NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (октябрь 2017)
Какая страна самая дружественная Казахстану?








Поиск  
Вторник 12.12.2017 04:35 ast
01:35 msk

Не все можно списать на кризис
Р.Алшанов: Необходимо, чтобы помощь государства в Казахстане не представляла собой только раздачу денег налогоплательщиков на покрытие убытков несостоятельных компаний
21.01.2009 / интервью

Оксана Щербакова, "Бизнес и власть", 20 января

У доктора экономических наук Рахмана Алшанова возникает ощущение, что когда отдельные члены правительства говорят о подъеме экономики, то главным образом рассчитывают только на рост нефтяных цен, несмотря на то, что сегодня самое время развивать отрасли, компенсирующие доходы нефтегазового сектора. Совсем недавно говорилось о том, что средства Нацфонда предназначены для будущих поколений, однако мы уже тратим значительную их часть сегодня, отметил он в интервью "&".

- Рахман Алшанович, как вы оцениваете антикризисную программу правительства?

- В условиях разразившегося в Казахстане кризиса ликвидности из-за слишком сильного увлечения нашими банками иностранными займами поддержать их необходимо, поскольку на них завязано множество компаний, вкладчиков. Если бы наши банки не имели таких больших долгов, мы переживали бы кризис гораздо легче. В этом плане очень поучителен пример Японии, которая, наученная горьким опытом, сама себя обеспечивает достаточным объемом инвестиций за счет собственных накоплений.

В США, например, оказывают компаниям помощь, предоставляя налоговые каникулы или льготы, а не просто средства. Это хороший метод, так как он не допускает расхищения госсредств. Кроме того, США и европейские страны в условиях кризиса очень избирательно помогают компаниям, которые оказались несостоятельными. Знаменитая американская тройка - "Дженерал моторс", "Форд" и "Крайслер" - просила $35 млрд., но ей дали в три раза меньше.

Необходимо, чтобы помощь государства в Казахстане не представляла собой только раздачу денег налогоплательщиков на покрытие убытков несостоятельных компаний. Дело в том, что, как только случился кризис, он послужил оправданием для многих неэффективных компаний в мире, которые имели клубок структурных проблем, и им просто нужен был повод для сокращения производства и персонала. Эти компании списывают свою плохую работу на кризис. Такое возможно и у нас.

Мы выделяем около $10 млрд., поэтому надо понять, насколько необходима такая госпомощь, тем более что некоторые банки не горели желанием ее получить. К средствам Нацфонда, который создавался для сохранения денег для будущих поколений, нужно относиться более бережно.

Сейчас в республике снижаются темпы роста ВВП, причем резко - с 10% до 1-3%. Правительству надо работать более эффективно и не допускать такого значительного снижения, списывая все на кризис. В тех же Германии, Японии, Великобритании, экономики которых ориентированы на экспорт, ВВП снизится лишь на 0,1-0,3%. А Казахстан как будто сразу же подписался под тем, что функционировала только нефтекачалка. Где же тогда первоначальные наши индустриально-инновационная программа, кластеры, структурные изменения, о которых так много говорилось последние 5-6 лет. Где результаты? Они должны были уже сегодня давать результаты, ведь на них потрачено немало денег.

В антикризисной программе правительства должны особое место занимать вопросы социальной защиты. Останавливаются крупные, градообразующие предприятия. Сегодня нужна не общая помощь для всех безработных, а конкретная программа поддержки как временно высвобождаемых работников, так и тех, кто работал на обанкротившихся предприятиях. При сложившихся условиях необходимо развивать инфраструктурные программы. Однако роль государства в антикризисной программе не должна приводить к распылению средств, за которые никого нельзя спросить. Государство должно не заменять рынок, а всемерно его поддерживать, реализовывать свои программы с широким привлечением бизнеса, особенно малого и среднего, как наиболее трудоемких, мобильных.

- Как вы оцениваете предложенный государством план оздоровления рынка недвижимости?

- Необходимость поддержки рынка недвижимости очевидна, его развитие помогло не просто оживить строительную отрасль, он стал одним из локомотивов индустрии. Сейчас из-за кризиса страдают профильные предприятия. Охлаждение рынка недвижимости тянет за собой сложившийся вокруг него кластер, в котором работают около 300 тыс. человек. Кирпичные, цементные, арматурные, стекольные, трубные и другие заводы приостановили работу. Многие из них построены за счет кредитных ресурсов.

К сожалению, во время строительного бума, как оказалось, в процесс "втерлись" малоподготовленные компании, а то и аферисты, которые нынче в бегах. Надо сказать, что Комитет по строительству Мининдустрии и акиматы допускали к строительным делам многие сомнительные фирмы, практически не контролировали их деятельность, выдавали им лицензии, допускали к тендерам. А эти лжепредприятия только и делали, что собирали средства дольщиков. Первые же проверки выявили вопиющие факты: многие горе-руководители находятся в бегах, пострадавшие безуспешно обивают пороги, а курировавшие эти сферы чиновники спокойно пересели в другие кресла или отделались легким испугом. И виноват во всем, конечно же, оказался вовремя подвернувшийся кризис, а не вор и хапуга.

В стране все еще высокой остается потребность в жилье. Около 70% жилищного фонда нуждается в обновлении за счет всех источников средств. Очевидно, нужен динамичный строительный сектор, развитое производство строительных материалов, стабильный рынок недвижимости, который основан не на спекулятивном, а на реальном капитале, и здесь государство должно использовать все рычаги - ипотечное кредитование, жилстройоблигации, рынок арендного жилья.

- Что следует предпринять государству, чтобы выжить в ближайшие два года?

- Государство сегодня должно активно поддержать бизнес, реанимировать строительный рынок. Во время Великой депрессии Рузвельт развернул широкомасштабную работу по строительству дорог, мостов. Казахстан сегодня мог бы последовать его примеру. Не просто давать кому-то деньги, а разворачивать программу по строительству инфраструктурных объектов, жилья и тем самым привлекать бизнес, который мог бы получить заказы и заполнить недостаток спроса. Кроме того, решалась бы проблема занятости.

Сейчас необходимо всемерно бороться с необоснованным сокращением рабочих мест, не допустить увеличения безработицы, роста социальной напряженности. Сегодня, когда сокращаются объемы экономики и замедляется экономический кругооборот, очень важно не потерять наработанный импульс, быстро его восстановить. Государство должно помогать экономике, чтобы сложившийся спрос, может, и не в полном объеме, все же держался на должном уровне. При этом большое внимание необходимо уделять созданию новых производств, рабочих мест. А сегодня мы на $20 млрд. завозим продукции, которую могли бы производить сами.

Вся экономика Казахстана была ориентирована на добычу нефти. При цене на нефть выше $140 за баррель, при реальной ее себестоимости в $10-12, мы провозгласили, что нужно развивать остальные отрасли и что государство должно зарабатывать деньги на производствах, которые были бы рентабельными в наших условиях. Сегодня цена на нефть снизилась до $40 за баррель, и она остается рентабельной для нефтегазовой отрасли. Правительство должно искать пути, чтобы смягчить последствия кризиса и решать проблемы за счет принципиальных, настойчивых, эффективных структурных изменений. Мы все время говорим, что надо учиться жить без нефти. Вот давайте сейчас этим и займемся, не будем ждать роста цен на нефть как манны небесной. Возникает ощущение, что когда кто-то в правительстве говорит о подъеме экономики, то рассчитывает лишь на рост цен на нефть, а нам необходимо весьма интенсивно развивать другие сферы, такие отрасли - компенсаторы нефтегазового сектора, - как агропром, транспортный сектор, машиностроение, сфера услуг и др.

- Сегодня государство готово предоставить финансирование под прорывные проекты ENRC и Kazakhmys. Зачем поддерживать олигархов, когда у них накоплены огромные ресурсы? Не кажется ли вам, что Астана идет у них на поводу?

- Я думаю, что лоббирование интересов в этом вопросе имеет место. Однако, с другой стороны, их предприятия относятся к градообразующим и достаточно трудоемким. Если остановится одно предприятие, те же Казцинк, ССГПО или меткомбинат в Темиртау, то это будет иметь следующие негативные последствия: прекратится поступление налогов, а в городах, в которых находятся предприятия, повысится уровень безработицы. Казахстан все еще сырьевая республика, и мы зависим от сырьевых секторов, на которых завязано много сопутствующих производств. Исходя из этого, государство должно им помочь.

При этом очевидно, что подлинные интересы государства должны быть выше всего, чтобы лоббисты всевозможных компаний, прикрываясь кризисом, не решали накопившиеся проблемы за счет налогоплательщиков. А проблема лоббизма сегодня будет проявляться наиболее остро, поскольку в стране ресурсы поддержки не безмерны.

- Что необходимо предпринять руководству мегахолдинга с учетом существующих ошибок "Казыны", "Самрука"?

- Перед "Самрук-Казыной" должны стоять четкие задачи, за исполнением которых должен осуществляться постоянный контроль. Если они получают деньги, то должен быть и спрос. Ранее Келимбетов сообщал, что в инновационные проекты инвестировано 600 млрд. тенге из фонда будущих поколений. В прошлом году полученный эффект от этих инновационных проектов оценивался в 10 млрд. тенге. Получается, государство сможет вернуть потраченные средства только через 60 лет. Только кто ответит, почему республика не добилась увеличения доли экспорта продукции перерабатывающих отраслей? Почему до сих пор она не добилась должного соединения науки и производства?

Необходимо уделить особое внимание качеству отбора программ и проектов, которые планируется профинансировать фондом. У "Самрук-Казыны" сложились три направления деятельности: социальные программы (так как в нацхолдинг вошли СПК), инфраструктурные и инновационные. При этом необходимо конкретно обозначить, где именно мы собираемся "прорываться". А то получается, что построили парк "Алатау", но он еще не заполнен. Да и многие проекты вызывают сомнение в своей инновации. Например, отверточный проект по сборке телевизоров, мониторов с большой натяжкой можно отнести к инновационным проектам, тем более к прорывным. Ряд проектов, действительно прорывных, относятся к сфере добычи и переработки минерального сырья. Однако доля подлинно инновационных программ и проектов в портфеле "Самрук-Казыны" продолжает отставать от современных требований, а эффективность имеющихся оставляет желать лучшего. В антикризисный период роль "Самрук-Казыны" как никогда высока, ведь по большому счету фонд и создавался для решения подобного рода задач. Настал период доказать свою состоятельность.

Мировой подъем, как ожидается, начнется ближе к 2010 году. Однако драматизация и излишняя политизация кризиса может привести к негативным последствиям, которыми могут воспользоваться экстремистские силы. Управление антикризисным процессом должно быть четким, не дающим никаких оснований для панических настроений. Необходима мобилизация сил и средств, их умелое использование. Уроки кризиса будущего и нынешнего нужно извлекать сейчас.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Главное - заниматься реальной работой" 28.01.2009
Гарантия сохранности 28.01.2009
Сам-то понял, что сказал? 26.01.2009
Александр Шохин: "Падение рубля всю страну сделало спекулянтом" 23.01.2009
Не все можно списать на кризис 21.01.2009
"Мы не позволим уйти этим деньгам за рубеж" 20.01.2009
Спрос на реальное 20.01.2009
Казахстанский госслужащий должен отличаться профессионализмом, а не лояльностью по отношению к начальству 14.01.2009
У службы этой будни боевые 12.01.2009
Дефолтов нет в нашем сценарии! 05.01.2009

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
12.12.17 Вторник
83. МАРДЕНОВ Жукен
80. БАЗЫЛОВ Казыкен
80. БАЙЗАКОВ Сайлау
75. САППАЕВ Мендыгали
71. МОСКАЛЕНКО Борис
64. ИОВОВ Эдуард
63. ШАМКЕНОВА Роза
60. БЕКМАГАМБЕТОВА Куролай
60. ИСКАКОВ Саулебек
59. АБУОВ Мирбулат
57. КУЛ-МУХАММЕД Мухтар
51. НУРБАЕВ Орман
46. ИСКАКОВ Марлен
44. КИСИКОВ Бекнур
42. АХМЕТЖАНОВ Ануар
...>>>
13.12.17 Среда
93. КАЙДАР Абду-Али
89. ТЕРЕНТЬЕВ Леопольд
78. АЙТМУХАМБЕТОВ Тамас
78. ИХСАНОВ Утеген
74. ИСКАКОВ Кайрат
70. ЖАНГАЗИЕВ Жаксылык
70. СВОИК Петр
66. МАСЕЛЕЕВА Майдан
62. ЧАРАПИЕВ Туратбек
61. ЕРМЕКОВА Несипбала
60. АСКАРОВ Тулеген
60. БОЙКО Ольга
59. НУРБАЕВА Маржан
53. КАППАРОВ Нуржан
51. ТАПБЕРГЕНОВ Тимур
...>>>
14.12.17 Четверг
86. БЕКТУРОВ Есен
69. РЫСБЕКОВ Марат
68. АКМУРЗИН Ерлан
64. ТАСКИНБАЕВ Косан
54. ЕРАЛИЕВ Ержан
47. БАКИШЕВ Дулат
46. ЕСТЕНОВ Жасулан
45. БАЗАРХАНОВ Еркин
43. САМОЙЛОВ Александр
42. КАЙРБАЕВ Багитжан
42. ОСПАНОВ Амиржан
40. АУБАКИРОВ Тимур
38. УТЕГЕНОВ Руслан
34. БУЛАТОВ Аслан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050