NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (октябрь 2017)
Какая страна самая дружественная Казахстану?








Поиск  
Вторник 21.11.2017 20:03 ast
17:03 msk

Суд да дело
И.Елекеев: Долг Минобороны тянулся годами. Там говорят: у нас денег нет. А я говорю министру обороны: "Есть решение Верховного суда. Если вы такой всесильный, тогда отмените это решение. Но если вы не смогли его отменить, то будьте любезны платить. И меня мало волнует, где вы возьмете эти деньги"
17.01.2006 / интервью

Кристина БОНДАРЧУК, "Мегаполис", 16 января

Его ведомство возвращает государству многомиллионные суммы, но не может заставить нерадивых отцов платить алименты на содержание собственных детей. Проводя гуманизацию в уголовно-исправительной системе, он освободил из заключения тысячи воров и мошенников, а теперь настаивает на том, чтобы даже должников отправляли за решетку. Себя он называет "отцом" института частных нотариусов и сейчас добивается, чтобы исполнение судебных решений тоже перешло в конкурентную среду к судебной системе. Заместитель председателя Комитета по судебному администрированию Ирак Еликеев уверен, что только альтернативное судоисполнение вернет доверие казахстанцев.

– Ирак Касымович, сегодня в Казахстане не исполняется каждое третье судебное решение, причем очень много дел связано с невыплатой долгов. Почему так происходит?

– Выплаты по судебным решениям – это действительно очень большая проблема для нас. Сегодня только госорганы должны 5,5 миллиарда тенге, но до этого года никто не собирался их платить, потому что такие расходы просто не были предусмотрены в бюджете. Правительство ежегодно закладывает на выплату средств по решению судов всего 260 миллионов тенге, то есть в 20 раз меньше необходимой суммы. На 2006 год в бюджете впервые заложено 2 миллиарда тенге на погашение долгов госорганов.

– Можно надеяться, что семьи, в которых дети пострадали от вакцины БЦЖ, наконец-то получат компенсацию?

– Этот вопрос мы как раз закрыли полностью. По БЦЖ у нас было около 200 судебных решений, долг по ним составлял около 5 миллионов тенге. Мы неоднократно писали в правительство, в Администрацию президента. Все бесполезно. А потом мы воспользовались предстоящими выборами главы государства. К этому времени весь долг уже закрыли.

– Хотите сказать, что эти семьи получили деньги только благодаря выборам президента?

– Да, и об этом я говорю открыто. Если бы не выборы, я не знаю, дали бы эти деньги или не дали.

– Может быть, Министерство обороны тоже рассчиталось со своими военнослужащими за то, что в 90-х годах не выплачивало премиальные вознаграждения?

– Долг Минобороны тянулся годами. Там говорят: у нас денег нет. А я говорю министру обороны: "Есть решение Верховного суда. Если вы такой всесильный, тогда отмените это решение. Но если вы не смогли его отменить, то будьте любезны платить. И меня мало волнует, где вы возьмете эти деньги".

Я поставил этот вопрос на заседании коллегии Генеральной прокуратуры. Вопрос стоял очень серьезно, вплоть до привлечения к административной ответственности заместителя министра обороны Джанбурчина. Я предупредил председателя административных судов г. Астаны, что мы готовим административный материал, и попросил его вызвать вице-министра в суд. Это будет для него моральным ударом, и он начнет шевелиться. И, правда, выплаты пошли, сейчас мы уже и этот вопрос закрываем.

– А деньги где взяли? Вы сказали, что они заложены только на 2006 год?

– Деньги-то есть, но не на выплаты по судебным решениям, а на другие программы. Министерство обратилось в правительство, попросило перекинуть деньги с одного администратора программ на другой. Им разрешили, и часть долга Минобороны уже выплатило.

– Вообще-то перекидывание денег с одной статьи расходов на другую не практикуется… Или это тоже произошло благодаря выборам?

– И благодаря нашей инициативе, и благодаря выборам. Все вместе сработало. А теперь мы и до акимов добрались. Они тоже по решению суда должны очень большие суммы гражданам, предприятиям. Так, акимат Алматинской области должен одному предпринимателю 15 миллионов тенге. Когда-то местные власти заставили его сделать объем работ, а деньги не заплатили. Нынешний аким денег предпринимателю тоже не дает, нам пишет: эти деньги брал еще Нуркадилов, я никакого отношения к ним не имею. Таких примеров много. Никакого уважения ни к суду, ни к конкретному человеку, еще и долг висит на местном бюджете. Поэтому мы пишем акимам областей грозное письмо, что за неисполнение решений суда будем ставить вопрос вплоть до привлечения их к уголовной ответственности. С ними жестче надо, пусть шевелятся!

– Если существует такой мощный рычаг, чтобы заставить погасить долг, то почему вы не применяете его в отношении алиментщиков, уклоняющихся от содержания собственных детей?

– Это для меня самый больной вопрос, над которым я работаю лет 20, и никак не могу его решить. В последнее время я даже задумываюсь над тем, чтобы создать общественное движение в защиту обездоленных женщин. Думаю, это будет серьезная организация, ведь сейчас огромное количество женщин воспитывают детей в одиночку. В одной только Астане проживают 34 тысячи алиментщиков. Из них 1,5 тысячи уклоняются от оплаты. Но при существующем законодательстве мы не можем заставить их платить. Ну какой нам смысл садить такого папашу, кормить-одевать его в колонии, если его детям от этого не станет ни сытнее, ни теплее? Здесь нужны совершенно иные рычаги.

Я считаю, что в бюджете нужно предусмотреть специальную помощь неполным семьям, не получающим алиментов. То есть государство должно брать на себя определенные расходы на содержание этого ребенка до тех пор, пока он не встанет на ноги: обеспечивать его учебниками, школьной формой. Государство сегодня может себе это позволить.

– А как же тогда система судоисполнения? По закону, родители обязаны содержать своих детей вплоть до совершеннолетия. Почему же государство должно перекладывать на себя эту заботу?

– Потому что сегодня, если отец не хочет платить алиментов, заставить его невозможно. Я вижу единственный способ разрешения этой проблемы – это, если так можно выразиться, содержание ребенка в кредит. Схема похожа на ту, по которой студенты учатся в кредит. Нужно сказать такому отцу: "Ты не хочешь или не можешь платить своему ребенку, значит, до совершеннолетия государство берет его содержание на себя. Но когда ему исполнится 18 лет, мы эти расходы отнесем на тебя. То есть в будущем эта сумма будет государством с тебя взыскана, хочешь ты этого или нет".

– Как взыскать с нерадивого отца деньги в пользу государства, если он уклоняется от уплаты алиментов даже собственному ребенку?

– Согласен. Но это будет иск государства к гражданину, и здесь включается уже другой механизм. И потом, пока ребенок достигнет совершеннолетия, материальное положение его отца может измениться. Может быть, через 10 лет он станет на ноги, у него появится постоянная работа…

– А если он к этому времени уже выйдет на пенсию или умрет, его долги не перейдут на его повзрослевшего ребенка?

– Нет, этого точно не будет. Но, конечно, такая форма поддержки неполных семей потребует больших бюджетных денег, но я считаю, государству можно было бы пойти на этот шаг. Мое предложение требует обсуждения, и я предлагаю его начать.

– Как сегодня взыскиваются алименты?

– Согласно нашему закону, после того как вынесено решение суда о взыскании, выписывается исполнительный лист. Право взыскателя – забрать его или же поручить исполнение судоисполнителю на том участке, где находится должник. Исполнительный лист приходит к должнику на работу, и бухгалтерия производит удержание из его зарплаты.

– Как быть женщине, если она знает, что ее бывший муж официально получает 10 тысяч, а остальные 40 ему выдают в конверте?

– Это очень трудно доказать. Мы проверяем такие факты только в том случае, если от взыскательницы поступит заявление. Направляем на предприятие судоисполнителя, он выясняет, есть ли там двойная касса. Если да, то мы можем поставить этот вопрос перед Генеральной прокуратурой, перед МВД. Если этот вопрос связан с финансами, то перед финансовой полицией. У нас есть такие факты, когда даже в долларах зарплату получали.

– Много случаев, когда благодаря заявлению взыскательницы черную кассу выводят из тени?

– Не много, но есть.

– Если, прочитав это интервью, все женщины, мужья которых получают зарплату в конверте, напишут заявления, ваши судоисполнители справятся с таким потоком?

– Я всегда говорю: пишите. Чем больше заявлений и жалоб к нам придет сейчас, тем в будущем меньше будет нареканий на работу судебных исполнителей. Они должны четко выполнять свои функции, поэтому пусть проверяют. А то мне люди пожаловались: мы к судебному исполнителю 18 раз ходили, дело с мертвой точки не сдвинулось.

Нужно, чтобы все жалобы рассматривались на местах, и решения по ним принимались там же. Поэтому я говорю: если какая-то жалоба не будет разрешена на месте и дойдет до старшего судебного исполнителя, будем ставить вопрос о наказании судебного исполнителя. Если жалоба поступит администратору судов областей, будем ставить вопрос об ответственности старшего судоисполнителя. Если же жалоба придет к нам в комитет, то будем ставить вопрос об ответственности администраторов судов областей. А там работает сам администратор, его заместитель по исполнению, начальник отдела и 6-7 консультантов. Чем они занимаются? Вот и будем разбираться.

– В последнее время вы часто говорите о том, что проблемы, связанные с исполнением решений суда, будут решены при введении института частного судоисполнения. Однако многие депутаты, да и не только они, называют это "процессом придания вышибалам официального статуса". Как вы это прокомментируете?

– Было даже высказано, что частные судебные исполнители – это своего рода узаконенные киллеры. Но ведь частных нотариусов когда-то тоже опасались вводить, а сегодня, посмотрите, государственных-то нотариусов почти не осталось!

Хочу сказать, что мы хотим ввести частное судоисполнение как альтернативу государственному. Государственный судоисполнитель сейчас не заинтересован в исполнении решения. Он может вообще ничего не делать, и получать при этом свои несчастные 15 тысяч. Ну разве плохо, когда у людей появится альтернатива? Вы идете к частнику и говорите: "Мне должны такую-то сумму, помогите вернуть". И частник, чтобы выбить ваши долги, начнет активно собирать информацию об имуществе, доходах должника. Имея шанс получить свои 5-10%, этот судоисполнитель будет заинтересован в том, чтобы довести дело до конца. Но ведь взыскатель тоже в этом заинтересован. Другое дело, что мы не провели широкомасштабных разъяснений, дебатов, а сразу хотели включить этот законопроект в план работы мажилиса. Поэтому, наверно, и реакция была такая неоднозначная. Но постепенно люди понимают, что дело это нужное.

– Как вы считаете, с принятием закона "О частных судебных исполнителях" какие перспективы будут у государственного судоисполнения?

– Если частное судоисполнение себя покажет, государственное постепенно будет сокращаться и изживаться. Наше государство, похоже, ни о чем не думает. В советское время судоисполнители получали 5% вознаграждения. А сейчас что? Ввели реестр должностей, и самая высокая зарплата судоисполнителя – 30 тысяч со всеми начислениями, это при стаже 20 лет. А этот человек исполняет решения на миллиардные суммы, ему дают такие деньги…

Один только пример: недавно Шымкентский административный суд взыскал с ТОО "ПетроКазахстан Ойл Продакс" в пользу государства 96 миллиардов тенге. Там выявлены грубые нарушения антимонопольного законодательства. Кроме того, компания привлечена к административному штрафу в размере 1 456 500 тенге с конфискацией всего монопольного дохода в пользу государства. И вся работа будет проводиться судебным исполнителем, который получает 15 тысяч в месяц. Так почему наше государство при взыскании не хочет понять, что мы должны поощрять работу судебных исполнителей?

По идее, труд наших судебных исполнителей оплачивается уже тогда, когда взыскатель подает заявление в суд. Он платит госпошлину – это немалые деньги, до 10% от суммы иска. То есть дело еще не рассмотрено, а средства уже поступили в доход государства. Значит, расходы на исполнение решения и на содержание суда уже оплачены. Нет, государство заложило в законе еще 10%! Ну хорошо, так ты поделись тогда. Из этих 10% половину мы согласны отдать государству, а половина пусть идет в бюджет нашего комитета. Не дают.

Наше уважаемое Минэкономики говорит: налоговики тоже исполняют решение суда, завтра и они потребуют свои проценты. У нас, говорит, и таможенники пополняют бюджет, и гаишники. Они тоже потребуют. Но разве налоговиков или таможенников у нас не хватает? Нет. Два года поработал таможенником – и уже коттедж строит. Все знают об этом. А судебных исполнителей не хватает. Поэтому нужно решать эту проблему. Я хочу сказать нашим чиновникам: раз вы не хотите помогать государственному судоисполнителю, так отпустите его в свободное плавание. Минфин говорит: нельзя, так как он является госслужащим.

Мы предложили внести ряд изменений в действующее законодательство. Но нам уже возразили Генпрокуратура, правительство, Администрация президента, Минфин, Национальный банк. В результате ничего не осталось из того, что мы хотели. Осталась туфта. Например, мы предложили внести изменения в Закон "О налогах и других обязательных платежах", в котором введено понятие "налоговая тайна". Мы считаем, что для судебных исполнителей не должно быть налоговых тайн. А Минфин категорически против.

– Наверное, потому что информация о доходах может стать открытой?

– Ну а что здесь такого? Ведь если есть решение суда, то такую информацию судебным исполнителям все равно должны предоставлять. Важно, чтобы такая информация не попала в преступные группы, которые будут шантажировать людей. А судебный исполнитель, он же не шантажист, его государство обязало исполнять решение суда. Так почему для него должна быть налоговая тайна?

Еще один важный момент: мы хотели бы, чтобы наши судебные исполнители могли привлечь к административной ответственности любое должностное лицо, если оно уклоняется от уплаты долгов по решению суда. Для меня это очень важно. Мы внесли такую норму, согласно которой за уклонение можно оштрафовать должника на 20 МРП или арестовать на 10 суток. Получил исполнительный лист, не хочет платить – марш за решетку. И пусть думает. Но против этой нормы выступили все – Генпрокуратура, правительство, Администрация президента. Объясняют это тем, что в стране идет гуманизация. Ну только представьте, если мы тысячи людей посадим в тюрьму за неисполнение решений суда.

Когда мы взяли колонии в Минюст, я с ужасом узнал, что Казахстан занимал третье место в мире по количеству заключенных. Мы провели гуманизацию, и число заключенных сократили с 75 до 37 тысяч. Такую же политику сегодня ведет МВД. Мы направляем им тысячи дел, а возбуждают мизер. Зная это, любой должник сегодня может сказать: "Я не против исполнять решение суда, но я не работаю, имущества у меня нет". Он выплачивает каждый месяц по три копейки, а мы, раз он хоть что-то перечисляет в счет погашения долга, не можем возбудить против него уголовное дело. То есть по этому пути нам идти бесполезно.

Теперь мы говорим: следователи не у нас, но суды-то в наших руках. Значит, нужно за неуплату долга арестовывать. Раз-другой посадим, на третий раз уголовное дело заведем. Если должник должен по решению суда заплатить 400 тысяч, пусть платит 400 тысяч тенге, а не копейки. И меня не волнует, как он будет эти деньги искать. Мы должны вернуть доверие к судебной системе!

– Как вы считаете, как скоро в Казахстане появятся частные судоисполнители?

– Законопроект есть, его нужно доработать и провести апробацию. У людей должно быть понимание, что частный судоисполнитель может быть. Но мы ориентируемся на Россию. А в России нет частных исполнителей, там государственные. У них это называется Федеральная служба судебных приставов и подчиняется Минюсту России, и там все военизированное. Мой коллега, главный судебный пристав России М. А. Винниченко – сокурсник Путина. Он генерал-полковник. Вот и подумайте, какой статус у их судоисполнителей.

А мы даже министра здравоохранения Досаева не можем заставить исполнить решение суда. Он незаконно уволил с работы заместителя председателя комитета Сагына Халела. У него есть решение суда, которое подлежит немедленному исполнению, но 4 месяца человека не восстанавливают на работе. Это нормально?

– Почему же ваш комитет не добивается исполнения этого судебного решения?

– Потому что нашего представителя полицейский в Министерство не пускает. Встал – и не пропускает. И судебный исполнитель 4 месяца не может вручить повестку министру. Досаев знает, кто пришел, и избегает его, а пока повестка не вручена, мы не можем его наказывать.

– А если по телефону связаться?

– Трубку не берет.

– А в канцелярии повестку не можете оставить?

– Не пускают. Это абсолютно бесполезно. А в Министерство обороны попробуй зайти. Не попадешь. Вот тебе и судебная власть… Теперь понимаете, зачем нам нужно статус повышать?


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Новый министр культуры, информации и спорта о политических оппонентах 31.01.2006
"Казахстан использует свой потенциал поставок редких металлов на мировой рынок на 8-10 процентов" 31.01.2006
"Журналисты помогли мне стать министром" 30.01.2006
"Считать себя преемником Назарбаева глупо" 30.01.2006
По какому пути пойдет правосудие 25.01.2006
"Мы будем кредитовать проекты на рыночных условиях" 20.01.2006
Урал Мухамеджанов: Принимайте меня, пожалуйста, таким, какой я есть! 19.01.2006
Лучшая защита – нападение 19.01.2006
Суд да дело 17.01.2006
"Казахстан может заявлять о своем обязательстве по обеспечению энергетической безопасности в мире" 14.01.2006

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
21.11.17 Вторник
93. КАРАСАЕВ Орынгали
75. БАЕКЕНОВ Булат
71. АШЛЯЕВ Серик
69. ДРАГУНКИНА Зинаида
65. НУРТАЗИН Мухит
63. МУХАМЕДЖАНОВ Манарбек
60. САКИЕВ Канат
58. САКЕНОВ Мырзабек
56. САРСЕНОВ Джамбулат
55. АДЕЕВ Юрий
55. БАЛТАБАЕВ Нурлан
54. АЙТЕКЕНОВ Кайрат
53. БЕКТУРГАНОВА Гульмира
52. САБИРОВ Бейбит
51. ГРЮНБЕРГ Евгений
...>>>
22.11.17 Среда
77. БАЙГАРИН Ойрат
70. ТУЯКБАЙ Жаpмахан
67. ИСКАКОВА Саида
65. БАТАЛОВ Амандык
65. СУРАНЧИНОВ Есенбай
63. СМАГУЛОВ Нурлан
60. ИЗАТОВ Бибол
60. ИСКАЛИЕВ Кадырбек
59. АНАТОЛИЙ
59. ЖАНАБЕРГЕНОВ Елемес
55. ДАУЛБАЕВ Асхат
53. АЯГАНОВ Серик
53. МУСАБЕКОВА Газиза
52. БАЙЗАКОВ Айбек
52. СМАГУЛОВ Сундет
...>>>
23.11.17 Четверг
77. КАДЫРОВА Зауpе
71. БАПАЛАКОВ Абдад
71. НУРПЕИСОВ Еркеш
69. КАРИБЖАНОВ Жаныбек
64. КАСАНОВ Зиятдин
63. ТЕМЕНОВ Талгат
61. ХАМИТОВ Аскар
58. АУЕЗОВ Кайрат
58. ЕСЖАНОВ Канат
57. МУСТАФАЕВ Серик
55. АЛТЫБАЕВА Турсунбобе
55. МЫРЗАКУЛОВ Мухан
55. ТУРАКБАЕВ Дамир
54. ИМАНБАЕВ Бакыт
53. ТАСМАГАМБЕТОВА Рысты
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050