Дмитрий Покидаев, "Известия-Казахстан", 16 октября
Агентство по регулированию естественных монополий внесло на этой неделе в парламент законопроект "О внесении изменений и дополнений в закон "О естественных монополиях и регулируемых рынках", предполагающий установление нового порядка тарифообразования на водоснабжение для физических лиц, имеющих приборы учета. О том, как будет теперь исчисляться стоимость воды в республике, и о некоторых других концептуальных аспектах нового проекта закона корреспонденту "Известий-Казахстан" Дмитрию Покидаеву рассказал председатель АРЕМ Нурлан Алдабергенов.
- Нурлан Шадибекович, законопроект разработан с целью совершенствования ценового регулирования субъектов естественных монополий и регулируемого рынка. Каковы его основные направления?
- Прежде всего законопроектом предусматривается введение дифференцированных тарифов на услуги водоснабжения в зависимости от объемов их потребления. Суть этого предложения та же, что и в аналогичном, уже действующем в ряде регионов, механизме оплаты потребленной электроэнергии: за определенный объем воды потребитель платит по уменьшенному тарифу, а каждый кубометр, потребленный сверх этого порога, оплачивается по другому, повышенному тарифу. Разумеется, что это коснется только тех потребителей, у которых есть приборы учета потребления воды. А там где нет приборов учета, объем потребления, определенный исходя из нормы, будет оплачиваться по максимальному тарифу. Таким образом, данная норма закона необходима именно для физических лиц, так как стимулирует население к экономии как водных ресурсов, так и содержимого кошелька человека. Кроме того, в законе предполагается введение гибкой ценовой политики для субъектов регулируемого рынка - доминантов - и внедрение метода сравнительного анализа для региональных электросетевых компаний.
- Главный вопрос в связи с этим: насколько больше придется платить за воду, потребленную сверх?
- Этот расчет будет производиться путем анализа экономического состояния предприятия и платежеспособного уровня населения.
- Распространенный вопрос: зачем дифференцировать тарифы, если есть счетчик? Сколько потребил, за столько и заплатил - разве не так?
- Безусловно, только вопрос ставить надо несколько по-иному: насколько больше заплатил, если не экономил? Действующая система взаиморасчета "тариф-счетчик" не стимулирует потребителя экономить. При такой системе повышение тарифов неизбежно, поскольку водохозяйственные организации в республике в большинстве своем находятся в плачевном финансовом состоянии. А раз повышение тарифов неизбежно, то можно и нужно его смягчить, насколько возможно. Мы могли бы пойти по пути Европы - разом и для всех повысить тариф на водоснабжение настолько, насколько это необходимо для восстановления водоканалов. Но надо же учитывать, что средний заработок в Европе и средний заработок в Казахстане - это разные вещи. Поэтому мы и предлагаем ввести, условно говоря, пониженный тариф для тех, кто воду экономит, и повышенный - для тех, кто за ее расходом не следит. Первые будут платить практически столько же, сколько они платят сейчас. Вторые - больше.
- Как не попасть в число вторых?
- А туда надо постараться не попасть. К примеру, сейчас в Алматы установлена норма потребления в 280 литров на человека, фактически же человек там потребляет в среднем 210 литров. В этом случае стимула для экономии нет. С введением же дифференцированных тарифов на воду население, которое будет потреблять воду в режиме экономии, это не коснется. А вот тем потребителям, которые будут превышать установленный объем, придется раскошеливаться. Поймите, действующие нормы потребления довольно высокие, поэтому заинтересованности в экономии денежных средств у нас сейчас нет никакой. А воды у Казахстана не так уж и много: на сегодняшний день только подземных вод мы потребляем 1,2 миллиона кубометров в год. Запасы же составляют 17 миллионов кубометров - конечно, это переходящий запас, но тем не менее цифры говорят о многом. Если же взять поверхностные воды, то их мы потребляем 19 миллионов кубометров, а годовой запас составляет 42 миллиона. То есть задачу экономии воды решать надо. И если этого не делать, запасы воды будут сокращаться, деятельность предприятий придет в упадок, произойдет резкое повышение тарифов.
- Какие важные новшества может привнести данный законопроект в случае его одобрения?
- Законопроект предполагает введение гибкой ценовой политики для субъектов регулируемого рынка - доминантов за счет введения предельной цены, повышать которую субъекту запрещается. А в рамках предельной цены он может ее менять. Действующий закон предполагает возможность самостоятельного снижения доминантом цены на свою продукцию, а для повышения цены на нее он должен обратиться в АРЕМ с уведомлением и дожидаться решения в течение 30 дней. Это является сдерживающим фактором для снижения цен субъектов-доминантов.
- Для снижения? Вроде бы эта норма вводилась как раз для ограничения повышения цены продукции доминантов…
- А вышло наоборот: действующее законодательство не позволяет доминантам гибко и оперативно реагировать на изменения цен на товарных рынках. И они боятся снижать цены, даже когда для этого есть все основания, потому что потом вернуть их на прежний уровень будет для них проблематично. Яркий пример в этом отношении - ситуация на рынке ГСМ республики в этом году, когда доминанты казахстанского рынка, несмотря на общемировое падение цен на нефть, стоимость на нефтепродукты не снижали. Мы начали изучать эту ситуацию и получили от доминантов один и тот же ответ: если мы сейчас снизим цены на ГСМ и будем оставаться при этом в конкурентной среде с обычными игроками рынка, то для того, чтобы вновь повысить цену, мы, в отличие от них, наткнемся на процедуру 30-дневного согласования этого повышения с регулятором рынка. А конкуренты эти 30 дней будут извлекать прибыль - их цены ведь не регулируются.
- Представители других госорганов предпочитают называть в качестве объяснения высоких цен на этом рынке ценовой сговор…
- А мы не пытаемся объяснить поведение доминантов только этой нормой, мы говорим о том, что это - лишь одна из причин того, почему цены на нефтепродукты в Казахстане доминанты держат на одном уровне вне зависимости от конъюнктуры. И вот после того, как эту дискриминационную по сути своей в отношении доминантов норму устраним, дав доминантам право в рамках предельной цены ее применять, тогда с них можно будет спрашивать за ситуацию на рынке в полном объеме.
- Не боитесь, что они тут же взвинтят цены?
- Нет, мы предлагаем оставить за собой рычаги влияния. Во-первых, они по-прежнему обязаны будут информировать нас об изменении цен, в рамках предельной цены. Во-вторых, мы будем вправе провести проверку обоснованности повышения в случае, если нам поступит сигнал или жалоба на доминантов. Более того, в вопросах контроля мы идем дальше, предлагая еще одну норму о праве уполномоченного органа вмешиваться в ситуацию на рынке, если конкуренты начнут жаловаться на доминанта, который демпингует, то есть продает ГСМ по заниженной цене с явным намерением "перекрыть кислород" остальным участникам рынка, чтобы они, грубо говоря, "вымерли", а он мог потом на рынке диктовать любые свои условия.
- Вы уже упомянули про изношенность основных фондов водоснабжающих организаций, которую призваны отчасти устранить новые тарифы на воду, но примерно такая же ситуация и в электроэнергетике. Здесь новым законопроектом что-то предусматривается?
- Да, это внедрение метода сравнительного анализа при утверждении тарифов региональных электросетевых компаний. Новый метод позволит регулирующему органу оценить эффективность РЭК с учетом множества факторов и сравнивать их с моделью субъекта - лидера рынка, чья деятельность наиболее эффективна. Внесение предлагаемых поправок позволит повысить инвестиционную привлекательность РЭК, в том числе за счет самостоятельной оптимизации деятельности, технологий, повышения производительности труда, сокращения затрат. А уполномоченный орган будет иметь возможность оценить потенциал повышения эффективности для каждого РЭК и установить задачи повышения эффективности в рамках тарифного регулирования. При этом применение нового подхода тарифного регулирования РЭК не приведет к изменению сложившегося паритета цен. Мы рассчитываем, что введение в действие предлагаемых поправок в закон "О естественных монополиях и регулируемых рынках" будет возможно уже с начала 2010 года. |