NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (октябрь 2017)
Какая страна самая дружественная Казахстану?








Поиск  
Понедельник 11.12.2017 15:28 ast
12:28 msk

"Главное - заниматься реальной работой"
А.Есимов: Несмотря на кризисные явления, мы поставили задачу оставить бюджет социально ориентированным. Доказательство тому - строительство школ и больниц идет по графику, день в день, а чаще мы сдаем их досрочно
28.01.2009 / интервью

Татьяна КОСТИНА, "Казахстанская правда", 27 января

Алматы обретает принципиально новый облик города, в котором удачно сочетаются яркие краски Азии и рационализм, необъяснимая притягательность холодной Европы. Здесь качественно иными становятся стандарты жизни. О будущем крупнейшего центра Казахстана, о переменах, происшедших в минувшем году в его энергетической сфере, о перспективах развития транспортного комплекса, планах строительства и решения проблем "дольщиков", о программе стабилизационных мер рассказал в эксклюзивном интервью "Казахстанской правде" аким города Алматы Ахметжан ЕСИМОВ.

- Ахметжан Смагулович, волны мирового кризиса вплотную подступили и к нашим берегам. Алматы, как экономически самый активный город страны, наверняка ощущает их больше других?

- Сложно сказать, какому городу тяжелее выстраивать антикризисные стратегии и осуществлять широкомасштабные программы. Каждому региону страны приходится действовать решительно.

Да и специфика у каждого своя. Алматинский бизнес был в значительной степени ориентирован на банковские ресурсы, это очевидно. Когда доступ к ним ограничился, все сферы предпринимательства ощутили это на себе. Город, в свою очередь, почувствовал снижение налоговых поступлений. Поэтому у нас сейчас две главные точки приложения усилий. С одной стороны, несмотря на кризисные явления, мы поставили задачу оставить бюджет социально ориентированным. Доказательство тому - строительство школ и больниц идет по графику, день в день, а чаще мы сдаем их досрочно. Впервые за 20 лет в Алматы будут введены в строй сразу несколько детских садов.

С другой стороны, город активно включился в реализацию инициатив Главы государства по поддержке малого и среднего бизнеса. По первым двум прошлогодним правительственным программам этого направления Алматы освоил до 40 процентов ресурсов от общей суммы по стране. Это показатель и деловой активности, и "кредитного голода", о котором мы с вами говорили выше. Буквально на днях я подписал меморандум о сотрудничестве с ФНБ "Самрук-Казына". Это не декларативный документ. В нем обозначены конкретные цифры и шаги. В том числе и по поддержке МСБ. На это, согласно меморандуму, будет направлено не менее 50 миллиардов тенге через банки под 14 процентов годовых. Кроме того, строительная отрасль получит до 360 миллиардов тенге. Это колоссальные суммы и крайне выгодные условия, которые в нынешней ситуации могут коренным образом повлиять на развитие событий.

Разумеется, одним из важных условий эффективности остается прозрачность распределения денег. Об этом я говорил неоднократно на самых разных уровнях. Сегодня руководство ФНБ уверяет, что транспарентный механизм контроля существует.

На прошедшей неделе акимат утвердил городскую антикризисную программу. Но не менее важен и другой документ - стабилизационный план. Он принят наравне с программой. В нем четко обозначены конкретные действия, обоснована их необходимость, а также сроки исполнения, прогнозируемый эффект и так далее.

- Самым острым вопросом текущего момента остается строительство жилья и решение проблем дольщиков. В республике знают о ваших конструктивных действиях в данном направлении. Как обстоят дела на рынке недвижимости сегодня?

- Действительно, именно в Алматы весной прошлого года впервые проблема дольщиков была открыто поднята на официальном уровне. Мы тогда сказали, что люди стали жертвами коммерческих рисков, на которые шли сознательно. Кто-то из нужды, кто-то пытался на этом заработать и потерял свои сбережения. Но как бы то ни было, люди эти - казахстанцы, и государство должно им помочь. Сегодня я с уверенностью могу сказать, что остроту проблемы при поддержке Президента нам снять удалось. Вспомните ежедневные митинги и пикеты, которые проходили в Алматы год назад. Сейчас большинство дольщиков увидели свет в конце тоннеля, у них появились надежда и уверенность в том, что государство выведет их из этой ситуации.

В общей сложности в прошлом году для решения проблемы дольщиков Алматы получил 56 миллиардов тенге. Более трех тысяч дольщиков уже получили свои квартиры.

Но это только первые успехи. У нас осталось еще порядка 12 тысяч участников долевого строительства. Каждого мы знаем поименно.

- Но и сейчас, Ахметжан Смагулович, инициативная группа дольщиков объявила голодовку. Что будете делать?

- Разбираться. Вы знаете, очень интересные факты становятся достоянием гласности. Так, одна из голодающих имеет 19 квартир, другая - две квартиры и две машины класса "люкс", третья - нечто похожее... Пока мы не называем их фамилий. Но не пора ли задуматься над тем, всех ли дольщиков мы должны "облагодетельствовать" за государственный счет, то есть за счет налогоплательщиков?

Однако вернемся к теме нашего разговора. Сегодня в городе продолжаются работы по строительству 11 объектов с количеством дольщиков 2 265 человек за счет первого транша - 46 миллиардов тенге, предоставленных ФНБ "Самрук-Казына". С прошлого года три объекта уже введены в строй. Кроме того, в 2008 году из резерва Правительства акимату Алматы были выделены десять миллиардов тенге. Мы реорганизовали КГП в ТОО "ПКС" - организацию, которая будет оператором при решении проблем большинства дольщиков, провели аудит и госэкспертизу.

К слову, по ЖК "Жетысу-3" начато строительство 356 квартир. Мы планируем сдать этот комплекс в сентябре-октябре текущего года и решить затянувшуюся проблему 96 дольщиков. В ближайшее время будет проведен конкурс на достройку первой очереди ЖК "Меркурград" на 356 квартир с решением проблем 240 дольщиков. Затем продолжим работу на второй очереди.

Пятнадцать жилых комплексов застраиваются компаниями самостоятельно. Но, как вы знаете, многим застройщикам необходима поддержка государства. Как я уже говорил, это заложено в меморандуме, подписанном 21 января с ФНБ "Самрук-Казына".

Свои подписи под документом поставили банки второго уровня и застройщики. Две компании - "Саулет-Курылыс" и "Отрар" - подписали соглашения на финансирование по так называемой первой схеме через фонд "Даму" с учетом реализации недостроенных квартир по цене 120 тысяч тенге за квадратный метр. Это позволит 199 дольщикам в этом году вселиться в свои квартиры.

Что касается других компаний, то сейчас ведется работа банков и застройщиков по экспертизе, определению и уточнению необходимых средств для застройки. Здесь механизм отличается от первой схемы - кредитование будет осуществляться банками с созданием в необходимых случаях проектных компаний и формированием пулов из потенциальных покупателей. В этом вопросе я воздержусь от комментариев, скажу только, что таких застройщиков у нас более двадцати пяти и мы с каждым будем работать отдельно.

Так, компании ЖК "Айтхаузинг" и "Аксель-кент" с ФНБ "Самрук-Казына" завершают проработку и оформляются сразу по двум схемам, с целью ускорения и возобновления работ. Мы договорились ежемесячно подводить итоги и оказывать все допустимые законами меры по оказанию помощи банкам и застройщикам.

Сегодня много зависит от понимания, оперативности и взаимного желания банков и застройщиков завершить объекты. Государство выделяет для этого огромные деньги. Я думаю, общими усилиями мы начнем активно вводить жилые объекты в эксплуатацию.

- Однако город не устраивает обозначенная руководством ФНБ "Самрук-Казына" стоимость жилья, возводимого по государственной программе. Ваш расклад "справедливой цены"? Как будете преодолевать 600-долларовый барьер разногласий?

- Цена не устраивает не город, а строителей. И если говорить о "справедливой", то надо исходить из себестоимости. Я часто общаюсь со строителями, и они в один голос утверждают, что готовы закончить и реализовать уже строящиеся объекты практически без прибыли - им нужно гасить долги и возвращать деньги в оборот. А в Алматы себестоимость, к сожалению, высока. Так получилось, что город загнали в горы. В итоге под каждую стройку приходилось проводить снос уже существующих объектов. Таким образом, еще до котлована на себестоимость квадратного метра уже ложились 500-600 долларов, а "наверху" - и того больше. Прибавьте сюда сети - подключения, разрешения и прочее. Это еще столько же. Плюс само здание. Получается порядка двух тысяч долларов за квадратный метр.

Но Алматы не может позволить себе потерять строительную отрасль. Это рабочие места и гарантия развития города. Это локомотив, который тянет за собой малый и средний бизнес.

- В нашем разговоре не хотелось бы ограничиваться темой антикризисной программы города. Став мэром Алматы, первым делом вы провели совместное совещание акиматов Алматы и Алматинской области, где поставили вопрос о необходимости разработки Генерального плана развития пригородной зоны. Также было предложено объявить мораторий на изменение целевого назначения земельных участков. Из чего вы исходили и насколько были оправданы эти шаги? Может, это имперские устремления экс-столицы к захвату близлежащих земель?

- Небольшая поправка: первым делом, через три дня после назначения, я провел большое совещание по проблемам энергетики. А в целом вы правы - первые месяцы старался решать системные вопросы развития города. Их немало. И значительная часть из них упирается во взаимодействие с прилегающими территориями. Складывалась парадоксальная ситуация: Алматы и Алматинская область полностью зависят друг от друга (кстати, это касается и энергетики), а развивались сами по себе.

Приведу простой пример: в пригородной зоне строились жилые поселки, предприятия, а когда наступало время подключать коммуникации, все это ложилось на плечи Алматы. С другой стороны, без области город тоже не мог решить массу вопросов, например, размещения нового полигона для отходов. Поэтому мы с моим коллегой господином Умбетовым предложили устранить этот диссонанс. Глава государства издал указ о создании специальной госкомиссии. Между Алматы и Алматинской областью был подписан ряд документов. В нынешнем году из республиканского бюджета на разработку генплана пригородной зоны выделяются 950 миллионов тенге. Как только его утвердят, мы будем четко знать, в каком направлении станет развиваться город, моделировать возможные проблемы, а значит, находить пути их решения.

- Итак, вы обозначили первые "горячие точки" городского хозяйства - дольщики и земля... А не могли бы вы выстроить иерархию классических и специфических проблем, которые вынуждены решать такие крупные города, как Алматы?

- Какой бы вопрос мы ни взяли - справедливого распределения земельных участков, обеспеченности чистой водой и энергией, доступным жильем и рационально спланированными транспортными артериями, оперативного решения проблем отходов и экологии, - все необходимо решать сегодня и сейчас, а еще - комплексно решать. Одно вытекает из другого. Например, чтобы решить экологические вопросы, мы должны разобраться с транспортом. Развитие транспортной системы будет зависеть во многом от жилищного строительства. И так далее.

Но, отвечая на ваш вопрос, должен подчеркнуть, что для Алматы не является сегодня целью присоединение близлежащих областных земель. У нас есть стратегический резерв. С созданием Алатауского района, который появился в прошлом году по инициативе Президента Нурсултана Назарбаева, у города обозначилась перспектива развития - север и северо-запад. Они частично свободны, частично застроены несейсмостойким жильем.

Что касается областных земель, примыкающих непосредственно к городу, то в интересах Алматы, напротив, сохранение их профиля. Бессистемное их использование, имевшее место в последние годы, привело к тому, что сократилось производство продовольствия в пригородной зоне. Между тем для любого крупного города важно наличие мощного продовольственного пояса. Чтобы быть качественными и доступными, продукты должны производиться в непосредственной близости от потребителя. Поэтому было инициировано введение моратория на вывод из оборота земель сельхозназначения вблизи Алматы.

Главное то, что по всем проблемам нашего города, даже самым застарелым, уже наметились пути решения. К примеру, много разговоров было о загрязнении воздуха. Наши специалисты нашли решение, опираясь на южнокорейский и германский опыт. Результатом исследований стала комплексная программа очистки воздуха в Алматы, называемая ТАЖД, которая вскоре будет вынесена на рассмотрение маслихата.

- А насколько в условиях обострения мирового кризиса после октябрьского обвала цен на мировых рынках сырья усложняется задача развития присоединенных территорий и пригородной зоны? Ведь сегодня перед каждым руководителем поставлена задача - смягчить негативные последствия глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию и обеспечить необходимую основу для будущего качественного экономического роста.

- Сегодня ситуация складывается таким образом, что от развития нового Алатауского района будет зависеть развитие всего Алматы. Как я уже сказал, город будет расти на север и северо-запад. Поэтому, несмотря на нелегкую финансовую ситуацию, еще в прошлом году мы нашли средства на разработку плана детальной планировки района. Он продуман с перспективой на 50 лет, причем предусмотрено развитие всей инфраструктуры (а это ахиллесова пята старого города). По сути, нам предстоит строить новый город, параллельно решая социальные проблемы уже живущих здесь людей, а их без малого 150 тысяч человек.

Проект планировки на территории района предусматривает строительство мест приложения труда (производственно-индустриальные зоны), строительство магистральных дорог и улиц, прокладку инженерных коммуникаций, возведение объектов обслуживания, школ, детсадов и больниц, жилья и парковых зон. Строительство необходимого количества социальных объектов и муниципального жилья будет производиться за счет бюджетных средств. Однако это не исключает участия частных инвесторов.

Разумеется, кризисные явления могут сказаться на темпах реализации проекта, хотя он и рассчитан до 2020 года. Но, сами понимаете, строить можно только тогда, когда у государства и инвесторов есть деньги. Однако, несмотря ни на что, социальные проблемы жителей присоединенных поселков мы готовы решать. Большая часть детских садов и школ, которые открыты в последнее время, построены именно в Алатауском районе.

- Ускоренное развитие транспортной инфраструктуры города в целом и строительство метрополитена в частности становились камнем преткновения для многих градоначальников Алматы. Возведение развязок - это здорово, это наглядно. А когда же метро? А когда вступит в строй Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога?

- Да, это одна из самых больных тем. Алматы проектировался в советское время, и улицы прокладывались с расчетом на несколько десятков тысяч автомобилей. Уже сейчас их официально зарегистрировано более полумиллиона. Плюс из области ежедневно приезжает от 150 до 200 тысяч. Конечно, развязки сейчас очень важны, но их строительство имеет локальный эффект. Убежден, вопрос надо решать более масштабно.

Через год появится первая очередь алматинского метрополитена. Сейчас обсуждается вопрос строительства второй очереди. Метро со временем будет востребовано. Сдача первой линии первой очереди метрополитена от проспекта Райымбека - улицы Фурманова до проспекта Абая - улицы Гагарина планируется на 2010 год. Конечно, при наличии своевременного финансирования.

Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД) уже запроектирована и пройдет не только по городу, но и по территории Алматинской области. Поэтому проект будет реализовываться Министерством транспорта и коммуникаций, и его можно отнести к разряду республиканских.

На одном из заседаний Градостроительного совета мы обсуждали проект легкорельсового транспорта. Выглядит он очень убедительно. Я по опыту работы в Европе знаю: подобный вид транспорта широко используется, имеет большую популярность и значительно разгружает мегаполисы.

У нас люди привыкли ездить на автомобилях, потому что большинство не устраивает общественный транспорт. Но мы должны сломать этот стереотип и предложить горожанам достойный, европейского уровня, способ передвижения. Как это сделать? Через конкурентную среду. Необходимо создать муниципальные автобусные парки с большим количеством машин и хорошим сервисом. Тогда частные перевозчики будут вынуждены или подтянуться до этого уровня, или сойти с арены.

- Спрашивать об успехах развития энергетического и газового комплекса региона - сыпать соль на раны. И тем не менее что делается, достаточно ли финансирования?

- Когда мы проанализировали итоги прошлого отопительного сезона, то пришли к неутешительным выводам: дефицит тепловой и электрической энергии в 2006/07 году составил почти половину от потребления. Это означало, что город в абсолютной степени зависел от внешних поставщиков. В том числе и зарубежных. Алматинцы в том сезоне ощутили это на себе: как только становилось морозно, в квартирах было невыносимо холодно, а свет отключался по нескольку раз в сутки.

Для того чтобы минимизировать, а затем и полностью исключить эти риски, в прошлом году на энергетических объектах города была проведена небывалая по размаху ремонтная кампания. На это ушло более 48 миллиардов тенге, в том числе 17 миллиардов - из государственного бюджета.

В частности, завершена реконструкция котельной "Орбита" с мощностью 300 Гкал/час, что позволило покрыть существующий дефицит тепловой энергии в южной части Алматы. Были введены и поставлены под нагрузку несколько подстанций, обеспечивающих наиболее проблемные районы города. Особое внимание уделялось сетям. Объем работ здесь был колоссальный. К примеру, тепловых сетей было подготовлено 1 220 километров, то есть полный объем от имеющихся.

В нынешнем году на реконструкцию энергообъектов предусмотрено уже 62,4 миллиарда. В том числе 21,6 миллиарда - из государственного бюджета. Кстати, в меморандуме, который мы подписали с ФНБ "Самрук-Казына", конкретно указан список энергетических объектов, которые фонд будет реконструировать. Что касается реконструкции тепломагистралей, то в текущем году на это предусмотрено пять миллиардов тенге. Также для обеспечения возрастающих потребностей в центральной и восточной частях города в текущем году будет начато строительство соединительной тепломагистрали ТЭЦ-2 - ТЭЦ-1 с завершением в 2011 году, что позволит передавать тепло в объеме 350 Гкал/час.

На реконструкцию и строительство подстанций "Отырар", "Алатау", "Топливная", "Ерменсай", "Медеу", "Шымбулак" в текущем году республиканским бюджетом выделено 7,2 миллиарда тенге. Данные подстанции необходимы как для надежного электрообеспечения города, так и для проведения Асиады в 2011 году. Приплюсуем к этому и ежегодные работы по аварийно-восстановительному ремонту бывших ведомственных инженерных сетей.

Также необходимо отметить: за счет средств резерва Правительства РК было закуплено топливо на сумму 4,4 миллиарда тенге, что позволит обеспечить надежное энергоснабжение города и погашение существующей задолженности АО "Алматинские тепловые сети" перед источниками.

- Ахметжан Смагулович, насколько Алматы сейчас инвестиционно привлекателен? Насколько реально капитал идет в город, где нет нефти, химии, цветных металлов?

- Город был и остается привлекательным для инвесторов. Понятно, по вполне объяснимым причинам наблюдается некоторое снижение их активности. Но все кризисы рано или поздно заканчиваются, и у нас есть что предложить капиталовкладчикам. К примеру, новый Алатауский район. Это колоссальное поле для инвестиций, начиная со строительства жилья, дорог, инфраструктурных объектов и заканчивая размещением современных производств. К тому же здесь у нас большое количество рабочей силы.

Даже сейчас, несмотря на кризис, проекты разных масштабов в городе продолжают осуществляться. Строятся большие современные логистические центры. На днях сдали отель "Холлдей Инн". Это радостное событие, так как в городе дефицит гостиничных мест составляет около пяти тысяч.

- Вы не раз акцентировали внимание на увеличении казахстанского содержания в государственных закупках, чтобы они были максимально ориентированы на предприятия города и его жителей. И вот недавно газеты сообщили: ликвидируется АЗТМ. Как понимать это?

- Что касается государственных закупок, то здесь стопроцентное казахстанское содержание мы, думаю, обеспечим. Вы знаете, что сначала акцию "Госзакуп-2009" провел акимат, затем - все городские коммунальные предприятия. Теперь мы пригласили провести подобное мероприятие Фонд "Самрук-Казына". Надо отметить, что предприниматели активно интересуются возможностями, которые мы им предоставляем, для них сегодня эти заказы крайне необходимы.

А вот ситуация с АО "АЗТМ" - из другой плоскости. Во-первых, это частное предприятие, и право его акционеров решать, что с ним делать. Во-вторых, насколько я знаю, речь шла не о ликвидации, а о реорганизации. Шумиха, которую подняли вокруг этого процесса, и некоторые персонажи - всего лишь попытка заработать дешевый политический капитал. Сегодняшние реалии показывают правильность теории о том, что кризис порождает прежде всего популизм, а уже затем - негативные социальные явления.

- При акимате есть Деловой совет. Читая отзывы о его работе, поражаешься уровню доверия и откровенности, которая сложилась в ваших взаимоотношениях. Какие надежды вас питают?

- Мне, как акиму, важен был прямой контакт с предпринимательской средой. И дело не в том, что мне кто-то из подчиненных может предоставить неверную информацию. Скорее, важен взгляд на ту или иную проблему изнутри. Самый простой и яркий пример: уже после первого общения с предпринимателями я узнал, насколько тяжелым бременем ложится на малый бизнес плата за присоединенные мощности. Результат вам известен.

Думаю, что суть Делового совета отражается в его названии - консультативно-совещательный орган. Там нет бизнесменов-просителей и чиновников-бюрократов. Мы создали партнерскую среду, в которой обсуждаем, как сделать алматинский бизнес эффективнее и сильнее.

- На заседании Делового совета было предложено повысить роль акимата и дать ему дополнительные возможности. "Необходимо решить такие вопросы, как наделение акимата города Алматы правом осуществлять инвестиционную деятельность; финансирования кассовых разрывов бюджета путем прямого заимствования в форме инвестиций; кредитов международных финансовых институтов; возможность предоставления бюджетных гарантий на привлечение финансирования для завершения проектов при возникновении задержек поступлений в доходную часть бюджета; предоставление акимату города права быть акционером (учредителем) финансовых институтов, включая банки и страховые компании", - говорится в распространенном пресс-релизе. Готов ли акимат к такой финансовой самостоятельности?

- Алматы - особый город. В масштабах страны на него приходится четверть всех налоговых поступлений, около 50 процентов объема оптовых и розничных операций и почти шестая часть внешнеторгового оборота, 12 процентов всего возводимого жилья, 13 процентов всех инвестиций. Вместе с тем принятый в июле 1998 года Закон "Об особом статусе города Алматы" безнадежно устарел. Необходимо, учитывая нынешние реалии и непростую экономическую ситуацию, дать право городу помимо бюджетного финансирования осуществлять инвестиции в экономику города, используя альтернативные финансовые механизмы. Речь веду о прямых заимствованиях у международных финансовых институтов и предоставлении бюджетных гарантий. Это позволит эффективно решать проблему финансирования для приоритетных городских проектов. Если говорить о готовности акимата к реализации таких проектов, то следует отметить, что у города ни разу не было дефолтов по исполнению обязательств.

- Для поддержки социально уязвимых слоев населения вы активно поддержали проведение еженедельных продовольственных ярмарок. Усилия акимата вознаграждены, если можно так сказать, сторицей: снизился уровень инфляции, причем этот показатель ниже среднереспубликанского на 0,2 процента. Что еще планирует предпринять акимат в этом направлении?

- Ярмарки, которые регулярно проводят сельхозтоваропроизводители Алматинской и Жамбылской областей, оказались действенным инструментом в борьбе с инфляцией. Кроме них мы организовали на нескольких рынках так называемые коммунальные ряды, продукты на которых стоят дешевле, чем у обычных продавцов. Это, так сказать, наше ноу-хау.

Другой инструмент из зарубежного опыта - магазины системы "Cash&Carry", или, как их еще называют, склады-магазины. Их возможности позволяют продавать товары в розницу практически по оптовой цене, зарабатывая на обороте, а не на больших наценках. Яркий пример - сеть "Арзан". Мы планируем открыть такие магазины в каждом из семи районов города. Это как минимум.

Думаю, что главное в этом процессе, как, впрочем, и во всех других, - заниматься реальной работой, используя рыночные инструменты, создавая конкуренцию, а не ударяться в показушные акции.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Главное - заниматься реальной работой" 28.01.2009
Гарантия сохранности 28.01.2009
Сам-то понял, что сказал? 26.01.2009
Александр Шохин: "Падение рубля всю страну сделало спекулянтом" 23.01.2009
Не все можно списать на кризис 21.01.2009
"Мы не позволим уйти этим деньгам за рубеж" 20.01.2009
Спрос на реальное 20.01.2009
Казахстанский госслужащий должен отличаться профессионализмом, а не лояльностью по отношению к начальству 14.01.2009
У службы этой будни боевые 12.01.2009
Дефолтов нет в нашем сценарии! 05.01.2009

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
11.12.17 Понедельник
77. ГАЛИМОВ Фарит
63. СЫЗДЫКОВ Елкаир
62. САРПЕКОВ Рамазан
60. ТАШМАКОВ Серикбай
59. БАЙЗАТОВ Талгат
59. КАРМАЗИНА Лидия
57. СОТНИКОВА Галина
56. ЧЕКАЕВА Елена
54. ДАНБАЙ Шухрат
54. СУЛТАНОВ Нуркен
53. ОСПАНОВ Куат
53. ПЕРМИНОВ Виктор
52. ЗАКЕНОВ Сембигали
52. МУКАНОВ Кдржан
51. КАСЫМОВ Хаким
...>>>
12.12.17 Вторник
83. МАРДЕНОВ Жукен
80. БАЗЫЛОВ Казыкен
80. БАЙЗАКОВ Сайлау
75. САППАЕВ Мендыгали
71. МОСКАЛЕНКО Борис
64. ИОВОВ Эдуард
63. ШАМКЕНОВА Роза
60. БЕКМАГАМБЕТОВА Куролай
60. ИСКАКОВ Саулебек
59. АБУОВ Мирбулат
57. КУЛ-МУХАММЕД Мухтар
51. НУРБАЕВ Орман
46. ИСКАКОВ Марлен
44. КИСИКОВ Бекнур
42. АХМЕТЖАНОВ Ануар
...>>>
13.12.17 Среда
93. КАЙДАР Абду-Али
89. ТЕРЕНТЬЕВ Леопольд
78. АЙТМУХАМБЕТОВ Тамас
78. ИХСАНОВ Утеген
74. ИСКАКОВ Кайрат
70. ЖАНГАЗИЕВ Жаксылык
70. СВОИК Петр
66. МАСЕЛЕЕВА Майдан
62. ЧАРАПИЕВ Туратбек
61. ЕРМЕКОВА Несипбала
60. АСКАРОВ Тулеген
60. БОЙКО Ольга
59. НУРБАЕВА Маржан
53. КАППАРОВ Нуржан
51. ТАПБЕРГЕНОВ Тимур
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050