NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2017)
Вы одобряете переход казахского алфавита на латиницу?








Поиск  
Понедельник 23.10.2017 03:07 ast
00:07 msk

Высшая ценность - права человека
С.Турсунов: Приходится признать, что работа государственных институтов и неправительственных правозащитных организаций в сфере обеспечения и защиты прав человека не всегда отличается системностью. К сожалению, еще распространены случаи нарушения прав и свобод человека и гражданина
23.02.2007 / интервью

Ольга МАЛАХОВА, "Казахстанская правда", 22 февраля

Национальный план действий в области защиты прав граждан, дальнейшее совершенствование законодательства в этой сфере и многие другие направления деятельности Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан - реальные шаги по вхождению нашей страны в число пятидесяти конкурентоспособных государств, уверен недавно назначенный на должность председателя комиссии Сагинбек ТУРСУНОВ.

- Сагинбек Токабаевич, в качестве посла Казахстана в европейских государствах вы были, образно выражаясь, первоцелинником на ниве казахстанской дипломатии в Европе, и, конечно, вам знакома ситуация с правами человека в этих странах. Как вы считаете, могут ли прижиться европейские стандарты защиты прав на казахстанской почве сейчас, когда нашему независимому государству исполнилось пятнадцать лет?

- Действительно, в течение двенадцати лет я работал Чрезвычайным и Полномочным Послом в двенадцати государствах Евросоюза и участвовал в организации двенадцати визитов на высшем уровне. Представляя нашу страну в ОБСЕ и во всех международных организациях ООН в ее штаб-квартире в Вене, я, конечно, хорошо знаю, как обстоят дела с правами человека в государствах - участниках Евросоюза и ОБСЕ.

Как известно, старейшей региональной организацией на европейском континенте является Совет Европы. Его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, вступившая в силу третьего сентября 1953 года. Спустя двадцать пять лет после принятия конвенции ее участниками стали все члены Совета Европы. Ценность Европейской конвенции состоит не только в зафиксированных правах и свободах, но и в создании механизма их исполнения - уникального, жизненного и развивающегося.

Конечно, общепризнанные европейские стандарты в сфере защиты прав человека привлекательны и для нашего государства, ведь мы являемся членом ОБСЕ. Некоторые из них мы планируем апробировать в деятельности комиссии. Естественно, с учетом особенностей национального законодательства и правоприменительной практики.

- Говорят, дипломатия - искусство возможного, так называется и одна из ваших книг. А какой формулой можно было бы определить суть прав человека и как может пригодиться дипломатическое искусство в их защите?

- Права человека в современном мире - мощный пласт общечеловеческой культуры. А дипломатия играет ключевую роль не только в установлении межгосударственных отношений, но и в развитии и укреплении международного сотрудничества в сфере прав человека. Именно благодаря дипломатическому искусству были успешно разработаны ныне действующие международные универсальные и региональные механизмы защиты прав человека. А суть прав человека определена известной формулой: "Права человека - высшая ценность, а их уважение, соблюдение и защита - обязанность государства".

- И какова роль возглавляемой вами комиссии в практической реализации этой формулы в нашей республике?

- Нисколько не умаляя роль личной активности каждого человека в реализации и отстаивании своих прав и свобод, все же надо признать определяющую роль государства, призванного создавать необходимые предпосылки и условия, обеспечивая при этом необходимый баланс общественных и личных интересов. Поэтому и была создана Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан. Она стала первым специализированным национальным учреждением по правам человека. В основе деятельности комиссии находится реализация в жизнь политики Главы государства, являющегося гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Не подменяя собой государственные органы и неправительственные организации, она вносит немалый вклад в дело обеспечения прав человека. Это и усиление общественных и государственных механизмов поддержки и защиты прав человека, и участие в формировании и выработке государственной политики в этой сфере, и содействие укреплению международного сотрудничества в области обеспечения прав человека.

- А куда гражданам предпочтительнее обращаться для защиты своих прав - к омбудсмену или в комиссию?

- Здесь нужно понять функциональное отличие этих двух институтов. В нашей стране, в соответствии с общепризнанными Парижскими принципами, работают два типа национальных учреждений по правам человека: Комиссия по правам человека при Главе государства и уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан (омбудсмен).

Комиссия - один из наиболее распространенных типов национальных учреждений по правам человека, действующих в мире. И одной из основных форм ее деятельности является предоставление в консультационном порядке Правительству, Парламенту и любому другому государственному органу рекомендаций и докладов в области прав человека. Она, по сути, обеспечивает деятельность, как я выше сказал, Президента страны как гаранта прав и свобод человека и, являясь одним из "мостиков" между Главой государства и гражданским обществом, формирует стратегию и политику в этом вопросе и оказывает практическую помощь омбудсмену.

А институт омбудсмена создан для защиты прав отдельных лиц, которые считают себя жертвами несправедливых действий со стороны органов государственной власти и их должностных лиц, других организаций. По своему статусу уполномоченный по правам человека является своего рода народным адвокатом, защищающим нарушенные права конкретного человека. А в целом комиссия и омбудсмен, органично дополняя друг друга на правовом поле Казахстана, вносят свой вклад в сферу защиты прав человека.

- И все же люди обращаются и в комиссию?

- Ежегодно в секретариат комиссии поступает свыше тысячи письменных обращений казахстанцев. С соответствующими рекомендациями либо заключениями комиссии они направляются для рассмотрения по существу в уполномоченные государственные органы - прокуратуры, суды, центральные и местные исполнительные органы.

Исходя из положения Конституции, а также в соответствии с нормами других законодательных актов граждане Республики Казахстан, иностранные граждане и лица без гражданства вправе обращаться в комиссию за защитой своих прав в установленном законодательством порядке. Отмечу лишь, что не подлежат рассмотрению комиссией по правам человека обращения граждан, порядок рассмотрения которых установлен законодательством об административных правонарушениях, уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательством.

Только в 2006 году комиссией на контроль было взято 49 обращений граждан. Из них в 23 жалобах факты нарушения прав человека нашли свое подтверждение и при непосредственной помощи комиссии были восстановлены.

- Нередко человек ищет защиты у неправительственных организаций. Взаимодействует ли комиссия с правозащитными НПО?

- Конечно, и мы намерены еще более активизировать с ними свое сотрудничество. Наиболее распространены встречи в рамках конференций, "круглых столов", семинаров-тренингов, заседаний, посещений следственных изоляторов и исправительных учреждений.

Да и сами представители комиссии активно участвуют в мероприятиях, проводимых правозащитными организациями, оказывая при этом разнообразную методическую и информационную помощь. По обоюдной договоренности НПО передают в комиссию на рассмотрение сложные для разрешения жалобы граждан, которые поступают в правозащитные организации. Наконец, представители НПО входят в состав Комиссии по правам человека и ее Экспертного совета. Для развития партнерских отношений с институтами гражданского общества в сфере прав человека решено качественно изменить состав Комиссии по правам человека, включив в него наиболее известных и авторитетных представителей гражданского общества. Будут больше задействованы и региональные НПО, которые имеют реальный опыт работы в сфере защиты прав человека.

- Что дает взаимодействие с международными организациями и с национальными учреждениями по правам человека зарубежных государств?

- Вот лишь один пример пользы такого сотрудничества. Сейчас при содействии Программы развития ООН и Кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы успешно запущена цифровая библиотека Комиссии по правам человека при Президенте РК на казахском и русском языках, не имеющая аналогов в странах СНГ и Балтии. Она предоставляет населению бесплатную правовую информацию в сфере защиты прав человека.

Тесно взаимодействуем и со многими другими международными организациями, в частности, с представительствами Программы развития ООН (ПРООН) в Казахстане, управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, Международной организации по миграции, а также Центром ОБСЕ в Алматы, Европейской комиссии, детским фондом ООН "ЮНИСЕФ", Кластерным бюро ЮНЕСКО в Алматы. Регулярно проводим совместные международные конференции, семинары, "круглые столы", тренинги для сотрудников государственных органов, иных организаций.

Комиссия сотрудничает с национальными учреждениями по правам человека России, Украины, Литвы, Молдовы, Грузии, Азербайджана, Армении, Узбекистана. Сейчас устанавливаем более тесные контакты с аналогичными учреждениями стран Евросоюза, Юго-Восточной Азии, США и Канады. Будем развивать сотрудничество и с дипломатическими представительствами, аккредитованными в Казахстане.

- Какие конкретно шаги удалось предпринять в законотворческой деятельности?

- Члены комиссии и сотрудники секретариата входят в состав рабочих групп по разработке ряда законопроектов. Но мы намерены добиваться обязательной экспертизы законопроектов, нормативных актов Правительства в комиссии на предмет их соответствия общепризнанным международным стандартам по правам человека.

Комиссия принимала самое непосредственное участие в подготовке и написании национальных докладов по Конвенции по правам ребенка, Конвенции против пыток, содействовала реализации рекомендаций ратифицированных международных договоров по правам человека и комитетов ООН в национальное законодательство и практику. В 2003 году, например, комиссия рекомендовала Правительству РК сформировать координационный механизм по выполнению обязательств Казахстана. И такой механизм был вскоре создан постановлением Правительства. Планируем активно содействовать деятельности Межведомственной комиссии по международному гуманитарному праву и международным договорам по правам человека.

- Какие из рекомендаций комиссии нашли свое практическое воплощение в ходе совершенствования государственного механизма защиты прав человека?

- Могу утверждать, что Комиссия по правам человека внесла свою лепту в принятие целого ряда важных решений, направленных на совершенствование государственного механизма защиты прав человека. Это присоединение Казахстана к международным конвенциям по правам человека и международным пактам ООН о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах; образование межведомственной комиссии по международному гуманитарному праву и международным договорам по правам человека; учреждение Комитета по охране прав детей в структуре Министерства образования и науки. Сюда же можно отнести учреждение института уполномоченного по правам человека в РК (омбудсмена), передачу исправительных учреждений и следственных изоляторов из МВД в ведение Министерства юстиции, введение моратория на смертную казнь, снижение тарифов и обеспечение доступности услуг связи, предоставляемых АО "Казахтелеком".

- Каковы будут следующие шаги после ратификации Казахстаном Международного пакта о гражданских и политических правах? Насколько близки мы к его положениям об отмене смертной казни и признании компетенции Комитета ООН по правам человека рассматривать индивидуальные жалобы граждан страны-участницы?

- Ратификация пактов налагает на Казахстан обязательства по приведению национального законодательства в соответствие с этими международными документами.

В 2007 году наша страна должна представить свой первый отчет о выполнении обязательств по Международному пакту о гражданских и политических правах. Подготовка первоначального отчета в Комитет ООН по правам человека возлагается на Правительство страны.

Комиссия по правам человека поддерживает идею о присоединении к двум факультативным протоколам Международного пакта о гражданских и политических правах, и мы намерены содействовать широкому обсуждению вопросов, связанных с расширением казахстанского участия в международных правозащитных механизмах.

Полагаем, что на первоначальном этапе присоединение к первому Факультативному протоколу, который требует от государства-участника признания компетенции Комитета ООН по правам человека рассматривать индивидуальные жалобы своих граждан, может стать важным внешним катализатором дальнейшего совершенствования национальных механизмов обеспечения и защиты прав человека.

Процесс гуманизации казахстанского уголовного законодательства и правоприменительной практики, введение моратория на применение смертной казни создают благоприятные условия для присоединения ко второму Факультативному протоколу, направленному на отмену смертной казни как вида уголовного наказания.

В итоге хотелось бы отметить, что принимаемые государством меры в сфере защиты прав человека способствуют дальнейшей интеграции Казахстана в международное гуманитарное пространство, обеспечиваемое принципами и нормами действующего международного права. Конечно же, в этом процессе не должно быть как "забегания" вперед, так и "отставания".

- Каковы планы комиссии на ближайшее будущее?

- В настоящее время при координирующей роли Комиссии по правам человека впервые готовится Базовый доклад о ситуации с правами человека в Казахстане, в котором, опираясь на научные и социологические исследования, будет определен уровень правовой защищенности человека, выявлены наиболее уязвимые социальные группы и узловые проблемы в этой сфере. На основе базового доклада, участие в разработке которого будут принимать специалисты государственных органов и неправительственных организаций, предполагается выработать национальный план действий в области прав человека на пятилетний срок.

- Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в Казахстане с правами человека и деятельность национальной системы защиты прав человека в целом?

- Приходится признать, что работа государственных институтов и неправительственных правозащитных организаций в сфере обеспечения и защиты прав человека не всегда отличается системностью. К сожалению, еще распространены случаи нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Среди основных причин - инерция общественного сознания, проявляющегося в традициях патернализма и правовом нигилизме. Очевидно, есть пробелы в законодательстве и механизмах правоприменения, мешающие гражданам реализовать свои права и свободы в полном объеме.

Одним из основных факторов, конечно, должны оставаться снижение бюрократизации управления, устранение причин и условий, порождающих коррупцию. Необходимо на законодательном уровне повысить требования к должностным лицам и их ответственность за добросовестное выполнение своих обязанностей. Принятый Кодекс служебной этики должен стать нормой жизни государственного служащего. Нарушение норм служебной этики, совершение коррупционных и иных противозаконных действий должно иметь для такого работника серьезные последствия, вплоть до увольнения без права работы на государственной службе.

Особое внимание государственных органов должно быть обращено на защиту права собственности - краеугольного камня рыночной экономики и демократии. Конституция предусматривает равную защиту государственной и частной собственности. Однако на практике мы имеем факты, свидетельствующие о расточительном отношении к государственному имуществу, пренебрежении к праву собственности частных лиц.

Дальнейшее создание специализированных судов и специализация отдельных судей на разрешении однородной категории дел будут способствовать более квалифицированному их рассмотрению, а значит, вынесению законных и справедливых судебных решений.

Необходимо развивать ювенальную юстицию и ювенальные суды, специализирующиеся на разрешении дел с участием несовершеннолетних, более широко применять судами альтернативные лишению свободы виды наказания.

Думаю, нужно проанализировать результаты объявленного моратория на применение смертной казни и рассмотреть возможность полной отмены смертной казни как вида уголовного наказания.

В целом, характеризуя деятельность национальной системы защиты прав человека за истекший период, можно сказать, что в результате проводимых реформ демократические процессы, политика уважения, поощрения и защиты прав и свобод человека в Казахстане обрели устойчивый и необратимый характер. И мы будем делать все от нас зависящее, чтобы этот процесс развивался.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Фактически общенациональный диалог в Казахстане состоялся" 28.02.2007
"Назревает конфликт между Парламентской ассамблеей ОБСЕ и БДИПЧ" 28.02.2007
Так кто стоит за партией "Атамекен"? 26.02.2007
Высшая ценность - права человека 23.02.2007
"Я являюсь почетным профессором нескольких западных университетов" 23.02.2007
Земля и воля 21.02.2007
Исповедь счастливого профессионала 21.02.2007
"В крайностях истины нет" 19.02.2007
"Да, я медиа-магнат" 19.02.2007
"Чтобы дружить с Китаем на равных, его нужно понимать" 19.02.2007

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
23.10.17 Понедельник
88. МОЛОДОВ Анатолий
80. САРЖАНОВ Кудайберген
70. МАРТЫНОВ Александр
68. САРТАЕВ Жанбатыр
67. КРАУЗЕ Юрий
66. АБЫЛХОЖИН Жулдузбек
66. БИСЕНГАЛИЕВ Ганимат
62. КАРИМЖАНОВ Бахриден
61. ДЕНЯКИН Александр
61. ЖАКЫПОВ Болат
60. ДЮСЕНОВА Сауле
60. СМАГУЛОВ Сейсехан
59. КУШЕРБАЕВ Жомарт
58. ИБРАЕВ Марат
58. ИБРАЕВА Гафура
...>>>
24.10.17 Вторник
83. ХОЛОДКОВ Александр
80. ЛЕММЛЕ Вальтер
76. УРМУРЗИНА Гульшара
74. ШВЕДЮК Владимир
71. ТУРСУМБАЕВ Балташ
70. ЖУМИН Канатбек
62. МУСИН Алиаскар
60. БИСЕНБАЕВ Асылбек
57. АГИТАЕВ Садуакас
57. БАРПИБАЕВ Тлектес
57. КЕНЖАЛИЕВ Малик
55. БАЛГАРИН Амантай
53. УСКЕНБАЕВ Каирбек
51. КУРБАНОВ Ниязбек
49. САДЕНОВ Ержан
...>>>
25.10.17 Среда
84. АРДАСЕНОВ Сталинбек
78. КОСЕНКО Виктор
77. ЕСКЕНДИРОВ Кайрулла
75. КАЙРУЛЛАЕВ Корганбек
72. БАЙГУТ Мархабат
72. КАЛИЕВ Кудайберген
70. АЛИБАЕВ Айтбай
68. РЫСКАЛИЕВ Амангельды
66. ИЗБАНОВ Мухит
65. ТУЛЕНБАЕВ Мурат
63. МАХАРИНЕЦ Юрий
63. ФАТКУЛЛИН Рашид
60. ЖАСУЗАКОВ Сакен
60. КАРАМАНОВ Серик
60. ХАКИМОВ Шамиль
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050