NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 12:08 ast
10:08 msk

Главное преимущество – наличие эффективной Стратегии
К.Кожамжаров: Какой-то универсальной модели противодействия коррупции нет. Это неудивительно, поскольку коррупция является социальным явлением с многоструктурным и многоуровневым содержанием. Ее не следует рассматривать исключительно в криминологическом плане
07.02.2014 / интервью

Владимир ОСИПОВ, "Казахстанская правда", 6 февраля

Одним из наиболее важных инструментов выработки решений Главы государства в области внутренней и внешней политики, направленных на обеспечение высокого уровня безопасности личности, общества и государства, является Совет безопасности Республики Казахстан. Мы обратились к помощнику Президента и секретарю этой структуры Кайрату КОЖАМЖАРОВУ с просьбой ответить на вопросы в свете Послания Главы государства "Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее".
– В 2013 году в Казахстане началась реализация нового политического курса. В Стратегии "Казахстан-2050" особое внимание уделяется вопросам укрепления законности, совершенствования борьбы с преступностью, противодействия терроризму и экстремизму. В нынешнем своем Послании народу Нурсултан Назарбаев вновь напомнил о необходимости повышения качества работы всей правоохранительной системы, а также поручил продолжить формирование и реализацию новой антикоррупционной стратегии. Мы знаем, что на вас возложена координация работы по исполнению ряда поручений Главы государства, касающихся этих вопросов. Кайрат Пернешович, чем в этом контексте вам запомнился прошедший год и что сделано?
– 2013 год был напряженным и продуктивным, поскольку положил начало большим переменам в жизни общества. Уже в январе состоялось совещание с участием Президента, на котором был рассмотрен целый комплекс вопросов, связанных с усилением защиты конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств. В последующем мы уделяли особое внимание разработке Государственной программы дальнейшей модернизации правоохранительной системы Республики Казахстан на 2014–2020 годы, утвержденной Указом Президента в конце прошлого года. Реализация данного документа позволит сформировать новую модель правопорядка, ориентированную на использование современных методов работы. Эффективность работы будет определяться, в первую очередь, на основе внешней оценки. Тем самым положено начало отходу от изжившей себя чрезмерно репрессивной, избыточно милитаризованной модели деятельности правоохранительных органов, работа которых оценивалась исключительно по ведомственным показателям.
По поручению Главы государства создана и работает Комиссия по вопросам кадровой политики в правоохранительных органах. Наряду с согласованием кандидатур на руководящие должности она занимается формированием президентского резерва руководителей правоохранительных и специальных органов. Важным событием стала подготовка нового Уголовно-процессуального кодекса, соответствующего требованиям времени и международным стандартам. В настоящее время проект документа рассматривается депутатами Парламента. Законодательное закрепление предлагаемой в нем модели досудебного производства, ориентированной на европейские стандарты, и другие новеллы будут способствовать усилению защиты конституционных прав граждан, повышению эффективности правосудия и укреплению законности в целом.
С 2013 года начата работа по обновлению антикоррупционной стратегии государства. Это назревший вопрос. Сформированные ранее механизмы и инструменты противодействия коррупции практически исчерпали свой ресурс и не позволяют осуществить переход на уровень государств, добившихся наиболее впечатляющих успехов в этой сфере. Разумеется, в предыдущие годы была проделана значительная работа в этом направлении, но нужно двигаться дальше. На уровне межведомственной рабочей группы подготовлен целый пакет предложений. Мы обсуждаем их с приглашенными авторитетными международными экспертами. Президент дал нам время до июля текущего года.
– Одним словом, в центре внимания оказались вопросы общественной безопасности?
– Это закономерно, поскольку Конституция Казахстана признает человека, его жизнь, права и свободы приоритетными по отношению к публичным интересам государства. Что такое общественная безопасность? В первую очередь, это состояние защищенности жизни, здоровья и благополучия членов общества от реальных и потенциальных угроз. В перечне последних – преступность, коррупция, терроризм и другие опасные явления, с которыми призвано бороться государство, опираясь на поддержку самого общества. Сюда же входят вопросы обеспечения бесперебойного и безопасного функционирования различных систем жизнеобеспечения людей.
Состояние защищенности является базовым параметром определения уровня безопасности личности. Особенно важно своевременное выявление и предотвращение потенциальных угроз. К примеру, на фоне существенного повышения требований к использованию иностранной рабочей силы в России и дальнейшего ухудшения ситуации на рынках труда в других странах мы ожидаем усиления нелегальной внешней миграции в Казахстан. Создание единого экономического пространства и проведение в нашей стране столь масштабного мероприятия, как ЭКСПО-2017, неизбежно подстегнут этот процесс. А где большой поток незаконной иммиграции, там расширение теневого сектора экономики и социальной базы преступности, там усиление социальной напряженности.
Вопросам общественной безопасности должно уделяться повышенное внимание как со стороны центральных, так и местных органов власти. Многое здесь зависит от эффективности взаимодействия и координации этой работы.
– Возвращаясь к ранее сказанному. В некоторых постсоветских государствах (в частности, в России и Украине) уже приняты новые УПК, разработанные по европейским стандартам. Но, судя по отзывам экспертов, не все получилось так, как хотелось. Какие-то нормы оказались неработающими, при применении других возникли сложности. Казахстан не столкнется с подобной ситуацией после вступления в силу нового УПК?
– В отличие от наших коллег из СНГ мы пошли по другому пути. Во-первых, решали этот вопрос в комплексе – одновременно разрабатывались проекты сразу четырех кодексов (Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного и об административных правонарушениях). Во-вторых, за счет внесения изменений и дополнений в действующее законодательство в предыдущие годы было создано новое правовое пространство для правоохранительных органов. На этой основе апробировались и внедрялись те институты и инструменты правоприменительной практики, которые получили свое окончательное закрепление в названных законопроектах. Теперь начнем основательную подготовку персонала правоохранительных органов к работе в новых условиях. Все это позволит успешно применять нормы законов, о которых мы говорим. Думаю, у нас получится.
– Раз уж речь зашла о зарубежном опыте, то что мы могли бы заимствовать из антикоррупционных стратегий других государств?
– Какой-то универсальной модели противодействия коррупции нет. Это неудивительно, поскольку коррупция является социальным явлением с многоструктурным и многоуровневым содержанием. Ее не следует рассматривать исключительно в криминологическом плане. Об уровне сложности данной проблемы свидетельствует хотя бы то, что до сих пор не удалось разработать приемлемое с позиций системного анализа определение коррупции. Неудивительно, что каждая страна, добившаяся ощутимых результатов в сфере противодействия коррупции, шла к этому своим путем.
Если же говорить о конкретных формах и методах борьбы с этим злом, то здесь много интересного и поучительного. К примеру, в ЮАР уровень коррупции сегодня ниже, чем в некоторых европейских странах. Этого там добились за счет достижения максимальной открытости государственных органов. Внедрение "культуры прозрачности" с помощью интернет-технологий стало важным фактором успеха борьбы с коррупцией в Республике Корее. Кстати, онлайновую систему контроля за рассмотрением обращений граждан мы тоже начали внедрять в правоохранительных органах. Деятельность антикоррупционного ведомства Сингапура ориентирована, прежде всего, на предотвращение коррупционных правонарушений. В Гонконге Независимая комиссия против коррупции состоит всего из трех департаментов: оперативно-розыскной деятельности, предотвращения коррупции и по связям с общественностью.
Даже этот небольшой экскурс свидетельствует о том, что нам надо, во-первых, сделать приоритетной образовательную составляющую антикоррупционной работы, во-вторых, использовать новые механизмы объединения усилий государства и общества для предупреждения и предотвращения коррупционных правонарушений. Хорошо известно, что коррупция особенно активно проявляет себя, когда страна находится в стадии модернизации. В силу этого нередко реформы терпели неудачу. Государство сделает все возможное, чтобы этого не произошло, но многое зависит и от того, какую позицию займет само общество.
– В 2013 году была разработана и утверждена еще одна государственная программа, непосредственно направленная на обеспечение безопасности личности, общества и государства. Я имею в виду программу по противодействию религиозному экстремизму и терроризму...
– Документ разработан по поручению Президента. Как вы помните, выступая с изложением Стратегии "Казах­стан-2050", Глава государства выразил особую озабоченность в связи с распространением экстремистских религиозных взглядов, чуждых культуре и менталитету нашего народа. Казахстан с первых дней своего независимого развития является объектом усиленной религиозно-мировоззренческой экспансии. Мы не можем игнорировать вероятность того, что указанная тенденция будет усиливаться на фоне ослабления роли традиционных религий и размывания общественного сознания из-за противоречий, порожденных глобализацией и кризисом идентичности.
Это характерно не только для Казахстана, но и для многих других стран, в том числе развитых. Не случайно участники люблинского конгресса по каноническому праву еще в 1994 году признали, что безоговорочное утверждение ценности государственного религиозного нейтрализма не отвечает реалиям нашего времени. Конференция международных неправительственных организаций Совета Европы в марте 2011 года выразила обеспокоенность тем, что страны европейского сообщества не принимают меры по отношению к сектантским эксцессам, которые являются атакой на права человека и основные принципы любого демократического общества.
Мы тоже не должны равнодушно взирать на то, что рядом ведется проповедь нетерпимости ко всем, кто не следует специфической интерпретации той или иной религии, на тех, кто нарушает нормы Конституции. Государство непременно должно иметь возможность предупреждать и нейтрализовать проявления экстремизма, в том числе в сфере религии. А это сложно делать без определения и систематизации программных целей, задач и механизмов противодействия экстремизму и терроризму. По этой причине и была разработана госпрограмма.
– У нас, журналистов, нет должного опыта освещения тем и событий, связанных с проявлениями экстремизма и терроризма. Поэтому очень часто приходится слышать упреки и критику с разных сторон. Вам есть что сказать по этому поводу? Какой должна быть позиция СМИ и что они могут сделать?
– Одна из главных целей экстремистских и террористических организаций в информационной сфере – достижение максимального резонанса в СМИ, провоцирование напряженности в обществе, распространение антигосударственных настроений. Так оказывается давление на власть и политику. Это конечная цель. Кроме того, чем больше журналисты рассказывают о теракте, тем сильнее воздействие на обывателя.
Ответственность СМИ многократно усиливается с учетом того, что международные экстремистские и террористические организации обладают огромными возможностями пропаганды и агитации с помощью современных информационных технологий и средств коммуникаций. В Интернете ими поддерживается работа многочисленных сайтов (по некоторым данным, их насчитывается около 5 тысяч), обеспечиваемых контентом более чем на 40 языках. Организована целенаправленная и адресная работа по промыванию мозгов, рекрутированию новых сторонников и специальной подготовке членов организаций. Большинство молодых казахстанцев, оказавшихся причастными к деятельности таких структур, стали жертвами этой информационной работы.
Международные террористические организации очень тесно увязывают свою деятельность с национальными и религиозными факторами. Там, где усиливается потенциал межэтнических противоречий и разногласий в сфере религии, неизбежно возрастает опасность проявлений терроризма, поощряемого извне.
Победить идею только с помощью силовых методов еще никому и никогда не удавалось. Не отрицая значения деятельности правоохранительных органов и специальных служб, надо помнить, что есть более эффективный и надежный путь к этой победе – необходимо разваливать идеологическую основу экстремизма и терроризма. В данном случае ведущая роль принадлежит СМИ, которые должны создавать атмосферу неприятия и резкого осуж­дения этих крайне опасных для любого общества явлений. Нужна системная, грамотная и целенаправленная информационная работа.
Мы создали уникальную модель светскости и веротерпимости. Признан во всем мире казахстанский опыт выстраивания диалога в сфере межэтнических отношений. Все это – великое достояние нации, наш долг – сохранить и передать его потомкам.
– По мнению специалистов, огромным вызовом модернизации является специфика региона. Имеются в виду проблемы так называемого Большого Среднего Востока, которые особенно остро ощущаются в Афганистане и в ряде других стран. Массовая безработица, крайне низкий уровень жизни, рост влияния международных экстремистских и террористических организаций, столкновение геополитических интересов держав, усиление межэтнической напряженности, радикализация сферы религии. Эти неблагоприятные внешние факторы могут быстро трансформироваться в реальные для Казахстана угрозы и опасности. Что мы можем всему этому противопоставить?
– В некоторых странах региона до 80% населения проживает за чертой бедности. Неудивительно, что наблюдается рост потенциала религиозного экстремизма и социальной напряженности.
Не меньше нас беспокоит и то, что усиливается взаимосвязь терроризма с организованной преступностью, незаконным оборотом оружия, наркобизнесом и нелегальной миграцией. Есть опасность, что выйдет из-под контроля ситуация в Афганистане, на который приходится практически весь объем производимого в мире героина. Казахстан – это точка пересечения интересов многих глобальных игроков, в том числе транснациональных преступных сообществ.
Одновременно международные террористические организации активизируют работу по вербовке своих сторонников среди последователей нетрадиционных религиозных течений.
Одним словом, есть над чем работать. Мы понимаем, что нужны новые механизмы и инструменты обеспечения национальной и региональной безопасности. В текущем году эти вопросы будут обсуждаться на уровне Совета безопасности, его межведомственных комиссий и экспертных групп.
Поскольку все более заметной становится тенденция регионализации проблем глобальной безопасности, Казахстан будет стремиться к углублению сотрудничества в рамках таких перспективных региональных институтов коллективной безопасности, как ОДКБ и ШОС.
Многое делается для укрепления Вооруженных сил, оснащения их самым современным вооружением и техникой, обеспечения высокого уровня мобильности и оперативного управления. Налаживается производство отечественной высокотехнологичной продукции военного назначения. Казахстанское содержание в общем объеме товаров, работ и услуг военного и двойного назначения уже достигло 30%.
Достаточно интенсивно осуществляется боевая подготовка личного состава к действиям в разных условиях. Только за один 2013 год проведено более 90 учений, в том числе международного уровня – "Степной орел", "Боевое содружество" и другие. В текущем году в Казахстане будут проведены учения Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ, направленные на предупреждение угроз, которые могут возникнуть в связи с выводом коалиционных сил из Афганистана.
Большое внимание уделяется реформированию Пограничной службы, которая является важным звеном системы национальной безопасности. Есть соответствующий комплексный план мероприятий. Первым шагом стала проведенная в 2013 году аттестация стражей границ, включая руководящий состав.
Все это имеет большое значение не только для предотвращения возможной внешней агрессии. Такая опасность практически сведена к нулю благодаря политике Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Это важно, в первую очередь, для предупреждения и пресечения проникновения на территорию страны боевиков экстремистских и террористических организаций. Если противник будет знать, что будет уничтожен уже на границе, он не решится на активные действия в нашей стране.
В Стратегии "Казахстан-2050" определены и другие пути обеспечения региональной безопасности. К примеру, участие в процессе политического урегулирования и восстановления Афганистана. Лучшим способом стабилизации ситуации в Центральной Азии Президент назвал внутрирегиональную интеграцию. Казахстан, входящий в десятку стран с самой быстрорастущей экономикой, реализующий четкую и перспективную стратегию вхождения в число наиболее развитых государств, имеет все возможности для активного участия в этом процессе. Это выгодное направление развития отечественного бизнеса. Кроме того, мы могли бы оказать помощь в планировании развития.
Многие вопросы будут решаться в ходе реализации Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2014–2020 годы, утвержденной на днях Указом Президента.
– Вы упомянули о межведомственных комиссиях Совета безопасности. С какой целью они созданы и чем будут заниматься?
– В 2013 году мы уделили особое внимание институциональным, нормативно-правовым и организационным мерам, способствующим совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности и позволяющим адаптировать политику в этой сфере к быстро меняющейся ситуации на региональном и глобальном уровнях.
Одним из примеров такой работы является создание в ноябре прошлого года в соответствии с распоряжением Главы государства межведомственных комиссий, образованных в соответствии с главными задачами и направлениями деятельности Совета безопасности. Они будут заниматься комплексным анализом текущей ситуации по кругу вопросов, входящих в компетенцию комиссии, подготовкой проектов решений для оперативного реагирования на события, затрагивающие национальные интересы, экспертизой документов стратегического значения.
Кроме того, при Совете безопасности действует Экспертный совет, образованный в целях выработки научно обоснованных рекомендаций по наиболее актуальным вопросам обеспечения безопасности личности, общества и государства. Совсем недавно на заседании Экспертного совета мы обсудили вопросы обеспечения кибербезопасности, одного из наиболее важных условий развития информационного общества.
Анализ различных угроз национальной безопасности на основе постоянного и комплексного мониторинга ситуации – приоритетное направление нашей работы. Для этого используются все имеющиеся у государства возможности.
– В свое время наш закон о национальной безопасности лег в основу модельного закона СНГ. Какие еще преимущества Казах­стана вы могли бы назвать?
– Главное наше преимущество в сфере национальной безопасности – это наличие эффективной Стратегии развития страны. Ее удалось сформировать благодаря дальновидности и масштабности мышления Главы государства. Своевременное определение приоритетных целей и путей их достижения позволяют уберечь страну от системного кризиса и вывести ее на орбиту устойчивого динамичного развития. Это ключевое условие обеспечения национальной безопасности.
Огромный политический потенциал Лидера Казахстана наглядно проявляется и в сфере международных отношений, в частности, в процессе продвижения идеи евразийской безопасности. Благодаря авторитету Президента наша страна возглавила в 2010 году ОБСЕ. И впервые в истории этой организации 56 стран-участниц на саммите в Астане заявили о своей приверженности не только Евроатлантическому, но и Евразийскому сообществу безопасности. Тем самым положено начало новому процессу обеспечения всеобщей безопасности. Все мы хорошо знаем, какую выдающуюся роль сыграл Нурсултан Назарбаев в предотвращении распространения ядерного оружия. В марте текущего года он вновь будет участвовать в Глобальном саммите по ядерной безопасности в Гааге.
Примечательно, что в своем нынешнем Послании народу Президент в числе ценностей, служащих основой дальнейшего развития, назвал не только национальную безопасность, но и участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем. Мы призваны укреплять эту основу.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Кредит доверия 21.02.2014
Куаныш Султанов: Права человека – основа правового государства 20.02.2014
Трудовой патент для гастарбайтеров 20.02.2014
Таир Мансуров рассказал о том, как восстанавливалась резиденция Абылай хана в Петропавловске 19.02.2014
Денег у нас много, мозгов не хватает 17.02.2014
Когда нет уборщицы в доме 17.02.2014
В Мангистау можно и нужно строить нефтеперерабатывающий завод 10.02.2014
Главное преимущество – наличие эффективной Стратегии 07.02.2014
От государственного информпюре 07.02.2014
СПК "Каспий": первые успехи 06.02.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz