NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2017)
Вы одобряете переход казахского алфавита на латиницу?








Поиск  
Суббота 21.10.2017 20:01 ast
17:01 msk

Есет Жубанов: "Мой отец – мой учитель"
Среди актюбинцев, удостоенных высокого звания "Человек года Актюбинской области", профессор Есет Жубанов. Сын Кудайбергена Жубанова, как и отец, посвятил свою жизнь изучению казахской филологии
13.02.2004 / интервью

"Актюбинский вестник"

Высокое звание Есет Кудайбергенович Жубанов заслужил бесценным вкладом в развитие казахской филологии.

- Есет Кудайбергенович, поздравляем вас с присвоением высокого звания, и в первую очередь хотелось бы узнать, что оно для вас означает?

- Конечно, эта награда не может не радовать. Признание человеком года обязывает нас, людей, удостоенных этого звания, всегда держаться на таком высоком уровне и оправдать надежды наших земляков. Я думаю, что звание "Человек года" присваивается благодаря не только труду одного года, а подытоживаются результаты и предыдущих лет.

- Вы посвятили свою жизнь изучению казахской филологии, что предопределило ваш выбор?

- Когда я закончил школу, то в это время было модно изучать русскую филологию. Мне же хотелось изучать литературоведение, а особенно фольклористику. После войны, в 1946 году, в Актюбинске я закончил подготовительное отделение двухгодичного института им. Байганина. Затем я год работал учителем в казахской школе, а позже друзья уговорили ехать в Алма-Ату и поступать в КазПИ им. Абая, где я и изучал казахскую филологию. Поколение моих учителей пережило очень трудные времена – репрессии, войну.

То, чем я занимаюсь всю жизнь, – это мой осознанный выбор. В начале 90-х гг. Мухтар Арынов высказал мысль, что незачем всем Жубановым находиться в Алматы, кто-то должен трудиться и в Актюбинске. Я в это время работал в институте языкознания Академии наук, и в октябре 1991 года по приглашению Актюбинского педагогического института приехал сюда. В 1996 году вышла моя книга, докторская публикация, которую я посвятил аспектам изучения устной поэтической речи. Работу в Академии наук я начинал в качестве младшего научного сотрудника, ушел ведущим научным сотрудником, кандидатом наук. Между защитой кандидатской и докторской прошло тридцать лет. Докторскую я защитил в 1997 году. Многие удивляются этому, но у меня на защиту докторской не было времени. В тот же год я возглавил кафедру общего и прикладного языкознания.

В 1996 году пединститут стал университетом. За эти годы наша кафедра претерпела немало изменений и сейчас именуется кафедрой теории казахского языка. Сейчас кафедр общего языкознания как таковых нет. Сегодня мы переходим на ведение делопроизводства на казахском языке. Нам необходимо проводить практические занятия, переучивать людей, но это, естественно, дело не одного года. Думаю, что необходимо начинать со школьников и укреплять материально-техническую базу школ. Сегодня мы принимаем студентов из отдаленных сел и ощущаем некоторый пробел в их знаниях. Для того, чтобы поднять уровень знаний учеников, в первую очередь нужно поднимать школы. К сожалению, сегодняшние учебники устарели, создание новых – процесс долгий и многим авторам он просто не под силу.

Сегодня в университете мы преподаем дисциплину - казахское языкознание, но, в отличие от других дисциплин, оно не делится на введение, основной курс, потому что раньше об этом никто и не думал. Как преподавать студентам эту науку без введения? Думаю, что сегодня назрела необходимость в создании пособия "Введение в казахское языкознание". Наука существует, ее признали, она входит в программу обучения. К сожалению, из-за отсутствия средств мы прекратили экспедиционные научные изыскания – сегодня мы не собираем ни диалекты, ни фольклор, не ведем каких-либо археографических записей. На территории нашей области много исторических памятников с неизученными образцами письменности. К примеру, в Мугоджарских горах археологи нашли городище и образцы письменности, не похожей ни на арабскую, ни на кириллицу.

- Какие задачи сегодня ставятся перед профессорско- преподавательским составом вуза? Какие изменения грядут в системе образования?

- Сегодня все чаще говорят о возможных изменениях в системе образования. За десять лет независимости страны в учебном плане каких-либо грандиозных реформ не было. Идет разговор о том, что в скором времени педагогические институты будут выводиться из состава университетов. Возможно, это произойдет и с университетом им. К. Жубанова. Это значит, что на нас ляжет ответственность за пересмотр учебных программ. Жизнь идет, взгляды на науку меняются. Сегодня без методологической основы сделать ничего нельзя. Первоначально студенту необходимо закончить бакалавриат – для приобретения специальности, затем предстоит магистратура, после идет подготовка к защите диссертаций. Эта система для нас нова, но это единые требования, они соблюдаются во всем мире.

- Как идет работа по подготовке молодых ученых?

- Я, как доктор филологических наук, профессор, должен готовить своих учеников. В предыдущие годы под моим руководством было защищено несколько кандидатских диссертаций, недавно еще одна моя ученица Жанна Тектигулова защитила докторскую. Наша задача - руководить аспирантами, помогать им. Нам самим нельзя стоять на одном месте, постоянный обмен опытом с коллегами также дает свои результаты. Если работать по отдельности, то вряд ли можно чего добиться. Бывает так, что в науке человек отчуждается от коллег, но это для того, чтобы углубиться в свою тему, досконально ее изучить и затем объединиться с единомышленниками. Но сил на периферии сегодня очень мало, и мы стараемся, насколько это сложным не было бы, держать связь с другими вузами. Сегодня при вузах действуют советы, мы объединяемся, обмениваемся опытом.

- Для многих вы являетесь Учителем. Кто были ваши наставники?

- В 1957 году моего отца реабилитировали, а значит появилась возможность собирать его работы, научные статьи. Нужно было готовить к выходу в свет сборник его статей, и мне пришлось изучать работы отца, чтобы понять их. Постепенно, собирая их, анализируя, сравнивая их, я нашел именно в лице отца своего учителя. Сегодня исследования его работ продолжаются, защищено несколько кандидатских диссертаций. Исследование творчества Кудайбергена Жубанова расширяется, зреет работа, посвященная ему и мировой лингвистике, мировой педагогике. Труды его можно рассматривать в контексте общего языкознания и тюркологии. В то время, когда работал мой отец, вся наука делилась на советскую и буржуазную. Европейская автоматически причислялась к последней, а слово буржуазия имело негативный оттенок. Отец не мог не критиковать буржуазную науку, но между строк можно было прочитать и о ее положительном опыте. Для других эта тема была запретной вообще. Он тщательно изучил мировое языковедение и подошел к созданию казахского языкознания. Он хотел, чтобы казахский язык звучал наравне с остальными, но угодил в число националистов. Многие его труды были утрачены, а для знакомства и изучения уцелевших, думаю, одной жизни мало. Это очень интересный человек, один раз прочесть его труды недостаточно, возвращаясь к ним снова и снова, открываешь какие-то новые, неизведанные грани, которые наводят на определенные мысли.

На протяжении нескольких лет в университете мы преподаем спецкурс "Жубановедение". Он предназначен для студентов 2 курса, если кого-нибудь заинтересует эта тема, то работа ведется и в дальнейшем. Я начинал разрабатывать этот спецкурс, затем подключились и другие молодые преподаватели. Один из них защитил докторскую по данному направлению, двое – кандидатские диссертации.

Испытал я влияние и своего дяди Ахмета Жубанова. Судьба его тоже была нелегкой – исключали из партии, снимали с работы, лишали звания академика. Хотя академик – это показатель уровня знаний, а не государственная награда. Но тогда такие вещи делались запросто. Годы спустя звание было восстановлено.

Хочется отметить, что наш университет имеет высокий рейтинг в западном регионе страны, наверное, это и своеобразное признание заслуг человека, имя которого он носит. Думаю, что жубановедение нужно развивать и не предавать забвению. За эти годы Кудайберген Жубанов перестал для меня быть только отцом, он ученый, деятельность которого заслуживает достойного внимания. В этом году мы отмечаем 105-летие со дня рождения Кудайбергена Жубанова и, наверное, к этой дате мы приурочим конференцию.

- Насколько было тяжело вашей семье, когда в 1937 году забрали вашего отца?

- Моего отца забрали 19 ноября 1937 года. Тогда я учился в Алма-Атинской казахской средней школе № 2 во втором классе. Такая душевная травма остается на всю жизнь. Время было чрезвычайно суровым. Нам пришлось пережить очень многое, но невзгоды мы выдержали. Конечно, основная тяжесть легла на маму, которая осталась одна с шестерыми детьми. Она была домохозяйкой, грамоте не обучена. В школе отношение к нам, детям "врага народа", изменилось сразу. Друзья отворачивались от нашей семьи. Отца забрали в ноябре 1937, а школу мы посещали до апреля 1938 года. Затем наше пребывание стало просто невозможным. Да и небезопасным. Нас попросили освободить квартиру, дали другую, однокомнатную, а затем мы перешли и в общежитие. Друзья посоветовали маме уехать в Актюбинск. В апреле 1938 года мы переехали на станцию Джурун, в Жубановский аульный совет, который впоследствии стал Сталинским сельским советом. Сегодня по ходатайству старожилов и местных общественных деятелей он вновь переименован в Жубановский сельский округ.

Нести на себе клеймо детей "врага народа" было очень тяжело, некоторые не выдерживали. Я помню, когда вслед за мужем забрали и жену Беимбета Майлина, дети оказались в детдоме, здоровье их было сильно подорвано.

В 1957 году военная коллегия Верховного суда СССР реабилитировала отца. Все эти двадцать лет мать ждала его и не хотела верить в самое худшее. Когда она увидела справку о том, что из-за отсутствия состава преступления отец реабилитирован посмертно, мама была потрясена. Она не хотела верить в то, что он погиб без всякой причины.

- Каким в памяти остался ваш отец?

- Самым умным, красивым и молодым. Он для меня самый лучший человек на свете и я даже в мыслях не допускал того, что он может быть врагом народа.

- Расскажите о вашей семье.

- Старшая сестра Муслима - кандидат педагогических наук, сейчас на пенсии, старший брат Акраб – художник, он возглавлял Алматинское художественное училище, заслуженный работник культуры. Он на пенсии. Моя сестренка Кызгалдак окончила КазГУ, она экономист, еще одна младшая сестренка умерла во время войны, ее здоровье не выдержало суровой жизни. Самый младший Аскар – доктор филологических наук, посвятил себя математической лингвистике. Он не помнит отца. Аскар родился 13 ноября 1937 года, днем 19 ноября мать привезли из роддома, а вечером забрали отца. Аскар - математик по образованию, но я его переманил в математическую лингвистику. Поначалу ему было тяжело, но затем он освоился, защитил кандидатскую, еще позже докторскую. Моя дочь - кандидат филологических наук, сын – историк. Внуки тоже подают надежды. Радуют успехами и правнуки Ахмета Жубанова. Например, Алан Бурибаев – сын внучки Ахмета Жубанова Шолпан Булатовны, известный дирижер не только в Казахстане, но и за рубежом.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Сергей Степашин: Получил миллиарды, так помолчи лет сто 13.02.2004
Есет Жубанов: "Мой отец – мой учитель" 13.02.2004
Дела приватные 10.02.2004
"Наша задача - сдержать развитие наркосистемы" 10.02.2004
Касымжомарт Токаев: В большой политике эмоции неуместны 09.02.2004
"Журналисты разобщены, служат разным силам и отстаивают различные интересы" 06.02.2004
На златом крыльце… 05.02.2004
Слухи о кончине казахстанской науки сильно преувеличены 05.02.2004
Игра на трубе 03.02.2004
Судья финансового рынка 26.01.2004

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
21.10.17 Суббота
88. РУДЕНКО Георгий
71. КУНАНБАЕВ Сапарбек
69. НУРЖАНОВ Омарбек
68. НАУРЫЗБАЙ Жумагали
65. ИЗБЕРГЕНОВ Мунал
61. АЛДАШЕВ Рустем
61. ЕРТЛЕСОВА Жаннат
60. БАЙЖАНОВА Дарига
60. ДАРБЕКОВ Булат
59. КОЖАМЖАРОВ Темирболат
59. МЫНЖАНОВ Марат
59. ТАКЕНОВ Болат
54. НУРКЕНОВ Аманбай
48. АКТАЙ Арман
48. МУХАМЕДИЕВА Бибигуль
...>>>
22.10.17 Воскресенье
93. НУРПЕИСОВ Абдижамил
76. ПРЕЗЕНТ Григорий
75. МУКАШЕВ Болат
74. ЖОТАБАЕВ Женис
70. КУРМАНГАЛИЕВ Айтмуханбет
65. МАТЮХИН Анатолий
63. ИСМАИЛОВ Серик
62. АХАТОВ Амангельды
61. АЛТЫНСАКА Нуржами
61. УМБЕТАЛИЕВ Амангельды
59. УСЕМБАЕВА Жибек
56. МАДИНОВ Ромин
55. КЕРТЕШЕВ Талгат
55. СУЛЕЙМЕН Ержан
54. ЖАКУПБАЕВ Аскар
...>>>
23.10.17 Понедельник
88. МОЛОДОВ Анатолий
80. САРЖАНОВ Кудайберген
70. МАРТЫНОВ Александр
68. САРТАЕВ Жанбатыр
67. КРАУЗЕ Юрий
66. АБЫЛХОЖИН Жулдузбек
66. БИСЕНГАЛИЕВ Ганимат
62. КАРИМЖАНОВ Бахриден
61. ДЕНЯКИН Александр
61. ЖАКЫПОВ Болат
60. ДЮСЕНОВА Сауле
60. СМАГУЛОВ Сейсехан
59. КУШЕРБАЕВ Жомарт
58. ИБРАЕВ Марат
58. ИБРАЕВА Гафура
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050