Миргуль Джилкишинова, "Казахстанская правда", 16 ноября
В мае этого года ЗАО "Национальная компания "Казахстан темiр жолы" создан департамент ревизий и информационной безопасности. Новое подразделение уполномочено контролировать финансово-хозяйственную деятельность структурных подразделений компании по принципу вертикальной подчиненности. О том, какие задачи стоят перед департаментом, мы попросили рассказать его директора, генерал-майора, кандидата юридических наук Рахата Тилебалдинова.
- По положению о департаменте ревизий основным его предназначением является действенный контроль финансово-хозяйственной деятельности структурных подразделений, обеспечение информационной безопасности и защита коммерческой тайны ЗАО "НК "Казахстан темiр жолы".
Замечу, что мы пришли на смену ранее действовавшему управлению финансово-хозяйственных ревизий, отделения которого находились во всех регионах. Кардинальным отличием его работы от нашей являлось то, что филиалы подчинялись руководителям подразделений железной дороги в регионах. А это отрицательно сказывалось на результатах проведенных проверок. Если быть точнее, то попросту терялись объективность, достоверность и качество. Ну как мог ревизор сказать, что такое-то отделение железной дороги работает плохо, когда он находился в его же структуре? В конечном итоге стало очевидным, что ревизии носили поверхностный характер, не затрагивали стратегических проблем отрасли.
Решение об укреплении финансового контроля компании было принято в период структурных преобразований, когда тщательный и объективный контроль приобрел особую актуальность для отрасли. Теперь ревизорский контроль восстановлен по принципу вертикальной подчиненности.
- Это означает прямое подчинение региональных филиалов центральному аппарату?
- Да, действительно, структурные подразделения находятся в непосредственном подчинении департамента и тем самым независимы от местных отделений железных дорог. Мы не сомневаемся в том, что такая мера повысит ответственность руководителей департаментов, дочерних предприятий за их хозяйственное и финансовое состояние и вместе с тем обеспечит эффективную работу структурных единиц отрасли.
- О каких результатах проведенной работы вы можете рассказать?
- По результатам 195 ревизий на ряде ключевых объектов локомотивного и вагонного хозяйств, базах ремонта и эксплуатации, инфраструктуре железной дороги выявлен ущерб на общую сумму более полумиллиарда тенге. Обнаружены факты нецелевого расходования денежных средств. В частности, департамент информатизации и развития связи заключил проекты с тремя фирмами "SAP R/3", ЗАО "TNS-плюс" и ЗАО "Кателко" на полмиллиарда тенге. Но до сих пор ни один из проектов не реализован. В проектно-внедренческом центре Алматы не осуществлен ни один из проектов, под которые получено около миллиона долларов. Обнаружено немало фактов затоваривания складов некондиционными и сверхнормативными запасами товарно-материальных ценностей. На ОАО "Желдорреммаш" таким образом потрачено более миллиарда тенге. В частности, в июле 2001 года закуплено три тысячи килограммов сырой резины на сумму 52 миллиона тенге. Потребность в ней - 50 килограммов в год. В декабре того же года списано сырой резины, как пришедшей в негодность, на 231,7 тысячи тенге. Приобретены электроприборы, не соответствующие требуемым тепловозным параметрам, на сумму 54 млн. 820,6 тысячи тенге.
Раскрыты также случаи приобретения товарно-материальных ценностей без проведения тендеров, по завышенной или по заниженной цене. Так, недостача и хищения денежных средств на сумму 58 миллионов тенге выявлены в проектно-внедренческом центре Алматы, на эксплуатационных депо станций Есиль, Макат, Актобе, Актогай.
Большой ущерб наносят повреждение материальных ценностей, нарушение правил при списании и утилизации подвижного состава. С 1999 года было реализовано в качестве металлолома 311 локомотивов в неразделанном виде сторонним организациям. Выявлено 316 единиц локомотивов, не учтенных на балансе. По заниженным ценам литовским фирмам реализованы 220 секций локомотивов, ущерб от этой операции составил 9 млн. 100 тысяч тенге. А вот несколько беспрецедентных случаев. В Семипалатинском отделении перевозок были порезаны на металлолом 25 платформ-транспортеров многопрофильного назначения. В буквальном смысле варварским можно назвать демонтаж подъездного пути Есиль-Калачи, произведенный ТОО "Паритет". В результате 65 грузовых вагонов на участке в 700 метров оказались отрезанными от дороги и были разграблены.
- Рахат Турсбекович, какие меры принимаются в отношении нарушителей?
- По всем актам ревизий, в которых усматриваются признаки преступления, материалы переданы в правоохранительные органы. По 15 из них возбуждены уголовные дела. Сумма ущерба по этим материалам составила около 750 миллионов тенге.
За недолгий период работы мы убедились в том, что финансовая дисциплина в немалой степени зависит от внутреннего своевременного контроля. Поэтому мы осознаем всю значимость возложенных на нас задач. |