Александр КАМИНСКИЙ, "Экспресс-К", 23 января
Зачем была создана Комиссия по правам человека при президенте Республики Казахстан? Каковы ее функции и важнейшие цели? Как будет строиться деятельность комиссии? Об этом корреспонденту рассказывает председатель комиссии Сагинбек Турсунов.
- Комиссия по правам человека при президенте Республики Казахстан является консультативно-совещательным и рекомендательным органом, - поясняет Сагинбек Токабаевич. - Одна из главных ее задач - содействовать главе государства в реализации его конституционного статуса гаранта прав и свобод человека и гражданина. Мы участвуем в разработке и совершенствовании законодательного механизма защиты прав и свобод, оказываем в этом содействие центральным и местным государственным органам. Без нас не обходится и создание новых концепций и программ государственной политики в этой сфере. И, конечно, мы всемерно содействуем укреплению международного сотрудничества в благородном деле защиты прав и свобод человека.
- И по каким критериям комиссия определяет успех своей деятельности?
- Объективность, если речь идет об оценке ситуации в сфере защиты прав человека. Актуальность и обоснованность - именно такими должны быть наши рекомендации. И обязательно должен быть высокий уровень сотрудничества с государственными организациями, неправительственным сектором, зарубежными коллегами.
В работе государственных органов ведомственный подход зачастую отодвигает вопросы прав человека на второй план. Наша задача - вернуть им важность и актуальность. Мы стремимся вовлечь госструктуры и должностных лиц в обсуждение проблем защиты прав человека, осуществление правозащитных проектов комиссии.
- Сагинбек Токабаевич, говорят, что в течение многих лет вы были профессиональным дипломатом...
- В течение двенадцати лет, если точно. Я работал Чрезвычайным и Полномочным Послом в 12 государствах Евросоюза и участвовал в организации 12 визитов на высшем уровне.
- А в каких именно странах?
- Германии, Австрии, Венгрии, Чехии, Румынии, Болгарии, Словении, Словакии и других. Я также представлял нашу страну в ОБСЕ и во всех международных организациях системы ООН в ее штаб-квартире в Вене.
- Есть чему поучиться у западных коллег, по вашему мнению?
- Конечно! Общепризнанные европейские стандарты в сфере защиты прав человека привлекательны и для нашего государства. Они уделяют этому особое внимание, и некоторые необходимые элементы европейской системы защиты прав мы планируем апробировать в деятельности комиссии. С учетом особенностей национального законодательства и правоприменительной практики, естественно.
- Но ведь у нас в стране уже работает омбудсмен господин Байкадамов. Не получится ли так, что вы будете дублировать друг друга?
- Оба института являются национальными учреждениями по правам человека и призваны дополнить существующие механизмы обеспечения и защиты его прав. Но, конечно, это не одно и то же.
Институт уполномоченного по правам человека - новый для нашей страны, хотя во многих государствах он давно и успешно действует. Омбудсмен - это независимый защитник прав человека, наделенный полномочиями по проведению собственных расследований по конкретным жалобам и содействующий их объективному рассмотрению уполномоченными государственными органами.
Уполномоченный по правам человека в пределах своей компетенции обязан проверять любые сведения о нарушениях прав, откуда бы они ни поступали - непосредственно от граждан или из средств массовой информации. А затем принимать в пределах своих полномочий меры по восстановлению нарушенных прав. И делает он это путем непосредственного вмешательства, силой своего авторитета - в этом главное отличие омбудсмена.
Комиссия по правам человека - это консультативно-совещательный и рекомендательный орган при главе государства. Она поднимает проблематику прав человека на высшем государственном уровне. Мы содействуем выработке правовой политики государства в сфере прав человека.
- И как вы собираетесь с омбудсменом уживаться?
- Так ведь Комиссия по правам человека при главе государстве и являлась инициатором учреждения в Казахстане этого правозащитного института! И мы будем всеми силами содействовать повышению законодательного статуса омбудсмена и вообще намерены всячески поддерживать его.
В марте 2004 года указом президента страны представительство неправительственных правозащитных организаций в составе комиссии было существенно расширено. Это позволит ей более эффективно осуществлять функцию связующего звена в налаживании равноправного партнерства и взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества.
В целях усиления взаимодействия мы планируем провести ряд совместных мероприятий, подготовить анализ ситуации с правами человека в Казахстане. К примеру, руководитель Национального центра по правам человека господин Калюжный входит в состав рабочей группы нашей комиссии по подготовке базового доклада о ситуации с правами человека.
- С чего вы планируете начать свою деятельность?
- С укрепления статуса Комиссии по правам человека при президенте Республики Казахстан. Чтобы она соответствовала своему статусу и международным стандартам с учетом вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира и председательства нашей республики в ОБСЕ в 2009 году.
Поскольку Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, у главы государства должен быть эффективно работающий аппарат, обеспечивающий деятельность президента как гаранта прав и свобод человека. Комиссия должна оперативно информировать президента о ситуации с правами человека в стране, об актуальных проблемах, требующих совершенствования национального законодательства и правоприменительной практики.
- Каковы перспективы и планы вашего ведомства?
- Казахстан в 2005 году безоговорочно ратифицировал Международный пакт ООН о гражданских и политических правах и Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах. В этот процесс свой скромный вклад внесла и Комиссия по правам человека.
Теперь на повестке дня комиссии инициирование широкого обсуждения вопросов, связанных с приведением национального законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами вышеуказанных пактов, достижения более высоких европейских и ООНовских стандартов по правам человека.
Я убежден в стратегической правильности данного курса для нашей страны, поскольку без прав человека нет демократии, а наличие в стране эффективных механизмов обеспечения и защиты прав человека является одним из основных условий вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, ведь именно такую амбициозную цель поставил перед нами президент страны.
Предпринимаемые государством меры в сфере защиты прав человека способствуют дальнейшей интеграции Казахстана в международное гуманитарное пространство, обеспечиваемое принципами и нормами действующего международного права. В этом процессе не должно быть как "забегания" вперед, так и "отставания". Мы должны брать на себя только те обязательства, которые безусловно сможем выполнить.
- Можете привести конкретный пример?
- Комиссия по правам человека в свете своих полномочий принимает участие в вопросах рекомендации по присоединению Казахстана к двум Факультативным протоколам Международного пакта о гражданских и политических правах.
Первый Факультативный протокол требует от государства-участника признания компетенции Комитета ООН по правам человека рассматривать индивидуальные жалобы своих граждан. Это может стать важным внешним катализатором дальнейшего совершенствования национальных механизмов обеспечения и защиты прав человека.
Благоприятные условия для присоединения ко второму Факультативному протоколу, направленному на отмену смертной казни как вида уголовного наказания, дает гуманизация казахстанского уголовного законодательства и правоприменительной практики, введение моратория на применение смертной казни.
Нами вводится цифровая библиотека по правам человека, в нормативной базе которой мы дополнительно внедряем размещение нормативных правовых актов местных представительных и исполнительных органов власти.
Кроме того, при координирующей роли Комиссии по правам человека готовится базовый доклад о ситуации с правами человека в Казахстане, в котором, опираясь на научные и социологические исследования, планируется определить приоритеты в сфере прав человека в Казахстане, уровень правовой защищенности человека, выявить наиболее уязвимые социальные группы, узловые проблемы общества.
На основе базового доклада, который будет разработан с привлечением на паритетной основе специалистов государственных органов и неправительственных организаций, предполагается выработать национальный план действий в области прав человека. Он будет составлен на пятилетний срок.
Мероприятия национального плана в конечном итоге должны способствовать процессу демократизации, защиты прав человека в республике в соответствии с международными стандартами, укреплению авторитета права, формированию в обществе культуры прав человека, ускорению вхождения Казахстана в 50 наиболее развитых конкурентоспособных стран мира. |