NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (октябрь 2017)
Какая страна самая дружественная Казахстану?








Поиск  
Пятница 15.12.2017 23:58 ast
20:58 msk

Болат Жамишев: Прозрачность: недостаток или преимущество?
"Проблема непрофильных активов обусловлена непрозрачностью структуры собственников и аффилиированых лиц банка. Все банки следуют законодательству и не участвуют в капитале организаций, в которых не могут участвовать по закону. Но и тут есть ряд вопросов"
21.02.2005 / интервью

Алевтина ДОНСКИХ, "Казахстанская правда", 18 февраля

Нарастание рисков в финансовом секторе страны - одна из наиболее дискутируемых тем последнего времени. Способствующие этому непрозрачность аффилиированых с банками структур, непрофильные активы самих банков, опережающий рост ссудного портфеля обсуждались на недавнем расширенном заседании Правительства. Эти же вопросы поднимались и во время встречи Президента Нурсултана Назарбаева с председателем Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Болатом Жамишевым. Примечательно, что и в аналитических материалах ведущего рейтингового агентства Standard & Poor’s, несмотря на достаточно позитивную оценку финансового сектора Казахстана, звучат те же опасения. Обсудить все эти вопросы и прокомментировать некоторые выводы финансовых аналитиков мы попросили главу АФН Болата ЖАМИШЕВА.

- Болат Бидахметович, во время вашей встречи с Главой государства была затронута проблема прозрачности банковской системы. Это требование включают и международные стандарты, к которым она стремится. Какие задачи стоят в связи с этим перед АФН?

- Во время встречи с Нурсултаном Абишевичем, действительно, много внимания было уделено вопросу прозрачности. Прозрачность банковской системы - это и прозрачность структуры собственников. Чтобы контролировать и регулировать деятельность банков, необходима понятная структура его собственников. И здесь есть нюансы. По закону крупный участник банка - это участник, который владеет или имеет возможность голосовать десятью и более процентами акций. Эта норма реализуется в полной мере: мы знаем всех, кто владеет десятью и более процентами акций банка. Но в законе в соответствии с международной практикой есть еще одно определение крупного участника: тот, кто влияет на принимаемые банком решения в силу договора или иным образом. И эта норма не применяется в нашей практике.

Речь - о "третьих лицах", влияющих на политику банка, которые предпочитают себя не афишировать. Схема понятна: к примеру, у всех акционеров менее десяти процентов акций. А значит, никто из них не получает права крупного участника. Но все они или часть из них могут в силу договора или иным образом контролироваться "третьим лицом" и, следовательно, вместе с ним иметь влияние на банк. Такая схема управления таит определенные опасности для банка.

Для аффилиированых лиц законодательством предусмотрены ограничения: лицам, связанным с банком особыми отношениями, запрещается предоставление льготных условий. Нельзя заключать с ними договор на условиях, на которых он не может быть заключен с кем-либо другим. Нельзя предоставлять займы без обеспечения. Законодательством накладывается запрет на заключение с такими лицами сделки на покупку имущества, ценных бумаг. Для того чтобы контролировать соблюдение таких норм, нужно знать этих лиц. Это с позиции регулирующего органа.

С позиции банка, если он не контролирует свои отношения с лицами, связанными с банком особыми отношениями, он подвергается риску. Мониторинг за заключением сделок с аффилиироваными лицами возлагается на совет директоров. Эти процедуры нужны для уменьшения риска. Поэтому и поставлена цель - добиться прозрачности собственников, аффилиированых лиц и лиц, связанных с банком особыми отношениями. Кроме того, прозрачность банковской системы предполагает и прозрачность клиентов прежде всего корпоративного сектора. Решать эти задачи достаточно сложно. Требуются не просто усилия на уровне нормативных актов. Должна создаваться экономическая среда, при которой прозрачность была бы более выгодна, чем непрозрачность, стала бы конкурентным преимуществом, а не недостатком, как сейчас. Только в этом случае можно добиться результата.

- На расширенном заседании Правительства поднимался вопрос о мегахолдингах и непрофильных активах финансовых институтов. Входит ли в планы АФН широкомасштабная ревизия оснований, в соответствии с которыми разрастаются банковские структуры, пересмотр нормативных требований?

- В соответствии с законодательством объектами инвестирования банка могут быть другие банки, НПФ, компании по управлению пенсионными активами, инвестиционные фонды, лизинговые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также юридические лица, акции которых включены в список наивысшей категории фондовой биржи. С ограничением: не более 15 % от общего количества размещенных акций одного эмитента. То есть банки в данном случае не управляют этими организациями, а инвестируют в акции как в финансовый инструмент, формируют "торговый портфель". Кроме того, банки могут инвестировать в субъекты инфраструктуры финансового рынка и организации. Могут участвовать в капитале организаций, акции или доли участия в которых были у них в залоге. Но от этих активов они должны сразу избавиться. Это соответствует международной практике.

Но если пытаться ограничивать эту деятельность административными мерами, то банки попытаются каким-то образом их обойти. В результате непрозрачность еще больше усилится. Поэтому, если участие банков в финансовых организациях не является чем-то неприемлемым, каких-либо ограничений не требуется.

Проблема же непрофильных активов обусловлена непрозрачностью структуры собственников и аффилиированых лиц банка. Все банки следуют законодательству и не участвуют в капитале организаций, в которых не могут участвовать по закону. Но и тут есть ряд вопросов.

Когда наша страна определяла концепцию банковского сектора, было решено не разрешать создание промышленно-финансовых групп, в центре которых были бы банки. Определили, что возможно создание банковской группы с участием финансовых организаций. Прочие акционеры могут быть собственниками промышленных предприятий, но при этом они не перекладывают на банк свои риски. Кстати, когда исполком ЕврАзЭС, разрабатывая рекомендации по унификации законодательства, предложил нам изменить банковское законодательство и разрешить создание финансово-промышленных групп с участием банков, мы убедили Правительство, что этого делать нельзя именно по этим причинам.

Если говорить о том, как мы собираемся выполнить поручения, которые были даны на совещании, то считаю, что мы вначале должны справиться с задачей по выявлению всех лиц, связанных с банками особыми отношениями. Затем определиться по инвестициям и по размеру допустимого участия в капитале. Есть еще один вопрос: банки могут участвовать в капитале субъектов инфраструктуры финансового рынка, и законодательно сформулировано, что такое финансовый рынок, но что такое инфраструктура финансового рынка четко не определено.

- По мнению аналитиков Standard & Poor’s, уровень рисков в банковских системах стран СНГ - один из самых высоких в мире. "Бурный рост активов и ссудной задолженности, недостаточная информационная прозрачность, низкая капитализация и высокая степень концентрации бизнеса делают банки неустойчивыми по отношению к экономическим и политическим потрясениям и препятствуют развитию банковских систем в целом" - такая оценка распространяется и на Казахстан. Ваш комментарий.

- Поскольку анализ писался с банковских систем стран СНГ, понятно, что спорить с ней, в целом, не приходится. В большей или меньшей степени это присутствует в каждой из стран СНГ, и в анализе все изложено достаточно объективно. Если говорить о том, в какой мере это относится к Казахстану, наверное, можно сослаться на оценки самого Standard & Poor’s, который присвоил нашим ведущим банкам рейтинги на уровне "ВВ-" или "В+", а Банку развития - на уровне странового, в то время как у большинства ведущих банков стран СНГ рейтингов вообще нет. Это говорит о том, что ситуация в странах СНГ все-таки разная.

- Небольшие размеры банковских систем стран СНГ указывают на то, что через них проходят небольшие по объемам денежные потоки, что обусловлено существованием значительной теневой экономики, считают те же эксперты Standard & Poor’s. Такая взаимосвязь действительно существует?

- Борьба с теневой экономикой - сложный процесс, который требует значительных усилий и времени. Банки в этом смысле тоже не являются исключением. Полагаю, что уменьшение наличного денежного обращения, увеличение безналичного оборота будут способствовать уменьшению размеров теневой экономики. Понятно, что значительное место в этом деле принадлежит банкам. И если банки будут более последовательными в развитии систем управления рисками, они будут требовать и большей прозрачности от клиентов.

- Вопрос из разряда традиционных: обыватели брюзжат как по поводу инвестирования казахстанских капиталов за рубеж, так и по поводу возможного перегрева экономики. До замораживания капиталов еще не договорились, но призывы как прекратить инвестиции за рубеж, так и снизить объемы заимствований за рубежом, звучат постоянно. Как на эти процессы смотрит регулирующий орган?

- Если говорить о перегреве экономики с позиции роста активов банковского сектора, то активы банков к ВВП составляют порядка 50 процентов. По сравнению с другими странами, это мало. Если брать во внимание, что ссудный портфель вырос за год на 66,9 процента, а темпы роста активов составили 60,5 процента, то эти темпы очень высоки. И положительны, т. к. показывают динамику роста банковского сектора. Но рост может быть оправдан только если банки не снижают требований к заемщикам, поскольку их активы в основном представлены ссудным портфелем.

Агентство призвано обеспечивать стабильный рост финансового сектора. Поэтому тенденция ухудшения качества ссудного портфеля вызывает у нас тревогу: доля стандартных кредитов уменьшилась за год с 60,8 до 56,3 процента. Хотя по тем же оценкам Standard & Poor’s, по сравнению с другими странами СНГ мы на неплохой позиции.

Если говорить о риске перегрева экономики, то в настоящее время мы не планируем каких-либо корректировок в нашей политике по значительному сокращению активов банка. Мы будем анализировать ситуацию. И если она будет вызывать тревогу, то у нас есть возможность ограничивать риски, связанные с ростом активов.

Что касается рисков, связанных с заимствованиями банками за рубежом, то они выросли за год на 71,3 процента. Это высокий показатель. Набранный темп сохранится, по-видимому, и в этом году. Но здесь, конечно, многое зависит от того, каким образом эту ситуацию будет оценивать в том числе и Национальный банк. Если с позиции Нацбанка это будет представлять определенную угрозу для внешнего долга и, соответственно, скажется на экономической безопасности страны, то понятно, что такой глобальный риск обусловит и адекватные действия как НБ РК, так и АФН. Пока на рост внешних заимствований мы смотрим с позиции валютного и кредитного рисков.

Инвестиции за рубеж - это вполне приемлемая практика. В этом случае часть валютных заимствований размещается во внешние активы. Опасность возможного перегрева в стране снижается, но появляется страновой риск, который мы также стараемся отслеживать. Отслеживая все эти операции, мы не ставим задачу уменьшать какие-либо возможности банков, а стараемся лишь обеспечивать контроль и требуем, чтобы сами банки эти риски оценивали.

- В связи с повышением ставки рефинансирования НБ РК вновь возникает обеспокоенность возможным ростом ставок по кредитам, которые и сейчас низкими не назовешь. Но такое единодушие по ставкам - объективная планка рынка или банковский сговор?

- Ставка рефинансирования Нацбанка - инструмент денежно-кредитной политики. Напрямую на ставки банков второго уровня не влияющий. Думаю, в нынешней ситуации важна мотивация этого шага. И она достаточно ясно прозвучала в комментариях банка. Подчеркну, что Нацбанк, повышая ставку, не говорил, что она принимается в целях снижения темпов роста кредитного портфеля. Если бы такое заявление было сделано, то следовало бы ожидать, что банки будут несколько сокращать заимствования, в том числе путем повышения ставок вознаграждения по кредитам. Наоборот, говоря о том, что ставка скорректирована, НБ РК не считает, что следствием должно быть повышение ставок по кредитам.

Если же говорить о действующих ставках банков второго уровня, то я считаю, что концентрация банковского сектора на приемлемом уровне. Поэтому утверждать, что у нас отсутствует конкуренция, нельзя. Крупнейшие банки страны объективно конкуренты по отношению друг к другу и говорить в такой ситуации о банковском сговоре не приходится. Действующие ставки по кредитам - рыночная величина. И только изменения на рынке, соотношение спроса и предложения могут на них отражаться.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Есетжан Косубаев: "Сейчас мне не хотелось бы что-то громко заявлять о себе..." 28.02.2005
Людмила Жуланова: "Я - не темная лошадка" 28.02.2005
С.Калмурзаев – Г.Бендицкому: "По многим вопросам, если позволите, будем обращаться к вам..." 25.02.2005
Болат Жамишев: Прозрачность: недостаток или преимущество? 21.02.2005
Аким Храпунов: будем выпускать бриллианты 18.02.2005
"Спрашивали про Машку, отвечали про Дашку" 16.02.2005
Айдар Арифханов: Население - в интересном положении 11.02.2005
Кирпичи почему-то падают на всех 09.02.2005
"Таможня как зеркало отражает уровень развития страны" 07.02.2005
Жестокий романс. Финансовый 04.02.2005

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
15.12.17 Пятница
92. КШИБЕКОВ Досмухамед
86. АБИШЕВ Кажимурат
79. УРАЗАЕВ Файзулла
70. НЫГМЕТ Кенжебай
70. НЫСАНГАЛИЕВ Амангали
70. САРСЕМБАЕВ Марат
69. МИРАЗОВА Аякуль
68. ИЗТЕЛЕУОВ Бейсембай
67. ЕСИМОВ Ахметжан
66. АТАНИЯЗОВ Сулейман
66. ТУРИСБЕКОВ Заутбек
62. АГМАНОВ Адильхан
62. РАДОСТОВЕЦ Николай
62. ТАКЕШЕВ Аманжан
61. КЫДЫРГОЖАЕВ Наурызбай
...>>>
16.12.17 Суббота
88. ТУЛЕГЕНОВА Бибигуль
73. КИСТАУОВ Гани
70. МЕНЛИБАЕВ Абу
69. НАЗАРБАЕВА Светлана
68. БЕКТУРОВ Габбас
63. ЕРГАЛИЕВ Бахытбек
63. СЕЙДУАЛИЕВ Вахит
61. АБДИЕВ Кали
61. СЕИЛХАН Дария
58. ДАМИТОВ Кадыржан
58. ЖОЛУМБЕТОВ Оралбек
58. САБИЕВ Сансызбай
51. ЕЛЖАСОВ Аблай
45. МАНЬКО Татьяна
43. АБДУЛГАФАРОВ Дастан
...>>>
17.12.17 Воскресенье
86. ЭНГОЛИ Виталий
76. ШАРДАРБЕКОВ Шарипбек
72. АМЕРХАНОВА Жибек
68. САПАНОВ Серик
64. ОТАРОВ Кадырхан
63. ЗАКИРЬЯНОВ Кайрат
59. БЕКТАСОВ Абен
57. БУГАЕВ Виктор
55. АУБАКИРОВ Дуйсенбек
54. ТАЙШАНОВ Талгат
52. АХАНЗАРИПОВ Нурлан
51. АГИМБАЕВ Еркебулан
51. СТАМБЕКОВ Ерлан
48. КУЛЬМУРЗАЕВА Гульзия
42. ЙОВОВИЧ Мила
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050