NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 16:00 ast
14:00 msk

В Казахстане зреет исламская реформация
Аслбек Мусин: Наши идеи притягательны. И люди их охотно воспринимают. Ведь мы практически говорим сегодня то же, что в свое время говорил пророк Мухаммед
30.04.2009 / интервью

Серик МАЛЕЕВ, "Литер", 30 апреля

Ислам как единая религия, зародившийся в VII веке, оказался к XXI столетию разбит на множество религиозных сект и течений, порой несущих прямо противоположный смысл тому, что было записано в Коране. Многие из этих движений возглавляются людьми, подобными Бен Ладену, не гнушающимися на пути к достижению своих целей людскими жертвами.И хотя Коран категоричен в своем предупреждении, полагая, что самый большой грех на земле - создавать сотоварищей Аллаху, именно этим сегодня грешат большинство религиозных течений в исламе. Об этом интервью с руководителю общественного объединения "Ізгі Амал" (известного также у нас в стране как исламское движение "коранитов") Аслбеком Мусиным:

ЛИТЕР-Неделя: Так почему стали возможными подобное религиозное сектантство и фанатизм, приводящие в смятение умы многих людей и, в свою очередь, порождающие в этих умах сомнение в истинности самой мусульманской веры?

А.М.: Дело в том, что сразу после смерти пророка Мухаммеда произошла в прямом смысле катастрофа. "Мусульманские жрецы" умудрились в короткий срок создать собственную религию, основанную на почитании не единого Бога, а целой божественной корпорации, куда вошли: Аллах, пророк Мухаммед, сподвижники пророка, сподвижники сподвижников пророка, ранние лидеры религиозных сект, поздние лидеры религиозных сект, ранние религиозные ученые, поздние религиозные ученые.

Результатом всех этих действий "мусульманских жрецов" стали "хадисы" и "сунна", бесчисленные слова и действия, приписываемые ими пророку Мухеммеду, "иджма" - согласованное мнение множества ранних ученых, "фикх" - религиозные предписания. И все это, наравне с главной книгой мусульман, начало с тех пор выдаваться за божественное откровение. И здесь мы натыкаемся на неразрешимые противоречия. К примеру, иджмы ранних исламских ученых предписывают немедленно убивать вероотступников (отказавшихся от суннизма или шиизма). В то время как хадисы принуждают насильно, под угрозой смерти к принятию ислама язычниками и кяфирами.

Тогда как Коран, напротив, открыто заявляет: "Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле. Разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих?", "Скажи: Истина - от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует".

Поэтому сегодня мы в качестве единственного божественного откровения предлагаем рассматривать только Коран, как это и должно быть. К чему призывал сам пророк Мухаммед. В то время как сунну и хадисы правильнее будет изучать лишь в качестве религиозной литературы. Не придавая им никакой дополнительной нагрузки и, уж разумеется, не рассматривая их в нынешней роли божественного руководства к действию. Чтобы они своими противоречивыми толкованиями не заслоняли от мусульман свет истинной веры.

ЛИТЕР-Неделя: Да, интересная трактовка. Но как, к примеру, насчет запрета на спиртное? Правда ли, что сторонники вашего движения считают употребление алкоголя допустимым делом?

А.М.: Вы же понимаете, что это отдает желтизной. Наши сторонники против употребления алкоголя и наркотиков. Но вместе с тем в Коране нигде не говорится, что за подобное действие следует казнить оступившегося четыре раза, как настаивают хадисы. И наше принципиальное отличие в этом смысле от всех остальных религиозных течений в исламе состоит в том, что в качестве божественного откровения мы принимаем только Коран. Все остальные источники мы рассматриваем как человеческие, и оттого подверженные искажениям, изъянам. И здесь мы не оригинальны. В самом Коране на все не коранические источники наложен категорический запрет.

ЛИТЕР-Неделя: Хорошо. Вместе с тем мы знаем, что когда первые арабские миссионеры принесли в степь ислам, то им не сразу удалось вовлечь в свою веру кочевников. Понадобилось рождение Кожи Ахмета Яссауи, чтобы синтезировать традиционный ислам с верованиями наших предков. Как вы относитесь к такому синтезу? То есть принимаете ли вы вариацию казахского ислама?

А.М.: Если мы начинаем изучать Коран, то сразу находим противоречия между суннитской и шиитской версиями ислама, которые противоречат Корану в своих источниках, в своих основаниях, в своих формах. То есть в Коране нет того, что есть у них, а у них есть то, чего нет в Коране.

Есть также традиционная степная форма ислама, о которой вы говорите, которая в своей основе является суфистской. Хотя и суфизм присутствует везде. Он бывает в горах Кавказа, Пакистана, в пустынях Аравии. Но это все суфизм. И суфизм, так же как и суннизм и шиизм, является девиацией Корана, его отклонением.

ЛИТЕР-Неделя: Я все понял. Вы оставляете один только Коран, а все остальное отметаете. А вам не кажется, что завтра ваши последователи повторят ошибку своих предшественников? То есть они будут рассматривать Коран, но уже с вашими комментариями. К которым со временем прибавятся новые комментарии новых экспертов и ученых-теологов. И все пойдет на старый лад. Сработает старый закон "отрицания отрицания".

А.М.: Между нашим движением и основателями суннизма и шиизма есть существенная разница. Не будем забывать, что суннизм и шиизм возникли как политические движения в исламе, основанные на борьбе за власть. Они подстраивали в этой борьбе Коран под себя. В то время как первым истинным коранитом был пророк Мухаммед, не следовавший ничему, кроме одного Корана. Мы в этом отношении не новое направление.

ЛИТЕР-Неделя: Аслбек, недавно поздним вечером я вышел во двор. Я живу в частном доме. Небо было в перистых облаках, и они создавали объем. И вдруг я ощутил этот объем. А потом попытался себе представить всю бесконечность Вселенной, лежащей за этими облаками, за нашей планетой. Пока не возникло в какой-то момент ощущение прямого контакта с Богом. И тогда я задумался, а нужны ли вы все мне: проповедники, толкователи, теологи, хадисы Корана, Тора, Библия, если в общении со Всевышним я могу обходиться и без посредников?

А.М.: Посредники никакие не нужны. Это является одним из пунктов нашей доктрины. Но на контакт с Богом сам человек выйти не в состоянии.

ЛИТЕР-Неделя: Почему?

А.М.: Потому что Бог является существом нематериальным. Вы не можете испытать его присутствие никоим образом. Суфисты, буддисты, даосисты говорят о том, что такой контакт возможен. Это все естественные религии, отождествляющие Бога и мир. И то ощущение, которое возникло у вас, не имеет никакого отношения к чувству богобоязни, о которой говорит Коран. Оно работает на другом уровне. Его можно назвать чувством благоговения, восхищения, но никоим образом его нельзя называть ощущением присутствия Бога. Всевышний по отношению к вам - это намного больше и несравненно масштабнее, чем отношение галактики и песчинки. Потому что между галактикой и песчинкой больше общего, чем между вами и Аллахом. В отношении Бога нельзя применять никакие чувственные и рациональные категории. В Коране говорится, что он одновременно дальше и ближе всего к вам. Ближе, чем ваша собственная сонная артерия. Единственное, что мы можем, - это вычислить о нем в негативе - то, что он не является чем-то и кем-то.

ЛИТЕР-Неделя: Оставим этот спор, который может затянуться до бесконечности. Перейдем к другой теме. Я вижу в ваших рассуждениях рациональное зерно, но не готов согласиться в главном. Ведь хадисы и сунну писали не глупые люди, среди них были выдающиеся личности, а вы предлагаете все это отбросить в сторону. Мне сам подход ваш не нравится.

А.М.: Но ведь и "Майн кампф" писал не глупый человек. Антон Шандор Лавей, написавший "Черную Библию", был тоже не дурак. Причем здесь это? Человек может свой ум применять в разных направлениях.

ЛИТЕР-Неделя: Но ведь это опыт других людей, который вы готовы отменить?

А. М.: А вы вслушайтесь в мои слова. Сунну я не считаю откровением Бога и не готов ее воспринимать в качестве источника религии. Ведь если мы что-то называем источником религии, мы должны это принимать. Но, вместе с тем, я не отвергаю сунну в роли наследия: культурного, исторического, эволюционного, этнографического. Вы понимаете. Пожалуйста, никто не против, читайте, огромный пласт работы. Изучайте быт арабов VIII-X-XII веков. Очень интересно. Других аналогов вы не сыщете. Но только не превращайте это в откровение Бога.

ЛИТЕР-Неделя: Готов извиниться. Я ваши слова воспринял буквально.

А.М.: Я отдаю себе отчет, я знаю прекрасно, что среди хадисов, составляющих сунну, присутствует огромное количество умных, полезных, нужных обществу вещей, работающих в области человеческой морали и нравственности. Ну и превосходно. Но в них также наличествует и львиная доля иррациональных, архаичных, мифологизированных, антигуманных элементов.

При этом кто-то говорит: вот это нужно убрать, антисоциалку, зло, а вот это нужно оставить. Но тогда возникает вопрос: а кто будет модератором? Какой метод он выберет? В то время как мы открываем Коран, и первое, что видим, - строгий приказ: "Ничего, кроме Корана".

ЛИТЕР-Неделя: Не означает ли это, что вы выступаете в роли модераторов? Ведь когда вы говорите, оставляем только Коран, через это можно модерировать любое религиозное движение на предмет совместимости его идей с главной книгой мусульман.

А.М.: Не только мы, вы и сами это можете сделать. Прочитайте первоисточник без посредников, без того, чтобы вам кто-то и что-то разъяснял. И вам сразу, моментально станет ясно, что Бог хочет вам сказать. И что говорят вам религиозные сектанты. Вы поймете, в чем разница. Потому что Коран, в принципе, понятная книга. В Коране все разъяснено.

ЛИТЕР-Неделя: И вопрос последний. Сколько человек у нас в Казахстане сегодня входят в ваше объединение "коранитов"?

А.М.: Объективно, тысяч семьдесят-восемьдесят, хотя кто-то спешит назвать цифру и в сто тысяч. Но это и понятно. Наши идеи притягательны. И люди их охотно воспринимают. Ведь мы практически говорим сегодня то же, что в свое время говорил пророк Мухаммед.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Коррумпированные должности всем хорошо известны" 30.04.2009
"Мы создаем механизм для активизации внедрения энергосберегающих технологий" 30.04.2009
В Казахстане зреет исламская реформация 30.04.2009
Пределы виртуальности 24.04.2009
"Кусок" от нефтяного пирога 20.04.2009
"Кризис требует мобилизации сил и ресурсов" 16.04.2009
"Мы работаем над созданием условий для увеличения экспорта зерна на стратегически важные рынки" 13.04.2009
"Я ушел по своей воле" 08.04.2009
То, что не успел Мухамеджанов 07.04.2009
"Элиту цементируют, объединяют и сплачивают" 06.04.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz