NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (июнь 2017)
Кто человек №2 в Казахстане (май 2017)








Поиск  
Понедельник 21.08.2017 12:20 ast
09:20 msk

"Пора ломать стереотип о бизнесменах"
А.Перуашев: В предпринимательской среде доверие к институтам развития, входящим в фонд "Казына", низкое. Это связано с абсолютной непрозрачностью данных структур. Мы не знаем их бюджетов, критериев отбора, а также почему сотни заявок отвергаются, а отдельные - проходят
29.01.2007 / интервью

Бота МУРАСКАЛИЕВА, "Экспресс-К", 27 января

Чтобы успешно развивать экономику страны, необходимо больше доверять тем, кто ее продвигает, вкладывая свои силы, знания и средства, считает председатель правления общенационального союза предпринимателей и работодателей Казахстана "Атамекен" Азат Перуашев. Он убежден в том, что сегодня казахстанский бизнес способен стать достойным партнером государства и готов работать на перспективу.

- Азат Турлыбекович, скоро будет ровно сто дней, как вы руководите союзом предпринимателей "Атамекен". Что нового принес ваш приход бизнес-сообществу Казахстана?

- Надо отметить, что союз предпринимателей "Атамекен" уже в первые годы своего существования успел завоевать признание как наиболее авторитетное объединение бизнес-структур, выражающее совокупные интересы предпринимательского сообщества. Важнейшим плодом деятельности этого союза на этапе становления стало принятие закона "О частном предпринимательстве", который предоставил предпринимателям право предварительной экспертизы издаваемых госорганами нормативных актов, затрагивающих интересы бизнеса.

Сегодня мы логически развиваем такое взаимодействие с государством, но уже на новом уровне. На днях мы учредили представительство союза "Атамекен" при фракции народно-демократической партии "Нур Отан" в парламенте республики. Благодаря этому шагу предприниматели смогут подключаться к законотворческому процессу еще на этапе рассмотрения документов. Буквально на шаг раньше, чем прежде, но этот шаг дорогого стоит.

Свежий пример: мы подключились к обсуждению проекта Трудового кодекса только в сенате, когда он уже прошел через мажилис. Но многие пункты этого проекта ставили бы казахстанские предприятия на грань паралича, поскольку массу вопросов, в том числе и чисто производственного характера, предполагалось решать через различные согласования. Так, даже расширение штатов, набор новых сотрудников или переход с режима сокращенного рабочего дня на полный и многое другое зависели бы от профсоюзов. Вводились категории работников, которые должны приниматься на работу без испытательного срока или не могли быть уволены ни по каким основаниям, то есть, несмотря на любые нарушения. По отдельным статьям социальная нагрузка на предпринимателя повышалась вдвое (!) и при этом никак не обуславливалась производительностью труда или финансовыми возможностями предприятия. И таких примеров достаточно. О каком развитии или росте экономики можно говорить, если даже сохранить существующие предприятия в таких условиях было бы проблематично?
И когда мы спохватились, вошли в рабочую группу сената, стали жестко отстаивать свое видение вопроса, то получили справедливый упрек: мол, где вы были на первом этапе обсуждения? Словом, наше представительство впредь гарантирует оградить казахстанский бизнес от таких "приятных неожиданностей". Ведь работа над законодательством - процесс постоянный, а значит, не за горами и Налоговый кодекс, Таможенный кодекс, бюджет и т.д.

- Сотрудничество с правящей партией этим ограничится?

- Почему же? В прошлую пятницу мы с Бакытжаном Жумагуловым подписали развернутый меморандум о сотрудничестве союза предпринимателей "Атамекен" с народно-демократической партией "Нур Отан", согласно которому на всех последующих выборах в маслихаты и парламент страны партия парламентского большинства будет выдвигать среди своих кандидатов и представителей "Атамекена". Таким образом, в лице этих будущих депутатов мы получаем реальный канал защиты интересов предпринимателей в законодательстве.

Но и исполнительная ветвь власти нас затрагивает в не меньшей степени. Недавно мы обратились к премьер-министру Кариму Масимову с предложением об учреждении представительства союза "Атамекен" при правительстве. Надо отметить, что наша инициатива была встречена с пониманием и очень доброжелательно, несмотря на то, что перед новым правительством глава государства поставил целый ряд масштабных задач. Буквально на днях соответствующая группа создана, а наш представитель при правительстве назначен советником премьер-министра РК.

- Действительно, впечатляющие шаги сделаны в первые же месяцы. Но почему такие "прорывы" только в центре? Например, я не слышала, чтобы какое-то местное предприятие вступило в союз "Атамекен" или использовало свое членство хотя бы в рекламной кампании:

- Конечно, работа по объединению предпринимателей и их интересов была и остается главным направлением для нас. В этом плане мы стремимся сделать нашу деятельность прозрачной для предпринимателей, открытой к их запросам. Исполнительные органы союза и его филиалов не должны превращаться в некий самостийный "бизнес", поскольку это неизбежно породит конфликт интересов, их задача - служить интересам бизнеса.

На первом этапе деятельности союза упор делался на отраслевые ассоциации предпринимателей, а основная нагрузка ложилась на исполнительную дирекцию в Астане. Но сегодня, благодаря принятым функциональным решениям, мы стремимся, во-первых, расширить прямое членство в союзе конкретных бизнес-структур. Во-вторых, перенести акцент нашей деятельности в регионы. Думаю, что это стратегически правильное решение, поскольку массовое предпринимательство, бизнесмены как социальный слой сосредоточены именно в регионах со сложившимися коммерческими традициями. Таких, как Алматы, Шымкент, Усть-Каменогорск, Уральск, Костанай и многих других, часто даже не областных городах, а райцентрах. И поскольку "Атамекен" - союз общенациональный, то наш долг - дать возможность каждому предпринимателю донести свои взгляды до общества.

В этой связи мы реформируем деятельность филиалов союза, пересматриваем направленность их работы. На минувшей неделе я провел большую встречу с алматинскими предпринимателями. В ходе обсуждения было принято решение реорганизовать работу городского филиала союза, начав с формирования его правления, куда вошли 40 известных бизнесменов Алматы. Среди них - Анатолий Попелюшко, Иван Кравченко, Михаил Глухов, Насима Калиева и другие. На этой же встрече с заявлением о вступлении в "Атамекен" обратилось руководство ряда алматинских предприятий и известной казахстанской ассоциации предпринимателей "КазКА".

- Получается, с ассоциациями вы работу все-таки не сворачиваете?

- Ни в коем случае. Более того, мы идем на то, чтобы наполнить наше сотрудничество реальным содержанием. Понимаете, ни одной негосударственной организации не хватит собственных ресурсов для того, чтобы предлагать альтернативные варианты по целому спектру вопросов экономической политики. Это равносильно созданию правительства-двойника, только не дублирующего действия, а критически их анализирующего.

Но, распределив эти направления между входящими в союз отраслевыми объединениями, мы во многом облегчаем себе задачу. Это касается и экспертизы нормативных актов, по поводу которых союз предпринимателей "Атамекен" постоянно консультируется с профильными ассоциациями, а также распределения функций.

Скажем, та же ассоциация "КазКА" обратилась с предложением координировать всю деятельность "Атамекена" по поддержке молодежного предпринимательства. С конфедерацией работодателей идут переговоры о закреплении за этим объединением вопросов трудовых отношений. Аналогичный диалог о распределении функций ведется с Торгово-промышленной палатой. Думаю, что взаимодействие входящих в союз предпринимателей "Атамекен" объединений будет выходить и на более высокий формат.

На том же алматинском правлении "Атамекена" было принято обращение к правительству и парламенту страны, где говорится о необходимости реализации в Казахстане европейской системы объединения бизнес-сообщества. Эта система подразумевает обязательное членство и членские взносы, поскольку очень немногие предприниматели непосредственно участвуют в лоббистской деятельности ассоциаций, но результатами их усилий пользуются все. Возникает дискриминация: наиболее сознательная и ответственная часть бизнесменов тратит свое время, средства и другие ресурсы для прямой выгоды тех, кто в этих затратах не участвует. А поскольку неконституционно и некорректно ставить вопросы об "особых" условиях для отдельных предприятий, то авторы обращения предлагают разнести затраты на деятельность бизнес-ассоциаций путем введения обязательного членства и взносов. Само же право решать, в какую конкретную ассоциацию входить и соответственно кому платить взносы, предполагается оставить за самими предпринимателями. Думаю, что в обеспечении такого взаимодействия наш союз мог бы сыграть важную интегрирующую роль.

- Может быть, но насколько реальны сами эти предложения?

- Они потребуют соответствующих изменений в закон "О частном предпринимательстве". В изначальном проекте закона такие нормы присутствовали, но при обсуждении они были сняты. Получилось так, что предпринимателям дали поле, а лопату отняли. Крутись как можешь: Как и все половинчатые решения, это тоже особой эффективностью не отличается.

Сегодня многие из тех депутатов, кто сам поднимал бизнес, понимают, что исходную норму нужно вернуть. Конечно, легче всего поддаться популистским лозунгам или уклониться от позиции вообще. Это как раз на руку тем, кто ожидает, что его интересы защитят без него - и в трудовых отношениях, и в налогообложении, и т.д. и т.п., а результат принесут ему на блюдечке. Тем самым мы дискредитируем наиболее ответственных и активных наших сограждан - заметьте, крупных налогоплательщиков! - и поощряем социально пассивную часть предпринимательства. Думаю, что многие из депутатов, которые сами являются людьми с беспокойными сердцами и высокой гражданской ответственностью, рано или поздно нас поймут и поддержат. Тем более что о таком решении просят сами предприниматели.

- Будет ли сохранено в деятельности союза такое важное направление, как экспертиза нормативных актов госорганов?

- Могу привести такую статистику: сегодня ежемесячно на экспертизу в союз "Атамекен" поступает до 200 проектов. Далеко не все из них экономического характера. Много чисто юридических документов, наконец, большую часть составляют специальные проекты - технические, экологические, медицинские, социальные и другие.

Понятно, что содержать соответствующий штат экспертов не по карману ни одному предпринимателю в отдельности. Нанимать экспертов по конкретным проектам еще дороже, потому что минимальная стоимость каждого заключения, подготовленного привлеченным экспертом, составляет 25-30 тысяч тенге. То есть только по данной статье нам потребуется от 6 млн тенге ежемесячно, причем без учета деятельности представительств союза в парламенте и правительстве, работы филиалов и т.д. Это к вопросу об обязательных взносах.

Очень часто ведомства, направляющие свои проекты, мягко говоря, лукавят. Они, ссылаясь на срочность, требуют дать заключение в 2-3 дня или даже задним числом, то есть раньше, чем документ к нам поступит. Убежден, что это делается сознательно, чтобы получить ответ без серьезных замечаний и проработки. О таких фактах недобросовестного "партнерства" мы, безусловно, будем говорить с правительством.

Тем не менее экспертиза нормативно-правовых актов наряду с другими направлениями остается одним из ключевых в нашей деятельности. Только за последние месяцы нами подготовлены и направлены десятки заключений, со многими из которых желающие могут ознакомиться на сайте союза в Интернете.

- Что вас не устраивает в отношениях бизнеса и власти?

- Можно было бы назвать ряд проблем, но лучше я просто поясню свое принципиальное отношение к тандему "власть - бизнес". Бизнесмены - это люди, уплачивающие налоги, причем в разы больше, чем обычные граждане. Это не всегда богатые люди, просто они сами себе создали рабочее место и обеспечили работой других. Государство оказывает своим гражданам услуги по защите их прав, организации взаимодействия и сосуществования путем сбора налогов и перераспределения этих средств. Следовательно, предприниматели, как крупные налогоплательщики, имеют право давать оценку тому, как те или иные государственные органы выполняют свои обязанности, то есть оценивать качество государственных услуг.

Не случайно на встрече с главой государства Нурсултаном Назарбаевым накануне Дня независимости члены союза "Атамекен" наряду с вопросами социальной ответственности бизнеса предложили вести мониторинг качества государственных услуг. Наше предложение президент страны поддержал.

- А можно пример в тему? Поскольку всегда легко обвинять систему, коррупцию, но никогда - конкретную структуру:

- Недавно я выступал на заседании общественного совета фонда "Казына". В предпринимательской среде доверие к институтам развития, входящим в фонд, низкое. Это связано с абсолютной непрозрачностью данных структур. Мы не знаем их бюджетов, критериев отбора, а также почему сотни заявок отвергаются, а отдельные - проходят. Имеются данные, когда процесс рассмотрения занимал год-полтора с отрицательным результатом в итоге. Наверное, так надо. Но все это порождает сомнения и разговоры о том, что не институты развития созданы для бизнеса, а они под себя создают бизнес.

Мне ответили, что все отклоненные заявки были сырыми и не соответствовали требованиям фонда. Может быть, так и есть. Но я думаю, что смысл институтов развития заключается не столько в том, чтобы наши молодые люди с элитным образованием верно "стерегли" выделенные средства, как Кощей свое злато. Основная задача в том, чтобы использовать их на развитие страны. И если нужно, то помочь своим соотечественникам довести их проекты до соответствия лучшим стандартам, помочь нашим предпринимателям перейти на новый, более высокий уровень работы.

А когда до финансирования доходит только 4-5 процентов из поданных проектов, то это не показатель "незрелости" наших предпринимателей, а показатель пренебрежительного отношения к их труду и роли в обществе со стороны людей, живущих на их налоги.

После нашего разговора руководство фонда "Казына" обязалось организовать встречи конкретных институтов развития с членами союза предпринимателей "Атамекен". И более того - ввести в советы директоров каждого института по представителю союза. Все это позволяет надеяться, что объединение в единый холдинг под руководством продвинутого менеджера пошло на пользу. Но как эти благие пожелания воплотятся - пока больше вопрос.

Бизнесмены Казахстана не только платят налоги, но и строят в родных селах бани, дарят школам компьютеры, завозят в детдома продукты, содержат спортивные команды, не дожидаясь указаний, направляют работников на учебу и лечение. Пора ломать стереотип о бизнесменах как о людях, ищущих только личной выгоды. Сегодня казахстанскому предпринимателю недостаточно обеспечить свою семью. Он стремится сделать участниками своей деятельности всех близких и дать работу соседу, помочь открыть дело однокласснику, найти хороших учителей детям:

Отечественные бизнесмены действительно любят свою страну и дорожат ею, как только можно дорожить собственным делом, которое они сами выстрадали и поставили на ноги.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Положительная энергетика 31.01.2007
"Грядет электроколлапс?" 30.01.2007
Писать честно и правду 29.01.2007
Аскар Мамин: Астану строим для будущих поколений 29.01.2007
"Пора ломать стереотип о бизнесменах" 29.01.2007
Прав тот, кто прав 24.01.2007
"Я дорожу доверием президента" 23.01.2007
"Детей надо учить культуре и этикету" 12.01.2007
Запас карман не трет 03.01.2007
Анвар Сайденов: Зрелость финансовой системы определяется ее открытостью и готовностью к конкуренции 31.12.2006

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
21.08.17 Понедельник
80. КАДЫРЖАНОВ Еркин
75. ДРИЛЛЕР Христиан
71. КАЗАКОВ Александр
71. НУРГАЗИНОВ Жакуп
70. ЖЕНСЫКБАЕВ Александр
69. КУАНДЫКОВ Балтабек
66. ДОСТИЯРОВ Абай
64. ИМАНГАЛИЕВ Асхат
64. КУШЕРБАЙ Айтбай
63. ХУСАИНОВ Булат
59. КАРИКБОЛОВ Бекжан
54. АЛЬЗАКОВ Ерзат
53. БЕЙСЕМБАЕВ Даурен
53. КАЗЫХАНОВ Ержан
49. ЖАЗЫКБАЕВ Бакытхан
...>>>
22.08.17 Вторник
96. КАЛИКОВ Аманжол
71. БАКЕНОВ Халель
70. НУРГАЛИЕВ Турар
69. АСАУБАЕВ Канат
69. БАЙГАРИН Бекбулат
69. МЫРЗАЛИЕВ Болат
64. МАШКЕНОВ Мурат
62. АМАНГЕЛДИ Аширбек
62. ДОНБАЕВ Калдыбек
61. СЕЙФУЛЛИН Амандык
60. ДОНСЕБАЕВ Калмухамет
60. ПЯ Юрий
59. ДЖЕРЕМБАЕВА Найля
59. КУЖИЕВ Болат
58. АЮБАЕВ Мухтар
...>>>
23.08.17 Среда
95. БРАГИН Александр
79. ШИРЯЕВ Анатолий
76. СМАИЛ Нусіп
69. ЗЕЙНЕЛЬГАБДИН Алтай
69. ТЕЛЬНОВ Владимир
68. БИЖАНОВ Ахан
67. НАБИЕВ Нурлан
64. РУСТАМБАЕВ Абдуазим
63. КУАНЫШЕВ Толеген
63. ТУЛЕКБАЕВ Марат
61. ТРУСОВ Евгений
60. БОШАНОВ Алтай
60. ИСИМБАЕВА Гульмира
60. КИШКАШБАЕВ Тлеугали
59. МАМБЕТОВ Алматбек
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050