NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 23:03 ast
21:03 msk

"Кусок" от нефтяного пирога
Е.Мукаи: Казахстан перешел к юридически обоснованной системе правовых отношений государства и недропользователей, которая соответствует базовым принципам, закрепленным в Конституции РК, и общепринятой мировой практике
20.04.2009 / интервью

Светлана АНТОНЧЕВА, "Казахстанская правда", 18 апреля

Добывающий сектор - основной источник экономического роста республики, который обеспечивает финансовую и ресурсную базу для динамичного развития несырьевых отраслей и перехода к сервисно-технологической экономике. Вклад предприятий-недропользователей в общую сумму налоговых поступлений в госказну в 2008-м составил более сорока процентов. С вступлением в силу нового Налогового кодекса фискальная нагрузка и "жизнь" в сфере недропользования в целом изменились. По оценке специалистов, государство проводит последовательную и выверенную политику, однако свои коррективы в нее вносит мировой финансовый кризис. Сегодня на вопросы корреспондента "КП" о платежах и переменах в секторе отвечает начальник специализированного управления Налогового комитета Министерства финансов РК Ерлан МУКАИ.

- Ерлан Баккожаевич, с первого января практика налогообложения недропользователей и режим их работы изменились. В частности, отменена фискальная константа контрактов. Какие практические плюсы у новой системы?

- Раньше работники налоговых органов при определении обязательств конкретного недропользователя должны были постоянно держать в памяти и квалифицированно применять все законодательство республики 90-х годов прошлого столетия. И не секрет, что в нормативной базе того времени имелись трудноразрешимые правовые пробелы - артефакты раннего этапа развития страны, исключение которых из-за пресловутой "налоговой стабильности" было невозможно. В итоге все ссылались на букву контракта, а многие проблемы ждали своего разрешения и окончания переговорного процесса на протяжении долгих лет.

С первого января стабильность фискального режима отменена для всех недропользователей (исключение сделано лишь для отдельных соглашений о разделе продукции (СРП) и контрактов, утвержденных лично Президентом). Таким образом, Казахстан перешел к юридически обоснованной системе правовых отношений государства и недропользователей, которая соответствует базовым принципам, закрепленным в Конституции РК, и общепринятой мировой практике.

Отныне будет применяться единый подход: налоговые обязательства определяются в соответствии с законодательством, действующим на момент их возникновения. Из главного налогового документа исключено понятие "второй модели" фискального режима, на основе которого с 1997 года заключались действующие СРП. Можно констатировать, что Казахстан отошел от практики подписания подобных соглашений, свойственной развивающимся государствам. Такое положение дел, несомненно, улучшит качество и упростит порядок налогового администрирования добывающих отраслей.

- В годы становления налоговой системы Казахстана был заложен механизм администрирования налога на сверхприбыль. Противоречия между его экономической сущностью и юридической формой, допущенные при разработке, дорого обошлись государству...

- Действительно, разногласия по налогу на сверхприбыль служат ярким примером конфликтной ситуации, хорошо известной каждому финансисту, когда в противоречие вступают юридическая форма и экономическая сущность. К сожалению, в правоприменительной практике отсутствует четкое понимание природы этого вида налога, что и приводит к неверному толкованию судами ключевых норм фискального законодательства и контрактов на недропользование, регламентирующих порядок исчисления НСП. Это позволяет отдельным недропользователям успешно вводить суды в заблуждение, занижая свои текущие и будущие налоговые обязательства.

Таким образом, следствием непонимания сущности налога, ценой отдельных ошибок и просчетов при разработке НСП и облечении его в юридическую форму стали многомиллиардные потери государства в период беспрецедентно высоких цен на минеральное сырье. За период с 2000 по 2008 год, несмотря на многократный рост цен на нефть и некоторые другие сырьевые товары, прирост поступлений по НСП демонстрировал сдержанную динамику…

Перед нынешним поколением разработчиков в процессе усовершенствования Налогового кодекса стоит важная задача: не допустить потерь государства от несовершенных норм и непродуманных нововведений. Для ее решения необходимо тщательно проанализировать весь предыдущий опыт проверок НСП, выявивший типичные механизмы занижения обязательств, а также учесть характер обжалуемых вопросов, аргументы сторон и результаты рассмотрения дел в судах. Только принимая меры сегодня, можно обеспечить полноту поступлений в бюджет завтра.

- Ввод налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) многими специалистами оценивается как "шаг к прозрачности". В чем же конкретно состоят его преимущества?

- НДПИ стал основным инструментом налоговой политики в сфере недропользования. Теперь компании, которые добывают и экспортируют сырую нефть, будут платить этот налог на основе котировок, установленных на мировых рынках по данным международных ценовых агентств. Это позволит существенно уменьшить возможность применения трансфертных цен и завышения расходов по реализации "черного золота", при помощи которых недропользователи зачастую укрывают свои сверхдоходы от добычи сырья.

С другой стороны, если нефть не уходит на экспорт, а поставляется на отечественные нефтеперерабатывающие заводы, ставки НДПИ снижаются вдвое, а для определения стоимости применяются закупочные цены внутреннего рынка. Иными словами, новый налог, помимо фискальной, выполняет стимулирующую функцию по углублению переработки сырья в Казахстане и обеспечению внутреннего рынка нефтепродуктами.

Подчеркну, что ставка НДПИ на уголь с нового года составляет ноль процентов (взамен введен рентный налог на экспорт твердого топлива). Кроме того, ставки рентного налога на экспорт были значительно снижены, установлены основные принципы ведения раздельного учета в разрезе контрактов на недропользование, представления деклараций по корпоративному подоходному налогу и налоговой учетной политики, существенно изменен порядок исчисления налога на сверхприбыль… В связи с переводом всех вновь заключаемых контрактов на текущий налоговый режим отменена процедура проведения обязательной фискальной экспертизы.

- А как на перемены реагируют иностранные инвесторы? Не станет ли казахстанский нефтегазовый сектор менее привлекательным для них?

- Как показывает анализ мировой практики налогообложения в сфере добычи нефти и газа, суммарная фискальная нагрузка в ряде государств существенно превышает ту, что установлена в Казахстане. Например, в Норвегии до недавнего времени она достигала 93 процента. По последним данным, только ставка специального налога на углеводороды в этой стране превышает 50 процентов, что в дополнение к 28-процентному налогу на прибыль корпораций образует весьма существенный "прессинг" на добывающие компании. Но даже в таких условиях зарубежные аналитики полагали, что нефтегазовый сектор Норвегии является привлекательным для вложения инвестиций.

В Великобритании налог на доходы от углеводородов (Petroleum Revenue Tax или PRT) составляет 50 процентов (после снижения с 75)… Поэтому, принимая во внимание то, что у нас пониженные ставки в отношении ряда налогов, нефтегазовые операции в Казахстане продолжают оставаться привлекательными для инвестиций. На мой взгляд, изменения в законодательстве принципиально не должны повлиять на это и уж тем более оттолкнуть иностранных инвесторов.

- В период экономического кризиса, когда тенденции снижения цен на сырье налицо, каковы прогнозы налоговых поступлений от нефтянки?

- Важно отметить, что из-за уменьшения доходов предприятий снижение налоговых поступлений прогнозируется по всей стране. Однако, несмотря на кризисные явления, в ближайшие годы ожидаются огромные вливания инвестиций в Северокаспийский и другие нефтегазовые проекты. В связи с этим мы планируем осуществлять более тщательный налоговый контроль прямых иностранных инвестиций в республику, уделять повышенное внимание вопросам налогообложения доходов нерезидентов. Это должно стать одной из основных статей поступлений в государственный бюджет в период мирового экономического кризиса.

Необходимость более тщательного подхода обусловлена в том числе и тем, что отдельные налогоплательщики используют механизмы, которые позволяют существенно снижать доходность от операций в Казахстане, что напрямую влияет на объем фискальных поступлений в госказну. Мы провели анализ положений крупных контрактов на недропользование в нефтегазовой и горнорудной отраслях, оценили эффективность их действия. По результатам наших проверок только в прошлом году доначисления составили 34,8 миллиарда тенге, однако некоторые дела сейчас находятся на стадии обжалования. В целом в 2008-м в бюджет страны было взыскано 19 миллиардов тенге.

Разумеется, в текущих условиях, когда на дворе экономический и финансовый кризис, а цены на большинство сырьевых товаров находятся в нижней фазе, говорить о возможности "снятия сливок" с недропользователей государством не приходится. Но если бы мы руководствовались подобной логикой в 90-е, когда долгосрочная цена на нефть была в диапазоне от 18 до 20 долларов за баррель, и не предусмотрели бы вероятности возникновения сверхдоходов от добычи сырья, то в период с 2005 по 2007 год казна недополучила бы более 160 миллиардов тенге…

Если учесть динамику изменения конъюнктуры мирового рынка сырьевых товаров, а также его цикличность, то тезис Главы государства о необходимости уже сегодня готовиться к завтрашнему росту применим и к налогообложению недропользователей. Выход из кризиса, как и увеличение спроса на сырьевые товары, неизбежны.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Коррумпированные должности всем хорошо известны" 30.04.2009
"Мы создаем механизм для активизации внедрения энергосберегающих технологий" 30.04.2009
В Казахстане зреет исламская реформация 30.04.2009
Пределы виртуальности 24.04.2009
"Кусок" от нефтяного пирога 20.04.2009
"Кризис требует мобилизации сил и ресурсов" 16.04.2009
"Мы работаем над созданием условий для увеличения экспорта зерна на стратегически важные рынки" 13.04.2009
"Я ушел по своей воле" 08.04.2009
То, что не успел Мухамеджанов 07.04.2009
"Элиту цементируют, объединяют и сплачивают" 06.04.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz