Алексей МЫКИТЮК, "Мегаполис", 25 ноября
Поездов на магнитной подушке, передвигающихся со скоростью 500 километров в час, казахстанцам не видать еще много-много лет. Пока население страны не вырастет до сопоставимых с Китаем размеров, у таких грандиозных проектов не будет шанса окупиться. На что еще влияют демографические особенности нашего государства, "Мегаполису" рассказал вице-министр индустрии и новых технологий Нурлан САУРАНБАЕВ. – Нурлан Ермекович, объясните, по какой причине мы продолжаем прокладывать рельсы, если действительно новейшей технологией сейчас являются поезда на магнитной подушке? – Всему есть своя цена. Строительство новейших дорог, как например, в Китае, обходится в 20–30 миллиардов долларов. При этом необходим определенный объем пассажиропотока, который бы окупал эти затраты. Ежедневно в Пекине туда и обратно проезжает 30 миллионов человек. А у нас за 1 год пассажиропоток всего 20 миллионов человек. Поэтому, если ставить целью такие проекты, – они будут неподъемны для экономики. Я бы не сказал, что технологии, которые сейчас используется на наших железных дорогах, старые. Вы посмотрите, в Европе используют стандартные двухрельсовые пути и монорельсы. А у нас сейчас совершенствуются вагоны и электровозы, все пути в стране электрифицированы, скорости резко выросли, и в целом это нас удовлетворяет. Например, железная дорога Алматы – Астана: раньше поезда ходили от 24 до 36 часов, а сейчас время в пути на скоростном поезде всего 12 часов. – С какими проблемами мы можем столкнуться, если заработают все проекты ФИИР? Демографический фактор и там будет играть роль? – Проблема у нас в объеме рынка. Объем производства ведь всегда влияет на стоимость товара, а рынок у нас маленький. Но когда мы открываемся для Единого экономического пространства, это уже другой уровень. Одно дело производить товар на 17 миллионов человек, и совсем другое, если на 170 миллионов. Само производство будет уже другое. С другой стороны, заходя на рынок России и Белоруссии, мы допускаем их производителей к себе, из-за чего в нашей стране конкуренция тоже возрастает. Теперь на наших тендерах с 2014 года будут участвовать белорусские и российские компании. Но если в рамках союза с ними наши рынки еще конкурентоспособны, то во Всемирной торговой организации, где, говоря спортивным языком, все страны-профессионалы, мы будем на любительском уровне. Сегодня для поддержки казсодержания мы создаем условные скидки для отечественных производителей, что позволяет им запрашивать цену на 20% больше, чем другим. Кроме того, у нас не хватает хороших специалистов, разбирающихся в новых технологиях. Конечно, программа "Болашак" решает много вопросов, но нам нужны специалисты среднего уровня. – Вот вы упомянули о казахстанском содержании в товарах. Как развивается это направление? Предприниматели жалуются, что вынуждены прибегать к различным ухищрениям, чтобы повышать отечественную долю в товарах, изготовленных из привозных деталей. – Сначала каждый производитель должен получить сертификат качества СТ KZ на свою продукцию. Для этого предприниматели предоставляют в Торгово-промышленную палату калькуляцию, где отображена вся структура стоимости товара. В течение недели ее анализируют, рассчитывая, сколько денег идет на зарплату и прочие расходы. Кроме того, представители палаты приезжают на объект, где видят, из чего и как ведется производство. В итоге в сертификат записывается, какая доля казахстанского содержания имеется в стоимости товара. А при проведении тендера любое уклонение выявляется, так как все участники находятся в одной ассоциации и знают друг друга. В целом же процент казахстанского содержания на рынке увеличивается как по абсолютному, так и по качественному показателю. Отечественному производителю сейчас достается порядка 30 миллиардов долларов с тендеров! Такого еще никогда не было! В виде контрактов от недропользователей, системообразующих предприятий, национальных компаний эти деньги поступают на наш рынок. Это неимоверно большая сумма, которая должна позволить компаниям в кратчайшие сроки провести модернизацию. |