NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 16.04.2024 14:35 ast
12:35 msk

От "комиксов" к осмыслению
Г.Илеуова: Обратите внимание, как сильно изменился характер межэтнических и внутриэтнических, внутриказахских отношений за последние 10 лет (чего стоит деление на нагыз- и шалаказахов!). Как усложнился религиозный фактор: речь ведь не только о религиозных экстремистах, но и о существенной модификации состояния уммы Казахстана
25.04.2011 / интервью

Джанибек Сулеев, "МК в Казахстане", 20 апреля

В конце апреля в Алматы пройдет Круглый стол, на который соберутся социологи и журналисты для обсуждения проблем производства, трансляции и потребления социологической информации в РК. В этой связи мы задали несколько вопросов одному из организаторов мероприятия, руководителю ОФ "ЦСПИ "Стратегия" Гульмире Илеуовой.
- Фонд занимается социологическими исследованиями. Довольно часто результаты таких исследований - не обязательно ваших - ставятся под сомнение. Что Вы скажете по этому поводу?
- Мы провели опрос среди экспертов, той группы, которая, как нам казалось, является одной из самых активных потребителей социологической информации. Не буду говорить обо всех результатах этого исследования, они будут опубликованы в открытой печати. Но результаты показали средний уровень удовлетворенности экспертной группы получаемой социологической информацией, что, конечно, не может устраивать социологов-профессионалов. Основные обвинения в адрес социологов - заказной характер полученных данных, ангажированность организаций, неглубокий анализ результатов, нерегулярность, низкая частота выходов социологических материалов и др. Эта критика звучит довольно часто. В свою очередь могу сказать, что ситуация с невысоким уровнем доверия социологии в Казахстане сложилась не сегодня и тому есть много объективных и субъективных причин. Есть и проблемы развития самой социологической отрасли, есть проблемы, связанные с узостью рынка, малым количеством заказчиков. Есть и вопросы к тому, как освещаются социологические исследования в средствах массовой информации - мы не считаем это отражение в достаточной степени адекватным. Зачастую за обвинениями в афилированности и недостаточной глубине стоят или банальное нежелание журналистов возиться с цифрами, или политика редакции, которую не устраивает картина, описываемая средствами социологии. И все же социологии в Казахстане становится все больше из года в год. Социологические исследования стали активно проводиться по заказу государственных органов, что предполагает, надеюсь, такое же их активное использование в управленческой практике. Упомянутый выше опрос показал, что и среди экспертов есть заинтересованность в получении социологических данных.
- Как, на Ваш взгляд, должна быть обозначена репрезентативность? Как, по-вашему, должны быть представлены аульные и городские казахи? Вы же знаете о миграции не только в плане смены места жительства, но и том, что, даже оказавшись в городе, многие казахи считают себя аульными.
- Проблема репрезентативности получаемых данных, безусловно, является одной из важнейших в социологии. Ваш подход отражает ту непроработанность в вопросе оценки соотношения количественных и качественных методов исследований, интерпретации их результатов, которая сложилась у нас на уровне социологов-практиков. На самом деле происходит усложнение социальных процессов в РК, при этом использующиеся объяснительные социологические модели бывают крайне примитивны и односторонни. Линейные по существу результаты массовых опросов населения не всегда удовлетворяют запросам, а вместе с тем это один из главных, единственных для некоторых организаций, методов исследования. Т.е., например, на самом деле есть существенные ментальные отличия между горожанами, тем более во втором, третьем поколении, и теми, кто стал жить в городе только в последние несколько лет, и эти различия слабо проявятся при использовании количественных методов опроса. В итоге будет получена усредненная картина по всем горожанам, вне зависимости от времени их проживания в городе. Разницу можно вскрыть при использовании иных, более точных, качественных методик, таких как глубинные интервью, фокус-групповые обсуждения. В то же время, я думаю, это различие имеет принципиальное значение при оценке респондентами долгосрочных и глубинных процессов/явлений, например, вопросов, связанных с идентификацией, культурой людей. В то время как на оценку социального самочувствия время проживания в городе не оказывает такого существенного значения. В данном случае в большей степени играет роль вопрос доходов людей, и поэтому количественные методы вполне применимы, а при необходимости, исходя из задач исследования, можно использовать комплекс методов.
- На Ваш взгляд, искренность респондентов зависит от интервьюирования или анкетирования?
- Прежде всего, это две разные методики, и решают они разные задачи, а в конце будет либо текстовой отчет, либо диаграммы. Как показывает наш опыт, искренность, честность при ответах чаще достигается при интервьюировании респондентов, а также на фокус-групповых обсуждениях, безусловно, при наличии хорошей профессиональной подготовки социолога, использующего данные методики. В то время как к анкетам у респондентов отношение более формальное, но нельзя не учитывать, что и сама методика предполагает такое отношение - в условиях ограниченности выбора вариантов ответа… Эффект наличия "социально одобряемого поведения" у респондентов, "спирали молчания" также присутствует при массовых опросах населения, т.е. неискренние ответы, уход от ответов. Но не могу связывать это только со страхом, опасениями опрашиваемых говорить правду. И интервью, и фокус-групповые обсуждения сопровождаются аудио- и видеозаписью, однако же это не мешает людям в течение двух и более часов откровенно обсуждать самые разные актуальные, в том числе и политические, вопросы. К откровенности располагает сама форма фокус-группы - неспешное чаепитие, неформальный разговор. В какой степени искренни респонденты при исследованиях, хочу проиллюстрировать таким примером. Только 3% казахов, отвечая на вопрос "Кем Вы считаете себя в первую очередь?", называют себя представителем своего рода. В то же время на фокус-групповых обсуждениях тема родовой принадлежности самих респондентов, их близких и знакомых, а также представителей элитных групп, руководителей страны является одной из самых обсуждаемых. Полагаю, что данная тема по каким-то причинам до сих пор табуирована, и это проявляется в массовых опросах. И вместе с тем она - часть повседневных практик, поэтому в разговорах ее заинтересованно обсуждают.
- Каково значение "выборки" в наших казахстанских условиях?
- Речь, видимо, идет о квотной выборке? На самом деле мы практикуем опрос респондентов по месту жительства. Т.е. опрашиваем людей не на улице, не на работе, а у себя дома, при этом отбор респондентов осуществляется на основе специально разработанной квотной выборки. Эта выборка учитывает такие характеристики опрашиваемого, как пол, возраст, этническая принадлежность, а также место проживания: город/село и область. Квотная выборка применяется в некоторых странах бывшего СССР. Только в разных странах в основание берутся разные характеристики респондентов: в России, например, не учитывается этническая принадлежность, но важным является образование опрашиваемого. Есть и другие подходы к выборке, случайная, например. Наша организация, как, думаю, и другие в Казахстане, использует именно эту выборку, поскольку она хоть и сложная в техническом плане, но зато обеспечивает высокую репрезентативность данных. Нам часто говорят: "Вот идет человек по улице, а на него набрасываются с вопросами. Разве он станет отвечать искренне?". Так вот, мы не опрашиваем на улице любого прохожего. Интервьюеры опрашивают по месту жительства определенного человека. Определенного по его характеристикам, конечно, а не по фамилии. А потом мы выборочно проверяем эту работу - по телефону или по адресу. Но, безусловно, мы стараемся расширять свои подходы, особенно, если этого требуют задачи исследования.
- Всегда ли учитывается фактор языковой наполненности вопросников - на вопрос о макроэкономических понятиях можно получить ответ. Но всегда ли вопрос понят? Или для того чтобы казаться значительнее, респондент начинает высказывать мнение, где-то когда-то слышанное: "голубые фишки - лучшее вложение"?
- Работа по формулированию вопросов и вариантов ответов для анкеты - крайне важный и ответственный этап работы социологов. Согласна, что сложные, двусмысленные формулировки, отсутствие проверочных блоков в анкете могут привести к неправильным результатам. Для нас работа осложняется еще и тем, что мы все исследования проводим на казахском и русском языках, в связи с этим возникает необходимость полной синхронизации в языковом отношении смыслов содержания анкет и путеводителей интервью и фокус-групп. В то же время при решении тех или иных задач исследования очень важным является выбор методов исследования, определения целевых групп. Вполне вероятным может оказаться, что по какой-то проблеме не нужно опрашивать все население, а только представителей некоторых групп. Соответственно, где-то формулировки будут сложнее, где-то проще. Вот, например, оценка разнообразных государственных программ. Мы задаем подобные вопросы и населению, и экспертам, и представителям юридических лиц. При этом население чаще всего опрашивается по поводу осведомленности о программах и общего отношения к ним, в то время как другие группы, кроме этих показателей, должны будут оценить уже отдельные направления и конкретные результаты программ.
- Как Вы относитесь к телефонным опросам и смс-голосованиям?
- Альтернативные методы опросов активно развиваются во всем мире, и Казахстан в этом не исключение. Хотя мы в своей практике используем только очный опрос. У нас все еще недостаточный уровень телефонизации населения. Т.е. для социологических опросов крайне важно, на мой взгляд, чтобы не было дискриминации, которая происходит в связи с отсутствием у некоторых категорий телефонной связи. Когда я слышу о "телефоннике", то для меня это означает, что жители села не опрашиваются. Таким образом, репрезентируется только городское население. Мобильной связью у нас охват выше. Но какова себестоимость такого опроса при наших тарифах на этот вид связи? СМС-голосование я не считаю социологическим методом, хотя при длительных наблюдениях, наверное, можно сделать выводы и с помощью такой методики. Довольно спорны результаты, получаемые с помощью интернет-опросов. При всей оперативности и дешевизне этих исследований заметно важное ограничение: в опросах участвуют только посетители сайтов. Кто сидит в интернете? По нашим исследованиям, в основном молодые люди, горожане, открывающие поисковые, развлекательные страницы. А это не репрезентирует все население страны. Так что для меня до сих пор предпочтительными являются методы, основанные на непосредственном контакте респондента и интервьюера.
- И в итоге, какими Вы видите основные описания казахстанского общества, полученные с помощью социологии?
- Мне кажется, основное, что можно сказать в этой связи, - по мере развития, взросления нашего общества идет накопление знаний о нем. Это, конечно, можно сказать о любом обществе. Но мы - сравнительно молодая страна, тем интереснее и поучительнее жить в ней, изучать протекающие процессы. Например, обратите внимание, как сильно изменился характер межэтнических и внутриэтнических, внутриказахских отношений за последние 10 лет (чего стоит деление на нагыз- и шалаказахов!). Как усложнился религиозный фактор: речь ведь не только о религиозных экстремистах, но и о существенной модификации состояния уммы Казахстана. А дистрофия партийно-политического поля? При наличии 9 партий - 28% затрудняющихся с голосованием. И еще государство, которое стало вновь диктовать "моду" на все и во всем. Возьму только отношение к социологии. В последнее время заметно то внимание, которое стало оказываться социологическим исследованиям со стороны государственных органов. Почти всегда можно слышать речи о необходимости обратной связи с населением и об опросах, эту связь обеспечивающих. Но под эти заклинания на уровне как отдельных министерств, так и на уровне акиматов организован вполне солидный по размерам бюджетный поток "на исследования", который по итогам "освоения" представлен куцыми отчетами, которые к тому же никогда не представляются общественности. Так вот, а теперь соотнесем то усложнение, динамизм общества, которые мы уже наблюдаем и будем наблюдать дальше, и то, каким образом эти изменения исследуются, анализируются. Боюсь, что "белых пятен", непонятого не становится меньше. И это при недостаточно высоком уровне теоретико-социологического осмысления общественных процессов. Так что имеем скорее комиксы, а
не полноценную картину мира.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Задачи решаемы, цели достижимы, когда ими занимаются профессионалы" 27.04.2011
От "комиксов" к осмыслению 25.04.2011
Казахстан партийный 22.04.2011
"У иностранцев здесь вахта, а нам здесь жить" 22.04.2011
Качественно новое отношение к использованию госсредств 21.04.2011
"Ментом нужно родиться!" 21.04.2011
"Нововведения в сфере науки должны привлечь в нее талантливую молодежь, склонную к исследовательской работе" 19.04.2011
Верность традициям 18.04.2011
Демократия – без дефицита 13.04.2011
"Мы привыкли относиться к нефтянке, как к дойной корове" 12.04.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
16.04.24 Вторник
82. БАЙМУХАНОВ Амангельды
75. АБУОВ Кадырбек
74. АСАНБАЕВА Роза
74. КИСТ Виктор
73. СИЙРБАЕВ Ерсерик
72. ЛЕНИВЦЕВ Виктор
71. ШАЛАХМЕТОВА Тамара
70. МЫРХАЛЫКОВ Жумахан
69. БАРКИН Эллен
69. ПЫХТИН Владимир
69. ШЕКАЛИН Юрий
68. АРТЮХОВ Николай
66. КАСЫМОВА Карлыгаш
64. АБДИМОЛДАЕВА Найля
64. КАМАЛХАНУЛЫ Бадельхан
...>>>
17.04.24 Среда
74. ТЛЕМИСОВ Нурлан
73. КУДАЙБЕРГЕНОВ Амангали
72. БАЙМАХАНОВА Галина
71. СУЛТАНГАЛИ Серик
70. ЕСЕНБАЕВ Марат
70. САТТАРОВ Исрапул
69. АСЫЛБЕКОВА Гулюм
69. ЖАКЫПОВ Мирбулат
68. БУРИБАЕВ Аскар
68. САГЫНГАЛИ Алма
68. ТЛЕУМУРАТ Шабден
67. БОРИСЕНКО Александр
67. КАИРГЕЛЬДИНОВ Оразгельды
67. КАЛИЕВ Еркин
66. ПОСМАКОВ Петр
...>>>
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz