здоровья, прав предпринимателей и потребителей, социально-экономических и трудовых прав работников сферы культуры и искусства, конституционных прав осужденных и условий их содержания, включая вопросы сокращения тюремного населения страны, обеспечения законности и соблюдения конституционных прав граждан на свободу вероисповедания, а также ряд других тем.
Членами комиссии будут проводиться обучающие семинары-тренинги по международным и национальным механизмам защиты прав человека для сотрудников местных госорганов и НПО.
В перспективе планируем готовить специальные аналитические доклады по актуальным вопросам борьбы с торговлей людьми, а также по обеспечению прав каждого на получение образования и квалифицированную юридическую помощь. Будет разработан проект нового Национального плана действий в области прав человека в РК до 2020 года.
Для решения существующих в сфере прав человека проблем в первую очередь необходима единая, четко скоординированная система правовых механизмов и процедур реализации прав и свобод человека. Однако это очень "многовекторный" вопрос, поэтому волей-неволей приходится выделять приоритеты.
Требуют совершенствования вопросы сотрудничества с НПО страны и международными организациями, прежде всего по линии мониторинга соблюдения прав человека, аналитических исследований, участия в образовательных программах, выработки рекомендаций по совершенствованию правовой политики государства. Необходимо активнее использовать правозащитный потенциал институтов гражданского общества, уделять внимание правовому просвещению населения, формировать социально-активную личность, способную отстаивать свои права и требовать адекватного к ним отношения.
К сожалению, права человека еще не стали безусловным приоритетом в деятельности некоторых государственных и правоохранительных органов. Поэтому надо ежедневно и повсеместно снизу добиваться прямого действия Конституции и реального верховенства законов над ведомственными нормативными актами, принятия пакета законов о гражданском контроле над обеспечением прав человека в закрытых и полузакрытых учреждениях всех типов, введения института парламентского расследования.
До сих пор не обеспечивается реальное обеспечение конституционных прав и свобод граждан при производстве дознания и в ходе предварительного следствия. Не искоренены факты насилия и применения пыток, беззакония, допускаемые сотрудниками правоохранительных органов, которые наносят серьезный урон престижу государства, авторитету государственной власти.
Пора бы задуматься и о создании государственного научно-исследовательского института либо академии по правам человека.
– Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию с правами человека в Казахстане и деятельность национальной системы в этой области в целом?
– В целом как достаточно благоприятную. Я убежден в том, что действующее законодательство страны соответствует высоким международным стандартам и создает все правовые условия для свободной реализации гражданами своих прав и свобод. Проблемы есть, но они будут всегда, поскольку жизнь не стоит на месте и она намного сложнее любых правил, придуманных человечеством. Оптимизм и уверенность внушает то, что в сознании казахстанцев все более утверждаются ценности, присущие обществу с развитой демократией.
Казахстан восприимчив к рекомендациям и критическим замечаниям, хотя оценки в этом вопросе, осуществляемые извне, иногда страдают субъективностью и отсутствием должной осведомленности.
Характеризуя деятельность национальной системы защиты прав человека, можно сказать, что в результате проводимых реформ демократические процессы в Казахстане политика уважения, поощрения и защиты прав и свобод человека обрели устойчивый и необратимый характер. Ярким подтверждением тому является успешное председательствование Казахстана в ОБСЕ, ОИС и других авторитетных международных организациях. Наша страна является членом Совета по правам человека ООН и представила свою кандидатуру на пост непостоянного члена Совета Безопасности ООН на 2017–2018 годы.
"Стратегия-2050" и Концепция правовой политики страны нацелены на дальнейшее развитие национальной системы защиты прав человека и обеспечение высокого уровня правовой защищенности гражданин с учетом общепризнанных международных стандартов.
Казахстан ориентируется на дальнейшее конструктивное сотрудничество со всеми международными организациями и правозащитными институтами. Это наш осознанный и последовательный курс.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Кредит доверия 21.02.2014
Куаныш Султанов: Права человека – основа правового государства 20.02.2014
Трудовой патент для гастарбайтеров 20.02.2014
Таир Мансуров рассказал о том, как восстанавливалась резиденция Абылай хана в Петропавловске 19.02.2014
Денег у нас много, мозгов не хватает 17.02.2014
Когда нет уборщицы в доме 17.02.2014
В Мангистау можно и нужно строить нефтеперерабатывающий завод 10.02.2014
Главное преимущество – наличие эффективной Стратегии 07.02.2014
От государственного информпюре 07.02.2014
СПК "Каспий": первые успехи 06.02.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz