NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 18:48 ast
16:48 msk

"Transparency Kazakhstan": реформы "нон-стоп" мешают борьбе с коррупцией
Н.Малярчук: За 15 лет Казахстан никогда не поднимался выше 3-х баллов в ИВК. Что говорит о том, что эксперты различных организаций достаточно низко оценивают уровень прозрачности в стране
03.02.2014 / интервью

Мадина Есентаева

Казахстану, увы, в области коррупционных нарушений отводится место где-то между Гондурасом и Афганистаном – мздоимство не просто процветает, это явление буквально стало основой общества. Тем не менее, эксперты в области подобных преступлений утверждают, что наша страна отнюдь не стоит на месте, совершенствуется законодательство, работает финансовая полиция, идут непрерывные реформы. Реформ даже слишком много, считает председатель попечительского совета ОФ "Transparency Kazakhstan" Наталья Малярчук, непрерывные изменения плодят коррупционные лазейки в законодательстве. В сфере коррупции, кроме того, появляются новые тренды, недавний опрос "Барометр мировой коррупции" показал, что население считает НПО тоже коррумпированными, как и чиновников и правоохранительные органы.
– Чем занимается ОФ "Transparency Kazakhstan", какова его роль в противодействии коррупции?

– Основной задачей "Transparency" является исследование коррупции, выработка рекомендаций и мер по противодействию этому социальному злу, работа с государственными органами в сфере выработки действенных мер в борьбе с коррупцией. Мы не боремся, как некоторые заявляют, с коррупцией, не ловим преступников – наша задача исследовать. Коррупция – это системное явление. Зная причины, по которым возникает коррупция, можно принимать конкретные меры для ее искоренения. "Transparency Kazakhstan" – национальное отделение международной организации "Transparency International". "Transparency International" – международное общественное движение по противодействию коррупции, созданное в 1993 году бывшим директором Всемирного банка Питером Айгеном. В данный момент организация объединяет 100 отделений по всему миру, ее деятельность координируется Международным Секретариатом, расположенным в Берлине, Германия.
– У Казахстана традиционно не самые лучшие показатели в различных рейтингах коррупции, вероятно, и в настоящее время нам нечем гордиться?
– Не могу говорить за всех, остановлюсь на тех исследованиях, которые проводит наша организация. На сегодня это: экспертная оценка, фиксируемая в ежегодном исследовании "Индекс восприятия коррупции" и исследование, которое изучает коррупционный опыт граждан – Барометр мировой коррупции.
Индекс восприятия коррупции, который агрегирует данные, полученные из разных источников, предоставляющих сведения о восприятии уровня коррупции в государственном секторе различных стран со стороны деловых кругов и экспертов по соответствующим странам. Расчет результатов ИВК включает следующие этапы:
1. Выбор источников данных
2. Стандартизация данных, полученных из отдельных источников
3. Расчет среднего значения
4. Отчет о мере неопределенности (В ИВК учитываются относящиеся к каждому результату средняя квадратичная ошибка и доверительный интервал, фиксирующие вариацию оценок источников данных, доступных для соответствующей страны/территории.)
За 15 лет Казахстан никогда не поднимался выше 3-х баллов в ИВК. Что говорит о том, что эксперты различных организаций достаточно низко оценивают уровень прозрачности в стране. Примечательно, что если в предыдущие годы баллы Казахстана снижались в большей степени правозащитными организациями (т.е. оценки были привязаны к политическим факторам), то в 2013 году низкие баллы были получены экспертами Фонда Бертельсмана и Всемирным Экономическим Форумом, которые оценивают уровень конкурентоспособности и бизнес-прозрачности стран мира.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ИНДЕКСА ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ (ИВК) РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН С 1999 ПО 2013 ГОДЫ (БАЛЛЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ КАЗАХСТАНОМ)


Согласно Индексу восприятия коррупции, набранные Казахстаном баллы снизились на два пункта в 2013 году (с 28 до 26). Казахстан является менее коррумпированным среди пяти республик Центральной Азии, тем не менее, его рейтинг ниже многих других стран Евразии, в том числе Грузии, Армении и России с баллами 49 (место 55), 36 (место 94) и 28 (место 127) соответственно. Средний балл восприятия коррупции в мире в 2013 году составляет 43.



Само исследование "Индекс восприятия коррупции" не предполагает детализированные оценки коррупции по каждой сфере. Оно (исследование) агрегирует данные из разных источников, которые уже более детально, каждый в своей сфере оценивает уровень прозрачности и состояние дел в той или иной сфере.
В настоящее время основной формой коррупции в Казахстане по оценкам экспертов различных агентств является нецелевое использование государственных средств. По данным Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (Финансовая полиция), 78% коррупционных преступлений совершаются в сфере государственных закупок акимами, их заместителями и сотрудниками акиматов.
В соответствии с данными ИВК 2013, еще одной серьезной проблемой в Казахстане является рост масштабов теневой экономики. По имеющимся данным, основными факторами, способствующим процветанию коррупции в Казахстане, являются низкий уровень доверия к правительству, правовая безграмотность, а также отсутствие эффективно работающий правоприменительной системы. Повышение уровня прозрачности и подотчетности в Казахстане станет возможным при совершенствовании механизмов доступа к информации о расходовании государственных средств.
– А что говорят граждане?
– В 2013 году Казахстан был включен в исследование "Барометр мировой коррупции", исследование – единственны всемирный опрос общественного мнения, касающийся как восприятия, так и опыта столкновений с проявлениями коррупции. Барометр мировой коррупции за 2013 г. (это уже восьмой выпуск опроса), отражает ответы 114 270 человек из 107 стран мира; на сегодняшний день этот опрос является самым представительным по охвату государств. В рамках Барометра мировой коррупции гражданам задаются вопросы, касающиеся восприятия ими коррупции в собственных странах в целом, а также относительно того, в каких институтах проблема коррупции стоит особенно остро. В опросе также предлагается дать оценку опыта столкновений граждан с проявлениями коррупции при получении 8 видов государственных услуг за последний год. В рамках опроса гражданам предлагается оценить насколько, по их мнению, была эффективна деятельность их правительств по противостоянию коррупции, а также затрагивается готовность респондентов лично включиться в борьбу с коррупцией. В 2013 г. в Барометр мировой коррупции были включены вопросы к гражданам, касающиеся восприятия ими важности влияния групп особых интересов и значения личных связей в странах проживания респондентов.
По результатам исследования чаще всего наши сограждане давали взятки полицейским. 19% респондентов Барометра сообщили, что взятки – это единственный путь получения госуслуги; 33% платили взятки для ускорения процесса оказания услуг; 8% респондентов взятками пытались получить услуги по меньшей цене, а 39% давали взятки в форме подарков или благодарностей.
Но одна цифра нас поразила больше всего: 23% процента респондентов считают неправительственные организации подверженными коррупции. Появился фактически новый тренд. То есть, с одной стороны появление НПО в подобном списке говорит о том, что гражданское общество начало работать, и люди знают о неправительственных организациях, с другой стороны, граждане считают, что НПО не отстаивают их интересы.



– В своем последнем Послании президент Назарбаев подробно остановился на вопросах борьбы с коррупцией. Какие выводы можно сделать из его речи и вообще из государственной стратегии противодействия этому социальному злу?
– Президент предлагает подобные меры из года в год – они просто не исполняются надлежащим образом, и здесь мы возвращаемся к вопросу неэффективности госуправления. В Казахстане законодательство, в том числе, коррупционное, достаточно современно. У нас одних из первых появился специализированный орган по борьбе с коррупцией, который в рамках Конвенции ООН. Я говорю о финансовой полиции. Мы единственные, кто принял ряд законодательных мер по реформированию нормативных актов в сфере противодействия коррупции. Мы одними из первых среди стран СНГ начали комплексно внедрять программы стимулирования мер по борьбе с коррупцией, в частности, поощрение тех, кто сообщает о фактах вымогательства.
В сфере оказания государственных услуг безусловным успехом можно назвать усовершенствование системы оказания государственных услуг и создание центров обслуживания населения, а также перевод большей части государственных услуг в электронный формат. Здесь также необходимо отметить все более широкое внедрение новых технологий в работу правоохранительных органов, а именно установка камер фиксации правонарушений на автодорогах, тем самым существенное сокращение контактов полицейских и граждан, что безусловно, снижает уровень коррупционных правонарушений.
В сфере доступа к информации, хотелось бы отметить более качественную работу веб-сайтов государственных органов. Не все и не всегда соответствуют всем стандартам прозрачности, но по сравнению с нашими исследованиями в 2008 году, их качественные характеристики существенно улучшились.
В сфере внедрения международных стандартов – это постоянная работа государственных органов с международными организациям. По сравнению с началом 2000-х, государственные органы стали более открыты к различным исследовательским миссиям из международных организаций, приезжающих в Казахстан для проведения различных исследований. К рекомендациям международных и национальных организаций уделяется особое внимание, проводятся многосторонние обсуждения, результаты которых позже можно увидеть в нормах законов. Немаловажным фактом успеха можно назвать и активную деятельность правительства в сфере достижения прозрачности в добывающих отраслях. Присоединение к Инициативе прозрачности добывающих отраслей (EITI). Казахстан начал публиковать в открытом доступе данные, которые до сих пор были закрыты и теперь любо желающий может узнать в каком объеме и куда направляются средства добывающего сектора страны. Пока публикуемые данные не столь детализированы, как хотелось бы – но это уже хорошее начало.
Системно и законодательно в стране сделано многое, осталось только нам всем начать исполнять то, что прописано в законах, то, что поручает президент. Возможно, нужно закончить реформирование законодательства, и начать просто применять его. Непрекращающиеся реформы, не дают возможности понять, какие есть недоработки, что необходимо усовершенствовать, как вновь начинаются изменения. Кроме того, кампания по реформированию законодательства породила много отсылочных норм, они стимулируют коррупционные риски. Сам по себе закон или постановление могут быть совершенно нормальными, но при взаимодействии с другими подзаконными актами возникают коллизии, которые невозможно преодолеть без использования коррупционных схем.
– Как вы оцениваете работу правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции?
Если говорить об уровне прозрачности в правоохранительной системе, то следует прежде всего отметить, что на всем пост-советском пространстве коррупция в правоохранительных органах очень высока.
Пока мы не можем сказать, несмотря на существенные подвижки в этом вопросе, что правоохранительные органы Казахстана достаточно открыты. Прежде всего, это касается статистики, информации по громким расследованиям, работы в сфере профилактики коррупционных правонарушений.
Отельное беспокойство вызывают постоянные слухи об упразднении Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (Финансовая полиция). Нельзя забывать, что этот орган создан в рамках международных обязательств Казахстана.
Да, есть нарекания, упреки в недостаточной работе органа, тем не менее, он выполняет свои обязанности, его эффективность видна. Упразднение ведомства и передача его функций КНБ, МВД или прокуратуре увеличит итак высокую нагрузку на эти органы, что может снизить эффективность в процессах противодействия коррупции.

Основная причина распространения коррупции в госорганах, согласно мнениям экспертов, связана с издержками государственной системы набора кадров, которая сама по себе является коррумпированной. Менее значимыми в данном случае факторами считаются объективные условия существования государственной службы – низкая зарплата и неэффективный менеджмент. Согласно мнениям отдельных экспертов, основной причиной коррупции в государственных органах является также наличие широких полномочий у ведомств при низкой степени их ответственности и подконтрольности перед государством и обществом.


– Что ожидает "Transparency Kazakhstan" в будущем, на что будут направлены антикоррупционные усилия?
– У нас обширная, разноплановая программа действий. Прежде всего, мы будем продолжать исследовательскую деятельность, используя налаженные партнерские отношения с государственными органами. Безусловно, мы заинтересованы в сотрудничестве с государственными структурами, которые принимают решения. Расширится и сфера нашей работы с гражданами: этой весной мы открываем Антикоррупционную школу для студентов. В школу будут приглашаться иностранные и отечественные эксперты, в том числе чиновники, которые расскажут о мерах противодействия этому виду преступности. Пилотный проект включает обучение 100 человек, занятия бесплатные. В дальнейшем мы намерены пригласить на учебу госслужащих. Основная задача школы – показать, что жить "чисто" выгодно и просто приятно, и что бороться с коррупцией вполне реально. Совместно с нашими партнерами в России, Белоруссии, Армении и Украине мы начинаем исследование коррупционных рисков в Таможенном союзе.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Кредит доверия 21.02.2014
Куаныш Султанов: Права человека – основа правового государства 20.02.2014
Трудовой патент для гастарбайтеров 20.02.2014
Таир Мансуров рассказал о том, как восстанавливалась резиденция Абылай хана в Петропавловске 19.02.2014
Денег у нас много, мозгов не хватает 17.02.2014
Когда нет уборщицы в доме 17.02.2014
В Мангистау можно и нужно строить нефтеперерабатывающий завод 10.02.2014
Главное преимущество – наличие эффективной Стратегии 07.02.2014
От государственного информпюре 07.02.2014
СПК "Каспий": первые успехи 06.02.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz